Маркетинговое исследование ожиданий и проблем субъектов предпринимательской деятельности г.Мариуполя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:06, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование состояния предпринимательской бизнес-среды, ожиданий и мнений предпринимателей г.Мариуполя по вопросам:
определение понятия субъекта предпринимательской деятельности;
анализ проблем субъектов предпринимательства г.Мариуполя;
определение факторов, влияющих на бизнес.

Содержание

Аннотация…………………………………………………………………………………3
Введение…………………………………………………………………………………..4
Часть 1. Теоретический материал……………………………………………………....5
Понятие субъекта предпринимательской деятельности……………………5
1.2 Регистрация субъекта предпринимательской деятельности………………..6
1.3 Выбор системы налогообложения для СПД-физлица………………………9
1.4 Закрытие физического лица-предпринимателя……………………………..11
1.5 Структура малых и средних предприятий г.Мариуполя…………………...12
1.6 Тенденции развитие частного предпринимательства в г. Мариуполе…….14
Часть 2. Разработка проекта исследования……………………………………………20
2.1 Формирование проблем, требующих исследования………………………..20
2.2 Выбор метода исследования и формирование выборочной совокупности.21
Часть 3. Анализ частотных характеристик выборки и зависимостей……………….26
3.1 Анализ частотных характеристик выборки и зависимостей……………….26
3.2 Деятельность СПД по новому Налоговому Кодексу……………………….67
Заключение ………………………………………………………………………………71
Перечень используемой литературы…………………………………………………...73
Приложение А………………………………………………………..………………….74
Приложение Б…………………………………………………………………………..107

Работа состоит из  1 файл

14 12 курсовик.doc

— 1.22 Мб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 

                                          Таблица 1.2

   Темпы прироста основных показателей развития малого и среднего бизнеса в г. Мариуполе за 2003-2007 гг.* 

   Показатели Темп прироста 2003-2007 Темп прироста 2003-2006 Темп прироста 2003-2005 Темп прироста 2003-2004 2003 (базовый период)
   Общее количество предприятий малого бизнеса - 1,86 % 9,61 % 2,50 % -
   Количество предпринимателей на едином налоге 104,31 % 72,74 % 33,34 % 17,1 % -
   Оценочная доля МСБ в общем объеме  
производства в городе, %   
     - 11,11 % 11,11 % 11,11 %      -
   Общий объем торговых площадей,  
задействованных в розничной торговле, тыс. кв. м  
67,87 % 37,33 % 16,44 % 12,4 % -
   Количество официально зарегистрированных  
рынков, ед.   
22,22 % 22,22 % 11,11 % 11,11 %      -

   * сформулировано авторами 
 

   

   Рис. 1.6. Темп прироста общего количества предприятий малого бизнеса в г.Мариуполе 
 

   

   Рис. 1.7. Темп прироста количества предпринимателей на едином налоге в г.Мариуполе 
 
 
 

   

   Рис. 1.8. Темп прироста оценочной доли МСБ в общем объеме производства в г.Мариуполе 
 
 
 
 
 
 
 

   

   Рис. 1.9. Темп прироста общего объема торговых площадей, задействованных в розничной торговле в г. Мариуполе 
 

     

   Рис. 1.10. Темп прироста количества официально зарегистрированных рынков в г.Мариуполе 

   Выводы:  

   Субъект предпринимательской деятельности – физическое лицо, регистрация которого значительно дешевле, чем регистрация юридического лица, и осуществляется она естественно значительно быстрее и проще. Регистрация субъекта предпринимательской деятельности удобна и подходит тем, кто не имеет большого опыта ведения предпринимательской деятельности и обладает незначительными финансовыми ресурсами. Перед началом регистрации СПД следует решить несколько вопросов, которые в значительной степени повлияют на сам процесс регистрации. Они включают в себя: выбор организационно-правовой формы, налога и вида деятельности. На сегодняшний момент существуют три системы налогообложения для СПД-физлица:

  • общая;
  • уплата единого налога;
  • фиксированный патент.

   В связи с нестабильной экономической  ситуацией в стране, повышением налогов и иных общеобязательных сборов, многие юридические лица и физические лица-предприниматели принимают решения о прекращении своей предпринимательской деятельности.

   Экономика города Мариуполя характерна многоотраслевой  структурой.  Наиболее привлекательной для малых предприятий остаются сферы торговли, общественного питания, транспортных, бытовых, юридических и других услуг. Доля малых предприятий в этих сферах деятельности составляет более 60 % от их общего количества.

   В последнее время отмечалась тенденция к росту количества СПД - физических лиц, которые осуществляют деятельность на рынках г. Мариуполя.  На протяжении последних лет усилились позитивные изменения в структурном количестве малых предприятий по видам экономической деятельности: наряду с уменьшением доли малых предприятий в оптовой и розничной торговле происходит рост их доли в промышленности,  транспорте и строительстве.

   Данную тенденцию можно считать позитивной, поскольку она свидетельствует о структурных изменениях в развитии малого и среднего бизнеса (МСБ).

 

   

Часть 2.  Разработка проекта исследования 

Целями данной части являются формирование проблем, которые являются наиболее затруднительными для деятельности малого предпринимательства, выбор наиболее подходящего метода исследования и формирование выборочной совокупности. 

   2.1 Формирование проблем, требующих исследования 

     В ходе проведения исследования проблем малого бизнеса для Торгово-промышленной палаты г.Мариуполя были выявлены следующие проблемы: сложность действующей системы налогообложения для предприятий малого предпринимательства; отсутствие механизмов микрокредитования малого предпринимательства; неадекватный современным условиям уровень профессиональной подготовки предпринимателей и др.

