- Маркетолог подчиняется непосредственно начальнику отдела маркетинга.
- Маркетолог должен иметь высшее инженерно-экономическое или техническое образование.
- Маркетолог должен знать:
- законодательно-нормативные акты;
- методические материалы по исследованию рынка сбыта и спроса на продукцию;
- экономические и технические показатели выпускаемой продукции;
- перспективы развития предприятия;
- основы организации производства, труда и управления;
- нормы производственной санитарии, охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
- порядок разработки планов производства и реализации продукции.
5. Маркетолог руководствуется
в своей работе действующим
законодательством страны, приказами
и распоряжениями директора предприятия,
Положением об отделе маркетинга, распоряжением
его начальника и настоящей должностной
инструкцией.
II. Обязанности
- Анализ и прогнозирование основных конъюнктурообразующих факторов потенциальных рынков сбыта выпускаемой предприятием
продукции:
- коммерческо-экономических, включая экономическую ситуацию и финансовое состояние потенциальных
покупателей, реальный платежеспособный
спрос на выпускаемую продукцию и соотношение
спроса и предложения на конкурентные
виды продукции;
- объемов поставки и качества конкурирующей продукции, ее преимуществ и недостатков по сравнению с продукцией
данного предприятия;
- наличия новых рынков сбыта и новых потребителей выпускаемой предприятием продукции.
- Исследование потребительских свойств производимой продукции и сбор информации об удовлетворительности ими покупателей.
- Выявление передовых тенденций в
мировом производстве продукции по профилю
предприятия.
- Изучение спроса на выпускаемую продукцию на основе сбора заявок о потребности в разрабатываемой и производимой продукции, данных статистической отчетности, использование личных интервью, опроса
по телефону, рассылки анкет. Анализ и
систематизация полученных данных и подготовка
их для обработки на электронно-вычислительной
технике.
- Выявление систем взаимосвязей между различными факторами, влияющими на состояние рынка и объем продаж.
- Анализ конкурентоспособности продукции предприятия, сопоставление потребительских свойств, цены, издержек
производства с аналогичными показателями
конкурирующей продукции, выпускаемой
другими предприятиями и другими странами.
- Разработка на основе изучения конъюнктуры и емкости рынка прогнозов по платежеспособному спросу на новую и выпускаемую
продукцию.
- Разработка краткосрочной (1-2 года), среднесрочной (до 5 лет) и долгосрочной (10-15 лет) стратегии маркетинга с учетом потребностей производства, емкости рынка, меняющегося платежеспособного спроса,
проникновения на новые рынки сбыта, достижений
научно-технического прогресса, конкуренции.
- Расчет емкости рынка для продукции предприятия.
- Координация и согласование действий всех отделов предприятия в выработке единой коммерческой политики.
- Сбор, систематизация и анализ всей коммерческо-экономической информации
по конъюнктуре потенциальных рынков
сбыта продукции предприятия. Создание
информационно-статистического банка
данных по маркетингу, включая данные
по заявкам на постановку продукции, ее
производству, наличию запасов. Использование
этих данных для ускорения сбыта продукции.
- Определение географического размещения потенциальных потребителей.
- Определение удельного веса продукции основных конкурентов в общем объеме сбыта на данном рынка.
- Исследование структуры, состава и организации работы сбытовой сети, обслуживающей
данный рынок.
- Изучение уровня фирменной торговли и ее влияния на сбыт продукции предприятия.
- Организация обратной связи с потребителями. Изучение мнения потребителей по улучшению выпускаемой продукции и привлечения для этого внештатных сотрудников.
Анализ рекламаций и их влияния на сбыт
продукции. Разработка по результатам
изучения мнения потребителей и анализ
рекламаций, предложений по повышению
качества.
- Анализ методов рассмотрения и удовлетворения претензий и рекламаций, поступивших от потребителей,
и осуществление контроля за их полным
удовлетворением в установленные сроки.
- Планирование посещения потребителей работниками отдела маркетинга. Осуществление непосредственных контактов
с потребителями продукции.
- Анализ мотивов определенного отношения
потребителей к предлагаемой им продукции.
- Анализ сильных и слабых сторон конкурирующей продукции.
- Разработка совместно с менеджерами по рекламе и стимулированию сбыта стратегии рекламы по каждому виду продукции.
- Анализ организации оптовой торговли,
сбытовой сети, выбор наиболее оптимальных
по длительности, стоимости и технической
оснащенности каналов реализации продукции
предприятия. Оценка эффективности работы
сбытовой сети.
- Анализ состояния реализации продукции предприятия, выявление продукции,
не имеющей достаточного сбыта, определение
причин этого.
- Проведение сравнительного анализа, издержек обращения, выявления и ликвидации экономически необоснованных расходов.
