Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:46, курс лекций
Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Нужда – чувство, ощущаемое человеком нехватки чего-либо.
Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложениям чего-либо взамен.
Главные задачи: создание благоприятного образа фирмы, установление контроля внешней среды, изменение структуры потребностей, изменение подхода к комплексу обслуживания.
Стратегия поведения на рынке: создание своего потребителя.
Философия управления: маркетинг + стратегическое управление (формирование конкурирующих преимуществ).
Концепции:
Концепция маркетинга – достижение корпоративных целей за счет лучшего, чем у конкурентов удовлетворения и предвосхищения потребностей клиентов.
Концепция агрессивного сбыта |
Концепция маркетинга | |
Отправной пункт анализа |
Производственные возможности |
Рыночные возможности |
Объект исследования (центральный элемент маркетинга |
Существующий товар |
Нужды и потребности покупателей |
Объект воздействия |
потребитель |
Товар |
Конечная цель |
Прибыль засчет больших объемов продаж |
Прибыль засчет лучшего удовлетворения клиентов |
Социально-этнический маркетинг – «+» - с одновременным хранением или укреплением благополучия потребителей и общества в целом.
Событийно-приуроченный маркетинг – публичное финансирование социальных программ общества, реализация различными общественными организациями в периоды продвижения на рынок новой продукции компании.
Исследование товара.
Товар – все то, что может удовлетворять потребности или нужду. Товары могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи.
Услуга – объект продажи в виде действий, выгод или удовлетворения. Любой товар – заключенная в упаковку услуга.
Потребности по иерархии Маслоу сдвинулись вверх, потребитель стремится к удовлетворению социальных потребностей.
Задача маркетолога – выявить скрытые за любым товаром нужды и продавать выгоды от товара (уровень, лежащий в центре товара).
ПРИМЕР: универсам: услуга – предоставление лучшего ассортимента продукции.
Нужда – найти то, что нужно быстро, качественно, свежее.
ТОВАР:
Основная выгода или услуга (товар по замыслу) И
внешнее оформление товар в реальном исполнении упаковка М
качества Д
Ж
доставка кредит установка гарантия послепродажное обслуживание
товар с подкреплением (дополнительные услуги и выгоды)
Если задача маркетолога – товар
по сути, то задача дизайнера, конструктора,
разработчика – нечто реальное,
имеющее название, форму, размер, набор
потребительских качеств и
ПРИМЕР: Пиво с марочным названием «Невское», класса качества Премиум, крепость 5,7 % разлито в бутылки емкостью 0,33 л, снабжено фирменной этикеткой с Невской тематикой, фирменной эмблемой и пробкой с марочным логотипом.
Другой вариант исследования товарных уровней.
Стратегия дополнения товара требует учета ряда обстоятельств – дополнительные предложения вызывают возрастания издержек производства; проблема – готовы ли будут покупатели платить за это. Дополнительные выгоды превращаются в ожидаемые, следовательно, конкуренты будут создавать новые и новые дополнения. Наряду с предложениями дополнительного товара с повышенными ценами конкуренты могут предложить упрощенный товар по низкой стоимости (к большому количеству многозвездочных отелей существуют дешевые гостиницы, ориентированные на клиентов, заинтересованных исключительно в основном товаре).
ПРИМЕР: настольная лампа
Стандартизация – процесс удешевления товара, а значит увеличение его конкурентоспособности с точки зрения цены. Стратегия стандартизации более эффективна для крупных предприятий. Реальные возможности увеличения себестоимости засчет эффекта масштаба.
Но на высококонкурентном рынке требуется повышенная гибкость – умение видоизменять товарные группы под изменяющиеся потребности. Любой товар – объект, который включает определенную совокупность потребительских свойств.
Торговая марка – обозначение, предназначенное для идентификации товара и услуг производителей и их дифференцирование от товара и услуг конкурентов (название, термин, знак, символ, рисунок, звук).
Марочное название – часть торговой марки, которую может произнести.
