Маркетинговые исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:41, курсовая работа

Описание

Предмет изучения – процесс организации маркетинговых исследований, практическое применение маркетинговых исследований.
Цель работы – рассмотреть основные направления и методы исследования рынка в современных условиях и определить их практическое применение при изучении рынка сотовых телефонов.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты организации маркетинговых исследований 7
1.1 Цели, задачи и основные понятия маркетинговых исследований 10
1.3 Правила проведения маркетинговых исследований 14
2 Процесс организации маркетинговых исследований 25
2.1 Этапы проведения маркетинговых исследований 25
2.2 Методы проведения маркетинговых исследований 42
2.3 Определение объема выборки 50
2.4 Сбор информации и ее измерение 57
3 Маркетинговые исследования на примере рынка сотовых телефонов 65
3.1 Характеристика рынка сотовых телефонов 65
3.2 Проведение маркетингового исследования рынка сотовых телефонов 66
Заключение 75
Список использованных источников 79

Работа состоит из  1 файл

маркетинговые исследования(2).doc

— 331.00 Кб (Скачать документ)
 

      Анализируя  данные таблицы, можно сделать вывод, что характеристики сотовых телефонов наиболее значимы для людей в возрасте меньше 18 лет, а для людей старше 60 – менее.

      В целом, все характеристики важны  для людей разных возрастных категорий. В среднем, самым важным фактором для покупателей является качество сотового телефона (4,44), на втором месте – его дизайн (4,02), на третьем – объем памяти (3,98), а только потом – цена (3,88). На последнем месте была оценена известность товарной марки телефона (3,19).

      Так как телефонами товарной марки Samsung в большей степени пользуются люди в возрасте от 18 до 25 лет, то для того, чтобы спрос не снизился необходимо создавать телефоны с характеристиками не уступающими конкурентам. Но наиболее целевым сегментом для компании Samsung люди в возрасте от 18 до 25 лет, пользующиеся телефоном с хорошим качеством, большим объемом памяти, а также хорошей камерой. Для  Nokia – люди в возрасте от 35 до 45 лет, предпочитающие телефоны с хорошим качеством и большим объемом памяти. Для них менее важна камера и многофункциональность телефона. Сегментом компании Motorola будут люди менее 18, от 18 до 25 и от 40 до 60, для которых важно не только качество, но и дизайн телефона, его объем памяти и камера.  Для Sony Ericsson люди менее 18, от 18 до 25 и от 25 до 35 лет, предпочитающие телефоны также с хорошим качеством, дизайном, большим объемом памяти и хорошей камерой.

Позиционирование  рынка сотовых телефонов

 

      Позиционирование  будет проводиться на основе построения трех карт позиционирования по трем самым  значимым характеристикам для покупателей, как с их позиции, так и с позиции фирм-конкурентов:

  1. Соотношение качества сотового телефона и его дизайна;
  2. Соотношение качества сотового телефона и объема его памяти;
  3. Соотношение дизайна сотового телефона и объема его памяти.

      Для построения карт позиционирования можно использовать данные анкетирования по оценке значимости характеристик сотовых телефонов при покупке, а также по оценке устраивающих качеств сотовых различных товарных марок (рисунок 8).

      Для построения карты позиционирования на основе потребительских предпочтений необходимо перевести среднюю оценку покупателей в шкалу в 100 баллов наиболее значимых характеристик, таких как качество, дизайн и объем памяти (таблица 6).

      Карта позиционирования фирм-конкурентов  строится на основе оценок характеристик  сотовых телефонов, устраивающих  потребителей (приложение Б таблица Б1): 

Таблица 6 - Перевод средней оценки характеристик в шкалу в 100 баллов 

Характеристика Средняя оценка Баллы
Качество 4,44 88,83
Дизайн 4,02 80,43
Объем памяти 3,98 79,67
 

      Из  рисунка 8 можно сделать вывод, что позиция компании Sony Ericsson наиболее близка к позиции покупателей по всем трем картам позиционирования. По карте позиционирования №1 (соотношение качества сотового телефона и его дизайна) к позиции покупателей, помимо Sony Ericsson, близки позиции еще двух компаний: Samsung и Nokia.

      Таким образом, компания Sony Ericsson производит сотовые телефоны с теми характеристики, которые могут в выгодную сторону отличать ее от конкурентов, а именно все самые важные характеристики как качество, дизайн и объем памяти. Эта компания является наиболее конкурентоспособной.

        Samsung и Nokia отличаются высоким качеством и красивым дизайном, а Motorola – только высоким качеством, поэтому эта компания является менее конкурентоспособной. 

     1.                                              2.                                            3.

     качество                               качество                            объем памяти        

       

                 

            

                 

                                                                                                            

     дизайн                              объем памяти                              дизайн

     М – Motorola;  S – Samsung;  N – Nokia;  SE - Sony Ericsson;  П - Покупатель 

Рисунок 8 - Построение карт позиционирования

Анализ  конкурентоспособности сотовых телефонов

 

      Для анализа конкурентоспособности  сначала нужно проанализировать устраивающие и не устраивающие потребителей характеристики фирм-конкурентов, используя  данные анкетирования (см. приложение Б таблица Б1).

      По  данным анкетирования 19 человек из 80 пользуются телефонами товарной марки  Samsung. 10 человек (52,6%) из 19 вполне устраивает их телефон, но 3 из них отлают предпочтение еще и фирме-конкуренту Nokia. Остальные 9 (47,4%) не довольны и хотели бы сменить свой сотовый на Nokia (6 человек – 31,6% ) и Sony Ericsson  (2 человека – 10,5%). Это может быть связано с тем, что 78,9% из этих 19 человек устраивает дизайн их телефона, качество чуть меньше - 63,2%. 63,2% не устраивает объем памяти.

      Потребители сотовых телефонов Nokia, довольных качеством, дизайном и объемом памяти больше. Их, соответственно, 75%, 79,2% и 45,8% (из 24 человек). За качества, не удовлетворяющие потребителя,  проголосовало меньше половины человек, использующих сотовые телефоны данной товарной марки. Практически все, в целом, довольны своими аппаратами (95,8%) и не хотели бы его менять, но 8% (2человека) из них могут выбрать Samsung плюс 4,2% (1 человек), который отдает предпочтение только Samsung.

      Характеристики  компании Motorola не очень удовлетворяют потребителей. Об этом свидетельствует 60% (из 10 человек) не удовлетворенных камерой телефона, 40% - объемом памяти и функциональностью. Но 70% все же удовлетворяет качество их телефонов. Всего 20% (2 человека из 10) в целом устраивает их телефон, но они могут сменить его на телефон товарной марки Nokia. 80% остальных отдают предпочтение Nokia (6 человек – 60%), Sony Ericsson (2 человека – 20%) и Samsung (также 20%).

      Потребителей  телефонов от Sony Ericsson устраивает практически все характеристики: 85,7% - качество, 71,4% - дизайн, 57,1% - объем памяти (из 7 человек). Мало кого не устраивают эти характеристики. Но тем не менее 28,5% 2 человека отдают предпочтение каким-то другим товарным маркам.

      Таким образом, можно сделать вывод, что лидирующей компанией по характеристикам сотовых телефонов является Sony Ericsson, затем Nokia,  Samsung. Motorola – на последнем месте. Эта компания может конкурировать только по качеству телефонов.

      Для того, чтобы эта ситуация изменилась а лучшую сторону, потребители не стали приверженцами фирм-конкурентов необходимы следующие стратегии:

      Компании  Samsung нужно, прежде всего начать выпуск телефонов доступных всем не только с хорошим качеством и красивым дизайном, но и большим объемом памяти.

      Nokia должна ориентироваться на производство телефонов с немного улучшенной камерой и новыми дополнительными функциями.

      Компании  Motorola необходимо подумать над улучшением практически всех характеристик, особенно камеры и объемом памяти.

      Sony Ericsson можно продолжать развитие в области функциональности телефонов.

      Важным  фактором для покупателей является и цена. В ходе анкетирования была выявлена зависимость между средним доходом на всю семью и возможностью потратить на новый сотовый телефон (таблица 7).  

Таблица 7 - Зависимость возможности потратить на новый телефон и дохода покупателей.

      
Стоимость телефона Доход Меньше 3000 руб. 3000-5000 руб. 5000-15000 руб. Больше 15000 руб.
Меньше 3000руб. Кол-во человек 3 1 5 3
% 42,9 14,3 12,5 11,5
3000-5000 руб. Кол-во человек 2 2 3 4
% 28,6 28,6 7,5 15,4
5000-15000 руб. Кол-во человек 2 3 23 9
% 28,6 42,9 27,5 34,6
15000-20000 руб. Кол-во человек 0 1 9 9
% 0 14,3 22,5 34,6
Больше 20000руб. Кол-во человек 0 0 0 1
      %       0       0       0       3,8
 

      По  таблице видно, что чем больше средний доход покупателей, тем больше они готовы потратить на новый телефон.

      Например, при среднем доходе менее 3 тыс. руб. (таких было 7 человек из 80) покупатели могут потратить только до 15 тыс.руб. (их также 7) на новый сотовый телефон. При доходе от 3 до 5 тыс. уже до 20 тыс.руб., но преимущественно от 3 до 5 тыс. руб. Наиболее многочисленная группа состояла из 40 человек со средним доходом от 5 до 15 тыс.руб. Они также готовы потратить до 20 тыс. руб. на новый телефон. Таких уже больше на 8,2%. 26 человек со средним доходом более 15 тыс. руб. уже могут себе позволить купить телефон стоимостью более 20 тыс. руб.

      Из  этого можно сделать вывод, что  у каждой фирмы-конкурента помимо товарной стратегии должна быть еще и ценовая.

      Цели  фирм-конкурентов.

      Производители компания Samsung стараются не только и не столько удовлетворять спрос, но и сами формируют потребности людей. Пытаются создавать будущее, предвидеть, какие продукты будут необходимы людям, и это станет залогом успешного развития Samsung.

      Сегодня Nokia уверенно возглавляет процесс совершенствования мобильных технологий, представляя на всех сегментах рынка обширную линейку своих продуктов, поддерживающих современные протоколы сотовой связи. Таким образом, ежедневные усилия Nokia направлены на улучшение повседневной жизни людей.

      Цель  для Motorola - обеспечить безграничную мобильность в области широкополосных и беспроводных сетей. Сегодня компания занимается созданием системы, с помощью которой владельцы мобильных телефонов Motorola , не опасаясь обмана, смогут совершать покупки в сети Интернет.

      Компания  Sony Ericsson усиливает внимание к российскому рынку. Наряду с техническими решениями производитель Sony Ericsson обеспечивает непревзойденные бизнес-возможности для компаний-операторов мобильной связи. Основными задачами являются удовлетворение постоянно возрастающего спроса на продукты Sony Ericsson в России, а также разработка оптимальных алгоритмов ведения и развития бизнеса с учетом региональной специфики.

Стратегические  решения в товарной политике сотовых телефонов

 

      Стратегические  решения компании Samsung ориентированы  на дизайн, удобство в применении и  на дополнительных функциях.

      Например, Samsung Ultra Edition 12.1 (U700) выпускается в  нескольких цветовых решениях. В отличии  от предшественника появится распознавание визиток, улучшен проигрыватель медиафайлов. Модели Ultra Edition официально провозглашены самыми тонким телефонами в мире.

Информация о работе Маркетинговые исследования