Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:37, курсовая работа
Понятие «маркетинг» многие ошибочно отождествляют с рекламой и сбытом. Это объяснимо. С переходом к рыночным отношениям нам постоянно досаждают телевизионная и почтовая реклама, газетные объявления, нам все время пытаются что-то продать. Кажется, что коммерция – главное в жизни общества.
Многие удивляются, узнав, что важнейший элемент маркетинга вовсе не сбыт. Сбыт, по определению Ф.Котлера, «лишь верхушка маркетингового айсберга». Сбыт – одна из многих функций маркетинга, часто не самая существенная.
В России средняя цена мобильного телефона за девять месяцев 2010 года составила 4,333 тысячи рублей, что отражает общую тенденцию снижения средней цены, сообщает «Евросеть». Падение среднего ценника телефона, проданного в России, объясняется увеличением маркетинговых акций с предложением дешевого телефона в подарок, а также увеличением доли брендированных телефонов операторов. Выручка от продажи мобильных телефонов в третьем квартале в России оценена в 37,4 миллиарда рублей.
Что касается прогнозов по итогам года, Gartner ожидает роста мировых продаж мобильных телефонов более чем на 30%. Влияние планшетов на рынок мобильных устройств будет оцениваться в 2011 году, а объем продаж планшетных компьютеров, по прогнозам компании, в 2011 году достигнет 54,8 миллиона устройств.
«Евросеть» прогнозирует, что в 2010 году в России будет продано более 32 миллионов мобильных телефонов, и тенденция роста объема продаж сохранится в ближайшие два года.
В третьем квартале 2010 года средняя рыночная цена мобильных телефонов впервые за несколько кварталов показала положительную динамику, говорится в аналитическом отчете компании МТС. С начала 2009 года потребители делали выбор в пользу все более и более дешевых моделей. Если в начале этого периода средняя цена проданного в рознице телефона составляла 5821 рубль, то в первом квартале 2010 года уже 4571 рубль. Второй квартал этого года вышел на показатель 4310 рублей, а третий на 4331 рубль.
Средняя цена проданного в мобильной рознице сотового телефона выросла в третьем квартале на 21 рубль. Впрочем, ритейлеры ждут большего роста в последнем квартале этого года: продажи должны подстегнуть новогодние праздники, а также растущий интерес к смартфонам.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА СОТОВЫХ ТЕЛЕФОНОВ
2.1. Выбор инструмента сбора первичных данных
При сборе первичных данных у исследователей маркетинга есть выбор из двух основных орудий исследований – эта анкеты и механические устройства.
Анкета – более распространенное орудие, поэтому в проведении данного маркетингового исследования рынка сотовых телефонов будет использоваться именно она.
В широком смысле анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответ. Анкета – инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования. В небрежно подготовленной анкете можно всегда найти целый ряд ошибок. В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга вдумчиво отбирает вопросы, их формулирование и последовательность. Самые обычные ошибки – постановка вопросов, на которые невозможно ответить, на которые не захотят ответить, которые не требуют ответа, и отсутствие вопросов, на которые следовало бы обязательно получить ответ. Каждый вопрос нужно проверить с точки зрения вклада, который он вносит в достижение результатов исследования. Вопросы, представляющие собой просто праздный интерес, следует опускать, поскольку они затягивают процедуру и действуют опрашиваемым на нервы. Форма вопроса может повлиять на ответ. Исследователи маркетинга выделяют два типа вопросов:
Закрытый вопрос включает в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. Открытый вопрос дает опрашиваемым возможность отвечать своими словами. Открытые вопросы ставят в самых разных формах. Открытые вопросы часто дают больше, поскольку опрашиваемые ничем не связаны в своих ответах. Особенно полезны открытые вопросы на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что люди думают, не замеряя, какое количество из них думают тем или иным определенным образом. С другой стороны, на закрытые вопросы дают ответы, которые легче интерпретировать и сводить в таблицы.
Формулирование вопроса требует осторожности. Исследователь должен пользоваться простыми, недвусмысленными словами, которые не влияют на направление ответа.
Особого внимания требует
и установление последовательности
вопроса. Первый из них должен по возможности
пробудить у спрашиваемого инте
Анкета должна быть составлена таким образом, чтобы вопросы не могли повлиять на поведение лица, которое будет опрошено. Хорошая анкета должна:
Проверка анкеты. Прежде чем начинать опрос, нужно проверить анкету на небольшом числе лиц, чтобы окончательно доработать ее методом постепенного приближения; таким путем можно избежать многих ошибок.
Сбор ответов. Затем нужно обобщить полученные ответы на вопросы. Эта операция может быть легко выполнена вручную при опросе нескольких десятков и даже нескольких сотен человек. В случае опроса значительно большего числа людей, особенно если вопросов более 20, нужно использовать электронно-вычислительную технику.
Анализ ответов. Каждый ответ нужно тщательно проанализировать и в случае надобности отбросить, если ясно, что он заведомо неверный, из него невозможно что-либо понять или же если опрашиваемый ответил просто «для галочки», не зная предмета.
Обработка результатов. После того, как ответы проверены и случае необходимости исправлены, нужно обработать результаты и представить их в форме настолько простой, насколько это возможно, обычно в форме таблиц, графиков.
Анализ результатов. Целью опроса может быть поиск весьма определенной величины или же проверка гипотезы. В первом случае важно определить коэффициент доверия (вероятность ошибки и соответствующий интервал доверия). Во втором случае важно составить то, что статистики называют смысловым тестом.
Написание отчета. Окончательный отчет имеет целью представить результаты опроса в наиболее ясной и наиболее достоверной форме. В любом случае автор не должен поддаваться влиянию своих собственных убеждений. Речь идет не о доказательствах, но об изложении фактов со скрупулезной точностью.
