Исследование маркетинговой среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 08:33, курсовая работа

Описание

Анализ курсовой работы будет основываться на данных деятельности предприятия ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод».

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1)раскрыть теоретические основы анализа;

2)провести анализ внутренней и внешней маркетинговой среды ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод»

3)внести рекомендации по совершенствованию маркетинговой среды предприятия

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

1 Теоретические основы понятия маркетинговой среды организации….…….6

1.1 Микросреда фирмы…………………………………………...………………6

1.2 Макосреда фирмы……………………………………………………………19

2 Исследование маркетинговой среды ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод»…………………………………………………………………………..…...21

2.1 Структура внутренней маркетинговой среды ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод»…………………………………………...…………………21

2.2 Структура внешней маркетинговой среды ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод»…………………………………………………………………………….28

3 Разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой среды ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод»……………………………………………….36

3.1 Прогноз состояния основным компонентов маркетинговой среды ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод»……………………………………………….37
3.2 Рекомендации по совершенствованию компонентов маркетинговой среды ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод»…………………………………………39

Заключение………………………………………………………………….…....43

Список используемых источников……………………………………………..46

Работа состоит из  1 файл

ввв.doc

— 262.00 Кб (Скачать документ)

      Демографическая среда представляет большой интерес, поскольку рынки состоят из людей. Рост численности населения сопровождается и ростом человеческих нужд, которые бизнесу необходимо удовлетворить. А это означает рост рынков при наличии достаточной покупательной способности. Однако, если покупательная способность окажется недостаточной, наступит спад и произойдет сужение рынков.

      Самый большой рост численности населения, потребителей продукции ЗАО «Рузаевский  Стекольный Завод», относится к возрастной группе лиц от 35 до 54 лет. В нее  входят люди с прочным профессиональным положением, составляющие крупный рынок покупателей больших домов и квартир, новых автомобилей и имеющих свое дело, или занимающих руководящие должности. Если строятся дома, производятся автомобили, то будет сбываться и продукция предприятия.

      Остальные группы населения товар либо не покупают, либо очень маленьким количеством, не существенным для предприятия. Поэтому предприятие интересует группа от 35 до 54 лет.

      В рамках краткосрочного и среднесрочного периодов отмеченные демографические тенденции являются исключительно надежными факторами развития. Предприятие пользуется перечнем основных демографических тенденций и точно определяет, какое значение будет иметь для нее каждая из них.

      Экономическая среда. Помимо самих людей, для рынков важна еще и их покупательная способность. Общий уровень покупательной способности зависит от уровня текущих доходов, цен, сбережений и доступности кредита. На покупательной способности сказываются экономические спады, высокий уровень безработицы, растущая стоимость получения кредитов. Существующая экономическая среда благоприятно влияет на деятельность многих предприятий и заводов страны. Это связано, прежде всего, с отступлением кризиса и улучшением уровня жизни населения. Не исключение в этом вопросе стали Рузаевский стекольный завод. Экономическая  среда оказывает положительное влияние на деятельность завода, растет покупательная способность населения, увеличивается платежеспособный спрос, расширяется клиентская база.[31, c.76]

      ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод» обращает особое внимание на характер распределения доходов. Лидируют потребители, принадлежащие к высшему классу, на характере затрат которых никоим образом не сказались последние события в экономике и которые остаются основным рынком сбыта продукции предприятия.

      Затем идут потребители среднего класса, несколько ограничивающие себя в расходах, но все равно чувствующие себя вполне уютно. Рабочий класс практически не должен выходить за рамки приобретения самого необходимого из пищи, одежды и крова и должен всеми силами стараться что-то сэкономить. И наконец, представители низших слоев общества (люди, живущие на пособия по социальному обеспечению), а также многие пенсионеры вынуждены считать каждый рубль при совершении даже самых необходимых покупок. Но стекло необходимо всем слоям населения, имеющим какой либо вид имущества: дача, квартира, автомобиль и т.д.

      ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод» учитывает  и географические различия в структуре распределения доходов. Тем самым сосредоточивая свои усилия на районах, открывающих самые перспективные возможности.

      Политическая  среда. На маркетинговых решения  ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод» сильно сказываются события, происходящие в политической среде. Эта среда слагается из правовых уложений, государственных учреждений и влиятельных групп общественности, которые оказывают влияние на различные организации и отдельных лиц и ограничивают свободу их действий в рамках общества.

