Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:46, курс лекций
Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Нужда – чувство, ощущаемое человеком нехватки чего-либо.
Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложениям чего-либо взамен.
p – цена товара
Анализ: определение количества спроса,
связанное с количеством
I II
1 Х А А
2
А
3 Х Х Х
4 В В А
5 В В В
6 В В В
7
Х
8 Х Х А
9 А А А
10 В В В
I. Ҡпроникновения = 4\10 = 2\5 II. Ҡпроникновения = 5\20 = 1\4
2) Уровень повторных покупок
≤ % потребителей, ставшие приверженцами
марки Х, т.е. совершившие
Nx2
Ҡnn = Nx1 = 3\4
3) Уровень интенсивности
Qx2 Qобщ
Ҡun = Nx2 : Nобщ = 5\3 : 20\10 = 5\6
Если коэффициент
4) Рыночная доля фирмы
S фирмы = Ҡn ˟ Ҡ nn ˟ Ҡun = 4\10˟3\4˟5\6 = 1\4
Доля рынка, ее определение позволяет идентифицировать разные причины наблюдаемых изменений доли.
Коэффициент проникновения характеризует долю рынка в момент времени, принятую за точку отсчета.
Коэффициент повторных покупок характеризует динамику спроса. Если коэффициент ˂ 1, то сегмент рынка товара ищущий – потребитель либо слабо дифференцирует качество товара, либо целевая группа принадлежит к классу новаторов, которые стремятся к поиску новых качеств. Необходимо усиливать дифференциацию. Если коэффициент повторных покупок ˃1 – состоявшийся рынок.
Ҡn B = 4\10
Ҡnn B = 4\4 = 1
Ҡun B = 7\4 : 20\10 = 7\8
S = 4\10 ˟ 1 ˟ 7\8 = 7\20
Если во II периоде существует группа потребителей, которая впервые и 1 раз покупали товар, то уровень повторных покупок не определяется, а доля рынка определяется как произведение:
S A = ҠnA ˟ ҠunA
ҠnA = 2\10 = 1\5
ҠnA = 8\5 : 20\10 = 4\5
S = 1\5 ˟ 4\5 = 4\25
Потребитель.
Человек может рассматриваться как:
Внешние факторы
стимулы Человек и его реакция (покупка)
характеристики
черный ящик
сознания покупателя
Стимулы – многочисленные факторы, которые способствуют решениям покупателя. Особенно важны для маркетолога:
Социальные факторы, влияющие на природу человека.
Все аспекты поведения отдельного потребителя испытывают воздействие той социальной структуры, в которую включен потребитель.
Социальная структура состоит из институтов и взаимосвязей, которые включают человека в общество. Посредством этих взаимосвязей он себя выражает и вырабатывает предпочтения и значимый стиль жизни.
Основные аспекты социального влияния:
1. референтная группа – группа, которая служит для индивида источником мнений, убеждений, ценностей и оказывает влияние на отношение индивида к чему-либо или его поведение.
Группы членства – группы, которые оказывают непосредственное влияние на человека:
Желательные группы – группы, к которым индивид хотел бы принадлежать.
Референтные группы оказывают влияние на индивида в 3 направлениях:
Нормы – правила и стандарты поведения, описывающие приемлемые и неприемлемые для группы образцы поведения.
Референтная сила – когда симпатия человека к группе дает возможность последней влиять на действия этого человека.
Экспертная сила – специальное знание дает возможность оказывать влияние на менее компетентного потребителя.
Процесс принятия потребительских
мнений и поведений других людей,
которых потребители
Маркетолог может использовать типы влияния:
Желание потребителя усвоить нормы должно строиться на компетентности, авторитетности группы.
Продукты неодинаковы по силе влияния референтных групп. Самый сильный – влияние для продуктов и марок относительно которых у людей выработались строгие нормы идеальные поведения или потребителя.
Машины, сигары, пиво – сильная власть в отношении марки и продукта.
Система кондиционеров, кофе – выбор продукта.
Одежда, мебель, журналы – влияние на выбор марки.
5 покупательских ролей:
США – покупки могут быть разделены на категории:
Для специалиста по маркетингу дети представляют важность такую как:
Индивидуальные характеристики покупателя:
Для выполнения задач по сегментированию рынка, позиционированию продукта, созданию новых продуктов менеджеру по маркетингу необходима информация о целевых рынков.
Большинство из того, что менеджеры
знают о потребителях – сводится
к демографическим
Но этой информации недостаточно, чтобы понять каков потребитель на самом деле. Нужна дополнительная информация о чувствах, поведении, мотивах, отношении к потребителю.
Индивидуальные характеристики потребителя:
Индивидуальные различия в основных схемах поведения.
Личность потребителя, особенности
мировоззрения, образ действий, схема
поведенческих реакций
Форд → владельцы авто Форд → стремление к успеху; отстаивание собственной позиции; экстравагантность; независимость; чувство принадлежности к группе; скромность; переменчивость.
Стиль жизни.
Особые модели деятельности, характерные для разных потребителей. В стиле жизни потребителя отражаются привычные для него схемы распределения времени, ресурсов, внимания. Стиль жизни определяет, как человек мыслит, распоряжается временем и деньгами.
Для удобства обозначения типов потребителей, жизненные схемы можно снабдить ярлыками (покладистый семьянин; испытавший разочарование; заводской рабочий).
Описание стиля жизни
поведение потребителя статус пользователя
демографические фактуры стиль жизни искомые выгоды
повод для покупки
социальные фактуры частота потребностей
личность самовосприятие
культура фактуры
Психографика изучает и классифицирует людей по однородным сегментам на основе стиля жизни.
Стиль жизни особенно полезен как
переменная сегментация в категориях,
где важно представление
ПРИМЕР: косметическая линия Charlie от Revlon – профиль сегментации стиля жизни – вызывающий, немного скандальный, пренебрегает правилами, имеет собственные стандарты, может быть грубым; ведущий, а не ведомый, раскованное отношение к сексу, наскучила типичная реклама парфюмерии, индивидуальный вкус.
Существует много различных типологий потребителя, в которых в качестве переменных используются личностные характеристики, системные ценности, стиль жизни, социальные позиции потребителя.
Система VALS (value, attitude, life, stile).
доход интеграторы
потребители, руководствующиеся внутренними факторами
социально-сознательные экспериментаторы сами по себе
потребители, руководствующиеся внешними факторами
достиг успеха подражатели последователи
потребители, руководствующиеся
держащиеся за существующий образ жизни приспособленцы
руководство
внутренними \ внешними
факторами
VALS 2
актуализаторы
принципиально статусно
ориентированные ориентированные на действии
образование достигающие успеха творцы
доверчивые прилагающие усилия умудренные опытом
борцы
общественное благо
казаки (защищающие свое от
чужого, широкая душа, некоторая агрессия,
нацеленная на триумф)
русские души
патриотизм космополитизм
купцы (яркий характер, консервативный, бизнесмены (человек, который
замкнутый, стабильный, много денег) любит делать дела, активный)
личное благо
Сегментация.
В США в 1950-х гг. – наблюдение,
что потребители не идентичны. Разбиение
рынка на части, состоящие из потребителей
со схожими потребностями и