Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2011 в 18:10, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В каждой стране, в том числе и в России, вместе с коммерческой сосуществует некоммерческая сфера деятельности. Здесь не всегда создаются материальные блага, но возникают иные, не менее значимые и важные для общества ценности. Именно в некоммерческой сфере удовлетворяются такие первостепенные социальные потребности, как потребность людей в управлении государством (через соответствующие институты демократии), в обороне и безопасности, в вероисповедании, в бесплатных медицине и образовании и т.д.
Введение…..…………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы некоммерческого маркетинга….………………… 6
1.1. Природа и условие возникновения некоммерческого маркетинга...........6
1.2. Сущность и виды некоммерческого маркетинга……….……………..…11
1.3. Классификация некоммерческих субъектов……………………………..21
2. Маркетинговая среда и роль некоммерческого маркетинга………...........26
2.1. Маркетинговая среда некоммерческих субъектов в России……………26
2.2. Роль некоммерческого маркетинга в удовлетворении спроса……………
на некоммерческие продукты………...……………………………………….29
Заключение …………………………………………………………………….34
Список используемой литературы……………………………………………
1.3
Классификация некоммерческих
субъектов
Некоммерческие
образования по формам собственности
разделяются на государственные некоммерческие
субъекты и негосударственные некоммерческие
субъекты. Отдельную группу составляют
физические лица, занимающиеся некоммерческой
деятельностью (независимые политики,
ученые, миссионеры, проповедники, деятели
искусства, культуры, спорта и т.д.). Классификация
некоммерческих субъектов приведена на
рис. 2.
Некоммерческие субъекты | ||||
|
||||
Некоммерческие образования |
Физические лица, занимающиеся некоммерческой деятельностью | |||
|
||||
Государственные некоммерческие субъекты | Негосударственные некоммерческие субъекты |
Рис. 2. Классификация
некоммерческих субъектов
Некоммерческие организации в России создаются и функционируют в различных организационно-правовых формах в зависимости от целей их создания, источников финансирования, разнообразия учредителей и правовых отношений между ними.[10]
Наиболее
распространенными формами
Общественная и религиозная организация (объединение) — добровольное объединение граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Их членами могут быть как юридические, так и физические лица. Члены (участники) этих образований не сохраняют трав на переданное ими в собственность общественных и религиозньгх организаций имущество и членские взносы, не отвечают по их обязательствам, а те не отвечают по обязательствам своих членов.[6]
Примерами общественных объединений могут служить:
- политические партии и движения («Единство», «Отечество — Вся Россия», «Яблоко», «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Союз Правых Сил», «Либерально-демократическая партия»);
- религиозные конфессии (Русская православная церковь, Ислам, Иудаизм, Буддизм).
Фонд — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда, а фонд — по обязательствам его учредителей. Уставом фонда предусматривается создание попечительного Совета, призванного надзирать на общественных началах за деятельностью и соблюдением фондом законодательства, а также за использованием средств.[`17]
Среди многочисленных фондов, образованных и действующих в России — Фонд культуры, Детский фонд, Фонд Мира и др.
Учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником. Общественное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с законом, а также исходя из целей своей деятельности, указаний собственника и назначения имущества. Общественное учреждение (в отличие от других общественных организаций) отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их нехватке субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.[4]
К некоммерческим учреждениям относятся такие учреждения, как, Собес, государственные нотариальные конторы, государственные медицинские, образовательные учреждения, библиотеки, музеи и пр.
Некоммерческое партнерство — основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение некоммерческих целей. Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью этого образования. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, равно как и партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.
Характерным примером некоммерческого партнерства может послужить Совет церквей евангельских христиан-баптистов, объединяющий 43 зарегистрированных организации для разностороннего содействия их религиозной деятельности.
Автономная некоммерческая организация — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ей в собственность; имеют право пользоваться услугами своей организации на равных правах с ее членами.[3]
Типичным примером является некоммерческая организация «Российская Ассоциация Маркетинга», созданная в 1995 году ведущими промышленными и финансовыми компаниями России (НК «ЛУКойл», АО «АВТОВАЗ», «ЮКОС», «Ноябрьскнефтегаз» и др.), банками («Менатеп», «СБС-АГРО», «Автобанк», «Торибанк» и др.), исследовательскими организациями (Фонд «Общественное мнение», ВЦИОМ и др.), рядом аудиторских и консалтинговых фирм и ведущих университетов страны. Основной задачей Ассоциации является координация маркетинговых программ на общероссийском и региональном уровнях, а также представление Российской Федерации в этой области в международных организациях.
Потребительский кооператив — добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Примерами могут служить жилищно-строительные, дачно-строительные и гаражно-строительные кооперативы.
Объединение юридических лиц (ассоциация и союз) — членская организация, объединяющая любые коммерческие, некоммерческие и государственные организации в некоммерческих целях. Члены союза (ассоциации) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Это образование не отвечает по обязательствам своих членов. Члены союза (ассоциации) несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере и порядке, предусмотренном учредительными документами.
В
Российской Федерации существуют общероссийские,
межрегиональные, региональные и местные
некоммерческие объединения юридических
лиц. Общероссийские образования имеют
право использования в своих названиях
наименования «Россия» и «Российская
Федерация» (например, «Российский союз
промышленников и предпринимателей»).[12]
Таким
образом
Глава
2. Маркетинговая
среда и роль некоммерческого
маркетинга.
2.1
Маркетинговая среда
некоммерческих субъектов
в России
Состав
маркетинговой среды
Особое место во внешней маркетинговой среде как коммерческих, так и некоммерческих субъектов, занимает конкурентная среда. Конкуренция в сфере некоммерческой деятельности носит весьма специфический характер и охватывает деятельность четырех видов субъектов:
-
государственные
-негосударственные некоммерческие субъекты;
- физические лица, занимающиеся некоммерческой деятельностью;
- коммерческие субъекты (юридические и физические лица).
Все они в тех или иных ситуациях могут конкурировать друг с другом. Для наглядности рассмотрим на примерах наиболее типичные варианты конкуренции в сфере некоммерческой деятельности.[2]
Пример 1. При возникновении в стране экономического кризиса необходима программа выхода из него, а также дальнейшего экономического развития. Разработку такой программы могут осуществлять, конкурируя между собой, одновременно несколько некоммерческих субъектов, среди которых: администрация Президента страны, Правительство, соответствующие комитеты и комиссии Парламента, политические партии, государственные и негосударственные научно-исследовательские организации, а также независимые политики и ученые. В общем случае при этом возникает конкуренция олигополистического типа, когда на рынке присутствует ограниченное число производителей, предлагающих аналогичные продукты. Если же, например, объявляется открытый конкурс на такую программу, конкуренция теоретически может приобрести характер чистой, когда в противоборстве участвует множество производителей схожих продуктов, конкурентная позиция каждого из которых не является явно доминирующей.
Таблица 2
Состав
маркетинговой среды
некоммерческих субъектов
России
Факторы |
Некоммерческие субъекты | ||
Государственные субъекты | Негосударственные субъекты | Физические лица | |
Внутренней среды |
Руководство
Система управления Структурные подразделения Внутрикорпоративная культура Информационная система |
Лицо-производитель
некоммерческого продукта
Личные человеческие и профессиональные качества Юрист Бухгалтер Секретарь Имиджмейкер Спичрайтер Маркетолог Информационная система | |
Внешней микросреды |
Потребители
Поставщики Инвесторы Конкуренты Посредники Контактные аудитории |
Потребители
Поставщики Инвесторы Конкуренты Посредники Контактные аудитории Спонсоры Меценаты и другие жертвователи |
Потребители
Поставщики Инвесторы Конкуренты Посредники Контактные аудитории Спонсоры Меценаты и другие жертвователи Организации, представляющие гранты, премии, субсидии, льготы |
Внешней макросреды |
Политические
Экономические Демографические Природно-климатические Социально-культурные и религиозные Экологические |
Пример 2. Высшие учебные заведения схожего профиля — государственные и частные предлагают на рынке аналогичные образовательные услуги по подготовке финансистов, менеджеров и маркетологов. Конкуренция при этом носит монополистический характер: на рынке присутствует множество продавцов, предлагающих схожие продукты разного качества по различным ценам. Аналогичные примеры можно привести из области медицинских, спортивных и других услуг.[7]
Пример 3. Между собой конкурируют религиозные конфессии, секты, проповедники и миссионеры, стараясь привлечь новых прихожан и сторонников своих религиозных идей. Тип конкуренции при этом — олигополистический. Продавцы очень чувствительны к маркетинговым действиям друг друга, предлагаемые некоммерческие продукты (идеи, концепции, символика, атрибутика и пр.) могут быть как схожими, так и различными.
Пример 4. В предвыборной ситуации в стране возникает конкуренция между политическими партиями, движениями и независимыми политиками, борющимися за голоса избирателей. В этом случае также имеет место конкуренция олигополистического типа.[2]
Пример 5. В случае армейского маркетинга речь не может идти о конкуренции в классическом ее понимании. Однако следует говорить о наличии альтернативы для призывников, когда они могут выбирать между традиционным, контрактным и так называемым альтернативным видами службы (конкуренция между продуктами одного и того же некоммерческого субъекта).
Отдельно
следует сказать о тех коммерческих субъектах,
которые конкурируют не с некоммерческими
субъектами, а между собой. Это поставщики:
службы коммунального хозяйства; фирмы,
реализующие средства связи и оргтехники,
канцелярские принадлежности; компании,
поставляющие гуманитарную помощь и т.д.
К этой же группе можно отнести и посредников:
рекламные агентства, консалтинговые
компании, средства массовой информации.[4]
2.2
Роль некоммерческого
маркетинга в удовлетворении
спроса на некоммерческие
продукты
Социальный эффект возникает в том случае, когда спрос на некоммерческий продукт фактически удовлетворен, т.е. потребитель проявил на него позитивную реакцию. При этом задача некоммерческого маркетинга — способствовать максимально эффективному удовлетворению предъявляемого действительного спроса.