Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:43, курсовая работа
Иными словами, это такой процесс взаимодействия выступающих фирм на рынке с целью достижения лучших возможностей сбыта своего товара посредством удовлетворения разнообразных потребностей покупателей. конкуренция постоянно присутствует на рынке между товаропроизводителями. И для того чтобы фирма имела успех, ей необходимо постоянное повышение своей конкурентоспособности.
Самая большая стратегическая ошибка - пытаться “гнаться за всеми зайцами” и использовать все конкурентные стратегии. Это путь к стратегическому посредничеству.
Пример - испанские и британские судостроители. Издержки выше, чем у корейцев (дороже рабочая сила). Не найдена основа для дифференциации (нет судов, которые уже выпускаются. Например, финские судостроители - ледоколы). Следствие - упадок отрасли из-за отсутствия конкурентных преимуществ.
Стратегические риски
Лидерство на издержках - необходимость постоянных инвестиций в технологию, стремление сузить ассортимент продукции. Опасности (риски):
- технологические новшества в отрасли
- появление новых конкурентов (имитация, инвестиции в оборудование)
- неспособность уловить смену продукции в результате сосредоточения на проблеме издержек
- инфляционный рост издержек, подрывающий преимущества
Дифференциация. Опасности (риски):
- разрыв
издержек на дифференциацию и
минимальными издержками в
- потребность
в дифференциации может
Источники конкурентных преимуществ
Конкурентные преимущества достигаются из того, как фирма организует и выполняет отдельные виды деятельности. Именно это создает ценности клиентам фирмы.
Конечная ценность, создаваемая фирмой, определяется тем, сколько клиенты готовы заплатить за товары (услуги). Если эта сумма превышает затраты, связанные с созданием ценностей, то фирма рентабельна.
Цепочка ценностей (по М.Портеру) - все виды деятельности, вносящие вклад в создание потребительской ценности товара.
М.Портер Competitive Advantage: Creating and sustaining superior performance (1985)
Стоимость
– это та сумма, которую покупатели
согласны уплатить за товар или услуги,
предоставляемые им производителем.
Стоимость измеряется общей суммой
выручки и отражает цену товара и
количество проданного товара. Целью
любой компании является продажа
такого товара, стоимость которого
превышает реальные издержки производства.
Именно ценность, а не себестоимость
должна использоваться при анализе
конкурентного положения
Виды деятельности можно разделить на основную (первичную) – технологические операции, непосредственно участвующие в производстве продукта (услуги), его продаже и послепродажном обслуживании, и обеспечивающую или вспомогательную (вторичную). К Основной деятельности относят:
· поставки (получение материалов и сырья, складирование и направление в производство),
· производство (
· сбыт как товародвижение (складирование и доставка товара покупателям),
· маркетинг и продажи (деятельность по созданию условий, обеспечивающих потребителям возможность приобрести товар, и по стимулированию их желания приобрести товар – реклама, продвижение продукта на рынок, установление цен, выбор каналов распределения, осуществление продаж)
· послепродажное обслуживание (действия, направленные на сохранение и увеличение ценности поставляемого продукта – монтаж, ремонт, обучение, поставка зап. частей).
К вспомогательным процессам относят:
· Закупки, включающие все операции с поставщиками и подрядчиками, менеджмент, финансы, трудовые ресурсы, технологии и т.п.
· Технологическое развитие, включающие оборудование и технические процессы, ноу-хау, системы, обслуживающие эти процессы.
· Управление персоналом (наем, обучение, продвижение по службе, поощрения и вознаграждения). Для таких компаний, как IBM? Unilever инвестиции в развитие трудовых ресурсов стали стратегически важной задачей.
· Инфраструктура компании – общее управление, управление финансами, планирование, контроль качества. Инфраструктура может либо способствовать, либо препятствовать достижению конкурентного преимущества.
Для достижения конкурентного преимущества необходимо подходить к цепочке ценностей как к системе, а не как к набору компонентов. Изменение цепочки ценностей путем перестановки, перекомпоновки или даже исключения отдельных ее элементов (видов деятельности) может привести к возникновению конкурентного преимущества.
