Маркетинг в розничной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:48, реферат

Описание

В течение многих лет производители товаров широкого потребления имели большее влияние на рынок, чем розничные торговые организации. В основном это влияние объяснялось использованием стратегии привлечения, когда производители тратили огромные суммы на рекламу и создание положительного имиджа своих марок. Розничные торговцы были вынуждены торговать этими товарами. Однако несколько нововведений в последние десятилетия XX века сместили это влияние от производителей к розничным торговцам.

Работа состоит из  1 файл

8_Marketing_v_roznichnoy_torgovle.docx

— 115.53 Кб (Скачать документ)

К услугам по оказанию помощи в совершении покупки и при ее использовании относят:

    • прием и исполнение заказов на товары;
    • организацию доставки товаров;
    • упаковывание купленных в магазине товаров;
    • комплектование и улучшение упаковывания подарочных наборов из имеющихся в наличии товаров, в том числе по заказам;
    • оценку ювелирных изделий на дому;
    • оценку антиквариата на дому;
    • реализацию товаров в кредит;
    • организацию работ по послепродажному обслуживанию;
    • организацию приема заказов на выполнение ремонтно-строительных и монтажных работ с использованием товаров, приобретенных в магазине;

Информационно-консультационные услуги включают:

    • предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазином, аудио- и видео средствами;
    • консультации специалистов по товарам;
    • проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров, дегустация продуктов питания).

В состав услуг по созданию удобств покупателю входят:

    • организация и создание мест отдыха;
    • предоставление услуг комнаты матери и ребенка (при наличии комплекса товаров для детей);
    • гарантированное хранение купленных товаров;
    • прием и хранение вещей покупателей;
    • организация питания покупателей;
    • реализация продуктов питания с потреблением на месте;
    • парковка личных автомашин покупателей на организованную стоянку у магазина.

Классификация предприятий розничной  торговли

 

В основу классификации  розничных торговых предприятий  могут быть положены следующие признаки:

  • Особенности устройства;
  • Форма торгового обслуживания;
  • Тип здания и особенности его объемно-планировочного решения;
  • Функциональные особенности предприятия;
  • Форма собственности;
  • Вид предприятия.

 По особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяют на магазины, павильоны, киоски, автомагазины, палатки, торговые автоматы и т.п.

 Магазин – специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

Павильон – оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещение для хранения товаров. Может быть рассчитан на одно или несколько рабочих мест.

Киоск – оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещение для хранения товаров. Рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится рабочий запас товаров.

К мелкорозничной торговой сети относятся и передвижные  средства развозной и разносной  торговли (автомагазины, тележки, лотки), палатки, а также торговые автоматы.

Автомагазины и другие средства передвижной торговли используют для обслуживания жителей небольших населенных пунктов, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т.д. Они широко используются и производственными предприятиями для реализации своей продукции в городах.

Палатка – легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров. Товарный запас, рассчитанный на один день торговли, размещается на площади одного или нескольких рабочих мест продавца.

Торговые автоматы устанавливают в магазинах, на прилегающих к ним территориях, а также в местах массового скопления людей (в парках, на вокзалах и т.д.)

Форма торгового обслуживания – организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания. Различают следующие формы торгового обслуживания: самообслуживание, продажа товаров по образцам, продажа товаров по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок.

Самообслуживание – это форма торгового обслуживания, при которой покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары к узлу расчета.

Социальный и экономический  эффект самообслуживания заключается  в том, что эта форма дает возможность  существенно сократить ту часть  издержек потребления, которая связана  с покупкой товаров и, следовательно, увеличить свободное время покупателей.

Продажа товаров по образцам – это форма обслуживания, при которой покупатель имеет возможность самостоятельно или с помощью продавца выбрать товары по выставленным в торговом зале образцам, и после оплаты покупки в кассе получить товары, соответствующие им, непосредственно в магазине или за  дополнительную плату оформить их доставку на дом.

Особенности этой формы  обслуживания заключаются в том, что в торговом зале выставляют только образцы товаров, предлагаемых к  реализации, а рабочие запасы этих товаров могут находиться в кладовых магазинов, на складах производителя  или оптового поставщика. Это позволяет  на сравнительно небольшой торговой площади представить товары в  широком ассортименте.

Продажа товаров по каталогам – это форма обслуживания, при которой покупатель имеет возможность совершить покупку, выбрав товар по каталогу в магазине, в почтовом отделении связи, на оптовом предприятии. Продажа по каталогам может применяться как для непродовольственных, так и для продовольственных товаров.

Экономическая выгода магазинов  от продажи продовольственных товаров  по каталогам обуславливается получением дополнительного товарооборота  на тех же торговых площадях, возможностью рационально использовать труд работников  магазина.

Продажа товаров с индивидуальным обслуживанием, в том числе с  открытой выкладкой, – это форма торгового обслуживания, при которой покупатели знакомятся с ассортиментом товаров самостоятельно или с помощью продавца, а проверяет качество, дает консультацию, упаковывает и отпускает товары продавец.

Магазины, применяющие форму  с индивидуальным обслуживанием, существенно  замедляют торговый процесс, увеличивают  затраты времени населения на приобретение товаров, имеют меньшую  пропускную способность. В них менее  эффективно используется торговая площадь, выше затраты ручного труда, требуется  большая численность продавцов.

С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные и торговые комплексы, они также бывают одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.

