Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 23:41, курсовая работа
Для успешного функционирования на рынке любой фирме необходимо владеть информацией о его состоянии, ёмкости, поведении потребителей, и, главное, деятельности конкурентов. С этой целью применяются различные методы маркетинговых исследований.
Оценка конкурентных преимуществ компании, ее потенциальная возможность удерживать долгосрочные деловые позиции и завоевывать новые сегменты рынка, является одной из важных и сложных проблем ее маркетинговой деятельности.
Цель данной работы – маркетинговое изучение конкурентов и оценка возможности завоевания преимуществ в конкурентной борьбе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА КАК
ИНДИКАТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ ……………………..5
1.1. Основные факторы конкурентоспособности товара……………………....5
1.2. Управление конкурентоспособностью товара и оценка ее уровня……….9
ГЛАВА 2. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОВ…………………………………………………….13
2.1. Методы сбора маркетинговой информации…………………………………13
2.2. Панельное исследование как метод получения информации о
конкурентах…………………………………………………………………………19
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ РЕКЛАМНОГО АГЕНТСТВА…………………………………………………….23
3.1. Показатели для анализа маркетинговой деятельности рекламного
агентства…………………………………………………………………………….23
3.2. Оценка возможностей по завоеванию рекламного рынка г.Коломны……..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..35
Характеризуя конкурентную среду рекламного агентсва «Вариация» можно отметить следующее. Организации, которые действуют на рынке рекламных услуг в г. Коломне Московской области и предоставляют те же услуги, немногочисленны. К ним относятся следующие фирмы:
1. Рекламное агентство «Легион»
2. Рекламное агентство «Торнадо»
3. Рекламное агентство «Мастер»
4. Рекламное агентство «Вся полиграфия»
5. Рекламное агентство «Альтернативные системы»
6. Рекламное агентство «DAINOVA-MEDIA»
7. Рекламное агентство «Город»
РА «Вариация» не только разрабатывает дизайн-макет, наносит и снимает изображение, но и осуществляет гарантийное обслуживание на протяжении всего срока размещения рекламы. Это является одним из конкурентных преимуществ компании, так как большинство рекламных агентств не предоставляют комплексно аналогичный спектр услуг.
Между исследуемой организацией и владельцами транспортных средств заключены долгосрочные контракты. Вследствие чего РА «Вариация» имеет базу данных по маршрутным такси и коммерческим автобусам и в короткие сроки может предоставить заказчику наиболее подходящий вариант. В распоряжении организации такая информация как:
цвет транспортного средства
номер маршрута и схема его движения
протяженность (в километрах и по времени)
количество машин на данном маршруте
Рассмотрим ценовую политику РА «Вариация» в сопоставлении с фирмами-конкурентами. В этом плане исследуемая организация занимает среднюю позицию (табл. 2).
Таблица 2
Ценовой диапазон на услуги рекламных агентств г. Коломне (изготовление и размещение рекламы на транспорте)[14]
Рекламное агентство | Изготовление, разовый платеж, руб. за одну единицу | Аренда в месяц, руб. за одну единицу | Общая стоимость размещения на определенный срок, руб. | ||
3 месяца | 6 месяцев | 12 месяцев | |||
Альтернативные системы | 5000 | 1500 | 9500 | 14000 | 23000 |
Продолжение таблицы 2
Рекламное агентство | Изготовление, разовый платеж, руб. за одну единицу | Аренда в месяц, руб. за одну единицу | Общая стоимость размещения на определенный срок, руб. | ||
3 месяца | 6 месяцев | 12 месяцев | |||
Вариация | 3500 | 1800 | 8900 | 14300 | 25100 |
Вся полиграфия | 5000 | 1500 | 9500 | 14000 | 23000 |
Город | 6000 | 2000 | 12000 | 18000 | 30000 |
DAINOVA-MEDIA | 4500 | 1800 | 9900 | 15300 | 26100 |
Легион | 3500 | 1300 | 7400 | 11300 | 19100 |
Мастер | 4500 | 1500 | 9000 | 13500 | 22500 |
Торнадо | 7000 | 2500 | 14500 | 22000 | 37000 |
По общим затратам наиболее дорогостоящей будет рекламная кампания, подготовленная РА «Торнадо», далее по убыванию:
«Город»
«DAINOVA-MEDIA»
«Вариация»
«Альтернативные системы» и «Вся полиграфия»
«Мастер»
«Легион»
Вышесказанное иллюстрирует столбиковая диаграмма на рис. 3
Рис. 3. Анализ стоимости рекламной кампании по размещению рекламы на транспорте в рекламных агентствах г. Коломны
Итак, основными конкурентами по цене на услуги рекламного агентства «Вариация» являются «Легион» и «Торнадо». Это обусловлено их устойчивыми позициями на рынке наружной рекламы уже в течение нескольких лет. Названия этих фирм узнаваемы, спектр услуг, оказываемый ими очень широк. Они имеют свои производственные площади и оборудование, что позволяет снизить себестоимость продукции.
Сейчас постоянная клиентская база рекламного агентства «Вариация» составляет порядка 100 компаний. Организация проводит работу по привлечению потенциальных клиентов и ищет пути более качественного сотрудничества с уже имеющимися рекламодателями.
Для мониторинга текущего положения фирмы на конкурентном рынке и анализа потенциальных возможностей по завоеванию рынка рекомендуется применить рассмотренный в п. 2.2. метод панельных исследований. Причем, в качестве панели, т.е. группы респондентов, представляющей собой репрезентативную выборку объектов генеральной совокупности и регулярно подвергающейся опросам, могут выступать постоянные клиенты фирмы.
Рассматривая продукт деятельности исследуемой организации, можно разбить его на две составляющие – это услуги, оказываемые рекламным агентством и изготовление рекламного материала, который в отличие от услуги принимает овеществленный характер. По каждой из составляющей можно предложить мероприятия, способствующие повышению качества и эффективности работы организации.
Например, расширение спектра предоставляемых услуг. Это могут быть дизайнерские услуги по разработке фирменного стиля организации-заказчика, такие как разработка логотипа, цветовой палитры, рекламного образа, корпоративного слогана компании.
При включении этих услуг в деятельность организации, необходимо учитывать, что возникнет вопрос о расширении штата сотрудников. Понадобится квалифицированный дизайнер креативный директор, что потребует финансовых затрат по оплате труда новых сотрудников, но позволит обеспечить дополнительные конкурентные преимущества.
Услуги по разработке фирменного стиля будут весьма востребованными, так как не все заказчики могут позволить себе провести крупную рекламную кампанию, а фирменный стиль и все его компоненты – неотъемлемая часть современной организации. Почти каждая фирма представляет себя посредством визитных карточек, конвертов, фирменных бланков, папок и других средств.
Обязательной составляющей деятельности любой организации является проведение исследования рынка. Для повседневной деятельности организации фирма может сама полно или выборочно проводить эти исследования, но при разработке рекламной кампании необходим объективный и качественный анализ стороннего наблюдателя. В роли этого квалифицированного наблюдателя может выступать рекламное агентство.
Многие фирмы привлекает возможность получение всех интересующих услуг в одном месте. То есть предпочтение будет отдаваться тому рекламному агентству, которое сможет организовать всю рекламную кампанию или хотя бы ее значительную часть. Поэтому более широкий спектр услуг привлечет большее количество клиентов.
В целях улучшения качества уже производимой продукции можно сказать следующее. В настоящий момент изготовлением заказа от начала и до конца занимается один сотрудник. В его обязанности входит заключение договора с рекламодателем, разработка дизайн-макета, изготовление и размещение рекламного материала. На наш взгляд, необходимо разграничить между двумя сотрудниками творческую и производственную часть изготовления заказа.
Таким образом, из вышесказанного, можно сделать вывод: для совершенствования деятельности организации можно прибегнуть к расширению перечня предоставляемых услуг и улучшению качества продукции, путем увеличения штата сотрудников.
Далее рассмотрим ценовой аспект деятельности организации.
На сегодняшний день рассматриваемое рекламное агентство проводит расчет цен на свою продукцию по методу «издержки + прибыль». Это самый простой способ ценообразования, который заключается в начислении определенной нормы прибыли (наценки) на себестоимость продукции. На наш взгляд, эта методика расчета более справедливая по отношению к рекламодателям и рекламному агентству. И в то же время рекламное агентство предоставляет цены ниже среднего уровня и занимает среднюю позицию среди цен конкурентов. Можно сделать вывод, что ценовая политика, проводимая рекламным агентством весьма эффективна и не требует кардинальных изменений.
Отметим, что в случае реализации предложенных выше мероприятий, ценовой аспект деятельности предприятия приобретет расширенный характер. Здесь уже можно будет говорить о многоуровневой системе скидок, например в денежном или вещественном характере, зависящей от количества и видов предоставляемых услуг. Это позволит с одной стороны – удовлетворить требования заказчика, с другой – реализовать больший объем продукции и услуг.
При рассмотрении системы сбыта, необходимо заметить, что рекламная продукция не является продукцией массового производства и проблемы складирования, товародвижения, выбора канала сбыта, обеспечение условий сбыта и другие не стоят так остро как при производстве товаров широкого спроса. Однако, при расширении услуг и все большем производстве, вопрос складирования и транспортировки продукции может возникнуть, хотя и в меньших масштабах. В качестве сбытового канала выступает сама организация (сбытовой канал нулевого уровня) осуществляя продажи своего продукта посредством прямого маркетинга.
Далее рассмотрим систему маркетинговых коммуникаций как маркетинговый аспект совершенствования деятельности предприятия.
Традиционные средства массовой информации при всей их наглядности и привычности уже не способны обеспечить надлежащий уровень оперативности, требуемый современным рынком. Поэтому все больше и больше организаций обращаются в Интернет, чтобы получить самую свежую информацию: об услугах и ценах, поставщиках, курсах валют, просто новости.
Поэтому в качестве рекламного мероприятия можно предложить создание и продвижение Web-сайта.
Выгода размещения информации о компании в Интернет и ее реклама очевидна. Потенциальный заказчик или клиент имеет возможность узнать о фирме и ее предложениях в подробностях, освещение которых в рекламных изданиях или на телевидении потребовало бы огромных затрат. Речь идет о практически неограниченном объеме информации, которую фирма сочтет необходимым предоставить клиенту.
Поэтому создание Web-сайта, безусловно, является важнейшим маркетинговым инструментом. От его реализации зависит успех бизнеса и отдача от проводимых в Интернет рекламных мероприятий.
С помощью сайта и рекламных мероприятий в Сети фирма может расширить свою клиентскую базу, способствует формированию благоприятного имиджа. А также открывает новый канал продаж через Интернет. Осуществляет через сеть поддержку клиентов и партнеров, оптимизирует с помощью интернет-технологий бизнес процессы внутри компании.
Уровень конкурентоспособности после внедрения вышеуказанных мероприятий можно оценить, применив методику, рассмотренную в п.1.2 настоящей работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев теоретические и практические аспекты темы «Маркетинговое исследование конкурентов и возможности завоевания преимуществ в конкурентной борьбе» мы пришли к следующим выводам:
1. Конкурентоспособность фирмы, прежде всего, определяется конкурентоспособностью товара, который она производит. Причем, под товаром в широком смысле, может пониматься не только непосредственно физический предмет, но и услуга, идея, человек, организация и т.п.