Маркетинговые исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:01, курсовая работа

Описание

Одним из важнейших элементов стратегического управления является анализ внешней среды и мониторинг рынка. И угрозы, которые подстерегают компанию, и возможности, которые нам предоставляются, — все это присутствует именно в деловой среде, частью которой является бизнес. Во внешней среде компании угрожают конкуренты, недобросовестные поставщики, быстро изменяющееся налоговое законодательство, социальные катаклизмы и многие другие «сюрпризы». В то же время здесь компанию поджидают покупатели, ресурсы, необходимые для нашего бизнеса.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ 5
1.1 Понятие внешней среды предприятия и ее элементы 5
1.2 Методы проведения исследования внешней среды 10
2. ПРОВЕДЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ЗАО «БЕРЕГОВОЙ»» 20
2.1 Общая характеристика ЗАО «Береговой» и анализ пушной отрасли 20
2.2 План маркетингового исследования ЗАО «Береговой» 25
2.3 Анализ полученных данных 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 37

Работа состоит из  1 файл

Маркетинг. Курсовая. Оформление.docx

— 113.48 Кб (Скачать документ)

    «Проигравший 3» - позиция  с низкой привлекательностью рынка и низким уровнем относительных преимуществ организации в данном виде бизнеса. В таком состоянии можно только стремиться получать прибыль. Необходимо воздержаться от любых инвестиций или выхода из данного вида бизнеса вообще.

    Бизнес - области, которые попадают в три  ячейки, расположенные по диагонали, идущие от нижнего левого к верхнему правому краю матрицы, называются пограничными. Такие сферы бизнеса могут,   как развиваться, так и сокращаться.

    Если  сфера бизнеса относится к  сомнительным видам (верхний правый угол), то предлагаются следующие варианты стратегических решений:

  • развитие организации в направлении усиления тех ее преимуществ, которые обещают превратиться в сильные стороны;
  • выделение организацией своей ниши на рынке и инвестирование в нее;
  • прекращение данного вида бизнеса.

    Составление профиля среды. Данный метод удобно применять для составления профиля  отдельно макроокружения, непосредственного  окружения и внутренней среды. С  помощью метода составления профиля  среды удается оценить относительную  значимость для организации отдельных  факторов среды. Метод составления  профиля среды состоит в следующем. В таблицу профиля среды выписываются отдельные факторы среды. Каждому  из факторов экспертным образом дается оценка:

    важности  для отрасли по шкале: 3 — большая, 2 — умеренная, 1 — слабая;

    влияния на организацию по шкале: 3 — сильное, 2 — умеренное, 1 — слабое, 0 — отсутствие влияния;

    направленности  влияния по шкале: +1 — позитивная, -1 — негативная.

    Далее все три экспертных оценки перемножаются и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации. По этой оценке руководство может заключить, какие из факторов среды имеют относительно более важное значение для их организации и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания при разработке стратегии, а какие факторы заслуживают меньшего внимания.

    SWOT – анализ. SWOT – это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Внутренняя обстановка фирмы отражается в основном в S и W, а внешняя – в О и Т. SWOT-анализ является этапом разработки маркетинговой стратегии

    Методология SWOT-анализа предполагает, во-первых, выявление внутренних сильных и  слабых сторон фирмы, а также внешних  возможностей и угроз, и, во-вторых, установление связей между ними.

    SWOT-анализ  помогает ответить на следующие  вопросы:

    - использует ли компания внутренние  сильные стороны или отличительные  преимущества в своей стратегии?  Если компания не имеет отличительных  преимуществ, то какие из ее  потенциальных сильных сторон  могут ими стать?

    - являются ли слабости компании  ее уязвимыми местами в конкуренции  и/или они не дают возможности  использовать определенные благоприятные  обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?

    - какие благоприятные возможности  дают компании реальные шансы  на успех при использовании  ее квалификации и доступа  к ресурсам? (благоприятные возможности  без способов их реализации  – иллюзия, сильные и слабые  стороны фирмы делают ее лучше  или хуже приспособленной к  использованию благоприятных возможностей, чем у других фирм).

    - какие угрозы должны наиболее  беспокоить менеджера и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты?

    Классический SWOT–анализ предполагает определение  сильных и слабых сторон в деятельности фирмы, потенциальных внешних угроз  и благоприятных возможностей и  их оценку в баллах относительно среднеотраслевых показателей или по отношению  к данным стратегически важных конкурентов. Классическим представлением информации такого анализа являлось составление  таблиц сильных сторон в деятельности фирмы (S), ее слабых сторон (W), потенциальных  благоприятных возможностей (О) и  внешних угроз (Т).

    По  итогам SWOT-анализ составляется матрица стратегических мероприятий:

  • SO – мероприятия, которые необходимо провести, чтобы использовать сильные стороны для увеличения возможностей компании;
  • WO – мероприятия, которые необходимо провести, преодолевая слабые стороны и используя представленные возможности;
  • ST – мероприятия, которые используют сильные стороны организации для избежания угроз;
  • WT – мероприятия, которые минимизируют слабые стороны для избегания угроз.
 
 
 
 
 

 

    

  1. Проведение  маркетингового исследования внешней среды ЗАО «Береговой»»
    1. Общая характеристика ЗАО  «Береговой» и анализ пушной отрасли

    Закрытое  акционерное общество «Береговой»  — одно из самых крупных звероводческих хозяйств в России и одно из старейших  в Калининградской области. Предприятие  было основано в 1962 году. По заключению Всероссийского института аграрных проблем РАСХН и Росагрофонда, сегодня ЗАО «Береговой» – одно из наиболее крупных и эффективных сельхозпредприятий в России (сейчас основное стадо насчитывает более 29 тысяч самок норки).  ЗАО «Береговой» является еще и племенным репродуктором, что позволяет ему реализовывать племенных зверей как в своем регионе, так и в странах ближнего зарубежья (URL: http://www.furnews.ru).

    Около 90% пушной продукции «Береговой» реализует через пушные аукционы (Санкт-Петербург, Хельсинки). Объемы экспорта значительны, только шкурок норки предприятие производит на экспорт около 150 тыс. в год. С 1996 года на предприятии налажено собственное производство меховых изделий с цехом в г. Ладушкине. C 2005 года запущен цех по переработке своего сырья в Калининграде. Оба цеха ежегодно перерабатывает порядка 15 тысяч шкурок.

    Согласно  данным  Территориального органа Федеральной  службы государственной статистики по Калининградской области основным  видом деятельности предприятия  по ОКВЭД является «Разведение кроликов и пушных зверей в условиях фермы»  01.25.2.

    Дополнительными видами деятельности также являются:

  • производство одежды, аксессуаров и прочих изделий из меха кроме головных уборов – 18.30.2;
  • производство головных уборов – 18.24.4;
  • охота и разведение диких животных, включая предоставление услуг в этих областях – 01.50;
  • выращивание зерновых и зернобобовых культур – 01.11.1;
  • выращивание картофеля, столовых корнеплодовых и клубнеплодовых культур с высоким содержание крахмала и инсулина – 01.11.2;
  • выращивание кормовых культур: заготовка растительных кормов – 01.11.6;
  • производство общестроительных работ – 45.21;
  • розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделия – 52.11;
  • прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах – 52.12;
  • хранение и складирование – 63.12;
  • деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта – 60.24.2;
  • деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта.

    Все виды деятельности осуществляются в  соответствии с действующим законодательством.

    Юридический адрес: 238440, Калининградская область, Багратионовский район, г. Ладушкин, ул. Садовая, 1.

    Высшим  органом управления общества  является общее собрание акционеров общества. Единоличный исполнительным органом  общества является Генеральный директор, назначаемый решением общего  собрания  акционеров сроком на три года.

    В главе 1.2 были рассмотрены факторы, оказывающие влияние на изменение  внешней среды организации. Таких  факторов пять:

  • научно- технический фактор;
  • социально-культурный фактор;
  • экономический фактор;
  • правовой фактор;
  • политический фактор.

    Каждый  из факторов оказывает различное  влияние на внешнюю среду организации, а некоторые и вовсе не оказывают никакого влияния. Целью данного анализа является определение факторов оказывающих наибольшее влияние на организацию. Т.к. факторов пять, то целесообразно будет оценивать влияние каждого фактора в баллах от 1 до 5 (1-наименее значимый, 5 наиболее значимый). Оценка производится экспертами, на основе показателей представленных в параграфе 1.2.

