Маркетинг в розничной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:48, реферат

Описание

В течение многих лет производители товаров широкого потребления имели большее влияние на рынок, чем розничные торговые организации. В основном это влияние объяснялось использованием стратегии привлечения, когда производители тратили огромные суммы на рекламу и создание положительного имиджа своих марок. Розничные торговцы были вынуждены торговать этими товарами. Однако несколько нововведений в последние десятилетия XX века сместили это влияние от производителей к розничным торговцам.

Работа состоит из  1 файл

8_Marketing_v_roznichnoy_torgovle.docx

— 115.53 Кб (Скачать документ)

Маркетинг в розничной  торговле.

 

В течение многих лет производители  товаров широкого потребления имели  большее влияние на рынок, чем розничные торговые организации. В основном это влияние объяснялось использованием стратегии привлечения, когда производители тратили огромные суммы на рекламу и создание положительного имиджа своих марок. Розничные торговцы были вынуждены торговать этими товарами. Однако несколько нововведений в последние десятилетия XX века сместили это влияние от производителей к розничным торговцам:

  1. Усиление крупных розничных торговцев и концентрация у них всей закупочной мощи. (Например, последние данные о Taylor Nelson Sofras показывают, что на британском рынке продуктов питания в упаковках доля частных марок доходит до 47%.
  2. Розничные торговцы развивают свои внутримагазинные марки, которые в силу невысокой цены и хорошего отношения к ним покупателей успешно конкурируют с марками производителей (молоко «Рамстор»).
  3. Торговых площадей не хватает, чтобы разместить все имеющиеся марки товаров (средний американский супермаркет предлагает 24 тыс. наименований, а производители создают 10 тыс. марок ежегодно).
  4. Крупнейшие розничные торговцы требуют от производителей больше средств на торговлю и продвижение товаров, если те хотят начать или продолжить продавать свои товары в их магазинах.
  5. Следовательно, у производителей становится меньше средств, которые они могут затратить на рекламу (миллионы, потраченные на рекламу в различных медиа-средствах улетают в трубу, поскольку аудиторию не интересует данный товар или услуга в данный момент); меняется и само отношение людей к самой рекламе (данные электростанции, показывающие гигантские скачки в потреблении электроэнергии, свидетельствуют о переключении каналов по завершении телепрограмм ради избежания просмотра рекламных блоков).
  6. У розничных торговцев появляются новые, более сложные средства торговли и обработки информации (используются собственные штрих-коды, сканирование данных, электронный обмен информацией и прямой анализ прибыльности конкретного продукта).
  7. Когда потребители находятся в «режиме покупки», они в своей роли собирателей информации становятся удивительно восприимчивыми. Тяжеловесные розничные рекламные объявления с гирляндами ценников и мешаниной шрифтов неожиданно становятся самыми интересными. Крохотные объявления могут оказаться столь же мощными по воздействию, как и реклама на целую полосу.

Рост влияния розничных  торговцев выражается в том, что  они взимают плату за хранение с производителей, продающих свой товар через их магазины, плату  за продажу, чтобы покрыть расходы  на использование торговых площадей, назначают штрафы за позднюю и  неполную доставку и берут отдельную  плату за возврат непроданного или  некачественного товара производителя.

Все это заставляет производителей задуматься над тем, как вернуть или удержать свое влияние над розничными торговцами. Очевидно, что организация и поддержание собственного канала распределения товаров (развитие собственной сети магазинов) требует огромных инвестиций, поэтому далеко не всякий гигант-производитель может позволить себе реализовать такие планы. Компаниям-производителям остается только прибегать к следующим стратегиям для поддержания своего влияния внутри каналов распределения: концентрация внимания только на тех марках, которые претендуют занять лидирующее положение в своей товарной категории, постоянное проведение исследований с целью улучшения их качества, дизайна, упаковки, функциональности; создание программ по производству новых товаров и расширение ассортимента внутри одной торговой марки; вложение как можно больше средств в рекламу, направленную на привлечение к торговой марке производителей по системе франчайзинга; отношение к розничному торговцу как к стратегическому партнеру, обеспечивать ему высокий уровень предоставляемых услуг (и внедрение новых) и т.д.

   Бесспорно, что влияние розничных торговцев растет на конечного потребителя, что выражается в их более лояльном отношении к розничным маркам. Но что же все-таки позволяет розничному торговцу добиваться таких результатов, несмотря на давление со стороны производителей, конкуренцию среди супермаркетов, универмагов, дискаунтных и фирменных магазинов, гипермаркетов, специализированных магазинов? Все дело, оказывается, в тех маркетинговых программах, которые принимает розничный оператор, и заранее обусловленных преимуществах перед производителями:

  • абсолютный контроль над дальнейшей судьбой марки;
  • персонификация и возможность управления взаимоотношениями с покупателями (УВП);
  • применение немассовых маркетинговых коммуникаций (наружная реклама и транспортная реклама, маркетинг событий, УВП (управление взаимоотношениями с покупателями)), прямая почтовая рассылка, стимулирование продаж, мерчандайзинг, связи с общественностью, специальные маркетинговые мероприятия;
  • близость контакта с покупателем и его более долговременный характер;
  • возможность влияния на процесс принятия решения в местах продаж (известно, что 70% покупок происходят спонтанно, т.е. под воздействием внутренней рекламы, мерчандайзинга, квалифицированного консультирования и обслуживания, атмосферы магазина — запаха, звуков, цветов...).

Все эти аспекты, а также  маркетинговые программы розничного торговца, связанные с определением целевого рынка, ассортиментной политикой, ценой, выбором месторасположения, атмосферой и продвижением розничной  точки, характеризует маркетинг  в розничной торговле. Получается, что розничные марки более  мобильные и гибкие, они ближе  к покупателю, у них больше возможностей для выполнения своих обещаний (марочного  контракта), а соответственно больше шансов в формировании нужного представления  о марке в «умах» потребителей. О том, как создать «идеальную»  розничную марку, какие стратегические маркетинговые шаги предпринять, чтобы  марка розничного торговца соотносилась с высоким качеством предоставляемых  товаров/услуг, сервисом и обслуживанием, ассоциировалась с человеческими  ценностями, удовлетворяла не только рациональные, но и эмоциональные  и «духовные» потребности покупателей, формировала доброе имя (goodwill) продавца, чуть подробнее далее...

Рынок и потребители  в системе маркетинга

Особенности развития маркетинга в различных отраслях бизнеса, вытекают из типичного его определения, в  котором под маркетингом понимаются все виды управленческой деятельности предприятия, направленные на завоевание рынка. Поскольку рынок любой  отрасли имеет свои особенности, обусловленные характеристиками участников рынка, очевидны и специфические  решения, которые используются в  комплексе маркетинга при работе на отраслевых рынках.

Маркетинг – это практика бизнеса, и в каждой отрасли специфика своя, особенности отрасли может знать специалист, проработавший в этой отрасли определенное время. Как правило, требуется определенная адаптация имеющихся знаний, к условиям реального бизнеса.

В разделе отраслевой маркетинг  мы попытаемся представить точку  зрения на особенности использования  методов маркетинга в отдельных  отраслях. А так же специфике этих отраслей.

Рынок и потребители  в системе маркетинга

1Понятие «рынок» и  его основные элементы: спрос,  предложение, цена. Необходимые условия  для существования рыночных отношений.  Принципы существования и основные  функции товарных рынков.

Классификация рынков, в  том числе по отраслевой принадлежности продукта, как объекта обмена (товарные рынки); объекту обмена и границам его охвата (страновые, или региональные товарные рынки); отношению к национальным границам сферы обмена (внутренний рынок, внешний рынок); характеру и уровню спроса и предложения (рынок продавца, рынок покупателя); характеру взаимоотношений между продавцом и покупателем (свободный, или открытый рынок, замкнутый, или закрытый рынок, преференциальный, или регулируемый рынок); специфике различных потребителей (потребительский рынок, рынок производителей, рынок промежуточных продавцов, рынок государственных учреждений, международный рынок); степени обработки рынков менеджерами по маркетингу (потенциальный рынок, доступный рынок, квалифицированный рынок, целевой рынок, обслуживаемый рынок); продолжительности совершения коммерческих сделок («стоп»-рынок, «форвард»-рынок) и др. Типы рынков и маркетинговая деятельность компаний.

Товарный рынок - согласно ГОСТ Р 51303-99 - рынок отдельных товаров или товарных групп, сходных по производственным или потребительским признакам и являющийся элементом внутреннего рынка товаров и услуг.
Товарный рынок - в экономической  теории - сфера продажи однородного  товара и его ближайших субститутов. При этом степень взаимозаменяемости товара детерминируется ценовой  эластичностью спроса; если эластичность меньше единицы, то говорят о завершении рынка.
Рынок покупателей - в маркетинге - совокупность существующих и потенциальных  покупателей товара. Различают пять типов рынков покупателей: потребительский  рынок, рынок производителей, рынок  государственных учреждений, рынок  промежуточных продавцов и международный  рынок. В зависимости от степени  вовлеченности потребителя в  процесс продаж различают потенциальные, доступные и освоенные рынки.

