Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 10:12, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в анализе понятия конкуренция, конкурентоспособности, а также в практической оценки конкурентоспособности продукции и фирмы.
Задачами курсового исследования является:
• Рассмотрение понятия конкуренция, ее функций и видов;
• Анализ конкурентных преимуществ;
• Рассмотрение теоретических аспектов оценки конкурентоспособности товара и фирмы;
• Анализ методик оценки конкурентоспособности товара;
• Оценка конкурентоспособности товара (продукции), на примере кирпича строительного;
• Расчет показателей конкурентоспособности фирмы (предприятия), на примере кирпичного завода.

Содержание

Введение
Глава 1. Конкуренция и конкурентное преимущество
1.1 Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции
1.2 Силы управляющие конкуренцией в отрасли
1.3 Виды конкурентного преимущества
Глава 2. Теоретические и методические основы оценки конкурентоспособности товара и фирмы
2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы
2.2 Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара
2.3 Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы
Глава 3 Расчет показателей конкурентоспособности товара (продукции) и фирмы (предприятия)
3.1 Оценка конкурентоспособности товара (продукции)
3.2 Расчет показателей конкурентоспособности фирмы (предприятия)
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_Маркетинг.docx

— 119.01 Кб (Скачать документ)

 

Отдельно вынесены максимальные (наилучшие) значения.

Складываем значения полученных показателей по каждой фирме и  делим на их количество (в примере  их 3).

Полученное среднеарифметическое максимальное значение показывает наиболее конкурентоспособное предприятие. В нашем примере среднеарифметические значения будут равны:

Фирма 1: = 0,86

Фирма 2:  = 0,88

Фирма 3: = 0,51

 

Фирма с индексом j = 2 имеет максимальное, т.е. наилучшее значение.

Такой расчет приемлем, если все сравниваемые показатели равноценны по значимости.

Но на разных этапах жизненного цикла любого предприятия значимость отдельных показателей может  быть весьма различной. Значимость можно  установить относительно единицы.

Произведем взвешивание  полученных на втором шаге показателей  с учетом их значимости:

 

Третий шаг

Таблица 8 Взвешивание полученных показателей с учетом их значимости

Показатели

Фирма 1

Фирма 2

Фирма 3

Значимость показателей

1

Объем продаж, тыс. р.

0,128

0,15

0,053

0,15

2

Фонд оплаты труда, тыс. р.

0,664

1

0,325

1,00

3

Стоимость материальных ресурсов, тыс. р.

1

0,708

0,408

1,00

4

Годовая сумма амортизационных отчислений, тыс. р.

1

0,378

0,328

1,00

5

Чистая прибыль, тыс.р.

0,603

1

0,168

1,00

6

Бюджет маркетинга (включая рекламу), тыс. р.

0,050

0,037

0,009

0,05

7

Сумма активов предприятия (итого  баланса-нетто), тыс. р.

1

0,974

0,285

1,00

8

Собственный капитал, тыс. р.

0,778

1

0,212

1,00

9

Оборотные средства, тыс. р.

0,986

1

0,340

1,00

10

Дебиторская задолженность, тыс.р.

0,485

1

0,181

1,00

11

Краткосрочные обязательства, тыс.р.

1

0,811

0,353

1,00

12

Дивиденды за 1 акцию, р.

1

1,000

0,994

1,00

13

Имидж, %

0,050

0,025

0,005

0,05

14

Размещение

0,1

0,1

0,1

0,10

15

Качество продукции

0,178

0,2

0,2

0,20

16

Дилерская сеть )система сбыта)

0,1

0,2

0,2

0,20

17

Обслуживание потребителей (сервис)

0,075

0,075

0,1

0,10

18

Цена за единицу продаж, р.

0,148

0,149

0,15

0,15

 

Итоговая сумма показателей

0,519

0,54

0,24

 

 

Лучшим осталось второе предприятие (0,54) . Первая фирма занимает вторую позицию по оценке конкурентоспособности (0,52), а третье так и осталось на последнем месте (0,24).

 

Производственная  составляющая конкурентоспособности  фирмы

 

Наиболее простая оценка производственной составляющей конкурентоспособности фирмы может быть сделана по показателю эффективности использования производственного потенциала. При этом в производственный потенциал необходимо включить:

  • трудовые ресурсы, выраженные через объем оплаты труда
  • стоимость израсходованных материальных ресурсов
  • годовые амортизационные отчисления.

Рассчитаем  показатель эффективности использования производственного потенциала, для наших фирм по формуле:

Эj=Qj/Lj+Mj+Aj

Итак, получим  значения.

Для первой фирмы: 1, 25

Для второй фирмы: 1,36

Для третьей  фирмы: 1,17

Наилучшие значение показателя Эj у второй фирмы, значит, у нее больше выручки приходится на единицу (рубль) вложенных средств (производственного потенциала), и тем эффективнее фирма использует свои ресурсы и значит она более трудоспособна.