    Первый  фактор - научно технический. На основе изучения отчетности предприятия, а также основываясь на данных «Российского пушного портала», можно судить о высокой трудоемкости в анализируемой отрасли. Большинство предприятий работающих на сегодняшний день были основаны в СССР, и на многих из них техническое оснащение не производилась уже более 20 лет. На данный момент имеется не только новые технологии выделки меха, его консервации и т.д., и современное оборудование необходимое для внедрения на производстве новых технологий. Эти нововведения позволяют существенно увеличить качество шкурки, уменьшить падеж, и сократить себестоимость. Но в тоже время, затраты на модернизацию имеют большой срок окупаемости. По оценкам финансовых служб предприятий отрасли, он может достигать 15 лет, а следовательно не каждое предприятие может себе позволить обновление основных средств. Отрасль пушного звероводства является материалоемкой. Основные затраты, связаны с кормление животных. Эти затраты составляют от 50 до 90% в общей структуре затрат. Появление новых видов кормов и технологий кормления позволяет существенно увеличить объемы производства, за счет повышения регенеративной функции. Таким образом можно добиться сокрушения затрат на единицу продукции, за счет снижения в них доли постоянных расходов. Все это происходит на фоне общего снижения расходов на корма. Таким образом, мы можем сделать вывод, о том, научно технический фактор значим для отрасли, но далеко не все предприятия могут воспользоваться достижениями научно-технического прогресса. С учетом этого обстоятельства экспертами была выставлена оценка 4.

    Экономический фактор. Мех – является признаком  богатства и роскоши. По данным портала  «Русская пушнина» цены на меховые  изделия колеблются в диапазоне  от 20 000 до 300 000 рублей и выше. По данным Росгосстата, средняя зарплата по России за 2009 год составила 19 067,3 рублей, а в 2010 году 19 485,1 рублей. Таким образом, основными потребителями продукции отрасли пушного звероводства являются люди с достатком выше среднего. Следовательно, данная продукция не является предметом массового потребления, а так же не является продуктом первой необходимости, т.к. существуют более дешевые товары-заменители. Можно предположить, что спрос на продукцию данной отрасли будет эластичным. Т.е. при изменении уровня дохода покупателя в отрицательную сторону, он скорее всего откажется от покупки. По данным сайта «Финского пушного аукциона», в 2008 и 2009 году имело место резкое сокращение объемов продаж, что обусловлено влиянием мирового финансового кризиса и как следствие, сокращение покупательской способности населения.    По данным Росгосстата, темп роста по отрасли в докризисный период составлял 7% в год. По итогам 2008 года показатель составлял примерно 2-3 % в год. Положительным фактором является государственная поддержка предприятий отрасли сельского хозяйства, в частности кредитование на льготных условиях.  Так же положительным фактором для участников рынка является наличие экономических барьеров для выхода на рынок новых игроков. Это объясняется необходимостью большого стартового капитала, высоких производственных рисков. Так же немалое влияние оказывает тот факт, что рынок, считается сформировавшимся, и характеризуется высоким уровнем конкуренции.

    Таким образом, можно судить о том, что экономический фактор оказывает большое влияние на предприятие, им обусловлено не только нормальное функционирование и развитие, но и само существование в отрасли. С учетом этого экспертами было присвоено 5 баллов данному фактору. 

    Правовой  фактор. Сельское хозяйство является одной из приоритетных отраслей для  РФ, всячески поддерживаемой со стороны  государства. Отрасль не подвержена государственному регулированию. Учитывая тот факт, что отрасль пушного  звероводства ориентирована в основном на экспорт, то особенное значение для нее имеет таможенное законодательство. Этот документ влияет в конечном итоге на цену продукта. Учитывая это обстоятельство, эксперты оценили этот фактор на 2 балла.

    Политический  фактор. Как уже говорилось выше, отрасль пушного звероводства ориентирована  в основном на экспорт. А основными  каналами сбыта являются международные  пушные аукционы. Учитывая этот факт,  так же лояльное отношение со стороны государства и стабильную политическую обстановку за последние 10 лет, можно судить о том что этот фактор имеет наименьшее влияние на отрасль.

Информация о работе Маркетинговые исследования