Пример. Итальянские фирмы по производству электробытовой аппаратуры полностью поменяли процесс ее изготовления, использовали новые каналы сбыта, благодаря чему стали в 60-70 годах мировым лидером.
Цепочка
ценностей позволяет лучше
Цепочка ценностей (Value Chain)
Пример. Повышение качества отражается на снижении затрат как в производственной сфере (выход годных), так и в снижении затрат на послепродажное обслуживание.
Цепочка ценностей помогает понять резервы дифференциации.
Цепочка ценности позволяет лучше понять источники выигрыша в уровне издержек, Нужно извлекать выигрыш со всех звеньев цепочки ценности.
В рамках данного
анализа внешняя среда
Сильные стороны:
· Более качественный товар;
· Более низкая, чем у конкурентов, цена;
· Дополнительные меры по стимулированию;
· Фирма действует быстрее конкурентов в выявлении новых потребностей и изменении производства;
· Фирма действует “ближе” с точки зрения взаимодействия с покупателями;
· Фирма действует в стороне от конкурентов, то есть получает позиции в новом сегменте рынка;
На основании
проведенного анализа положения
фирмы на рынке строится SWOT -матрица:
Благоприятные
возможности (Opportunity)
1. 2. … |
Угрозы
(Threats) 1. 2. … | |
Сильные
стороны
(Strengths) 1 2... |
Составляющие
стратегии, максимально использующие
сильные стороны для реализации возможностей, появляющихся во внешней среде |
Составляющие
стратегии, использующие сильные
стороны для снижения или устранения угроз со стороны внешней среды |
Слабые
стороны (Weaknesses)
1 2... |
Составляющие
стратегии, позволяющие уменьшить
слабости данной фирмы |
Составляющие
стратегии, позволяющие избавиться
от
слабостей и уменьшить угрозы внешней среды |
Схема процесса стратегических преобразований
Согласно концепции,
известной как “Модель Мак-
Реализация стратегии требует пересмотра и общепризнанных ценностей предприятия, т.е. положений, которые по общему признанию сотрудников предприятия имеют решающее значение для ее выживания и успешного развития.
Структурные изменения, определяющие характер и формы взаимосвязей между различными областями бизнеса, структурными подразделениями предприятия, являются наиболее ощутимыми факторами в развитии организации, поэтому чаще всего любые изменения начинаются с изменения именно со структуры предприятия. Однако, необходимо помнить, что “наиболее опасная иллюзия - это вера в то, что организация станет эффективнее только в результате изменения своей политики и/или организационной структуры”.Изменения должны также охватывать:
- системы, под которыми в модели Мак-Кинси понимается “заведенный порядок или процессы, которые происходят в компании с привлечением многих людей, принимающих участие в принятии решений, выполняющих разные виды работ и т.п.”
- кадровые изменения, что требует решения вопросов о том, какие специалисты нужны, как обеспечить необходимый кадровый состав
- стиль работы, который включает изменения как в стиле руководства (личный стиль руководителя), так и стиль работы исполнителей.
Таким образом, в соответствии с данной концепцией, реализация стратегии требует решения о развитии стратегических навыков, и лишь после этого проводятся изменения в других компонентах модели организационных преобразований на предприятии.
Непрерывный мониторинг конкурентной среды - необходимое условие для аналитической оценки рыночной ситуации и ориентации производства на удовлетворение потребностей рынка наиболее эффективным способом.
Для обеспечения
качественного управления на предприятии
должны быть разработаны перспективные
стратегии в области
Основными конкурентами предприятия являются: ООО "Завод бытовой химии", ЗАО “Дзержинский Завод Бытовой Химии”, ЗАО “Спектр”, ООО “Вершина”, ЗАО “Фабрика бытовой химии”. На рисунке видна занимаемая доля ОАО “Арнест” на рынке производителей аэрозольной продукции, а также доля занимаемая его основными конкурентами.
Рис. Распределение долей рынка
Усиление конкуренции при одновременном расширении рынка аэрозольной продукции создает дополнительные требования к обновлению ассортимента и повышению качества продукции. Преимущества конкурентов могут привести, к потере клиентов как существующих, так и потенциальных; а также приводят к потере занимаемой доли рынка.
Информация о работе Матричные методы стратегического анализа портфеля продуктов