Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:48, реферат
В течение многих лет производители товаров широкого потребления имели большее влияние на рынок, чем розничные торговые организации. В основном это влияние объяснялось использованием стратегии привлечения, когда производители тратили огромные суммы на рекламу и создание положительного имиджа своих марок. Розничные торговцы были вынуждены торговать этими товарами. Однако несколько нововведений в последние десятилетия XX века сместили это влияние от производителей к розничным торговцам.
Маркетинг в розничной торговле.
В течение многих лет производители
товаров широкого потребления имели
большее влияние на рынок, чем розничные торговые
Рост влияния розничных торговцев выражается в том, что они взимают плату за хранение с производителей, продающих свой товар через их магазины, плату за продажу, чтобы покрыть расходы на использование торговых площадей, назначают штрафы за позднюю и неполную доставку и берут отдельную плату за возврат непроданного или некачественного товара производителя.
Все это заставляет производителей задуматься над тем, как вернуть или удержать свое влияние над розничными торговцами. Очевидно, что организация и поддержание собственного канала распределения товаров (развитие собственной сети магазинов) требует огромных инвестиций, поэтому далеко не всякий гигант-производитель может позволить себе реализовать такие планы. Компаниям-производителям остается только прибегать к следующим стратегиям для поддержания своего влияния внутри каналов распределения: концентрация внимания только на тех марках, которые претендуют занять лидирующее положение в своей товарной категории, постоянное проведение исследований с целью улучшения их качества, дизайна, упаковки, функциональности; создание программ по производству новых товаров и расширение ассортимента внутри одной торговой марки; вложение как можно больше средств в рекламу, направленную на привлечение к торговой марке производителей по системе франчайзинга; отношение к розничному торговцу как к стратегическому партнеру, обеспечивать ему высокий уровень предоставляемых услуг (и внедрение новых) и т.д.
Бесспорно, что влияние розничных торговцев растет на конечного потребителя, что выражается в их более лояльном отношении к розничным маркам. Но что же все-таки позволяет розничному торговцу добиваться таких результатов, несмотря на давление со стороны производителей, конкуренцию среди супермаркетов, универмагов, дискаунтных и фирменных магазинов, гипермаркетов, специализированных магазинов? Все дело, оказывается, в тех маркетинговых программах, которые принимает розничный оператор, и заранее обусловленных преимуществах перед производителями:
Все эти аспекты, а также
маркетинговые программы
Рынок и потребители в системе маркетинга
Особенности развития маркетинга
в различных отраслях бизнеса, вытекают
из типичного его определения, в
котором под маркетингом
Маркетинг – это практика бизнеса, и в каждой отрасли специфика своя, особенности отрасли может знать специалист, проработавший в этой отрасли определенное время. Как правило, требуется определенная адаптация имеющихся знаний, к условиям реального бизнеса.
В разделе отраслевой маркетинг мы попытаемся представить точку зрения на особенности использования методов маркетинга в отдельных отраслях. А так же специфике этих отраслей.
Рынок и потребители в системе маркетинга
1Понятие «рынок» и
его основные элементы: спрос,
предложение, цена. Необходимые условия
для существования рыночных
Классификация рынков, в том числе по отраслевой принадлежности продукта, как объекта обмена (товарные рынки); объекту обмена и границам его охвата (страновые, или региональные товарные рынки); отношению к национальным границам сферы обмена (внутренний рынок, внешний рынок); характеру и уровню спроса и предложения (рынок продавца, рынок покупателя); характеру взаимоотношений между продавцом и покупателем (свободный, или открытый рынок, замкнутый, или закрытый рынок, преференциальный, или регулируемый рынок); специфике различных потребителей (потребительский рынок, рынок производителей, рынок промежуточных продавцов, рынок государственных учреждений, международный рынок); степени обработки рынков менеджерами по маркетингу (потенциальный рынок, доступный рынок, квалифицированный рынок, целевой рынок, обслуживаемый рынок); продолжительности совершения коммерческих сделок («стоп»-рынок, «форвард»-рынок) и др. Типы рынков и маркетинговая деятельность компаний.
Рынок есть совокупность товарных
потоков (включая услуги), валютных,
кредитных и иных отношений внутри
национальных хозяйств страны или между
странами. Рынок является сферой постоянных
контактов между продавцами, покупателями,
посредниками, банками, страховыми компаниями,
средствами массовой информации. Рынки
делятся на товарные и финансовые, внутренние
и международные.
Товарный рынок представляет собой систему
экономических связей между производителями
и потребителями данного товара и внутри
групп производителей и потребителей.
Различают следующие виды классификаций
товарных рынков:
Народнохозяйственная
В данной классификации первичным элементом
является внутренний рынок, под которым
подразумевают сферу товарного обмена,
ограниченную государственными границами.
Национальный рынок, в отличие от внутреннего,
имеет такой элемент функционирования,
как экспортно-импортные операции. Таким
образом, национальный рынок - это сфера
осуществления внутриторговых и внешнеторговых
операций. Региональный рынок - объединяет
национальные рынки стран, расположенные
на одной территории, например, рынок стран
Северной Америки. Мировой рынок - может
быть закрытым, открытым или преференциальным.
Закрытый мировой рынок - это внурифирменные
поставки, представляющие товарооборот
между филиалами, дочерними и головными
предприятиями корпораций (ТНК). Открытый
мировой рынок - это обычная коммерческая
деятельность неограниченного круга независимых
покупателей и продавцов. Преференциальная
зона мирового рынка - торговые сделки
по долгосрочным контрактам, торговля
между региональными торгово-экономическими
группировками (ЕЭС, Канада - США). Товарно-отраслевой
признак классификации рынков выделяет
рынки машин и оборудования, материального
сырья и топлива, сельскохозяйственного
сырья, продовольственных и лесных товаров.
По отношению к общественному производству
рынки делятся на две группы: рынки товаров
материального производства (сырье, машины
и оборудование и т.д.); рынки товаров духовного
производства(технологии, ноу-хау, произведения
искусства, книги и т.д.). Характер конечного
использования товаров выделяет рынки
товаров производственного и потребительского
назначения. Срок использования товаров
классифицирует рынки по долговременному
использованию, краткосрочному и одноразовому.
Сущность и функции розничной торговли
Розничная торговля – вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров непосредственно потребителю для личного, бытового, семейного, домашнего использования. Это наиболее распространенное определение понятия розничной торговли, содержащееся в нормативно-правовых документах.
Данный вид деятельности имеет договорной характер, и его юридическая основа закреплена Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Покупатель в свою очередь обязан принять товар и оплатить его по цене, объявленной продавцом.
Функции розничной торговли определяются ее сущностью и заключаются в следующем:
Следовательно, процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и послепродажных услуг.
Услуга розничной торговли – это результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров.
Классификация услуг торговли и общие требования к ним установлены ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования».
Услуги розничной торговли включают:
Процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов: