Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:35, курсовая работа
Цель работы – разработка практических рекомендаций по совершенствованию деятельности маркетинговой системы промышленного предприятия.
Введение………………………………………………………………………..…..2
1. Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия………...5
1.1 Организационная структура маркетинговой деятельности……….....5
1.2 Стратегический маркетинг………………………………………….…10
2. Анализ и совершенствование деятельности службы маркетинга на
ООО «Лесник»…………..………………………………………………………..13
2.1 Организационно – экономическая характеристика ООО«Лесник»...13
2.2 Анализ и оценка эффективности деятельности маркетинговой службы ООО «Лесник»…………………………………………………………..19
2.3 Пути совершенствования деятельности маркетинговой службы
ООО «Лесник»..………………………………………………………….…25
Заключение….………………………………………………………………….…34
Список использованных источников….………………………………………...36
Стратегический маркетинг – это постоянный и систематический анализ потребностей рынка, выводящий на разработку эффективных товаров, которые предназначены для конкретных групп покупателей и обладают особыми свойствами, отличающими их от товаров – конкурентов и таким образом создающими изготовителю устойчивое конкурентное преимущество.
Внедрение маркетинга – процесс, превращающий маркетинговые планы в рабочие задания и обеспечивающий такое их выполнение, чтобы достигались установленные планом цели [5].
Стратегическое мышление фирмы должно воплотиться в программу действий, которая уточняет стратегические цели и определяет средства, обеспечивающие реализацию избранной стратегии развития. В краткосрочной перспективе успех фирмы определяется, прежде всего, финансовой сбалансированностью различных направлений ее текущей деятельности. В долгосрочной перспективе ее выживание и развитие зависят от способности своевременно предвидеть изменения на рынке и соответственным образом адаптировать свою структуру и содержание своего портфеля товаров. Чтобы быть эффективным, такое стратегическое, проактивное мышление должно быть системным и нацеленным на «организацию будущего», т.е. на подготовку действий, которые обеспечат желаемые результаты. Стратегический план должен также довести принятые решения до сведения тех, кто будет воплощать их в жизнь. Сложность этой задачи обусловлена неопределенность будущего. «Планирование» непредсказуемого также входит в разработку стратегического плана.
Назначение плана стратегического маркетинга – четко и системно описать стратегический выбор, сделанный фирмой в целях обеспечения своего долгосрочного развития. Этот выбор должен последовательно воплотиться в решения и программы действий. Процесс стратегического маркетинга связан с шестью ключевыми вопросами.
1. В каком бизнесе мы находимся (т.е. какой рынок является для фирмы базовым) и какова стратегическая миссия фирмы на этом рынке?
2. Какие рынки товара образуют базовый рынок и какое позиционирование может быть избрано на этих рынках?
3. Какова объективная привлекательность рынков товара и какие возможности и угрозы связаны с ними?
4. В чем отличительные особенности фирмы по отношению к рынкам товара, ее сильные и слабые стороны и ее конкурентное преимущество?
5. Какую стратегию охвата и развития избрать и каков должен быть уровень стратегических притязаний на товарных рынках, входящих в портфель фирмы?
6. Как выбранные стратегические цели преобразуются в комплекс операционного маркетинга: товар, сбыт, цена и коммуникация?
После того как стратегический анализ рынка даст ответы на шесть ключевых вопросов, на завершающем этапе надлежит согласовать избранные цели, средства, необходимые для их достижения, конкретные программы действий, подлежащие выполнению, и, наконец, предварительную ведомость доходов и расходов по каждому направлению деятельности и по фирме в целом[6].
В сущности, план стратегического маркетинга – это финансовый план, но обогащенный информацией об источниках и назначений финансовых потоков. Фактически он определяет всю экономическую активность фирмы и непосредственно влияет на все остальные ее функции: НИОКР: потребности рынка должны быть переведены в новые, улучшенные или адаптированные товары; Финансы: программа маркетинга должна учитывать финансовые ограничения и доступность ресурсов; Производство: объемы продаж имеют ограничения по производственным возможностям и скорости доставки; Кадровые ресурсы: выполнение плана подразумевает наличие квалификационного и подготовленного персонала.
