Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:03, курсовая работа
Отрасли значительно отличаются друг от друга экономическими характеристиками, конкурентными ситуациями и перспективами на будущее. Темпы технологического развития могут находиться в интервале от быстрых до медленных. Потребности в капитале могут варьироваться от больших до незначительных. Рынок может быть местным и мировым. Продукция может быть стандартизованной и заказной. Конкурентные силы могут отражать различные степени акцентирования на ценах, эффективности продукции, обслуживании, рекламе и т.д. Потребительский спрос может быстро расти или сокращаться.
ВВЕДЕНИЕ
1.АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ В ОТРАСЛИ
1.1 Определение понятий «отрасль» и «конкуренции»
1.2 Показатели оценки конкуренции
1.3 Методы анализа конкуренции в отрасли
2.РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ФИРМЫ
2.1 Оценка конкурентоспособности товара
2.2 Расчет показателей конкурентоспособности фирмы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Весовая значимость показателей для оценки маркетинговой составляющей оценки конкурентоспособности (общая для всех вариантов):
Цена – 0,15; Качество продукции – 0,20; Дилерская сеть – 0,10;
Имидж – 0,10; Маркетинг и реклама – 0,05; Доля на рынке – 0,15;
Размещение – 0,10; Обслуживание потребителей (сервис) - 0,15.
Весовые коэффициенты показателей для оценки финансовой составляющей оценки конкурентоспособности (общие для всех вариантов):
Чистая рентабельность предприятия – 2; Дивиденды на одну акцию – 3;
Рентабельность собственного капитала – 4; Коэффициент автономии – 4;
Коэффициент текущей ликвидности – 3; Отдача всех активов – 3.
Чистая прибыль на 1 р. объема реализации – 2;
Оборачиваемость дебиторской задолженности – 3;
При использовании матричного подхода составляется матрица показателей по ряду конкурирующих фирм.
Таблица 2.9.
Матрица показателей для оценки маркетинговой
составляющейконкурентоспособно
Показатели |
Фирмы | ||
1 |
2 |
3 | |
1. Доля фирмы на рынке % |
66% |
21% |
13% |
2. Имидж (рейтинг) |
70 |
40 |
5 |
3. Размещение (относительно основных сегментов рынка) |
0,9 |
0,1 |
0,8 |
4. Маркетинговая деятельность и реклама (бюджеты) |
2 021 |
981 |
521 |
5. Дилерская сеть (система сбыта) |
3 |
3 |
4 |
6. Качество продукции |
0,8 |
1,0 |
0,9 |
7. Обслуживание потребителей (уровень сервиса) |
3 |
4 |
5 |
8. Цена, р./ед |
2 611 |
2 621 |
2 631 |
Расчетным показателем является доля фирмы на рынке.
Расчет нужно производить по формуле [10]:
Доля фирмы на рынке =
где Qj – объем продаж, тыс.р.
j – количество фирм на рынке, ед.
Фирма1= 0.66 100= 66%
Фирма2= 0.21 100= 21%
Фирма3= 0.13 100=13%
Таблица 2.10. Матрица относительных показателей.
Показатели |
Фирмы | ||
1 |
2 |
3 | |
1. Доля фирмы на рынке |
1,0 |
0,31 |
0,16 |
2. Имидж (рейтинг) |
1,0 |
0,57 |
0,07 |
3. Размещение (относительно основных сегментов рынка) |
1,0 |
0,11 |
0,88 |
4. Маркетинговая деятельность и реклама (бюджеты) |
1,0 |
0,48 |
0,25 |
5. Дилерская сеть (система сбыта) |
0,75 |
0,75 |
1,0 |
6. Качество продукции |
0,8 |
1,0 |
0,9 |
7. Обслуживание потребителей (уровень сервиса) |
0,6 |
0,8 |
1,0 |
8. Цена, р./ед |
0,992 |
0,996 |
1,0 |
Итого: |
7,142 |
5,026 |
5,29 |
По данным таблицы можно сделать следующий вывод: по итогу показателей на первом месте находится фирма №1, на втором месте фирма №3, на третьем месте фирма №2.
Таблица 2.11. Матрица относительных показателей с учетом их весовых значений.
Показатели |
Фирмы |
Весовое знач-е | ||
1 |
2 |
3 | ||
1. Доля фирмы на рынке |
0,15 |
0,04 |
0,02 |
0,15 |
2. Имидж (рейтинг) |
0,1 |
0,05 |
0,007 |
0,10 |
3. Размещение (относительно основных сегментов рынка) |
0,1 |
0.011 |
0,088 |
0,10 |
4. Маркетинговая деятельность и реклама (бюджеты) |
0,05 |
0,02 |
0,014 |
0,05 |
5. Дилерская сеть (система сбыта) |
0,075 |
0,075 |
0,1 |
0,10 |
6. Качество продукции |
0,16 |
0,20 |
0,18 |
0,20 |
7. Обслуживание потребителей (уровень сервиса) |
0,09 |
0,12 |
0,15 |
0,15 |
8. Цена, р./ед |
1,0713 |
0,7539 |
0,7935 |
0,15 |
Итого: |
1,7963 |
1,3689 |
1,4785 |
По данным таблицы можно сделать следующий вывод: по итогу показателей на первом месте находится фирма №1, на втором месте фирма №3, на третьем месте фирма №2.
