Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:46, курс лекций
Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Нужда – чувство, ощущаемое человеком нехватки чего-либо.
Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложениям чего-либо взамен.
d – среднее абсолютное отклонение = 1/n ∑ⁿi=1 |xi – med|
|5-9,5| + |6-9,5| + |8-9,5| + |11-9,5| + 2|15-9,5|
d =
ṕ = 1/6 (5+6+8+11+15+15) = 60/6 = 10
S² = 1/6 (5-10)²+(6-10)²+(8-10)²+(11-
R = 4/10 = 2/5
При изучении колеблющихся цен в динамике, определяется тенденция к изменению во времени; выявляется тренд, который рассматривается как общая закономерность динамики цен и оценивается колеблемость цен вокруг выявленного тренда. Анализ колеблемости цен в динамике важен при различении высокого уровня коэффициента ценового давления, характерного для рынка с чистыми конкурентами и олигополии.
1) p 2) p
t t
2. Доминирующий на рынке тип отношений
1) чистая конкуренция (
2) монополистическая конкуренция
(разброс цен, маркетинговые
3) олигополия (несколько крупных компаний, автокомпании) – чистая; дифференцированная. Типы предприятий на рынке олигополии:
4) чистая монополия (у товара нет заменителя, 1 компания – поставщик электроэнергии)
параметры |
чистая конкуренция |
монополистическая конкуренция |
олигополия |
чистая монополия |
количество производителей |
много |
много (то отличаются) |
мало (2-8) |
1 |
сила конкуренции |
очень сильная |
сильная |
слабая |
нет |
доля на рынке |
маленькая |
маленькая |
большая |
весь рынок |
доступ на рынок |
открытый |
затрудненный |
более затрудненный |
блокирован |
объем продаж |
спросом и конкурентоспособностью |
конкурентоспособностью и |
сговором участников и конкурентоспособностью |
Спросом |
ценообразование |
на основе равновесия спроса и предложений |
на основе спроса и конкурентоспособности товара |
на основе спроса и действий компании |
определяет самостоятельно |
роль рекламы |
низкая |
высокая |
очень высокая |
низкая |
норма прибыли |
незначительная |
2-8% |
8-20% |
˃20% |
Для оценки степени господства компании на рынке – индекс концентрации Герфенделя = сумма квадратов доли рынка каждой крупной фирмы.
h = ∑ⁿi=1 S²i
У монопольного рынка h = 10.000
Чем ↓h, тем ближе рынок к чистой конкуренции. Интегрирующая показателем интенсивности конкуренция в отрасли – средняя отраслевая прибыль. Интенсивность конкуренции в отрасли можно оценивать на основе ряда факторов:
присутствие на рынке конкуренции различных типов:
Оценка силы конкуренции.
Цель – какие изменения в стратегии могут предпринимать фирмы и организации, составляющие окружение фирмы.
Портер
Товары-субституты могут удовлетворить ту же потребность, но отличаются от конкурентов. Либо иным способом удовлетворять потребности, либо технологии их производства. Конкуренция по товарам-заменителям выходит за рамки отрасли и зависит от интенсивности и силы конкуренции в смежных отраслях. Здесь определяется не конкурентная угроза для бизнеса отдельной фирмы, а оценка конкурентной ситуации и угрозы со стороны товаров-субститутов для развития товаров всей отрасли. Наличие легкодоступных и конкурентных по цене заменителей ограничивает возможности извлечения прибыли в данной отрасли, устанавливается предельный уровень цен, которые может запросить компания, не спровоцировав покупателей к переходу на товары-заменители. Доступность товаров-субститутов приводит к сравнению потребителям показателей цены и качества, выявляя как ценовые преимущества, так и по параметрам качества и техническим параметрам.
цена на качество зона конкурентов по зона низкого риска
дифференциации конкурентов со
зона сильной зона конкуренции
конкуренции со по издержкам
стороны товаров-
-субститутов
Лучшие индикаторы конкурентной силы товаров-субститутов:
Потенциально-новые участники рынка.
Появление новых конкурентов зависит от силы входных барьеров в отрасли и от ожидаемой реакции со стороны:
По каждому из факторов можно оценить дополнительные затраты, которые будет нести фирма в случае выхода на рынок.
Кроме барьеров для новичка важна реакция существующих на рынке фирм (пассивное сопротивление \ агрессивные меры – ценовая война, агрессивная реклама).
Индикаторы оценки реакции:
оценка руководителей
сила реакции 1) усилие конкурентов внутри 3) зона высоких входных
фирм в отрасли отрасли из-за высоких выходных барьеров – угроза конкуренции для
барьеров новичка небольшая
2) зона низких входных 4) высокая угроза конкуренции
барьеров, угроза конкуренции для новичка
небольшая
\
привлекательность отрасли
Рыночная сила поставщиков.
Поставщики – деловые фирмы, отдельные лица, обеспечивающие компанию и ее конкурентов материальными ресурсами, необходимых для производства необходимых товаров и услуг. Группа поставщиков считается сильной и может влиять на интенсивность конкуренции в отрасли, если она соответствует критериям:
уровень интеграции 1) зона усиления конкуренции
поставщиков по издержкам 3) зона сильной рыночной
власти поставщиков
2) зона слабой рыночной 4) зона усиления конкуренции
власти по дифференциации
Рыночная сила покупателя.
4 типа клиентурных рынков:
По количеству покупателей:
Сила влияния покупателей
уровень интеграции 1) зона сильной 3) зона усиления
покупателей рыночной власти конкуренции по
покупателей дифференциации
2) зона усиления 4) зона слабой
конкуренции по рыночной власти
издержкам покупателей
степень дифференциации продукции
К менее важным субъектам микросреды можно отнести контактные аудитории – любая группа, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к организации или оказывает влияние на ее способность достигать поставленные цели. Контактными аудиториями можно либо способствовать, либо противодействовать усилиям по обслуживанию рынков.
Основные типы контактной аудитории:
Особенности рынка.
Важная категория при анализе конкурентной борьбы – сам рынок, его размер, потенциальный рост и т.д.
Рынок – совокупность всех реальных и потенциальных покупателей, которые могут откликнуться на то или иное предложение.
Потенциальный рынок – совокупность покупателей, проявляющих достаточный интерес к определенному рыночному предложению.
Доступный рынок – совокупность покупателей, проявляющих интерес, имеющих достаточный доход и доступ к конкретному рыночному предложению.
Целевой рынок – часть квалифицированного доступного рынка, которую выбрала компания для проникновения.
Рынок проникновения – совокупность покупателей, которые уже приобретают товар данной компании.
Доступность потребителей для компании:
Первичный покупатель, который определяется для целевого рынка предприятия – потенциал рынка:
Ƹпотенц = n˟q˟p
Ƹпотенц – емкость рынка
n – число потенциальных потребителей
q – количество товаров, потребляемых одним потребителем