Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:28, курсовая работа
Цель моей работы: выявить достоинства и недостатки основных методов сбора информации и оценить их эффективность на примере конкретного предприятия.
Основными задачами работы являются:
определение сущности понятия «маркетинговая информация»,
рассмотрение видов маркетинговой информации,
выявление значения информации для маркетинговых исследований,
анализ методов сбора маркетинговой информации.
Банк
моделей - набор математических моделей,
способствующих принятию более оптимальных
маркетинговых решений
1.3.
Методы сбора маркетинговой
информации
На первом этапе управляющий по маркетингу и исследователь должны четко определить проблему и согласовать цели исследования. Это связано с тем, что рынок можно исследовать по сотням различным параметрам.
Если от данных исследования ждут пользы, они должны иметь непосредственное отношение к проблеме, стоящей перед фирмой и требующей решения.
Сбор информации обходится слишком дорого. Поэтому неправильное или расплывчатое определение проблемы ведет к непроизводительным затратам (4).
В зависимости от поставленных целей, маркетинговые исследования делятся на 3 типа:
Разведочные предусматривают сбор каких-то предварительных данных, проливающих свет на проблему, а возможно и помогающих выработать гипотезу (предложения, научные предложения).
Описательные, предусматривающие описание определенных явлений, например, выяснить численность пользующихся авиационным транспортом, или численность тех, кто слышал о компании.
Казуальные, предусматривающие проверку гипотезы о какой-то причинно-следственной связи. Например, о том, что снижение цен билетов на тысячу сумм вызовет увеличение пассажиропотока по крайней мере на 10%(3).
На втором этапе выбираются методы исследования.
Методы маркетинговых исследований классифицируются на:
Кабинетные маркетинговые исследования включают изучение внешней информации и изучение внутренней информации.
Внешняя маркетинговая информация – это повседневная информация о событиях, исходящих в коммерческой среде.
Руководитель собирает внешнюю маркетинговую информацию, читая книги, газеты, специализированные издания, беседуя с клиентами, поставщиками и прочими лицами, не относящимся к штатным работникам фирмы, а также обмениваясь сведениями с другими управляющими и сотрудниками своей фирмы.
Внутренняя
информация – это отчетность фирмы,
отражающая показатели текущего сбыта,
суммы издержек, объемы материальных запасов,
движение денежной наличности и др.
Полевые методы исследования делятся на:
Наблюдение – это метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации исследователем определенных процессов, поступков людей, событий, которые могут быть выявлены органами чувств (то есть метод основывается на визуальном и слуховом восприятии явлений).
Назначение наблюдения:
В
случаях, когда наблюдение выступает
как самостоятельный метод
С помощью наблюдения можно исследовать не только поведение покупателей в магазине, персонала, предоставляющего услуги потребителям, но и другие процессы. Например, как люди используют те или иные товары (укладывают прическу, готовят завтрак, подстригают газоны и т. д.). Результаты могут быть использованы для создания новых модификаций товаров, улучшения сервиса, системы распределения и продвижения (новые темы для рекламных кампаний).
Наблюдение
является достаточно гибким методом
сбора информации, так как может
осуществляться исследователями в
различных формах. Для группировки
различных вариантов
Выяснить
степень разнообразия форм наблюдения
позволяет таблица 1.
Таблица
1. Формы проведения наблюдений (17).