    В рыночной экономике место и роль предпринимательства определяются его функциями и реальным вкладом в общественное развитие. В экономике развитых стран предпринимательство сегодня играет заметную роль. Успешное функционирование предпринимательства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкуренция, создаются дополнительные рабочие места, повышается экспортный потенциал, лучше используются местные сырьевые ресурсы. Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но и прежде всего для расширения предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.

    В Украине использование подобных возможностей предпринимательства пока еще не является реальным приоритетом государственной политики. С большим сожалением приходится констатировать, что в ходе развернувшихся в Украине экономических преобразований малому бизнесу уделяется недостаточно внимания. Декларируется, но практически не решается задача наращивания предпринимательского ресурса и его целевого использования для ускорения экономического роста и улучшения социального климата в стране.

    Отсутствует действенная система стимулирования создания малых предприятий, а также хозяйственный и государственный механизмы их поддержки.

    Несмотря  на достигнутые в последние годы положительные результаты, Украина отстает от экономически развитых государств, где, как правило, большая часть работающего населения занята в сфере малого предпринимательства, а вклад малого бизнеса в ВВП страны составляет около 70%.

    Торгово-промышленная палата г.Мариуполя важнейшей стратегической целью своей деятельности определила развитие и комплексную поддержку сферы малого и среднего предпринимательства. Для разработки стратегического плана развития малого и среднего предпринимательства Торгово-промышленной палатой г. Мариуполя авторами данной работы было проведено данное исследование. 
 
 
 
 

   2.2 Выбор метода исследования и формирование выборочной совокупности 

   

   Рис. 2.1. – Классификация основных методов маркетинговых исследований 

   Методы маркетинговых исследований в первую очередь делятся на методы сбора первичных и методы сбора вторичных данных.

   Вторичные данные — информация, собранная когда-либо для каких-либо целей, не связанных с текущей задачей.

   Первичные данные — информация, собранная исследователем специально для решения конкретной проблемы.

   Чаще  всего под проведением маркетингового исследования понимают именно сбор первичной  информации. Методы сбора первичных  данных, в свою очередь, делятся на методы сбора качественных данных, методы сбора количественных данных и так называемые mix-методики.

   Качественное  исследование отвечает на вопросы «как» и «почему».

   Данный  тип исследований позволяет получить очень подробные данные о поведении, мнении, взглядах, отношениях очень небольшой группы лиц. Полученные данные не могут быть выражены количественно (за редким исключением), однако дают хорошее представление об образе мыслей потребителей. Качественные исследования незаменимы при разработке новых товаров, рекламных кампаний, изучении имиджа фирм, торговых марок и решении других сходных задач. 
Основные методы качественных исследований: фокус-группы, глубинные интервью, анализ протокола.

  • Фокус-группа представляет собой групповое интервью, проводимое модератором в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию с небольшой группой «типичных» представителей изучаемой части населения, сходных по основным социальным характеристикам.
  • Глубинное интервью — слабоструктурированная личная беседа интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы.
  • Анализ протокола заключается в помещении респондента в ситуацию принятия решения о покупке, в процессе которого он должен подробно описать все факторы, которыми он руководствовался при принятии этого решения.

   Количественное  исследование отвечает на вопросы «кто» и «сколько».

   Данный  тип исследований, в отличие от качественного, позволяет получить выраженную количественно информацию по ограниченному кругу проблем, но от большого числа людей, что позволяет обрабатывать ее статистическими методами и распространять результаты на всех потребителей. Количественные исследования помогают оценить уровень известности фирмы или марки, выявить основные группы потребителей, объемы рынка и т. п. 
Основные методы количественных исследований — это различные виды опросов и аудит розничной торговли (retail audit).

  • Опрос предполагает выяснение мнения респондента по определенному кругу включенных в анкету вопросов путем личного либо опосредованного контакта интервьюера с респондентом (анкетирование).
  • Аудит розничной торговли включает в себя анализ ассортимента, цен, дистрибуции, рекламных материалов в розничных точках по исследуемой товарной группе.

   Mix-методики — смешанные методы исследований, довольно удачно сочетающие в себе достоинства качественных и количественных методов.

   Основные  виды mix-методик: hall-тесты, home-тесты и mystery shopping.

  • Hall-test — метод исследования, в ходе которого довольно большая группа людей (до 100-400 человек) в специальном помещении тестирует определенный товар и/или его элементы (упаковку, рекламный ролик и т. п.), а затем отвечает на вопросы (заполняет анкету), касающиеся данного товара.
  • Home-test — аналогичен hall-тесту, с той лишь разницей, что тестирование товара происходит в домашних условиях (дома у респондента). Используется этот метод при необходимости длительного тестирования товара.
  • Mystery Shopping — метод исследований, предполагающий оценку уровня обслуживания с помощью специалистов, выступающих в роли подставных покупателей (заказчиков, клиентов и т. п.).

   В качестве методологической основы проведения исследования был использован метод  выборочного наблюдения в форме  анкетирования (опроса). При проведении выборочного наблюдения обследуются не все единицы изучаемого объекта, совокупности, а лишь некоторая отобранная часть. Однако наблюдение организовано таким образом, что эта часть отобранных единиц в уменьшенном масштабе представляет всю совокупность. Часть единиц всей совокупности, подлежащей непосредственному наблюдению, называют выборочной совокупностью. Существует шестиступенчатая последовательность составления выборки. На рис. 6 приведена схема последовательности действий при проектировании выборки маркетингового исследования: 

Информация о работе Маркетинговое исследование ожиданий и проблем субъектов предпринимательской деятельности г.Мариуполя