Маркетинговые исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:01, курсовая работа

Описание

Одним из важнейших элементов стратегического управления является анализ внешней среды и мониторинг рынка. И угрозы, которые подстерегают компанию, и возможности, которые нам предоставляются, — все это присутствует именно в деловой среде, частью которой является бизнес. Во внешней среде компании угрожают конкуренты, недобросовестные поставщики, быстро изменяющееся налоговое законодательство, социальные катаклизмы и многие другие «сюрпризы». В то же время здесь компанию поджидают покупатели, ресурсы, необходимые для нашего бизнеса.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ 5
1.1 Понятие внешней среды предприятия и ее элементы 5
1.2 Методы проведения исследования внешней среды 10
2. ПРОВЕДЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ЗАО «БЕРЕГОВОЙ»» 20
2.1 Общая характеристика ЗАО «Береговой» и анализ пушной отрасли 20
2.2 План маркетингового исследования ЗАО «Береговой» 25
2.3 Анализ полученных данных 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 37

Работа состоит из  1 файл

Маркетинг. Курсовая. Оформление.docx

— 113.48 Кб (Скачать документ)

Таблица 4 -  Анализ SWOT ЗАО «Береговой»

Сила Слабость
  • большая доля рынка;
  • высокое качество продукции.
  • профессионализм сотрудников и низкая текучесть кадров.
  • богатый опыт работы
  • удаленность от поставщиков сырья, зависимость от импорта.
  • географическая удаленность от потенциальных рынков сбыта (высокие транспортные издержки, сложность связи с клиентами).
Перспективы Угроза
  • Преодоление последствий мирового финансового кризиса в ближашие 2 года;
  • медленный, но стабильный рост рынка;
  • рост доходов населения после выхода из мирового финансового кризиса;
  • увеличение доли рынка.
  • затяжной выход из мирового финансового кризиса;
  • увеличение расходов на логистику в связи с транзитом через территорию Евросоюза;
  • глобальное потепление;
  • неплатежеспособность заказчиков;
  • недостаток заказов на продукцию;
  • отсутствие кормовой базы;
  • отмена пошлин на ввоз импортной пушнины.
  • для увеличения сбыта при росте рынка возможно открытие магазинов в регионе, а так же связь с туристическими компаниями для организации «меховых» туров.

    ST:

  • высокая доля рынка позволит удержаться предприятию при затяжном выходе из кризиса;
  • лоббирование своих интересов на законодательном уровне;
  • при повышении цен на корм, возможно создание собственного его выращивания.

    WT:

  • уменьшение издержек
  • сокращение производства.
    1. Анализ  полученных данных

    Исходя  из анализ основных экономических показателей отрасли,  полученного экспертным методом, а так же на основе вторичной информации мы можем утверждать, что объем рынка составляет около 5 млрд. рублей. На основании бухгалтерской отчетности, «Отчета о прибылях и убытках» мы можем вычислить приблизительную долю рынка ЗАО «Береговой». Объем продаж за 2009 год составил 112 млн. рублей. Таким образом компания занимает 3,7%  российского рынка пушного зверовода. Темп роста рынка составляет около 3% в год. По оценке аналитиков в докризисный период темпы  роста рынка составлял 10-15%. Таким образом мы видим медленное восстановление отрасли. 95% продукции предприятия реализуется на пушных аукционах. Это позволяет предприятию реализовывать товар крупными партиями, в кротчайшие сроки и по рыночным ценам. А так же позволяет не тратить дополнительно средства на поиски иных каналов сбыта. Следует отметить, что темпы технологических изменений в отрасли медленные, т.к. затраты на модернизацию существенные. А сроки окупаемости составляют более 5 лет. Но в тоже время технологически современное производство позволяет оптимизировать издержки и увеличить объемы производства, снизить падеж, и повысить качество шкурки. Таким образом за счет модернизации можно существенно увеличить долю рынка. Следует отметить так же трудности при вхождении на рынок, т.к. это требует крупных финансовых вливаний, и высокими рисками. Таким образом низка вероятность появления новых игроков на рынке. Подводя игот вышесказанному можно утверждать, что на данном этапе отрасль медленно восстанавливается после кризиса 2007 года. Падение спроса обострило конкуренцию. При этом отмечается уход с рынка игроков с наименьшей финансовой устойчивостью. Но стабильное восстановление отрасли, существенная доля рынка на данном этапе, высокая рентабельность докризисного уровня, а так же отсутствие угрозы вхождения новых игроков, предполагают целесообразность дальнейшего расширения и инвестирования в предприятие.

      Результаты анализа конкурентных перекликаются в результатами предыдущего анализа. Стоить отметить конкурентную силу – товары заменители. ЗАО «Береговой» в отличие от ряда предприятий отрасли специализируется на выпуске одного вида продукции – шкурки норки разных пород. И хотя рынок и спрос на продукцию считаются сформировавшимися, есть вероятность, возрастет спрос на другие виды меха например кроличий, овечий, выдры и другие более дешевые виды меха. Это обусловлено низкой покупательной способностью населения после кризиса. Так же заменителем продукции ЗАО «Береговой» может стать искусственный, не только в силу своей доступности, но и по влиянием организаций выступающих против использования меха животных. Так же стоит отметить некоторые сложности характерные отрасли пушного звероводства. Данная отрасль является материалоемкая. Около 70% затрат в общей структуре себестоимости составляют затраты на корма. Основными поставщиками кормов являются страны  СНГ: Украина и Белоруссия. Такое положение дел обусловлено тем, что внутренний рынок не в состоянии обеспечить предприятие всеми необходимыми ресурсами. Кроме того импортные товары в большинстве случаев оказываются дешевле и качественней местных аналогов. Однако в условиях экономической нестабильности, колебание курсов валют может привести к дополнительным расходам. Исходя их этого можно сделать следующий вывод: увеличить долю рынка можно за счет производства более дешевых видов меха, спрос на который растет. Но при этом учитывать, что с увеличением объемов производства возрастет объем закупок кормов, так же необходимо учитывать колебание курсов валют.

    Далее рассмотри результаты полученные экспертным путем при составлении матрици Мак-Кензи. Которая состоит из двух основных компонентов: оценки привлекательности пушной отрасли и конкурентных преимуществ. Взвешенная оценка критериев привлекательности составила 3,8, а критериев оценки конкурентных преимуществ 2,25. Таким обзазои предприятие попадает в квадрат «Победитель 2» , что означает высокую степень привлекательности рынка и средний уровень относительных преимуществ организации. Такая организация является ведущей на рынке и в то же время сильно не отстает от лидера. Стратегической задачей такой организации будет прежде всего определение своих сильных и слабых сторон, а затем осуществление необходимых инвестиций с целью максимизации выгоды от сильных сторон и улучшение слабых позиций.

    В заключении рассмотри профиль среды. Экспертам было предложено оценить ряд факторов оказывающих наибольшее влияние на внешнюю среду, а так же оценить влияние этих факторов на отрасль и на организацию непосредственно. Как из рисунка наибольшей важностью обладают экономические факторы. По оценке экспертов они одинаково сильно влияют как на организацию так и на отрасль. Но в связи в со сложной экономической ситуацией: падением спроса, сокращение отпускных цен, а так же отрицательным финансовым результатом по основному виду деятельности за 2008 и 2009 года данная группа факторов оказала негативное влияние на организацию. Высокие показатели оценки получили социальные, правовые и культурные факторы. Это связано с формировавшейся культурой потребления данного товара, его социальным значением – меха символизируют роскошь и высокое качество жизни. Научно технические факторы оказывают наименьшее влияние на отрасль и производство, т.к. с одной стороны модернизация производства позволяет увеличить качество продукции, а так же объемы производства, а с другой характеризуется длительными сроками окупаемости. 

 

Заключение

    Под  внешней  средой организации понимается совокупность субъектов и сил, находящихся  за пределами организации, и оказывающих  какое-либо влияние на ее деятельность. Внешняя среда включает те элементы хозяйственной системы, которые  влияют на организацию, ее функционирование, результаты и последствия деятельности, но не относятся к внутренним переменным.

    Основными характеристиками внешней среды  является:

  • cложность;
  • динамичность;
  • неопределенность.

    Сложность внешней среды как системы характеризуется наличием многих элементов, каждый из которых является подсистемой,  а так же взаимосвязями между этими элементами. Условия и факторы:

  • научно - технические факторы;
  • социально-культурные факторы;
  • экономические факторы;
  • правовые факторы;
  • политические факторы;

    Сложность внешней среды проявляется не только в большом числе и многообразии ее элементов, но и в их взаимосвязи. Здесь можно выделить два уровня взаимосвязей:

  • это взаимосвязи элементов одного фактора. Примером могут быть взаимосвязи между конкретными поставщиками, между конкурентами, между элементами законодательной базы, между государственными органами, регулирующими деятельность организации.
  • взаимосвязи между различными факторами внешней среды. Например, политическая нестабильность затрудняет приток инвестиций, а следовательно, замедляется технологическое обновление, затрудняются поставки ресурсов и т.д.

    Динамизм внешней среды проявляется в ряде моментов. Влияние внешней среды на организацию является процессом. Его содержанием становятся изменения в самой внешней среде. Изменения во внешней среде характеризуются скоростью этих преобразований. Они затрагивают и законодательную базу хозяйственной деятельности, и рынки ресурсов, и состояние конкурентной среды.

