Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:24, практическая работа
Уже сейчас большинство руководителей понимает, что успех предприятия во многом зависит от эффективного руководства, принятия оптимальных решений, изучения рынка, подбора кадров. И все это полностью или частично входит в предметную область маркетинга. Современная концепция маркетинга состоит в том, чтобы все виды деятельности предприятия основывались на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе. Более того, одна функция маркетинга заключается в выявлении неудовлетворенных запросов покупателей, чтобы ориентировать производство на его удовлетворение.
Ведение 3
1.Общая характеристика рынка соков 5
1.1. История развития рынка соков 5
1.2.Ключевые игроки и их характеристики 12
1.3. Текущее состояние рынка соков и перспектива его развития 19
2. Сегментирование рынка соков и определение целевой аудитории 20
2.1. Сегментирование рынка и определение параметров сегмента 20
2.2. Конкурентная политика 22
2.3. Ценовая политика 24
3. Определение конкурентоспособности исследования товаров 26
3.1. Определение перечня показателей для определения конкурентоспособности
выбранных товаров и услуг 26
3.2. Определение методов проведения исследования 27
3.3. Обработка результатов и определение конкурентоспособности исследуемых товаров 30
Заключение 36
Список литературы 37
Чтобы осуществить оценку конкурентоспособности, необходимо разработать систему показателей. Для этого были выбраны следующие показатели: цена, вкус, упаковка, полезность, марка.
ПОКАЗАТЕЛЬ |
а |
а в % |
Цена |
0,2 |
20% |
Вкус |
0,28 |
28% |
Упаковка |
0,15 |
15% |
Полезность |
0,25 |
25% |
Марка |
0,12 |
12% |
Итого: |
1=100% |
3.2.
Определение методов
Следующим этапом проведения исследования является разработка анкеты.
1.Какой напиток Вы предпочитаете:
а) напитки на основе водопроводной воды (чай, кофе)
б) соки
в) вода (минеральная или из под крана)
г) газированные напитки2.Что для Вас имеет наибольшее значение при покупке сока (расположить в порядке убывания):
а) цена
б) вкус
в) полезность
г) марка
д) упаковка
3.Какому типу сока Вы отдаете предпочтение:
а) свежевыжатый
б) нектар
в) восстановленные соки
4.Какой сок Вы предпочитаете:
а) овощной
б) ягодный
в) на основе фруктов
г) смешанный
5.Укажите Вашу любимую марку сока:
а) Тонус
б) Я
в) J7
г) Gold
д) Тропикана
и) Добрый
к) Фруктовый сад
л) Любимый
м) Моя семья
н) Рич
6.Как часто Вы употребляете сок:
а) ежедневно
б) два - три раза в неделю
в) покупаю в магазине, если испытываю жажду
г) нерегулярно
д) в случае, если нет другого выбора
7.Где Вы приобретаете сок:
а) в крупных магазинах
б) на оптовых базах
в) в мелких торговых точках
г) где придется
8.Оцените в баллах конкурентоспособность (от 1 до 5 баллов):
Любимый |
Добрый |
Я |
Тонус |
Тропикана |
Фр.сад |
Привет |
Моя семья |
J7 |
Rich | |
цена |
||||||||||
вкус |
||||||||||
упаковка |
||||||||||
полезность |
||||||||||
марка |
9.Придаете ли Вы значение дизайну упаковки:
а) да
б) нет
10. Какой объем тары Вы чаще покупаете:
а) 200-400 мл
б) 500-700 мл
в) 1-1,5 л
г) 2-3 л
11.Удовлетворены ли Вы ассортиментом соков:
а) да
б) нет
12.Оказывает ли реклама воздействие на Ваше решение при покупке сока:
а) да, сильное
б) да, умеренное
г) почти не влияет
д) нет, не влияет
13.Какую упаковку вы предпочитаете:
а) Tetra Park – 1 литр (без крышки)
б) Tetra Park Square – 1 литр (с крышкой)
в) Tetra Park – 2 литра
г) Tetra Park – 0,2 литра
д) Tetra Park – 1,5 литра
е) стекло – до 1 литра
ж) Банка – 3 литра
14.Какую сумму Вы могли бы потратить на покупку сока объемом 0,5л:
а)15 - 20 р
б)20 - 40 р
в)40 - 80 р
г)>80 р
15.Оцените весомость параметра в баллах (от 1 до 5 баллов):
Параметр |
Оценка |
цена |
|
вкус |
|
упаковка |
|
полезность |
|
марка |
16.Ваш возраст:
а) 18 – 22
б) 22 – 25
в) 25 – 30
г) 30 – 35
д) 35 – 55
е) >55
17.Ваш пол:
а) м
б)18.Ваш основной вид занятий:
а) учеба б) работа
в) на пенсии19.Ваш ежемесячный доход:
а) от 3 до 5 т.р.
б) от 5 до 10 т.р.
в) от 10 до 20 т.р.
г) от 20 до 30 т.р.
д) свыше 30 т.р.
3.3.Обработка результатов и определение конкурентоспособности исследуемых товаров.
Показат. |
α |
Любим. |
Добрый |
Я |
Тонус |
Тропикана |
Фр.сад |
Привет |
Моя семья |
J7 |
Rich |
цена |
0,2 |
3,04 |
3,26 |
1,67 |
2,34 |
2,38 |
3,14 |
2,94 |
2,26 |
1,37 |
1,21 |
вкус |
0,28 |
2,19 |
2,22 |
2,31 |
1,53 |
2,02 |
2,19 |
3,03 |
2,38 |
1,99 |
2,99 |
упаковка |
0,15 |
2,47 |
2,12 |
1,97 |
1,88 |
1,95 |
2,07 |
2,26 |
2,09 |
2,5 |
2,64 |
полезн. |
0,25 |
0,5 |
1,43 |
2,04 |
1,79 |
1,34 |
1,38 |
0,57 |
1,12 |
2,61 |
1,45 |
марка |
0,12 |
1,67 |
2,04 |
1,78 |
2,3 |
2,1 |
1,67 |
1,13 |
2 |
1,26 |
1,42 |
Итого: |
1 |
9,87 |
11,07 |
9,77 |
9,83 |
9,79 |
10,45 |
9,93 |
9,85 |
9,73 |
9,71 |
После проведенного анкетирования
приступаем к обработке результатов.
Для этого необходимо разработать экспертные
коэффициенты, весовые по каждому показателю
конкурентоспособности.(табл.2)
Таблица 2:Оценка конкурентоспособности
по исследуемым товарам.
Расчет показателей
Показат. |
Любим. |
Добрый |
Я |
Тонус |
Тропик. |
Фр.сад |
Привет |
Моя семья |
J7 |
Rich |
цена |
0,15 |
0,16 |
0,08 |
0,11 |
0,12 |
0,16 |
0,14 |
0,11 |
0,07 |
0,06 |
вкус |
0,11 |
0,11 |
0,11 |
0,08 |
0,1 |
0,11 |
0,15 |
0,12 |
0,09 |
0,15 |
упаковка |
0,12 |
0,1 |
0,09 |
0,09 |
0,09 |
0,1 |
0,11 |
0,1 |
0,12 |
0,13 |
полезность |
0,02 |
0,07 |
0,1 |
0,09 |
0,06 |
0,07 |
0,03 |
0,05 |
0,13 |
0,07 |
марка |
0,08 |
0,1 |
0,09 |
0,11 |
0,1 |
0,08 |
0,06 |
0,1 |
0,06 |
0,07 |
Итого: |
0,48 |
0,54 |
0,47 |
0,48 |
0,47 |
0,52 |
0,49 |
0,48 |
0,47 |
0,48 |
Таблица 3:Интегральная взвешенная оценка
С учетом этого коэффициента были рассчитаны интегральные взвешенные оценки по исследуемым товарам. В результате наиболее конкурентоспособной маркой является сок «Добрый». Это следовало ожидать, потому что это довольно знакомая и доступная марка для Лесничан. Этот сок можно купить практически в любом магазине нашего города. Последние места занимают соки «Я», «Тропикана» и «J7». На мой взгляд это происходит из за того что средний заработок в нашем городе не велик и ежедневно употреблять соки этих марок для жителей г.Лесного получается накладно.
Мною было опрошено 20 человек в возрасте от 15 лет, я учитываю абсолютно всех. Это достаточно для наглядной картины исследования рынка соков, так как воду потребляют все.
Определим долю потенциальных
потребителей сока. Из анкетирования
можно сделать вывод, что сок
употребляют все возрастные
Сделаем выводы по каждому вопросу разработанной анкеты.
Из первого вопроса анкеты можно сделать следующие выводы:
Достаточная доля опрошенных (38%) предпочитают пить соки(диагр.№1). Значит, рассматриваемый сегмент рынка конкурентоспособен, не смотря на то, что на рынке много предложений разных напитков.
Диаграмма №1.
После получения ответов на вопрос: « что для вас имеет наибольшее значение при покупке сока?», можно сделать следующие выводы: большинство опрашиваемых уделяют большее внимание при покупке сока на вкус (28%), на полезность обращают внимание 25%, третье место такой фактор, как цена (20 %), на упаковку обращают внимание лишь 15%, а на марку итого 12% (диагр.№2)
Диаграмма №2.
Из 3, 4, 5 вопросов можно определить предпочтения на соки.
Из 3-го вопроса можно понять
тип сока, который предпочитают потребители
сока. Большинство опрошенных (51%) предпочитают
восстановленные соки, а значит те
что продаются в магазинах.(
Диаграмма №3.
4 вопрос дает нам информацию о том, что на рынке примерно в равной степени востребованы всевозможные соки. Как ягодные и овощные, так и фруктовые и смешанные.(диагр.№4)
Диаграмма №4.
Любимая марка Лесничан, исходя из нашего опроса это соки марок «Добрый», «Фр.сад», «Привет» (диагр.№5)
Диаграмма №5.
Из шестого вопроса мы можем сделать вывод, что 20% респондентов покупают сок 2-3 раза в неделю, 44% пьют его нерегулярно и лишь 12% покупают соки каждый день.(диагр.№6)
Диаграмма №6.
46% опрошенных отдают предпочтение в выборе сока крупным магазинам. Этот выбор обусловлен большей степенью доверия им и наличием скидочных карт, нежели мелким торговым точкам.(диагр.№7)
Диаграмма №7.
Наша аудитория разделилась практически ровно напополам, отвечая на восьмой вопрос, придают ли они значение составу сока. Таким образом 51% населения придают значение составу сока, соответственно 49% состав сока не интересен.
Девятый вопрос дает нам информацию о том, что 27% потребителей обращают внимание на упаковку сока. Оставшиеся же 73% не придают этому большое значение.
Десятый вопрос дает информацию о том, что 43% покупателей сока предпочитают тару 1 – 1,5 литра, 31% тару 0,5-0,7 литра, 17% тару 200-400 и лишь 7% населения предпочитают покупают соки в 2-х или 3-х литровых тарах.
Анализ вопросов 11 и 12 дает информацию что конечный потребитель в своем большинстве (88%) удовлетворен ассортиментом представленной продукции. Также реклама влияет слабо на покупателя.(диагр.№8)
Можно предположить, что 42% это та часть населения, у которой не хватает время на просмотр телевизора.
64% респондентов готовы отдать за пол-литра сока сумму не более сорока, но не менее 20 рублей.
Благодаря ответам на 15 вопрос
можно оценить коэффициент
В целом, все характеристики важны для людей разных возрастных категорий. В среднем, самым важным фактором для покупателей является вкус сока (3,4), на втором месте – его цена (3,1),на третьем – полезность (2,9), а только потом – марка (2,4). На последнем месте была оценена упаковка сока – (1,7).
Из последних вопросов видно, что потребителями рынка соков являются разновозрастной контингент, как мужской, так и женской половиной, со средним заработком от 10 до 20 т.р.
После проведенного маркетингового
исследования можно сделать вывод,
что обобщенные результаты принесут
практическую пользу рынку соков
для того, чтобы оценить
Также можно сделать вывод, что наиболее конкурентоспособными в Лесном являются следующие марки сока: «Добрый», «Фр.сад», «Привет».
Для молодых людей и подростков основным атрибутом товара является вкус и цена. Маркой и полезностью соков интересуются в основном люди возраст которых превышает 35 лет.
Объем упаковки играет немаловажную роль при выборе той или иной марки сока.
Следующим важным
критерием является цена
Заключение.
После
маркетингового исследования
В первой главе я занималась
изучением общих характеристик
рынка соков, находила ключевых игроков
и описывала текущее состояние
рынка и перспективы его