Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 10:12, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в анализе понятия конкуренция, конкурентоспособности, а также в практической оценки конкурентоспособности продукции и фирмы.
Задачами курсового исследования является:
• Рассмотрение понятия конкуренция, ее функций и видов;
• Анализ конкурентных преимуществ;
• Рассмотрение теоретических аспектов оценки конкурентоспособности товара и фирмы;
• Анализ методик оценки конкурентоспособности товара;
• Оценка конкурентоспособности товара (продукции), на примере кирпича строительного;
• Расчет показателей конкурентоспособности фирмы (предприятия), на примере кирпичного завода.

Содержание

Введение
Глава 1. Конкуренция и конкурентное преимущество
1.1 Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции
1.2 Силы управляющие конкуренцией в отрасли
1.3 Виды конкурентного преимущества
Глава 2. Теоретические и методические основы оценки конкурентоспособности товара и фирмы
2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы
2.2 Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара
2.3 Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы
Глава 3 Расчет показателей конкурентоспособности товара (продукции) и фирмы (предприятия)
3.1 Оценка конкурентоспособности товара (продукции)
3.2 Расчет показателей конкурентоспособности фирмы (предприятия)
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_Маркетинг.docx

— 119.01 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (Сибстрин)

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

на тему:

"Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы"

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 351 з. гр.

Иванов  А.А.

Проверила:

Тимошенко О.П.

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2012 г.

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Конкуренция и конкурентное преимущество

1.1 Понятие конкуренции, функции  и виды конкуренции

1.2 Силы управляющие конкуренцией  в отрасли

1.3 Виды конкурентного преимущества

Глава 2. Теоретические и методические основы оценки конкурентоспособности товара и фирмы

2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы

2.2 Сравнительный анализ методик  оценки конкурентоспособности товара

2.3 Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы

Глава 3 Расчет показателей конкурентоспособности товара (продукции) и фирмы (предприятия)

3.1 Оценка конкурентоспособности  товара (продукции)

3.2 Расчет показателей конкурентоспособности  фирмы (предприятия)

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конкуренция (от латинского «concurrere» — сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.

В рыночной экономике такое  столкновение неизбежно, ибо оно  порождается следующими объективными условиями:

•  наличием множества равноправных рыночных субъектов;

•  полной экономической обособленностью каждого из них;

•  зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;

•  противоборством со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.

Конкурентная борьба за экономическое  процветание и выживание есть экономический закон рыночного  хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать  свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг — продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) иенам. В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами (стремящимися продать подороже) и покупателями (стремящимися купить подешевле) выигрывают те, кто больше сплочен и имеет возможность навязать свою (выгодную для них) цену.

Конкуренция — двигатель  экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии (1974) Фридриху фон Хайеку сказать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.

Цель курсовой работы заключается в анализе понятия конкуренция, конкурентоспособности, а также в практической оценки конкурентоспособности продукции и фирмы.

Задачами курсового исследования является:

    • Рассмотрение понятия конкуренция, ее функций и видов;
    • Анализ конкурентных преимуществ;
    • Рассмотрение теоретических аспектов оценки конкурентоспособности товара и фирмы;
    • Анализ методик оценки конкурентоспособности товара;
    • Оценка конкурентоспособности товара (продукции), на примере кирпича строительного;
    • Расчет показателей конкурентоспособности фирмы (предприятия), на примере кирпичного завода.

Исторически конкуренция  возникла в условиях простого товарного  производства. Каждый мелкий производитель  стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары конкурентная борьба усилилась. Появилась возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда. Так возникало капиталистическое товарное производство. Здесь конкуренция получила наибольшее развитие.

В современных условиях конкуренция  выступает как важное средство развития производства. Многие экономисты связывают  с ней повышение эффективности  производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять достижения науки  и техники, совершенствовать технологию производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Конкуренция  и конкурентное преимущество

    1. Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции

 

В системе маркетинга организация, действующая на рынке, рассматривается  не обособленно, а с учетом всей совокупности отношений, связывающих ее с другими  субъектами рынка. Наличие конкурирующих  фирм порождает такое явление  в экономике как конкуренция.

 

  Несмотря на то, что  понятие конкуренции сформировалось  в древние времена, современный  термин «конкуренция» происходит  от немецкого слова «konkurrenz». В свою очередь данное определение восходит к латыни, в которой с помощью слов «сопсигго/сопсигепаа» обозначали различные явления (с одной стороны слияние и взаимопроникновение, с другой стороны - столкновение). Эти латинские слова отражали процессы взаимодействия и применялись для обозначения процессов.

 

 Конкуренция является  ключевым понятием, выражающим сущность  рыночных отношений. Это центр  тяжести всей системы рыночного  хозяйства, тип взаимоотношений  между производителями по поводу  установления цен и объемов  предложения товаров на рынке  и потребителями по поводу  формирования цен и объема  спроса на рынке. Стимулом, побуждающим  человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти  других. В экономической сфере  конкуренция проявляется в соперничестве  за заключение сделок и долях  участия в рыночной сфере. Конкурентная  борьба представляет собой динамический (ускоряющий движение) процесс, который  служит лучшему обеспечению рынка  товарами.