    Неопределенность внешней среды.  Для учета сложности и динамичности внешней среды при разработке управленческих решений необходима информация. Однако достоверность такой информации на момент принятия решения всегда ограничена

    Для исследования внешней среды организации  первостепенное значение имеет исследование отраслевых рынков, отрасли, направленное на анализ взаимодействия продавцов  и покупателей. Основными направлениями  исследования является: анализ основных экономических показателей отрасли, анализ конкурентной среды на основе модели пяти сил конкуренции Портера,  составление профиля среды, построение матрицы Мак-Кинзи и проведение SWOT - анализа.

    Закрытое  акционерное общество «Береговой»  — одно из самых крупных звероводческих хозяйств в России и одно из старейших  в Калининградской области.

    В ходе анализа внешней среды факторы  внешней среды были проранжированы:

  • научно - технические факторы - 4
  • социально-культурные факторы -3;
  • экономические факторы -5;
  • правовые факторы - 2;
  • политические факторы -1;
 

    В ходе  маркетингового исследования необходимо ответить на следующие вопросы: какого нынешнее положение предприятия в отрасли, привлекательна ли отрасль для инвестирования. Для этого проводится анализ основных экономических показателей отрасли, анализ конкурентной среды на основе модели пяти сил конкуренции Портера, оценку привлекательности отрасли по уровню прибыли,  составим профиль среды, составим матрицу Мак-Кинзи, и в завершении проведем SWOT анализ. 
 

 

    

Список  использованных источников

 
 

    А) Учебники, монографии 

    
  1. Беляевский И.К. МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по курсу, учебная программа / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. — М. 2004, — 414 с.
  2. Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 285 с. (Серия "Высшее образование").
  3. Маркетинг: Учебник/Коллектив авторов; Под ред. проф. Н.П. Ващекина.- 3-е изд., перераб. доп.- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004.-312 с.
  4. Менеджмент: Пособие для подготовки к экзаменам /Сост. Руденко В. И. Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 192 с. (Зачет и экзамен).
  5. Основы маркетинга: Пер. с англ. – 2-е европ. изд. – М.; СПб.; К.; Издательский дом "Вильямс", 2002. – 944 с. : ил. – Парал. тит. англ.

    В) Интернет источники 

    
  1. Анализ  внешней среды бизнеса [Электронный ресурс]:  http://www.cfin.ru/management/strategy/plan/t_e_m_p_l_e_s.shtml.
  2. Маркетинговые исследования в стратегическом менеджменте [Электронный ресурс]: http://e-college.ru/xbooks/xbook196/book/index/index.html?go=part-003*page.htm
  3. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ [Электронный ресурс]: http://www.flime.ru.
  4. Материалы с сайта Росстата [Электронный ресурс]: www.gsr.ru
  5. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе [Электронный ресурс]: http://www.cfin.ru/press/marketing/1999-2/04.shtml
 

 

Приложения

 Техническое  задание. Приложение 1  

1. Функция исследования

    На  внеочередном собрании акционеров общества, одним из акционеров было высказано  предложение о необходимости  увеличении предприятием доли рынка  с целью укрепления позиции на рынке, а так же максимизации прибыли. Предложение было принято к рассмотрению. Так же было принято решение провести маркетинговое исследование внешней  среды, для оценки нынешнего положения  предприятия в отрасли, привлекательности  отрасли для инвесторов, и целесообразности увеличения доли рынка.

2. Маркетинговое резюме

    Закрытое  акционерное общество «Береговой»  — одно из самых крупных звероводческих хозяйств в России и одно из старейших  в Калининградской области.  Предприятие  было основано в 1962 году. По заключению Всероссийского института аграрных проблем РАСХН и Росагрофонда, предприятие является наиболее крупных и эффективных сельхозпредприятий в России. Основное поголовье составляет 29 тыс. самок норки. Около 90% пушной продукции "Береговой" реализует через пушные аукционы (Санкт-Петербург, Хельсинки). Объемы экспорта составляет около 150 тыс. шкурок в год. С 1996 года на предприятии налажено собственное производство меховых изделий. Основным видом деятельности по ОКВЭД является «Разведение кроликов и пушных зверей в условиях фермы»  01.25.2. Производство подвергается постоянной модернизации, с целью увеличения производительности и сокращения издержек. 2007-2009 годах наблюдалось падение прибыли, что обусловлено падением  объема продаж, а так же снижение отпускных цен. Предполагается, что увеличив долю рынку, предприятие сможет отгружать больше продукции по более низким ценам и за счет эффекта масштаба компенсировать убытки. 
 

Информация о работе Маркетинговые исследования