      Итак, как и все предприятия, осуществляющие свою деятельность в условиях рыночной экономики, ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод» сильно зависит от внешней среды, от микро и макросреды. Причем если факторы внешней микросреды завод может в какой то степени контролировать (выбор поставщика, потребителя) то основные факторы внешней макросреды не поддаются такому контролю. В связи с этим заводу необходимо проводить прежде всего сделать свою производственную и внепроизводственную деятельности как можно более гибкими, дабы приспособиться к меняющемся условиям внешней среды.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой среды предприятия ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод»

     3.1 Прогноз состояния  основным компонентов  маркетинговой среды ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод»

     По  прогнозам экспертов, рынок стеклянной тары в последующие годы будет  бурно расти (последние два года отмечен рост на уровне 17-20 %) благодаря высокому спросу на продукцию со стороны алкогольных компаний. Более того, сегодня наблюдается дефицит пищевой стеклотары, составляющий около 3 млрд штук в год. “В России не хватает качественной тары по разумным ценам, этим объясняется импорт из Италии, Германии, Украины, который держится на уровне 10-15 %”, — считает заведующий отделом стандартизации и испытаний Московского государственного института стекла Александр Чесноков. Однако данная тенденция, похоже, совсем скоро канет в лету. Дело в том, что на отечественный рынок в недавнем прошлом вышел игрок, способный занять превалирующую долю в секторе производства стеклянной тары для пищевой промышленности. Речь идет о Рузаевском стекольном заводе, способном держать “удар” в жесткой конкурентной борьбе с иностранными предприятиями и выпускать продукцию с лучшими показателями качества и цены.

     В ближайшем будущем руководство  Рузаевского стекольного завода планирует создание развитой системы  внутреннего взаимодействия между всеми отделами. Освоение программы ИСО 9000 позволит решить данную задачу.

     Быть  в числе ведущих игроков стекольной отрасли — значит соответствовать ряду критериев, наиважнейший из которых — профессионализм сотрудников. Специалисты Рузаевского стекольного завода создают сегодня славную историю предприятия. В настоящее время штат комбината насчитывает более двух тысяч человек, руководители имеют значительный опыт в стекольной промышленности и многочисленные деловые связи по технологической цепочке от поставщиков сырья до покупателей. Необходимо отметить, что завод очень важен для экономики Мордовии, так как вместе с ростом количества рабочих мест, увеличивается и налоговая база. Следовательно, это добавляет к росту местного ВВП 7 %.

     В структуре Рузаевского стекольного  завода работают профессиональные дизайнерские группы, сотрудники которых могут разработать оригинальную конструкцию бутылки, дать рекомендации по использованию тех или иных материалов и технологий.

     В тесном сотрудничестве с заказчиками — от разработки деталей дизайна для водочных и коньячных бутылок и до массового внедрения их в производство — на заводе планируется реализация эксклюзивных проектов. “Наш персонал стремится выполнить даже очень сложные заказы, и уже многое ему под силу”, — говорит генеральный директор Г. А. Ароян. Высокое качество и почти хрустальную прозрачность стекла по достоинству оценили многие ликеро-водочные предприятия не только в России, но и за границей. Завод планируется оснастить стеклоформующими машинами с процессом NNPB (прессо-выдув для узкогорловой тары). “Этот сложный метод возможно реализовать только при соответствующей технической поддержке, — комментирует генеральный директор Г. А. Ароян, и продолжает: “Другие стеклозаводы тоже осваивают эту технологию, не у всех получается, так как не хватает знаний и опыта, а потребители относятся к этому пока осторожно”. Сотрудничество с ведущим разработчиком метода NNPB, имеющим собственную столетнюю историю в деле производства стеклотары, гарантирует сохранность легковесных бутылок при их заполнении на линиях розлива.

     Хотя  все производство Рузаевского стекольного  завода сосредоточено в Рузаевке, грамотное управление логистическими процессами позволит сделать его действительно гибким и мобильным игроком отрасли. Предполагается расширение клиентской базы не один десяток постоянных клиентов, среди которых наиболее известные игроки водочного рынка: “Топаз”, “Кристалл”, “Ладога” и пр. Также предполагается географическая экспансия: отгрузка стеклотары в европейские страны, в частности в Италию и Германию. “Мы планируем экспортировать примерно 25 % произведенной стеклотары”, — говорит господин Ароян. Портфель заказов составлен на пять лет вперед.

 На основании  имеющихся данных, анализа статистики, внутренней отчетности и проектирования внешних экономических условий, можно предположить, что доходы завода увеличатся в среднем на 25-28%.  Это обусловлено, прежде всего, благоприятной экономической ситуации в стране и республики, а также является результатом метода экстраполяции. В целом прогнозы по всем основным показателям завода являются оптимистичными, поскольку предприятия молодое и перспективное, не имеет каких либо серьезных финансовых проблем, обладает огромным производственным потенциалом.