Задача
стратегического маркетинга в том, чтобы
постоянно ориентировать и переориентировать
все виды деятельности фирмы в направлении,
обеспечивающих ее развитие и рентабельность.
Исходящие от него импульсы воздействуют
на все функции, а не только на маркетинг.
Поэтому его роль значительно шире традиционного
управления маркетингом: она включает
и межфункциональную координацию. Конкурентоспособность
все более определяется не только возможностью
предприятия или фирмы обновлять ассортимент
выпускаемой продукции и услуг, но и умением
создавать для себя новый рынок. Исходя
из этого, в настоящее время стратегии
маркетинга должны опираться на долгосрочный
прогноз, а тактика – отражать конъюнктуру
и принципы формирования рынка на имеющиеся
товары.
2. Анализ и совершенствование деятельности службы маркетинга на ООО «Лесник»
2.1. Организационно – экономическая характеристика ООО «Лесник»
Машиностроительный завод «Торфмаш» был основан в 1954 году как Литейно-механический и до 1964 года специализировался на выпуске продукции для сельского хозяйства. В 1993 году машиностроительный завод "Торфмаш" был преобразован в ООО "Лесник". Идя в ногу со временем и работая в тесном контакте с лесозаготовителями, завод приступил к выпуску гидравлических манипуляторов, начал работы по созданию валочносучкорезной машины (харвестера), которые могли бы составить конкуренцию финским и шведским аналогам. Сегодня ООО «Лесник» серийно производит гидроманипуляторы и его модификации, лесовозное оборудование для различных марок автомобилей.
Данная структура относится к типу линейно – функциональных структур. При этой структуре назначение функциональных служб – подготовка данных для линейных руководителей в целях принятия компетентных решений или возникающих производственных и управленческих задач.
Преимуществами такой структуры являются: расширение возможности принятия компетентных решений; сокращение времени на решение технологических вопросов производства.
К
недостаткам такой структуры можно отнести
трудности при регулировании отношений
линейных и функциональных руководителей.
Далее рассмотрим экономические результаты
деятельности ООО «Лесник» (таблица 2.1).
Таблица 2.1
Основные показатели производственно – экономической деятельности ООО «Лесник»
Наименование показателя | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2005 год к (+, -) | |
2003 год | 2004 год | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. | 18327 | 19334 | 22526 | 4199 | 3192 |
Среднесписочная численность персонала, чел. | 883 | 851 | 892 | 9 | 41 |
Собственный капитал, тыс. руб. | 961 | 964 | 964 | 3 | 0 |
Материальные затраты, тыс. руб. | 16642 | 16593 | 18905 | 2263 | 2312 |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. | 233 | 227 | 220 | -13 | -7 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. | 4616.5 | 3926.5 | 3086 | -1530.5 | -840.5 |
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | 17022 | 15496 | 19241 | 2219 | 3745 |
Чистая прибыль, тыс. руб. | 1125 | 2917 | 2364 | 1239 | -553 |
Производительность труда, тыс. руб. | 20.76 | 22.72 | 25.25 | 4.49 | 2.53 |
Фондоотдача, руб. / руб. | 78.66 | 85.17 | 102.39 | 23.73 | 17.22 |
Фондоемкость | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0 | 0 |
Материалоотдача, руб. / руб. | 1.1 | 1.17 | 1.19 | 0.09 | 0.02 |
Материалоемкость | 0.91 | 0.85 | 0.84 | -0.07 | -0.01 |
Рентабельность продукции, % | 6.76 | 17.58 | 12.5 | 5.74 | -5.08 |
Рентабельность продаж, % | 6.14 | 15.09 | 10.49 | 4.35 | -4.6 |
Рентабельность собственного капитала, % | 117.07 | 302.59 | 245.23 | 128.16 | -57.36 |
Анализ
таблицы 2.1 позволяет сделать вывод о том,
что на рассматриваемом предприятии за
период исследования 2003 – 2005 г.г. был достигнут
как экономический, так и социальный эффект.
В качестве экономического эффекта необходимо
отметить рост выручки на 4199 тыс. руб.,
чистой прибыли на 1239 тыс. руб., собственного
капитала на 3 тыс. руб. В качестве социального
эффекта необходимо отметить создание
9 новых рабочих мест. В качестве негативных
результатов необходимо отметить рост
материальных затрат на 2263 тыс. руб., однако
в целом необходимо сделать вывод о том,
что ООО «Лесник» является развивающимся
предприятием. Далее рассмотрим показатели
деловой активности ООО «Лесник» (таблица
2.2).