 

Рынок. Определение и классификация  рынков. Доступность, потенциал и  емкость рынка

Рынок есть совокупность товарных потоков (включая услуги), валютных, кредитных и иных отношений внутри национальных хозяйств страны или между странами. Рынок является сферой постоянных контактов между продавцами, покупателями, посредниками, банками, страховыми компаниями, средствами массовой информации. Рынки делятся на товарные и финансовые, внутренние и международные. 
Товарный рынок представляет собой систему экономических связей между производителями и потребителями данного товара и внутри групп производителей и потребителей. Различают следующие виды классификаций товарных рынков:

  • по народнохозяйственной структуре страны;
  • по уровню доходов в стране;
  • по территориальному признаку
  • по товарно-отраслевому признаку;
  • по отношению к общественному производству;
  • по характеру конечного использования;
  • по сроку использования.

Народнохозяйственная структура  страны делит рынки по типам экономического развития: натуральное хозяйство, страны-экспортеры сырья, промышленно - развивающиеся  страны и промышленно - развитые страны; Классификация рынков по уровню доходов  связана с доходами населения  страны, различают: страны с низким уровнем доходов, страны с очень  низким и очень высоким уровнем  доходов, страны с низким, средним  и высоким уровнем доходов, страны с преимущественно средним уровнем  доходов. Территориальный признак делит рынки на внутренний, национальный, региональный и мировой.  
В данной классификации первичным элементом является внутренний рынок, под которым подразумевают сферу товарного обмена, ограниченную государственными границами. Национальный рынок, в отличие от внутреннего, имеет такой элемент функционирования, как экспортно-импортные операции. Таким образом, национальный рынок - это сфера осуществления внутриторговых и внешнеторговых операций. Региональный рынок - объединяет национальные рынки стран, расположенные на одной территории, например, рынок стран Северной Америки. Мировой рынок - может быть закрытым, открытым или преференциальным. Закрытый мировой рынок - это внурифирменные поставки, представляющие товарооборот между филиалами, дочерними и головными предприятиями корпораций (ТНК). Открытый мировой рынок - это обычная коммерческая деятельность неограниченного круга независимых покупателей и продавцов. Преференциальная зона мирового рынка - торговые сделки по долгосрочным контрактам, торговля между региональными торгово-экономическими группировками (ЕЭС, Канада - США). Товарно-отраслевой признак классификации рынков выделяет рынки машин и оборудования, материального сырья и топлива, сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров.  
По отношению к общественному производству рынки делятся на две группы: рынки товаров материального производства (сырье, машины и оборудование и т.д.); рынки товаров духовного производства(технологии, ноу-хау, произведения искусства, книги и т.д.). Характер конечного использования товаров выделяет рынки товаров производственного и потребительского назначения. Срок использования товаров классифицирует рынки по долговременному использованию, краткосрочному и одноразовому. 
                            

Сущность и  функции розничной торговли

Розничная торговля – вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров непосредственно потребителю для личного, бытового, семейного, домашнего использования. Это наиболее распространенное определение понятия розничной торговли, содержащееся в нормативно-правовых документах.

Данный вид деятельности имеет договорной характер, и его  юридическая основа закреплена Гражданским  кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи  продавец, осуществляющий предпринимательскую  деятельность по продаже товаров  в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного  использования, не связанного с предпринимательской  деятельностью. Покупатель в свою очередь  обязан принять товар и оплатить его по цене, объявленной продавцом.

Функции розничной торговли определяются ее сущностью и заключаются  в следующем:

    • удовлетворение потребностей населения в товарах;
    • доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;
    • поддержание баланса между предложением и спросом;
    • воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;
    • совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей.

Следовательно, процесс  розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и  послепродажных услуг.

Услуга розничной торговли – это результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров.

Классификация услуг торговли и общие требования к ним установлены  ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования».

Услуги розничной торговли включают:

  1. реализацию товаров;
  2. оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании;
  3. информационно-консультационные услуги;
  4. создание удобств покупателям.

Процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов:

    • формирование ассортимента;
    • приемка товаров;
    • обеспечение хранения;
    • предпродажная подготовка;
    • выкладка товаров;
    • предложение товаров покупателю;
    • расчет с покупателем;
    • отпуск товара.

Информация о работе Маркетинг в розничной торговле