     3.2 Рекомендации по совершенствованию компонентов маркетинговой среды ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод»

 

     В результате проведенного исследования внутренней и внешней маркетинговой среды можно выделить несколько перспективных направлений дальнейшего развития предприятия.

     Рассматривая внутреннюю маркетинговую среду ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод», можно посоветовать предприятию инновационно-инвестиционную стратегию развития. Инновационно-инвестиционная стратегия – это стратегия, призванная обеспечивать все основные направления развития инновационной деятельности предприятия и инвестиционных отношений, путем применения научных принципов формирования долгосрочных инновационно - инвестиционных целей, выбора наиболее эффективных путей их достижения, своевременной корректировки направлений формирования и использования инвестиционных ресурсов при изменении условий внешней среды. Данная стратегия позволит заводу укрепить свою рыночную позицию, а также увеличить свою клиентскую базу. Для усиления конкурентоспособности, а также для увеличения доходности завода можно предложить ряд мероприятий, касающихся внешней и внутренней маркетинговой среды.

  • Создать производство новых преобразователей на уровне лучших зарубежных аналогов;
  • Сохранять и укреплять существующие позиции;
  • Увеличить кадровый потенциал предприятия;
  • Разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение качества товара, а также оказанию постпродажных услуг;
  • Расширить спектр предоставляемых потребителей товарного ассортимента и сервисных работ;
  • Повысить эффективность каналов продаж и обслуживания;
  • Реализовать комплекс мероприятий, направленных на формирование сильного бренда.

      Прежде  чем разрабатывать маркетинговые  планы, необходимо разобраться в рынках. На рынке покупают товары и услуги для личного потребления и перепродажи, с получением наибольшей прибыли. Поэтому, необходимо обеспечить благоприятные отпускные условия со склада предприятия или магазина.

      Для большего удобства и расширения коммуникации с покупателями можно открыть  интернет-магазин и ряд магазинов  в других регионах. Реклама в просторах сети интернет является недорогим и достаточно эффективным способом распространения информации о заводе. Следует уделить особое внимание созданию качественного сайта предприятия. Ведь через сайт потенциальный покупатель или заказчик сможет быстро, и не выходя из дома или офиса ознакомиться со всем комплексом услуг предоставляемых заводом. На данном сайте следует располагать информацию о ценах, ассортименте продукции, о возможных каналах доставки и так далее.

      Предприятию следует ввести гибкую систему скидок, прежде всего крупным и надежным покупателям. Ведь именно они являются основой клиентской базы завода. Следует ввести бонусные, накопительные скидки, скидки за покупку большой партии товара. При этом для завоевания большего круга постоянных покупателей, следует сделать данную систему скидок выгодной для установления длительного взаимодействия. А именно: чем дольше сотрудничество, тем больше скидка.

      Необходимо  также выделить финансовые средства на разработку новой продукции экспериментальной лаборатории предприятия, которая удовлетворяла бы требования покупателей и была конкурентоспособной на рынке. Данная продукция должна быть совершенно новой, инновационной, не имеющей аналогов. Возможно созданная для удовлетворения каких либо дополнительных потребностей и нужд потребителей.

      Для эффективного функционирования завода в ближайшем будущем, руководству  необходимо проведение маркетинговых  исследований. Тот факт что в настоящее  время продукция ЗАО «Рузаевский  Стекольный Завод» пользуется хорошим спросом не говорит о том, что такая тенденция будет постоянной. Заводу необходимо четко представлять малейшие изменения в спросе на свою продукцию. Ведь при условии бездействия возникает возможность потери конкурентных позиций и клиентской базы. Именно для целей удержания и усиления позиций на рынке заводу и требуется провести маркетинговое исследование в 2011 году. Это связано, прежде всего, с изменением в структуре спроса, экономической ситуации в стране. Дата открытия и начала работы предприятия приходится на не совсем легкие рыночные условия. Это период мирового экономического кризиса, который поменял как спрос, так и всю структуру потребления населения. При создании завода руководство ориентировалось прежде всего на текущию рыночные и экономические условия. Экономическая ситуация в 2009-2010 годах изменилась, стала более благоприятной, поэтому предприятию необходимо сформулировать ряд мероприятий по корректировке своей деятельности. Именно для этого и требуется проведения комплексного маркетингового исследования в ближайшем будущем.

Информация о работе Исследование маркетинговой среды предприятия