Классификационный признак |
Формы наблюдения |
Характер окружающей обстановки |
Полевое наблюдение — проводят в естественных условиях, в реальной жизненной ситуации |
Лабораторное наблюдение — проводят в искусственно созданных условиях, это позволяет сохранять стабильность обстановки, в условиях которой происходит исследование | |
Место
исследователя в изучаемом процессе (указываются
полярные формы, однако
на практике могут использоваться переходные варианты) |
Наблюдения с непосредственным участием исследователя (включенное наблюдение) — наблюдатель сам участвует в ситуации, он одновременно сам влияет на ситуацию и, в свою очередь, подвергается ее влиянию. Такая форма позволяет скорректировать объективность выводов наблюдателя за счет улучшения понимания им наблюдаемых процессов |
Лабораторно-полевое наблюдение — проводят в естественных условиях, но с отдельными ограничениями, снимающими недостатки как лабораторного, так и полевого наблюдения | |
Наблюдение осуществляется наблюдателем со стороны без участия в наблюдаемом процессе (невключенное наблюдение) — наблюдатель находится на некотором удалении от объекта наблюдения, что позволяет видеть весь ход процесса и контролировать сторонние факторы, на него влияющие | |
Способ восприятия объекта наблюдения |
Персональное наблюдение — наблюдаемые события фиксируются непосредственно |
Неперсональное наблюдение — наблюдаемые события фиксируются с помощью приборов, что позволяет снизить субъективность восприятия событий | |
Степень стандартизации наблюдения | Структурированное (контролируемое) наблюдение — в этом случае используются бланки наблюдения с четко заданной структурой фиксируемых элементов (аспектов) процесса или ситуации, остальные элементы поведения игнорируются |
Свободное (неструктурированное) наблюдение — осуществляется наблюдение всех элементов поведения без заранее заданной схемы | |
Степень открытости процесса наблюдения |
Открытое наблюдение — наблюдаемым известно о проводящемся наблюдении, исследователи заранее предупреждают их об этом |
Скрытое наблюдение — наблюдаемым не известно о проводимом исследовании | |
Характер
наблюдаемых событий |
Прямое наблюдение — наблюдение проводится непосредственно за поведением |
Непрямое (косвенное) наблюдение — наблюдение проводится за результатами поведения | |
Регулярность проведения наблюдения | Систематическое наблюдение — проводится на регулярной основе, что позволяет выявить тенденции процессов |
Эпизодическое наблюдение — не имеет четко установленного регламента регистрации событий | |
Однократное наблюдение — исследование выполняется в соответствии с поставленными целями однократно, более эта схема исследования не используется | |
Случайное наблюдение — наблюдение заранее незапланированного явления, как самостоятельная процедура сбора первичной |
Опрос - это один из методов маркетингового исследования, который рассматривается как получение внешней маркетинговой информации с привлечением экспертов. Информация, получаемая по результатам экспертного опроса, - информация с очень большой себестоимостью. Следовательно, принятие решения о проведении потребительской экспертизы (опросе) должно приниматься в тех случаях, когда получение информации из других источников (более дешевых по себестоимости) затруднено.
Сущность
любого опроса состоит в получении
ответа на интересующий интервьюера вопрос
от заданной группы лиц ("общественное
мнение" или "мнение активной группы
лиц") или отдельных лиц в рамках репрезентативных
сегментов рынка ("мнение частного лица"
или "представителя"). Сущность проведения
опроса может быть выражена схемой, представленной
на рис. 3.
Рис.
4. Схема проведения опроса
Итак, в рамках описанной схемы (Рис. 4) существует пять объектов, которые участвуют в процессе, который мы обозначили как "опрос". Рассмотрим их. "Интервьюер" - физическое лицо, юридическое лицо (группа лиц) или техническое устройство, задающие вопрос респонденту с целью получения ответа на основе определенного стимулирования. "Респондент" - физическое или юридическое лицо (группа лиц), мнение которого по определенному вопросу представляет интерес для интервьюера. "Вопрос" это сформулированная интервьюером задача (рациональная или эмоциональная), имеющая одну или несколько возможных форм разрешения, ориентированная на интеллектуальный, эмоциональный и этический уровень респондента. "Стимул" - эмоциональный или рациональный мотив ответа на вопрос, создаваемый интервьюером и ориентированный на систему ценностей респондента. "Ответ" - мотивированная на основе стимула, предоставляемого интервьюером, реакция респондента на заданный вопрос, выраженная в любой форме, которую может зафиксировать интервьюер (19).
Среди традиционных форм опроса выделяют:
Письменный опрос.
Механизм реализации: интервьюер передает список вопросов на бумажном носителе (на сегодняшний день применяются и электронные носители, например письмо в режиме электронной почты) респонденту, который, заполнив ответы на вопросы в опросом листе, возвращает его интервьюеру на основе предоставляемого последним стимула. Носителем в письменном вопросе чаще всего является "опросный лист" - представленные на бумажном носителе вопросы с предусмотренными для респондента "окнами" для внесения ответов.
Сфера применения:
Достоинства:
Недостатки:
Устный опрос.
Механизм реализации: интервьюер устно задает вопрос по представленному "каркасу опроса" в личной беседе с интервьюером или с использованием дистанционных средств связи (телефон или аудио конференция) и, ожидая от респондента ответа, фиксирует эмоциональную реакцию на вопрос (если это необходимо в конкретном вопросе). При необходимости интервьюер комментирует вопрос, разъясняет его сущность респонденту. По окончании беседы интервьюер фиксирует ответы респондента на бумажном или электронном (предпочтительнее) носителе. В качестве стимула чаще используются "эмоциональные стимулы", как реакция на просьбу "ответить на несколько вопросов, задаваемых нашей фирмой". Используют и эмоциональные стимулы, построенные на противоположности пола интервьюера и респондента.
Сфера применения:
Информация о работе Методы сбора информации и оценить их эффективность