С учетом функциональных особенностей различают следующие разновидности розничной торговли:

  1. торговля через стационарную торговую сеть;
  2. торговля через передвижную торговую сеть;
  3. торговля пересылкой (оплаченных, заказанных) товаров.

Стационарная торговая сеть является основой розничной торговли. Она представляет собой торговые помещения, расположенные в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях, прочно связанных фундаментом с земельным участком и подсоединенных к инженерным коммуникациям. Вся стационарная сеть состоит из объектов розничной и мелкорозничной торговли.

Стационарные объекты  розничной торговли:

  1. магазины;
  2. павильоны, имеющие торговый зал.

Стационарные объекты  мелкорозничной торговли:

  1. палатки;
  2. киоски;
  3. торговые автоматы.

Передвижная торговля является нестационарной и представляет собой торговые объекты, установленные без заглубленных фундаментов, вне зависимости от присоединения к городским инженерным коммуникациям, строительных конструкций и габаритов.

Передвижные средства разносной  и развозной торговли:

  1. тележки;
  2. автолавки;
  3. фургоны;
  4. лотки;
  5. магазины-вагоны и магазины-суда

По форме собственности, предприятия розничной торговли разделяются на независимых розничных торговцев, торговую сеть, розничные франшизы, арендуемые отделы и кооперативы .

Независимые розничные торговцы. Они владеют, как правило, одним магазином и осуществляют персональное обслуживание покупателей. Такие магазины обычно удобно расположены, в их число входят продовольственные магазины, лавки, автозаправочные станции и т.д. Это наиболее многочисленная часть розничных торговцев. В этой сфере торговли во многих странах существует значительная конкуренция.

Торговая сеть. Это одно из заметных явлений в розничной торговле последних десятилетий. Они подразумевают совместное владение двумя или более розничными точками и осуществляют централизованную закупку и сбыт продукции.

Розничные франшизы. Это юридически оформленные соглашения между владельцами привилегий, в качестве которых могут выступать производители, оптовики, организации по предоставлению услуг, и держателями привилегий в лице предприятий розничной торговли. Такие соглашения позволяют розничным торговцам осуществлять определенную хозяйственную деятельность под хорошо известной маркой и по соответствующим правилам.

Арендуемый отдел. Это, как правило, отдел в розничном магазине (обычно в гастрономе, универмаге или специализированном магазине), который сдается в аренду. Руководитель такого отдела полностью отвечает за его хозяйственную деятельность в рамках правил, установленных арендодателем. Свою выгоду арендатор получает от работы в хорошо известном месте, от большего числа посетителей и престижа самого торгового предприятия. Эта форма торговли нашла широкое применение в нашей стране. Многие посетители магазинов пользуются услугами арендуемых отделов – газетных и книжных киосков, лотков, киосков по продаже парфюмерии, фототоваров, медицинских препаратов и т. п.

Кооперативы розничной торговли. Они могут создаваться как самими торговцами, так и потребителями. Объединение независимых розничных торговцев в кооператив позволяет существенно снизить многие издержки, связанные с закупкой, транспортировкой и хранением товаров, осуществлять совместное планирование и рекламу.

Под видом предприятия розничной торговли следует понимать предприятие, классифицированное по ассортименту реализуемых товаров. С учетом этого различают универсальные, специализированные магазины, а также магазины с комбинированным и смешанным ассортиментом.

Универсальные – реализующие универсальный ассортимент продовольственных или непродовольственных товаров.

Специализированные, в основу построения ассортимента которых положены товары одной товарной группы или ее части (узкоспециализированные)

Комбинированные – реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности (мясо-рыба, трикотаж-галантерея), а также специализирующихся на продаже потребительских комплексов (товары для женщин, для детей, для дома и т.д.)

Смешанные, ведущие торговлю узким ассортиментом продовольственных товаров, не связанных общностью спроса.

 

Выделяют следующие  типы предприятий розничной торговли:

-Сash&carry (площадь от 1500 кв. м, принцип мелкооптовой торговли — «Лента», «Metro», однако преимущественно покупки осуществляются в целях личного потребления)

-Гипермаркет (площадь более 2,500 кв. м, не менее 35% торгового пространства отведено под торговлю непродовольственными товарами — «O'Кей», «Максидом»)

-Супермаркет (площадь от 400 до 2500 кв. м, более 70% ассортимента составляют продовольственные товары и товары повседневного спроса — «Перекресток», «Паттерсон»)

-Дискаунтер (площадь от 300 до 900 кв. м, ассортимент продукции варьируется от 1000 до 4000 наименований, ходовые товары предлагаются по низким ценам — «Дешево», «Пятерочка», «Копейка», «Дикси»)

-Магазин «у дома» (небольшая торговая площадь — до 300 кв. м, часто имеет круглосуточный режим работы — «АБК», «Самохвал»)

-Универмаг (универсальный магазин, реализующий широкий ассортимент непродовольственных товаров — «Московский», «Гостиный двор»)

-Торговый дом (многопрофильное торговое предприятие, интегрированное в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы — «ГУМ», «Москва»)

-Бутик (небольшой магазин с узкой специализацией товаров).

-Рынок

В 2006 году рыночная доля формата "гипермаркет" составила 39 %, "дискаунтер" -33 %, "супермаркет" - 20 %.

Информация о работе Маркетинг в розничной торговле