 

  Впервые теория конкуренции  была рассмотрена А. Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» в которой он:

 

- рассмотрел конкуренцию  как соперничество между участниками,  заинтересованными в достижении  одной и той же цели;

 

- разработал механизм  конкуренции, объективно уравновешивающий  отраслевую норму прибыли и  приводящий к оптимальному распределению  ресурсов между отраслями;

 

- выявил основные условия  эффективности конкуренции, к  которым отнес наличие большого  количества продавцов и покупателей,  отсутствие доминирующего влияния  одного продавца, достоверную и  своевременную информацию, мобильность  используемых ресурсов.

 

  В теории конкуренции  на сегодняшний день сложилось  несколько подходов к определению  сущности конкуренции.

 

Атомистическая или традиционная теория конкуренции предусматривает большое количество продавцов и покупателей, каждый из которых может рассматриваться как «атом» - частица рыночной системы. Каждый участник занимает столь малую долю рынка, что не имеет возможности оказывать влияние на установление рыночной цены на данную товарную категорию. Если на рынке существует конкуренция, обусловленная множеством участников, то цена соответствующего товара будет одинаковой на всем пространстве рынка. Это явление определяется как «закон единой цены». Данный закон означает, что потенциальные продавцы и покупатели способны сравнивать цены между собой. Потенциальный покупатель старается приобрести товар по более низкой цене, в то время как производитель продать по более высокой. Если производитель увеличить цену на свою продукцию, то он не сможет ее продать. В результате он вынужден будет привести цену в соответствие с ценами конкурентов. Если цена производителя окажется ниже цены конкурентов, он будет стараться ее увеличить с целью получения большей прибыли. Таким образом, имея возможность сравнивать цены, производители приходят к установлению единой цены.

  Именно однородность  продукции и производителей определяет  суть атомистической теории конкуренции.

 

  По утверждению И. Кирцнера рынок в течение любого периода времени состоит из взаимодействующих решений потребителей, производителей и собственников ресурсов. Не все решения могут быть реализованы одновременно. Возможно, что решения, успешно доведенные до конца в определенный период, окажутся не самыми лучшими из возможных альтернатив. Если бы принимающие решения субъекты были осведомлены о том, какой выбор был сделан другими в течение этого периода, то обнаружили бы возможности для более выгодного направления рыночных действий, чем принятые ими в действительности. Неосведомленность о решениях, которые готовы принять другие, может привести принимающих решения субъектов к составлению неудачных планов, либо обречь на провал и не дает использовать существующие рыночные возможности. В течение определенного отрезка времени столкновение с решениями других участников сообщает некоторую информацию, которой поначалу не доставало принимающим решение субъектам.

 

  В. Круглов рассматривает конкуренцию как конфликт-столкновение противоположных стремлений, интересов и сил, их выражающих.

  Автор подхода отмечает, что в конкурентной борьбе  важен, прежде всего, эффект  или результат функционирования  системы, а это приводит к  созданию функциональной теории  конкурентной борьбы. В основу  теории положено предположение  о сущности и целях конкурентной  борьбы, заключающихся в необходимости  вывести из строя систему (конкурирующую  фирму), сохранить свою фирму и  обеспечить ее эффективное функционирование. Под отношениями, возникающими между участниками, понимается совокупность состояний элементов системы, определяющая необходимость и характер взаимодействий между ними. Установление отношений между фирмами означает определение характера и степени влияния их друг на друга, относительно расположения в пространстве и изменения субординации в течение всего времени конкурентной борьбы.

 

  Й. Шумпетер создал теорию «созидательного разрушения», которая применима во многих областях, в том числе и в теории конкуренции. По его мнению, сила любого производителя определяется наличием новых товаров, новой технологии, нового типа организации. У рынка, состоящего из нескольких фирм, будет более эффективная структура, если участники будут ориентироваться на научно-технический прогресс. Автор теории делал различие между изобретением (зарождением новой идеи) и инновацией (коммерческим применением новой идеи).

 

  Производитель, осуществляющий  инновации, обладает большими  возможностями получить прибыль.  Это значит, что производитель  предлагает некий товар (услугу) прежде, чем ее предложат другие, либо использует новые технологии, предлагая уже известный товар  по более низкой цене. Цель  его усилий - производство новой  и более дешевой продукции.  Если доступ на рынок свободен, приходят новые участники, чтобы  действовать не подобно конкурентам,  а эффективнее, чем они.

 

  Следовательно, новые  товары или методы производства, требующие меньших издержек, возникают  под давлением конкуренции.

 

  При любых обстоятельствах  остается в силе сформулированное  еще Ф. Энгельсом положение, что отношение производительной силы к потребительной, так или иначе, проявится в форме состязательности (соревнования), которая по системе экономических параметров имеет обобщенное интегральное определение и называется конкуренцией. Только она определяет, в конечном счете, и продолжительность пребывания товаропроизводителей на рынках, и интенсивность смены поколений техники, и скорость соединения результатов научных исследований и новых технологий.

 

  Таким образом, под конкуренцией следует понимать процесс взаимодействия производителей и поставщиков, использующих свои конкурентные преимущества при реализации продукции, а также, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара (услуги) за выбор покупателя.

 

  Важными в этом  определении являются следующие  аспекты:

 

1) рыночная конкуренция есть непосредственное взаимодействие организаций на рынке, та борьба, которую они ведут, продвигая свой товар;

 

2) конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса, именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать

друг с другом;

 

3) рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы