Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 07:37, доклад
1.Разработка стратегии ценообразования, ценовая тактика. Установление окончательной цены.
Ценообразование - это процесс установления цены на конкретный товар, он должен соответствовать общим целям и задачам фирмы. Система ценообразования учитывает следующие факторы:
- Себестоимость товара (услуги);
- Желаемая прибыль;
- Уровень платежеспособного спроса;
- Цены, предлагаемые конкурентами и доступность предлагаемого ими товара (услуги).
Для того, чтобы правильно установить цену на товар, необходимо определить потребности тех специфических групп потребителей, на которых ориентирован наш товар (услуга). В то же время цена устанавливалась, исходя из себестоимости услуги, зависящей, в свою очередь, от готовности потребителей платить ту или иную сумму денег за удовлетворение тех или иных специфических потребностей.
Прежде, чем сделать выбор: заниматься сбытом самостоятельно или привлекать к этому посредников, следует знать, какие функции, кроме, собственно, сбыта, выполняет посредник.
Итак, функции посредников:
Функция формирования ассортимента. Производители выпускают ограниченный ассортимент продукции, тогда как покупатели предпочитают иметь широкий выбор.
Функция сортировки и фасовки. Производителям удобнее выпускать большие партии однотипной продукции, а покупатели приобретают товары в ограниченном количестве.
Функция хранения. Потребители покупают товары не сразу после того, как они были произведены, а спустя достаточно длительное время. Все это время товар, как правило, хранится у посредника.
Функция транспортировки. Производители чаще всего производят свой товар совсем не там, где находятся их потребители (по крайней мере, их часть), соответственно, товар нуждается в транспортировке до места продажи.
Функция финансирования. Посредник участвует в создании дополнительной стоимости товара, создавая комфортные условия его приобретения.
Информационная
функция. Так как посредник общается
непосредственно с
Таким образом, если производитель решает взять на себя обязанности посредника, то ему придется выполнять все эти функции.
Чтобы облегчить вам принятие окончательного решения, приведем плюсы, и минусы каждого варианта организации сбыта.
Таблица 1. Достоинства и недостатки различных каналов сбыта
Виды | Достоинства | Недостатки |
ПРЯМОЙ КАНАЛ СБЫТА | ||
·
заказы по почте;
· продажи по телефону; · продажи по каталогу; · личные продажи; · собственная розничная сеть. |
·простая структура
распределения, обеспечивающая контроль
над каналами сбыта;
·отсутствие необходимости делиться прибылью; ·возможность непосредственного общения с потребителями и получения сведений об их реакции на товар «из первых рук» |
·сложность организации (включая организационную, финансовую и управленческую стороны вопроса). |
КОСВЕННЫЙ КАНАЛ СБЫТА | ||
·
короткий канал, если имеется только одно
звено между производителем и потребителем
- розничный продавец;
· длинный канал, если наряду с розничным торговцем в цепочке появляется оптовик. |
· обеспечение
широты охвата аудитории (это сложно сделать
с помощью прямого канала);
· увеличение скорости оборота и валового дохода; · специализация: каждый участник канала товародвижения выполняет свою функцию. |
·отсутствие контроля
за каналом распределения, слабая возможность
контролировать цены и условия продаж,
зависимость от посредников;
·отсутствие возможности прямого общения с покупателями. |
Окончательный выбор длины канала сбыта зависит от особенностей клиентов, товара, предприятия, конкуренции и канала сбыта.
Особенности клиентов
Прямой канал сбыта: компактный целевой рынок, товар приобретается редко, но в больших количествах, небольшое количество крупных потенциальных клиентов, работа на рынке (межфирменной торговли).
Косвенный канал сбыта: обширный целевой рынок, товар приобретается часто, но в небольших количествах, большое количество потенциальных клиентов, работа на потребительском рынке.
Особенности товара
Прямой канал сбыта: дорогие товары, громоздкие товары, товары, требующие специального обслуживания, изготовленные по заказу клиента, товары с коротким сроком хранения.