- Формирование новых потребностей с целью расширения рынка и поиска новых форм применения
выпускаемой продукции.
- Разработка предложений по созданию принципиально новой продукции.
- Разработка предложений и рекомендаций по изменению характеристик и технологии производства выпускаемой и новой продукции с целью изучения ее потребительских
свойств с учетом мнения покупателей.
- Участие совместно с плановым отделом в определении себестоимости новых изделий и разработке мероприятий по снижению себестоимости выпускаемой продукции, выявление суммы прибыли предприятия
от продаж новой и серийно выпускаемой
продукции.
- Подготовка предложений и рекомендаций к плану производства продукции предприятия по номенклатуре и количеству,
исходя из результатов изучения конъюнктуры
рынка и спроса на конкретные виды продукции.
- Разработка предложений по организации
маркетинга на 1-2 года с целью обеспечения
доставки покупателям продукции в необходимые
сроки и в достаточном количестве, своевременная
информация о ее потребительских свойствах,
установлении прямых контактов с потребителями,
активного участия в выставках-ярмарках,
выхода на новые рынки, расширение номенклатуры,
адаптация товаров к специфическим требованиям
покупателей.
- Разработка предложений по стимулированию сбыта продукции, не имеющей спроса, путем повышения качества продукции, организации дополнительной
рекламы, снижения цен, в необходимых случаях
о снятии продукта с производства.
- Подготовка предложений по привлечению специалистов других предприятий и организаций к решению проблем маркетинга,
изучения спроса на продукцию, рекламы.
- Разработка предложений по повышению эффективности маркетинга.
III. Права
- Требовать от подразделений предприятия представления материалов, необходимых для осуществления работы, входящих в компетенцию маркетолога.
- Вносить предложения, учитывающие требования потребителей,
по разработке и организации производства
новых изделий, качества и конкурентоспособности
выпускаемой продукции.
- Давать для подразделений предприятия указания по устранению недостатков в технологии производства и организации
сбыта продукции.
- По результатам маркетинговых исследований давать предложения руководству предприятия о применении санкций и о поощрениях по отношению к отдельным работникам и подразделениям предприятия.
- Представительствовать в вышестоящих организациях по поручению руководства предприятия
по вопросам, относящимся к компетенции
маркетолога.
- Привлекать в установленном порядке специалистов научно-исследовательских учреждений и учебных заведений,
а также работников предприятий для проведения
исследований конъюнктуры рынка, потребности
и платежеспособного спроса, организации
выставок, рекламы.
- С ведома руководителя предприятия и отдела созывать совещания по вопросам маркетинга.
IV. Ответственность
Маркетолог несет ответственность
за правильность, обоснованность,
достоверность и эффективность разработанных
предложений по производству и реализации
продукции, а также за своевременное и
качественное выполнение требований данной
должностной инструкции.
Должностная инструкция менеджера по рекламе
I. Общие положения
- Менеджер (управляющий) по рекламе осуществляет комплекс работ по рекламе и стимулированию сбыта.
- Менеджер по рекламе подчиняется непосредственно начальнику отдела маркетинга.
- Менеджер по рекламе должен иметь высшее инженерно-экономическое,
филологическое или художественное образование
и опыт работы в сфере рекламы не менее
1 года.
- Менеджер по рекламе в своей работе руководствуется действующим законодательством страны, приказами и распоряжениями
директора предприятия, Положением об
отделе маркетинга, распоряжениями начальника
отдела маркетинга и настоящей должностной
инструкцией.
II. Обязанности
- Определение совместно со специалистами по маркетингу и сбыту продукции объектов рекламы и сегментов рынка, на которых необходимо рекламировать
продукцию предприятия.
- Изучение технических характеристик и экономических показателей выпускаемой продукции и определение совместно
со специалистами предприятия наиболее
важных ее особенностей для проведения
рекламы.
- Разработка стратегии рекламы по
каждому виду продукции и плана проведения
рекламных мероприятий.
- Определение возможностей центральных и местных рекламных агентств и комбинатов торговой рекламы и разработка предложений по привлечению их к рекламе продукции предприятия.
- Организация рекламы при помощи средств массовой информации (газет, телевидения, радио). Организация и подготовка статей, информационных материалов для журналов, газет, радио. Подготовка сценариев для кинорекламных роликов, фильмов.
- Осуществление наружной, световой, прямой
почтовой рекламы (плановых и разовых
рассылок писем, бандеролей, посылок с
информационными материалами).
- Организация участия предприятия в региональных, отраслевых выставках, ярмарках, выставках-продажах. Подготовка необходимых документов и материалов. Организация
выставок, выставок-продаж на предприятии.
- Организация совместно со специалистами предприятия демонстрации продукции в ходе проведения оптовых ярмарок,
выставок-продаж.