Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:03, курсовая работа
Отрасли значительно отличаются друг от друга экономическими характеристиками, конкурентными ситуациями и перспективами на будущее. Темпы технологического развития могут находиться в интервале от быстрых до медленных. Потребности в капитале могут варьироваться от больших до незначительных. Рынок может быть местным и мировым. Продукция может быть стандартизованной и заказной. Конкурентные силы могут отражать различные степени акцентирования на ценах, эффективности продукции, обслуживании, рекламе и т.д. Потребительский спрос может быстро расти или сокращаться.
ВВЕДЕНИЕ
1.АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ В ОТРАСЛИ
1.1 Определение понятий «отрасль» и «конкуренции»
1.2 Показатели оценки конкуренции
1.3 Методы анализа конкуренции в отрасли
2.РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ФИРМЫ
2.1 Оценка конкурентоспособности товара
2.2 Расчет показателей конкурентоспособности фирмы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2. Аллокационная. Эта функция выражается в эффективном размещении факторов производства в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.
3. Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от экономического выживания к расширению сфер хозяйственной деятельности.
4. Инновационная функция обнаруживается в различных проявлениях новаторства, опирающегося на достижение научно-технического прогресса.
5. Распределительная. Реализуется в основном в среде потребителей, как индивидуальных, так и производительных. Проявляется в соревновании по получению наибольшей выгоды на территории функционирования.
6. Контролирующая функция призвана не допустить установления монополистического диктата одних участников рынка над другими.
Совокупность этих функций обеспечивает общую результативность функционирования рыночной экономики. Именно режим и механизм конкуренции обуславливает развитие рынка в качестве саморегулирующейся системы.
Существует три типа конкурентного поведения:
а) Креативный.
Конкуренты направляют всю свою мощь и творческую энергию на создание каких-либо новых компонентов рынка, обеспечивающих им превосходство над соперниками (новые товары, новые технологии, рекламы и сбыта). Этот вид конкуренции самый творческий, созидательный.
б) Приспособленческий.
Проявляется в копировании достижений рыночных соперников, но в более короткие сроки.
в) Обеспечивающий.
Выражается в стремлении предпринимателя сохранить на длительную перспективу достигнутые высокие позиции на рынке, за счет повышения качества товара, изменения ее ассортимента, дополнительного послепродажного обслуживания и т.д.
Описанные выше
виды конкуренции в свою очередь
реализуются в двух аспектах: ценовом
и неценовом методах
Ценовая конкуренция происходит между производителями товаров и услуг в области издержек производства. Между конкурентами идет борьба за снижение издержек производства за счет лучших технологий, повышения производительности труда, лучшей организацией и управлением производства. Ценовая конкуренция по праву называется чистой или свободной, так как конкурируют не сами предприниматели, а их товары, т.е. таланты и способности производителей, творческие возможности, воплощенные в производство конкретного товара.
Неценовая конкуренция выражается в изменении свойств продукции, постоянном обновлении модной продукции и придании ей новых свойств и качеств, в совершенствовании послепродажных услуг и т.д. При этой конкуренции производители делают упор на отличительные признаки и особенности своей продукции.
В зависимости от степени свободы, конкуренция может быть совершенной (свободная) и несовершенной. Совершенная конкуренция - это такой вид рыночной структуры, который предполагает выполнение нескольких условий:
Совершенная
конкуренция является условием создания
рыночного механизма
Противоположностью
совершенной конкуренции
Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли. Монополия препятствует естественному формированию рыночной цены. При этом потребители лишь в незначительной степени могут влиять на эти цены. В условиях монополии выделяют несколько видов конкуренции:
В условиях
монополистической формы
1.2 Показатели оценки конкуренции.
Для того чтобы сделать заключение о наличии или неразвитости конкуренции на каком-то товарном отраслевом рынке, рассчитывают, сравнивают с критериями и анализируют показатели по следующим параметрам:
Каждый из этих параметров имеет качественное определение и количественные характеристики (один или несколько показателей). Рассмотрим их подробнее.