2.2. Сбор и обработка первичных данных по рынку сотовых телефонов
Варианты ответов на вопрос №1 «Пользуетесь ли Вы сотовым
телефоном?»
Пользуются сотовым телефоном |
Не пользуются сотовым телефоном |
Всего | |
Количество человек |
47 |
3 |
50 |
Количество человек, % |
94% |
6% |
100% |
Для анализа, используя данные таблицы 2.1, построим круговую диаграмму:
Рис. 2.1. Варианты ответов на вопрос №1 «Пользуетесь ли Вы сотовым
телефоном?»
Согласно данным, полученным в результате исследования, сотовый телефон есть у 94% (47 человек из 50) опрошенных и лишь у 6% (3 человека) он отсутствует. Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство респондентов пользуются сотовыми телефонами, а, следовательно, продажа сотовых телефонов – довольно беспроигрышное дело, если провести грамотную маркетинговую стратегию, т.к. на рынке сотовых телефонов присутствует большое число конкурентов.
Таблица 2.2
Варианты ответов на вопрос №2 «Какая у Вас марка телефона?»
Марки |
Samsung |
Nokia |
Motorola |
LG |
Siemens |
Sony Ericsson |
Всего |
Количество человек |
13 |
23 |
3 |
4 |
2 |
4 |
49 |
Количество человек, % |
26,50% |
46,90% |
6,10% |
8,20% |
4,10% |
8,20% |
100% |
На основе данных таблицы 2.2 построим диаграмму:
Рис. 2.2. Спрос на товарные марки сотовых телефонов
По данным анкетирования было выявлено, что 46,9% опрошенных пользуются телефоном товарной марки Nokia (23 человека из 47 + у 2 человек по 2 телефона), 26,5% - Samsung (13 человек), по 8,2 % используют телефоны таких торговых марок, как Sony Ericsson и LG (по 4 человека), торговой маркой Motorola пользуются 6,1% (3 человека) и Siemens присутствует у 4,1% (2 человека).
Можно сделать вывод, что на первом месте по популярности среди торговых марок сотовых телефонов является Nokia, на втором – Samsung, на третьем – Sony Ericsson и LG, на четвертом Motorola и на пятом – Siemens.
Таблица 2.3
Варианты ответов на вопрос №3 «Почему Вы выбрали телефон этой марки?»
Причина выбора |
собственный опыт |
советы знакомых |
советы консультанта |
реклама |
подарок |
понравился |
всего |
Количество человек |
16 |
13 |
3 |
4 |
7 |
4 |
47 |
Количество человек, % |
34,0% |
27,7% |
6,4% |
8,5% |
14,9% |
8,5% |
100% |
Для анализа причины выбора воспользуемся данными таблицы 2.3 и построим линейную диаграмму:
Рис. 2.3. Причины выбора марки сотового телефона
Как показало маркетинговое исследование, 34% опрошенных (16 человек из 47) при выборе сотового телефона определенной марки руководствуются собственным опытом, 27,7% (13 человек) прислушиваются к советам знакомых, 14,9% (7 человек) получили свой телефон в качестве подарка, по 8,5% (4 человека) прислушиваются к рекламе или ориентируются на собственный вкус и меньше всего респонденты прибегают к советам консультанта – 6,4% (3 человека). Таким образом, больше всего на выбор той или иной марки телефона влияет собственный опыт и советы знакомых, а меньше всего – советы консультанта.
Таблица 2.4
Варианты ответов на вопрос №4 «Готовы ли Вы сменить свою марку телефона на другую?»
Причина выбора |
Готовы сменить марку сотового телефона |
Не готовы сменить марку сотового телефона |
Всего |
Количество человек |
14 |
33 |
47 |
Количество человек, % |
29,8 % |
70,2 % |
100% |
На основе данных таблицы 2.4 построим круговую диаграмму:
Рис. 2.4. Варианты ответов на вопрос №4 «Готовы ли Вы сменить свою марку сотового телефона на другую?»
Проанализировав данные, полученные в ходе анкетирования, можно сделать вывод, что 70,2% (33 человека из 47) опрошенных не готовы сменить свою марку сотового телефона на другую, в то время, как 29,8% (14 человек) хотят это сделать.
Можно сделать вывод о том, что большинство респондентов довольны своей маркой телефона. Однако некоторые из опрошенных используют один телефон, а предпочтение отдают другому. Поэтому следует рассмотреть, какой марке телефона отдается наибольшее предпочтение.
Таблица 2.5
Варианты ответов на вопрос №5 «На какую марку телефона Вы бы хотели сменить свою марку телефона?»
Марки |
Samsung |
Nokia |
Motorola |
LG |
Siemens |
Sony Ericsson |
НТС |
Всего |
Количество человек |
2 |
6 |
0 |
2 |
0 |
4 |
1 |
15 |
Количество человек, % |
13,3% |
40% |
0% |
13,3% |
0% |
26,7% |
6,7% |
100% |
Проиллюстрируем данные таблицы 2.5 при помощи диаграммы:
Рис. 2.5. Варианты ответов на вопрос №5
Т.к. некоторые из опрошенных используют один телефон, а предпочтение отдают другому. Анализируя эти предпочтения к какой-либо торговой марке, наибольшее предпочтение отдается телефонам Nokia. Этой торговой марке отдают предпочтение 40% (6 человек из 14 + 1 человек отдал предпочтение двум маркам телефонов), Sony Ericsson на втором месте – 26,7% (4 человека), на третьем месте Samsung и LG, у них по 13,3% голосов (2 человека), у НТС – 6,7% (1 человек). Такие марки сотовых телефонов, как Motorola и Siemens получили по 0 голосов.
Информация о работе Маркетинговое исследование потребительского рынка сотовых телефонов