Марочный знак – часть торговой марки, которую можно опознать, которую можно опознать, но нельзя произнести (шрифтовое оформление).
Первый, кто начинает использовать торговые марки – патентование медикаментов; Дженерик – товары без марки. Вложения в торговую марку – долгосрочные виды инвестиций – враг менеджера в борьбе за краткосрочные прибыли. Основной принцип марочного товара – у каждой марки должна быть своя позиция, выразителем которой она является. Красивое название не даст результата, если за ним не стоит побудительного мотива для целевой группы.
3 варианта марочных стратегий:
«-» расходы на рекламу каждого товара
«+» меньшие затраты на рекламу
«-» неудача одного товара скажется на всех товарах, имидже
Мультимаркировка для товаров семейств. Если фирма выпускает совершенно разные товары – использование единого марочного названия может быть неуместно
«+» меньший риск влияния неудачного вывода нового товара на другие товары;
меньшие затраты на продвижение на рынок
Для торговой марки большую роль играют звучные слова, его смысл, ассоциативность.
Семонемика – искусство создания имен компаний, товаров и т.д.
Принцип, который должен соответствовать товару:
Не рекомендуются названия:
Контаминация – формирование новых слоев из элементов существующих (что позволяет комбинировать выразительные компоненты слов, сохраняет семантическое значение заимствованных элементов). ПРИМЕР: аптека – здоровье, лекарства, пиявки, температура, доктор, помощь, фармацевтика.
Брендинг – деятельность по созданию долгосрочного предпочтения к товару, основывается на совместном усиленном воздействии на потребителя товарного знака, упаковки, рекламных обращений, мероприятий по продвижению продаж и других маркетинга, объединение определенной идеей и однотипном оформлением, выделяющийся товар среди конкурентов и создающего его образ.
Это обоснованное маркетинговыми исследованиями совместная деятельность фирмы и рекламного агентства по созданию и широкомасштабному внедрению в сознание потребителя персонализованного образа, замаскированного определенным образом.
Бренд – торговая в кубе. Ценнейший нематериальный актив. Существует несколько подходов к оценке торговой марки.
Во всех случаях единственный осязаемый элемент в оценке – добавление стоимости торговой марки – зависит от общественного уровня цен, рынка, спроса, динамики изменения.
стоимость марки = среднее добавление стоимости единицы товара х объем продаж
Товар:
Товары широкого потребления:
Товары предварительного выбора – товары, которые потребители в процессе выбора и покупки сравнивают между собой по показателям цены, внешнего оформления, качества.
Товары пассивного спроса – товары, о которых потребитель не знает или знает, но не задумывается об их покупке.
Товары особого спроса с уникальной характеристикой, маркой (бренд).
Товарный ассортимент – группа товаров, тесно связаны между собой на основе их функционирования и предоставляемых потребителю преимуществ (в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов или через одни и те же торговые заведения).
Товарная номенклатура – совокупность всего ассортимента групп товаров, предлагаемые компаниям на рынке (product mix).
Широта товарной номенклатуры – численность ассортиментов групп товара.
Насыщенность товарной номенклатуры – число составляющих отдельных товаров.
Глубина – варианты предложения каждого отдельных товаров в рамках ассортиментной группы (расфасовка, цвет, аромат).
Жизненный цикл товара.
Для организации существование жизненного цикла товара означает, что 1) она своевременно изыскивать новые товары для замены находящихся в стадии упадка; 2) фирма должна эффективно организовать работу с товарами на каждом этапе жизненного цикла.
Т. Левитт разработал в 1965 г. жизненный цикл товара. Причины необходимого выпуска нового товара:
1) устаревание товаров
2) возникновение новых
3) стремление к лидерству
4) право назначить более высокую цену
5) потребитель имеет
Разработка нового товара.
Основные этапы разработки товара:
α-тестирование – тестирование на соответствие своему назначению
β-тестирование – тестирование с помощью потребителей
Реализация продукта в одном
выбранном регионе и наблюдение
за развитием событий в рамках
разработанного плана маркетинга. Цель
– оценить продукцию и