Таблица 2.2
Показатели деловой активности ООО «Лесник»
Наименование показателя | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2005 год к (+, -) | |
2003 год | 2004 год | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Коэффициент оборачиваемости активов | 0.84 | 0.95 | 1.41 | 0.57 | 0.46 |
2. Продолжительность одного оборота, дней | 428.57 | 378.95 | 255.32 | -173.25 | -123.63 |
3. Коэффициент оборачиваемости внеоборотных активов | 1.06 | 1.18 | 1.75 | 0.69 | 0.57 |
4. Продолжительность одного оборота внеоборотных активов | 339.62 | 305.08 | 205.71 | -133..91 | -99.37 |
5. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов | 3.97 | 4.92 | 7.3 | 3.33 | 2.38 |
6. Продолжительность одного оборота оборотных активов | 90.68 | 73.17 | 49.32 | -41.36 | -23.85 |
7. Коэффициент оборачиваемости запасов | 11.38 | 11.33 | 8.73 | -2.65 | -2.6 |
8. Продолжительность одного оборота запасов, дней | 31.63 | 31.77 | 41.24 | 9.61 | 9.47 |
9. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности | 6.17 | 8.78 | 47.52 | 41.35 | 38.74 |
10. Продолжительность одного оборота дебиторской задолженности | 58.35 | 41 | 7.58 | -50.77 | -33.42 |
11. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала | 19.07 | 20.06 | 23.37 | 4.3 | 3.31 |
12. Продолжительность одного оборота собственного капитала, дни | 19 | 18 | 15 | -3.48 | -2.55 |
13. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности | 0.88 | 1 | 1.5 | 0.62 | 0.5 |
14. Продолжительность одного оборота кредиторской задолженности, дни | 409.09 | 360 | 240 | -169.09 | -120 |
Анализ таблицы 2.2 позволяет сделать общий вывод о повышении деловой активности ООО «Лесник»: практически все коэффициенты, за исключением коэффициента оборачиваемости запасов, повысили свои значения, что привело к сокращению потребности предприятия в финансовых ресурсах для финансирования текущей деятельности. В качестве отрицательного результата необходимо назвать увеличение периода 1 оборота запасов на 9,61 дня.
Далее
рассмотрим абсолютные и относительные
показатели финансовой устойчивости ООО
«Лесник» (таблица 2.3, 2.4).
Таблица 2.3
Абсолютные показатели финансовой устойчивости ООО «Лесник»
Показатели | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2005 год к (+, -) | |
2003 год | 2004 год | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Источники формирования собственных средств (капитал и резервы) | 964 | 964 | 964 | 0 | 0 |
2. Внеоборотные активы | 16465 | 16412 | 9286 | -7179 | -7126 |
3. Наличие собственных оборотных средств (с.1-2) | -15501 | -15448 | -8322 | 7179 | 7126 |
4. Долгосрочные обязательства (кредиты и займы) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5. Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования оборотных средств (с.3+4) | -15501 | -15448 | -8322 | 7179 | 7126 |
6. Краткосрочные кредиты и займы | 132 | 0 | 0 | -132 | 0 |
7. Общая величина основных источников средств (с.5+6) | -15369 | -15448 | -8322 | 7047 | 7126 |
8. Общая сумма запасов | 1434 | 1495 | 2837 | 1403 | 1342 |
9. Излишек (+), недостаток (-) собственных оборотных средств (с.3-8) | -16935 | -16943 | -11159 | 5776 | 5784 |
10. Излишек (+), недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников покрытия запасов (с. 5-8) | -16935 | -16943 | -11159 | 5776 | 5784 |
11. Излишек (+), недостаток (-) общей величины основных источников финансирования запасов (с. 7-8) | -16803 | -16943 | -11159 | 5644 | 5784 |
12. Трехфакторная модель типа финансовой устойчивости | (0,0,0) | (0,0,0) | (0,0,0) | - | - |
Информация о работе Маркетинговая деятельность предприятия и ее совершенствование