Производственная составляющая конкурентоспособности фирмы.
Эффективность (Эi) использования производственного потенциала по каждой фирме может быть определена по формуле [10]:
Эj=
Э1=
Э2=
Э3=
По данным расчетов можно сделать следующий вывод: по итогу показателей на первом месте находится фирма №3, на втором месте фирма №2, на третьем месте фирма №1.
Финансовая составляющая конкурентоспособности
предприятия.
Оценка финансовой
составляющей конкурентоспособности
предприятия может
Pij=
где Рi - рейтинговая оценка финансового состояния организации;
x ,…,х - стандартизированные показатели j-ой анализируемой организации.
Таблица 2.12. Финансовые показатели для оценки конкурентоспособности фирмы.
Показатели |
Фирмы | ||
1 |
2 |
3 | |
1. Чистая рентабельность предприятия |
0,022 |
0,063 |
0,081 |
2. Рентабельность собственного капитала |
0,071 |
0,116 |
0,100 |
3. Дивиденды на одну акцию |
0,22 |
0,21 |
0,36 |
4. Чистая прибыль на 1 р. объема реализации |
0,04 |
0,14 |
0,3 |
5. Отдача всех активов |
0,566 |
0,453 |
0,268 |
6. Оборачиваемость дебиторской задолженности |
2,928 |
2,916 |
0,958 |
7. Коэффициент текущей ликвидности |
1,027 |
0,903 |
1,393 |
8. Коэффициент автономии |
0,316 |
0,546 |
0,810 |
Таблица 2.13. Стандартизирование показателей оценки финансовой составляющей конкурентоспособности фирмы.
Показатели |
Фирмы | ||
1 |
2 |
3 | |
1. Чистая рентабельность предприятия |
0,271 |
0,768 |
1 |
2. Рентабельность собственного капитала |
0,612 |
1 |
0,862 |
3. Дивиденды на одну акцию |
0,611 |
0,583 |
1 |
4. Чистая прибыль на 1 р. объема реализации |
0,133 |
0,466 |
1 |
5. Отдача всех активов |
1 |
0,800 |
0,473 |
6. Оборачиваемость дебиторской задолженности |
1 |
0,995 |
0,327 |
7. Коэффициент текущей ликвидности |
0,737 |
0,648 |
1 |
8. Коэффициент автономии |
0,390 |
0,674 |
1 |
Таблица 2.14. Определение финансовой составляющей конкурентоспособности фирмы.
Показатели |
Фирмы |
Весовое значение | ||
1 |
2 |
3 | ||
1. Чистая рентабельность предприятия |
1,03 |
0,30 |
0 |
2 |
2. Рентабельность собственного капитала |
1,24 |
0 |
0,276 |
4 |
3. Дивиденды на одну акцию |
0,673 |
1,32 |
0 |
3 |
4. Чистая прибыль на 1 р. объема реализации |
1,22 |
0,755 |
0 |
2 |
5. Отдача всех активов |
0 |
0,346 |
0,912 |
3 |
6. Оборачиваемость дебиторской задолженности |
0 |
0,008 |
1,16 |
3 |
7. Коэффициент текущей ликвидности |
0,455 |
0,609 |
0 |
3 |
8. Коэффициент автономии |
1,22 |
0,652 |
0 |
4 |
Итого: |
5,838 |
3,99 |
2,348 |
По данным таблицы можно сделать следующий вывод: по итогу показателей первое место занимает фирма №3, второе место фирма №2, третье место фирма №1 (оценивается по минимальному значению).
Расчет показателей:
Расчет по формуле [10]: Pij=
Р1=
Р2=
Р3 =
Р1=
Р2=
Р3=
Р1=
Р2=
Р3=
Р1=
Р2=
Р3=
Р1=
Р2=
Р3=
Р1=
Р2=
Р3=
Р1=
Р2=
Р3=
Р1=
Р2=
Р3=
Cведение оценок всех трёх составляющих и окончательное ранжирование фирм по местам.
Таблица 2.15. Итоговая оценка конкурентоспособности фирмы.
Составляющая оценка конкурентоспособности |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
Маркетинговая |
1 |
3 |
2 |
Производственная |
3 |
2 |
1 |
Финансовая |
3 |
2 |
1 |
Итого: |
7 |
7 |
4 |
По данным таблицы можно сделать следующий вывод: в результате оценки показателей наиболее конкурентоспособной фирмой является фирма №3, фирмы №1 и №2 имеют равную конкурентоспособность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В данной курсовой работе описана структура конкуренции в отрасли, рассмотрены показатели конкуренции и методы анализа конкуренции.
Курсовая работа из двух разделов.
В первом разделе определена сущность отрасли и конкуренции, описаныконкурентные позиций соперничающих предприятий в отрасли, функции конкуренции, составлены три типа конкурентного поведения и виды конкуренции. Также рассмотрены показатели оценки конкуренции, описаныметоды анализа конкуренции.
Во втором разделе приведены расчеты показателей конкурентоспособности продукции и фирмы, рассмотрены наиболее широко используемые методы и их оценки.
Подводя итог, можно сказать, что благодаря данной курсовой работе были изучены теоретические знания о конкуренции в отрасли, конкурентоспособности и о формах конкурентного сосуществования, а так же приобретены практические навыки оценки конкурентоспособности продукции и фирмы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.