1. Продуктовые или товарные границы рынка. Это группа (набор) взаимозаменяемых товаров. Такой набор определяют исходя из сплошного или выборочного опроса потребителей и товароведческой экспертизы.
Взаимозаменяемость определяется с двух позиций - по потреблению (спросу) и по производству.
Количественно товарные границы по спросу характеризуются коэффициентом перекрёстной эластичности спроса (Еij), который определяется как отношение процентного изменения объёма реализации одного товара (i) к процентному изменению цены на другой товар (j) за определённый период по формуле [4]:
Eij = [ (Qi2 - Qi1) /Qi1 ·100] / [ (Pj2 - Pj1) /Pj1 ·100], (1)
где Qi1 и Qi2 - соответственно, объём реализации i-го товара в предыдущем и оцениваемом периоде, в натуральных или стоимостных единицах измерения;
Pj1 и Pj2 - соответственно, цена j-го товара в предыдущем и оцениваемом периоде, р.
При значении Eij> 0 сравниваемые товары взаимозаменяемы (например, стеновые материалы, кирпич и ячеистый бетон), а при Eij< 0 - товары взаимодополняемые (например, цемент и бетон). Чем выше положительное значение коэффициента перекрёстной эластичности спроса, тем больше степень взаимозаменяемости сравниваемых товаров.
Взаимозаменяемость товаров по производству оценивается на качественном уровне и характеризуется двумя моментами:
во-первых, наличием свободных производственных мощностей, которые можно использовать для производства другого товара данной группы;
во-вторых, технологическими
возможностями переключения производственных
мощностей предприятия-
2. Субъекты товарного рынка представляет собой состав продавцов и покупателей. При его характеристике определяется перечень всех фактически действующих и потенциально возможных субъектов на определяемом товарном рынке.
3. Географические границы товарного рынка представляет собой территорию, на которой покупатели приобретают или могут приобретать изучаемый товар и не имеют такой возможности за её пределами. Географические границы определяются также как и товарные - путём опроса покупателей. Если покупатели считают, что какой-то товар, который продаётся в одном регионе, является заменителем товара, продаваемого в другом, то эти два региона представляют собой один и тот же географический отраслевой рынок.
При оценке географических границ определяют возможности перемещения покупателей и товаров между регионами, для чего проверяют следующее:
4. Объём товарного
ресурса рынка количественно
измеряется общим объёмом
n
Vт = åVi = Vр + Vim - Vex, (2)
i =1
где Vi - объём реализации определённого товара i-м продавцом;
n - количество
действующих на отраслевом
Vр - объём реализации местными товаропроизводителями;
Vim - объём импорта (ввоза) на территорию рынка;
Vex - объём экспорта (вывоза) с территории рынка.
5. Доля хозяйствующего субъекта на рынке (Di), определяется по формуле [10]:
Di = Vi / Vт ·100. (3)
По величине данного показателя оценивается наличие на данном рынке хозяйствующих субъектов с доминирующим положением (обладающих рыночной властью). Доминирующим признаётся положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определённого товара составляет 65 и более процентов. Если доля хозяйствующего субъекта не превышает 35 процентов, то его положение не считается доминирующим и, соответственно, он не имеет рыночной власти.
6. Структура
товарного рынка. Для её
Коэффициент рыночной концентрации рассчитывается как процентное отношение реализации (поставки) продукции определённым числом крупнейших продавцов к общему объёму реализации (поставки) на данном товарном рынке. В отечественной практике обычно рассчитывают коэффициенты концентрации трёх (CR-3), четырёх (CR-4), шести (CR-6), восьми (CR-8), десяти (CR-10) или двадцати пяти (CR-25) крупнейших продавцов (производителей-поставщиков).
Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нём продавцами:
n
HHI = å Di2. (4)
i = 1
По показателям рыночной концентрации делают предварительную оценку степени монополизации рынка и равномерности (или неравномерности) присутствия на нём различных по размерам хозяйствующих субъектов. Чем меньше значения показателей CR и HHI, тем больше на данном рынке продавцов с равномасштабными объёмами поставки продукции.