Косвенный канал сбыта: стандартные товары повседневного спроса с достаточно большим сроком хранения.
Особенности предприятия
Прямой канал сбыта: наличие свободного капитала, информации о рынке, наличие квалифицированных продавцов и умение руководителей справиться с управлением собственными магазинами.
Косвенный канал сбыта: отсутствие всего вышеперечисленного или его значительной части.
Особенности конкуренции
Прямой канал сбыта: все привлекательные посредники работают с конкурентами на эксклюзивной основе.
Косвенные
каналы сбыта: сравнительно низкая представленность
конкурентов среди
Особенности каналов сбыта
Прямой канал: среди существующих посредников нет удовлетворяющих вашим требованиям либо они недоступны (предлагают невыгодные условия сотрудничества либо вообще отказываются от него).
Косвенный канал: среди существующих посредников есть соответствующие требованиям предприятия, условия сотрудничества приемлемые.
Как выбрать посредника.
Итак, вами уже принято решение: продавать товар самим либо через посредника. Если вы решили, что справитесь со сбытом вашего товара самостоятельно, то вам остается найти место для вашего магазина (магазинов), закупить оборудование, нанять персонал, сообщить об открытии торговой точки покупателям и ждать получения первых доходов от продажи ваших товаров.
Если вы, взвесив все «за» и «против», решили реализовывать свой товар через посредника, то перед вами встал вопрос выбора этого самого посредника (или посредников - оптовых и розничных).
Факторы, которые необходимо учитывать при выборе посредника:
имеет ли посредник выход на ваш целевой рынок;
сможет ли он удовлетворить потребности клиентов, предоставляя им ваши товары и услуги;
сможет ли он обеспечить достаточный оборот товаров, чтобы они не лежали на складе;
имеет ли он возможности для хранения товаров;
достаточно ли он настойчив в продвижении ваших товаров и услуг;
сможет ли он работать в условиях конкуренции;
будет ли он работать с вами;
каково его финансовое положение;
каковы его управленческие способности.
Взаимоотношения с посредником.
После выбора посредников, подходящих вам, необходимо убедить их, что вы им тоже подходите. Для этого целесообразно подготовить и представить посреднику следующую информацию:
преимущества ваших товаров перед товарами конкурентов;
потребности клиентов, которые будут удовлетворены с помощью ваших товаров;
результаты исследования рынка, проведенного вами;
предполагаемый объем реализации ваших товаров;
способы стимулирования сбыта ваших товаров;
какую выгоду сможет получить посредник от сотрудничества именно с вами.
Следует отметить, что существуют два основных способа заинтересовать посредников работой с вашим предприятием.
Протягивающее распределение. При использовании данного метода производитель напрямую стимулирует спрос потребителя на продукт. Таким образом, конечный потребитель, заинтересовавшись товаром, начинает спрашивать его у посредника, а у того не остается иного выхода, кроме как включить этот товар в свой ассортимент.
Проталкивающее распределение. При проталкивающем распределении производитель стремится заинтересовать товаром не потребителей, а посредников, путем:
привлечения внимания к прибыльности продукта через рекламу и представителей, информирующих торговлю;
увеличения прибыльности продукта для торговли за счет торговых наценок, особых условий сделок, премии за высокий объем продаж и временных стимулирующих мероприятий.
Итак, для
того, чтобы выстроить систему
сбыта ваших товаров в
Установить цели сбыта, связав их с целями всего вашего предприятия и отдельных его подразделений;
Определить
интенсивность распределения
Определить длину канала распределения, сопоставив все достоинства и недостатки прямого и косвенного каналов сбыта, а также взвесив свои силы и возможности по организации канала сбыта и выполнению всех посреднических функций;
Выбрать посредника (или посредников), способного успешно продавать ваш товар и согласного работать с вами;
Заинтересовать
посредника (посредников) работой с вами
и вашим товаром с помощью воздействия
непосредственно на него, либо на конечных
потребителей вашего товара.
3.Практический вопрос.
Какой
этап жизненного цикла
переживают в настоящее
время перечисленные
ниже товары? Занесите
номера позиций товаров
в соответствующие
столбцы таблицы
жизненного цикла
товаров.
Этапы жизненного цикла товаров | ||||
Разработка товара | Рост | Зрелость | Спад | |
№ | 1 | 2 | 4 | 3,5 |
1 - портативные цветные телевизоры; 2 – биотехнологии; 3 – черно-белые телевизоры; 4 – видеодиски; 5 – льняная ткань.
Найдя
свой товар на рынке (нужный, прежде
всего потребителю), производитель, маркетолог
предприятия должен определить, сколько
времени просуществует товар на рынке,
т.е. суметь предвидеть и просчитать его
жизненный цикл. Любой товар подобно живому
организму, рождается, живет и умирает.
Жизненный цикл продукта впервые исследован
на примере марочных товаров. Само понятие
жизненного цикла разработано в конце
50-х и начале 60-х годов во время периода
стабильности, равномерного экономического
роста и увеличения спроса на потребительские
товары. В жизненном цикле отражаются
изменение роста, вкуса, стиля, влияния
технического прогресса.
Цикл можно обнаружить не только у марок
и продуктов, но и у материалов, формы,
цвела, технологий. Жизненный цикл товара
не всегда прекращается вместе с его исчезновением
с рынка. Некоторые товары могут начать
новый цикл уже в течение стадии насыщения,
продлевая свое существование. Жизненный
цикл продукта - это время с момента
первоначального появления продукта на
рынке до прекращения его реализации на
том же рынке. Жизненный цикл описывается
изменением показателей объема продаж
и прибыли во времени и состоит из следующих
стадий (число их у разных авторов колеблется
от четырех до шести).
Разработка продукта.
Стадия внедрения и испытания - период медленного роста сбыта по мере выхода товаров на рынок. На данной стадии продукт приносит лишь затраты, а часто и убытки. Очень велики на этой стадии инвестиции в организацию производства и освоение продукта (тем более, если он новый).
Стадия развития (роста) - стадия признания товара потребителем. Характеризуется она существенным увеличением объема продаж и возрастания его прибыли.
Стадия зрелости - период постепенного замедления темпов прироста продаж в связи с тем, что товар уже воспринят большинством потенциальных покупателей. На этой фазе прибыль достигает своего максимума и начинает снижаться из-за дополнительных расходов по поддержанию конкурентоспособности товаров на рекламу, стимулирование сбыта.
Стадия спада - период резкого снижения объема продаж и прибыли.
Обычно
самой короткой бывает стадия внедрения,
самой длинной - стадия спада. Определить
завершение одной фазы и начало другой
непросто. Обычно началом каждой новой
стадии считается момент, когда увеличение
или уменьшение объема продаж становится
ярко выраженным. Описанный жизненный
цикл проходит большинство товаров, хотя
общая его длительность и особенность
и продолжительность каждой стадии могут
отличаться. Для некоторых товаров характерно
отсутствие стадии внедрении, для других
стадия внедрения переходит в стадию зрелости,
или стадия спада может перейти в стадию
роста.
Каждая стадия требует подбора соответствующих
маркетинговых инструментов: цен, форм
распределения и продвижения. И реакция
на различные ситуации, в которых оказывается
прохождение товара, меняется в соответствии
с их комбинациями. Типичные ситуации
жизненного цикла товара и комплекса маркетинговых
мероприятий, обычно применяемых в каждом
случае, приведены в таблице.
Модель жизненного цикла товара позволяет
объяснить поведение товара на рынке в
зависимости от множества переменных,
описывать будущий сценарий развития
продукта. В современных условиях моделирование
цикла составляет важнейший инструмент
стратегического планирования. Хотя модель
жизненного цикла товара представляет
упрощенное видение реальности, тем не
менее, оно дает маркетологу возможность
отслеживать и прочно удерживать уровень
продаж па рынке.
Вследствие скрупулезного и осторожного
анализа динамики жизненного цикла товара
руководство предприятия может знать,
что, когда и как подлежит изменению, а
именно: