Маркетинговое исследование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:24, практическая работа

Описание

Уже сейчас большинство руководителей понимает, что успех предприятия во многом зависит от эффективного руководства, принятия оптимальных решений, изучения рынка, подбора кадров. И все это полностью или частично входит в предметную область маркетинга. Современная концепция маркетинга состоит в том, чтобы все виды деятельности предприятия основывались на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе. Более того, одна функция маркетинга заключается в выявлении неудовлетворенных запросов покупателей, чтобы ориентировать производство на его удовлетворение.

Содержание

Ведение 3
1.Общая характеристика рынка соков 5
1.1. История развития рынка соков 5
1.2.Ключевые игроки и их характеристики 12
1.3. Текущее состояние рынка соков и перспектива его развития 19
2. Сегментирование рынка соков и определение целевой аудитории 20
2.1. Сегментирование рынка и определение параметров сегмента 20
2.2. Конкурентная политика 22
2.3. Ценовая политика 24
3. Определение конкурентоспособности исследования товаров 26
3.1. Определение перечня показателей для определения конкурентоспособности
выбранных товаров и услуг 26
3.2. Определение методов проведения исследования 27
3.3. Обработка результатов и определение конкурентоспособности исследуемых товаров 30
Заключение 36
Список литературы 37

Работа состоит из  1 файл

Маркетинговое исследование на рынке сока.пп.docx

— 1.59 Мб (Скачать документ)

На российском рынке безалкогольных напитков, сок находится на третьем  месте по объемам потребления  после сладких газированных напитков, практически наравне с бутилированной водой. Эксперты отмечают, что российский рынок соков, также, как и другие отрасли экономики, находится под  влиянием различных социально-экономических  показателей, в том числе уровня инфляции и доходов населения, на развитие отрасли влияет ситуация на рынках сырья и упаковки.

По нормам потребления  сока на человека Россия отстает от США, Австралии и Европы. Каждый житель этих стран выпивает в год более 30 литров витаминного напитка, в  Восточной Европе, включая Россию, - только по 16 литров. Однако, по информации Ассоциации производителей соков и  нектаров Европейского союза, европейцы  пьют только натуральные соки. В  России, в отличие от западных стран, рынок соков делится на ряд  сегментов, и только 25% из представленной на рынке продукции – натуральные напитки ,15% - морсы и 60% нектары. . В России уровень потребления также зависит от региона - потребление сока на душу населения в регионах далеко от московских показателей, поэтому эксперты считают, что потенциал этого рынка еще не исчерпан.

Лидерами продаж в России являются нектары. Основная причина  такого лидерства – их дешевизна. В них, по принятому в 2008 году техрегламенту, должно содержаться 20-25 процентов пюре, сока или концентрата, а остальное - вода, сахар или мед и подкислители. Поэтому их стоимость существенно  ниже, чем стоимость натуральных  соков. Тем не менее, по данным Российского  союза производителей соков, 75% респондентов проведенного союзом опроса заявили, что  пьют соки каждый день.

Однако необходимо отметить, что развитие рынка шло неравномерно. По оценкам экспертов, с 1998 года рынок  сока рос высокими темпами, показывая  ежегодную динамику в двухзначных  цифрах, пока не достиг своего пика в 2007 году.

В четвертом квартале 2008 года впервые за предыдущие годы было отмечено падение продаж. Эксперты считают, что  снижение потребления, связанное с  экономической ситуацией в стране, совпало с естественным насыщением рынка соков. С приходом кризиса  спрос на российском рынке соков  начал смещаться в сторону  более дешевых товаров-заменителей. Кроме того, многие потребители стали  покупать соки меньшими объемами, либо теми же объемами, но реже. В результате значительная доля производителей переориентировали  свои производственные мощности с выпуска  натуральных соков на выпуск сокосодержащих напитков. Темпы роста сокового рынка  в 2009 году показали отрицательный результат, сократившись по сравнению с 2008 годом  на 4,2%.

В конце 2009 года, на рынке  соков в России наблюдалась тенденция  роста стоимости концентратов и  конечной продукции. Многие компании, изначально специализировавшиеся на производстве концентратов, начали выпуск готовой  соковой продукции, а для увеличения доли рынка и выхода в новые  ниши, они начали выпускать продукцию  с «экзотическими» вкусами.

За январь-апрель 2010 года соки потеряли 5% в натуральном и 1% в стоимостном выражении в  сравнении с соответствующим  периодом 2009 года. Однако в 2010 году рынок  начал выходить на докризисный уровень.

За последние 20 лет произошли  кардинальные изменения в структуре  собственного производства и импортных  поставок на российский рынок соков. Сейчас российская продукция занимает 95 процентов рынка, в 1990 году столько  же занимал импорт.

Однако эксперты отмечают, что «отечественное» производство соков достаточно условно: чаще всего  российские компании завозят в страну концентрат из жарких стран, а уже  здесь разбавляют его и разливают  нектар по упаковкам. Тем не менее, налоги от производства все-таки приходят в  российскую казну, а рабочие места  занимают российские граждане. По доктрине продовольственной безопасности, объем  сокового рынка даже превышает минимально безопасный от импорта порог.

На сегодняшний день, наибольшая доля рынка в натуральном выражении  – более 90% – приходится на фруктовые  и фруктово-овощные соки и нектары . Следует отметить, что доля овощных  соков и нектаров за последние 5 лет  возросла с 7,7 до 10%, что можно объяснить  появлением на рынке новых овощных  соков, кроме томатного – например, морковного, сельдерейного, овощных  миксов – а также других видов  соков и нектаров.

Так, первым соковым приобретением  иностранцев стал «Мултон» (ТМ Rich, Nico, «Добрый»), купленный CocaCola в 2005 году за $501 млн. А в июле 2007 года было объявлено  о втором соковом приобретении Coca-Cola. Корпорация приобрела подмосковный завод «Аква Вижион», производителя  соков, сокосодержащих напитков и холодного  чая. Сумма сделки с прежним владельцем (Health Tech Corporation) составила 191,5 млн. евро.

В 2008 году компания PepsiCo и Pepsi Bottling Group приобрели 75,53% акций ОАО  «Лебедянский» (Липецкая область, ТМ «Долька», «Я», «Привет», «Северная ягода», «Тонус», «Тропикана», «Фруктовый сад»). Сделка предусматривала выделение бизнесов по производству детского питания и  минеральной воды, которые PepsiCo и PBG не приобрели.

А в августе 2010 года правительственная  комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в России одобрила сделку по приобретению компанией Coca-Cola 100% акций «Нидан-соки». После  приобретения доля компании Coca-Cola на российском рынке соков оценивается в 30% в  стоимостном выражении. В настоящее  время основным акционером «Нидана», который производит продукцию под  брендами Caprice, Caprice Tea, «Моя Семья», «Сокос», «Чемпион» и «Да!», является британский инвестфонд Lion Capital, купивший в 2007 году 75% плюс 1 акцию исходя из оценки в $530 млн. за всю компанию. Оставшиеся 25% принадлежат основателям «Нидана».

Таким образом, до января 2011 года единственной отечественной компанией  в четверке основных соковых предприятий  России оставался «Вимм-Билль-Данн». В структуре компании «Вимм-Билл-Данн»  продажи воды и сока в 2009 году занимали долю в 18,6% продаж компании (согласно отчетам  самой компании). Рост категории  напитки компании «Вимм-Билль-Данн»  составили 10,4% в 2007 году, 3,7% в 2008 году и 5,0% в 2009 году. В 2010 году компанией «Вимм-Билль-Данн»  был предпринят ряд маркетинговых  усилий с целью укрепить свои позиции  на рынке. В январе 2011 года компания PepsiCo приобрела 66% акций российского  «Вимм-Билль-Данна». В итоге, по подсчетам  ФАС, доля объединенной компании на рынке  соков по итогам 2011 года составит 42-47% в стоимостном выражении.

По итогам 2010 года, четыре компании-лидера владели более 75% рынка  соков. Около 7% в стоимостном выражении  принадлежит ОАО «Национальная  продовольственная группа «Сады  Придонья» (Волгоградская область, ТМ «Золотая Русь», «Мой», «Сады Придонья», «Спеленок»). Продукция компании сертифицирована  как питание для детей раннего  возраста. Оставшиеся 9,6% рынка соковой  продукции занимают в основном российские производители, среди которых можно  отметить ОАО «Компания Юнимилк» (Московская область, ТМ «Тема»), ООО  «Интерагросистемы» (Краснодарский  край, ТМ «Вико», «Сочная долина»), ООО  «Лидер» (Московская область, ТМ Swell, «Мастер  Фрут», «Маргарита») и ООО «ДигиДон» (г. Курган, ТМ «5+», Weekend, «Яблочкин»)

Доля импортной продукции  на рынке соков незначительна. Импорт осуществляется преимущественно из Нидерландов, Китая, Украины, Израиля  и Польши. По оценкам DISCOVERY Research Group, в 2009 г. в Россию было импортировано 190267,2 тыс.л. соков, нектаров и сокосодержащих напитков всех видов общей стоимостью 293292,4 $ тыс. Лидирующие импортеры соков, нектаров и сокосодержащих напитков, поставляющие продукцию в Россию: Yantai North Andre Juice - 7%, Fischer S/A - 7%, Ган Шмуел  Фудс - 6%, Cargill - 5%, Аграна Фрут - 4%. За I полугодие 2010 г. совокупный импорт данного рода товаров составил 117119,6 тыс.л. в натуральном  и 177206,1 $ тыс. в стоимостном выражении.

Раскрывая тему потребительских  предпочтений, необходимо отметить, что  до начала мирового финансового кризиса, в стране отмечался четкий потребительский  тренд: все больше покупателей стали  обращать внимание на здоровое питание, натуральность и полезность продуктов. По данным Российского союза производителей соков, сок воспринимается потребителями  как один из самых доступных источников полезных веществ, способствующих гармоничной  работе организма, в своем ежедневном рационе. Поэтому развитие рынка  обеспечивалось стремлением россиян  вести здоровый образ жизни и  подкреплялось растущими доходами потребителей.

По данным исследования Российского  союза производителей соков, при  выборе соков респонденты ориентируются, в первую очередь, на личные вкусовые предпочтения.

По результатам опроса, 87% респондентов отметили, что отечественные  соки, представленные на прилавках  магазинов, полностью соответствуют  их ожиданиям в отношении качества и безопасности продукции, выбираемой для всех членов семьи, в том числе  и детей. Все респонденты говорят  о своей преданности любимому вкусу, но, несмотря на это, более половины участников исследования с радостью готовы пробовать новые необычные  вкусы, представленные на рынке .

Что касается мотивации потребителей при выборе соков, то по данным исследования «Российский индекс целевых групп» компании «КОМКОН», в последние несколько  лет растет доля тех потребителей, которые руководствуются такими факторами как приемлемая цена (40%) и известность бренда (28%). Одновременно с этим, по данным исследования, значительно  меньше потребителей обращает внимание на отсутствие консервантов (снижение с 40% в 1 пол. 2007 до 37% в 1 пол. 2011 г.), думает об их полезности для здоровья (снижение с 39% в 1 пол. 2007 до 33% в 1 пол. 2011 г.) и обогащенности  витаминами (снижение с 27% в 1 пол. 2007 до 20% в 1 пол. 2011 г.)

Лидерами рынка являются яблочный, апельсиновый и томатный соки. Тем не менее, растущая конкуренция  между основными игроками сокового рынка вынуждает производителей искать новые комбинации вкусов для  расширения существующих линейных брендов  и привлечения потребителей. Поиск  производителями свободных соковых  ниш, дающих возможность дальнейшего  роста и развития, привел к появлению  новых и инновационных продуктов. В линейке почти всех производителей, следящих за потребительскими ожиданиями, имеются оригинальные новые соковые  продукты. Производители зачастую смешивают  наиболее популярные вкусы с экзотическими, например, яблочный с банановым.

 

                       Современный российский рынок соков – это:

  • Соки, нектары, сокосодержащие напитки, морсы
  • Современные технологии производства и упаковки соковой продукции
  • Нормативная база, соответствующая мировым стандартам
  • 90% реализуемой на территории России соковой продукции производится предприятиями, входящими в состав Российского союза производителей соков.

 

 

 

 

                         Рост производства отечественной соковой продукции.

 

К 2010 году рынок современной  соковой продукции отечественного производства, отвечающий высоким требованиям  мировых стандартов качества и безопасности, окончательно сформировался. 95% соковой  продукции, представленной на рынке, производятся в России.

 

                        Объемы производства сока с 2005-2010 г.

        

 

 

                           1.2. Ключевые игроки и их характеристика.

1)Сок  «Добрый».


    
Сок "Добрый" — поистине "народный" продукт и безусловный лидер рынка. Его знают и любят все. Ему доверяют. В России более 70 млн. человек пьют соки, морсы и нектары "Добрый", причем 30 миллионов предпочитают их всем другим маркам.

История сока под маркой "Добрый" началась в 1998 г., когда компания "Мултон" запустила свой самый большой  завод, ныне один из крупнейших современных  и передовых предприятий по производству соков не только в России, но и  в Европе - завод "Мултон" в г. Щелково. 19 декабря 1998 года на заводе "Мултон" была выпущена первая пробная партия — 3600 литров яблочного сока "Добрый".

А уже в феврале 1999 года завод приступил к промышленному  производству соков с объемом 46 млн. литров в год.

"Добрый" — это сбалансированный  натуральный вкус, простое название, качественная упаковка, привлекательная  цена и, главное, постоянные  инновации. В 2004 году "Добрый" впервые выпустил линейку морсов  для массового рынка, а летом  2006 года приятно удивил потребителей  сезонным вкусом "Добрый арбуз", на следующий год появился  новогодний "Добрый Подарок"  из ягод и винограда в стиле  глинтвейн.

Затем линейка функциональных продуктов под маркой "Добрый" была расширена нектарами, обогащенными натуральными экстрактами ягод и  трав.

В 2008 году "Добрый" выпустил в продажу очередную новинку  — холодные чаи. И тогда же, в 2008 году, вошел в пятерку лидеров  списка "50 лучших российских брендов  всех категорий.

2)Сок  «Фруктовый сад»

Фруктовый Сад» — по-настоящему народная марка, сочетающая вкус и пользу натуральных соков с доступной  ценой. В ассортименте «Фруктового  Сада» яблочный и томатный соки, а также 8 видов нектаров.

Соки и нектары «Фруктовый Сад» выпускаются с 2000 года. По данным маркетинговых исследований, сейчас «Фруктовый Сад» входит в тройку самых популярных соков в России.

Соки и нектары «Фруктовый Сад» рекомендованы для питания  детей с 2 лет и имеют соответствующий  сертификат. Они не содержат консервантов, красителей, искусственных пищевых  добавок.

«Фруктовый Сад» — это  высокое качество при доступной  цене и широкий ассортимент упаковок на все случаи жизни. Вы можете выбрать  порционные пакеты 0,2 или 0,5 л, стандартную  литровую упаковку или экономичные  семейные - 1,5 и 2 л. С 2004 года «Фруктовый Сад» выпускается и в пластиковой  бутылке объемом 0,385 л, которую удобно носить с собой.

Информация о работе Маркетинговое исследование