Финансовая  составляющая конкурентоспособности предприятия:

Оценка финансовой составляющей конкурентоспособности предприятия  может осуществляться по рейтинговой  оценке (Pi). Исходные показатели выбираются из системы показателей, базирующихся на данных публичной финансовой отчетности. Такая система включает четыре группы показателей:

1.Показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности.

2.Показатели эффективности управления.

3.Показатели оценки деловой активности.

4.Показатели оценки ликвидности и финансовой устойчивости.

Таблица 9 Система финансовых показателей оценки конкурентоспособности  фирмы

Показатели

Фирма 1

Фирма 2

Фирма 3

max

Чистая рентабельность предприятия

0,03

0,06

0,03

0,06

Рентабельность собственного капитала

0,05

0,07

0,06

0,07

Чистая прибыль на 1р.

3 825

6 345

1 065

6345,00

Объем реализации

25 545

29 845

10 545

29845,00

Дивиденды за 1 акцию

45

45

45

45,37

Отдача всех активов

0,224

0,269

0,324

0,32

Оборачиваемость дебиторской задолженности

1,95

1,10

2,15

2,15

Коэффициент текущей ликвидности

1,11

1,39

1,09

1,39

Коэффициент автономии

0,614

0,810

0,585

0,81


Для дальнейших расчетов необходимо ввести весовые коэффициенты для  разных показателей в соответствии с формулой.

Рассчитаем все данные с учетом всех весовых коэффициентов.

Таблица 10 Итоговые данные при  определении финансовой составляющей конкурентоспособности фирмы

Показатели

Весовые коэффициенты

Фирма 1

Фирма 2

Фирма 3

Чистая рентабельность предприятия

4

0,59

1,00

0,57

Рентабельность собственного капитала

3

0,77

1,00

0,79

Чистая прибыль на 1р.

2

0,60

1,00

0,17

Объем реализации

1

0,86

1,00

0,35

Дивиденды за 1 акцию

1

1,00

1,00

0,99

Отдача всех активов

3

0,69

0,83

1,00

Оборачиваемость дебиторской задолженности

3

0,91

0,51

1,00

Коэффициент текущей ликвидности

3

0,80

1,00

0,78

Коэффициент автономии

3

0,76

1,00

0,72


И рассчитаем сумму всех i-х показателей по столбцу (по каждой фирме).

Таблица 11 Финансовая составляющая конкурентности фирмы

Показатели

Весовые коэффициенты

Фирма 1

Фирма 2

Фирма 3

Чистая рентабельность предприятия

4

0,41

0,00

0,43

Рентабельность собственного капитала

3

0,23

0,00

0,21

Чистая прибыль на 1р.

2

0,40

0,00

0,83

Объем реализации

1

0,14

0,00

0,65

Дивиденды за 1 акцию

1

0,00

0,00

0,01

Отдача всех активов

3

0,31

0,17

0,00

Оборачиваемость дебиторской задолженности

3

0,09

0,49

0,00

Коэффициент текущей ликвидности

3

0,20

0,00

0,22

Коэффициент автономии

3

0,24

0,00

0,28

Итого

 

2,03

0,66

2,62


 

Минимальное значение имеет  сумма показателей по второй фирме, следовательно, эта фирма имеет  наилучшее финансовое и конкурентоспособное  состояние.

Вывод:

Завершает оценку конкурентоспособности  фирмы сведение оценок всех трех составляющих и окончательное ранжирование фирм по местам.

Таблица 11

Обобщение составляющих конкурентоспособности  фирм

 

Составляющие оценки конкурентоспособности

Фирма 1

Фирма 2

Фирма 3

Маркетинговая

2

1

3

Производственная

2

1

3

Финансовая

2

1

3


 

Наиболее конкурентоспособная  фирма – фирма 2. Второе место  занимает фирма 1, а последнее, третье место – фирма 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящее время при  наличии жесткой конкуренции  главная задача современных организаций - обеспечить завоевание и сохранение организацией предпочтительной доли рынка  и добиться превосходства над  конкурентами.

Успех организации в рыночной среде определяет его способность  выстоять и победить в конкурентной борьбе. Поэтому нужно постоянно  следить за уровнем своей конкурентоспособности, выявлять и развивать конкурентные преимущества. Это можно сделать  только с помощью маркетинговых  исследований.

Конкурентоспособность торговой организации включает конкурентоспособность  внешнюю и внутреннюю. Внешняя  конкурентоспособность - это основанная на внешних конкурентных преимуществах  способность предоставлять услуги, удовлетворяющие потребности и  желания покупателей лучше конкурентов. Внутренняя конкурентоспособность  — это способность к достижению и поддержанию определенного  набора услуг с более низкими  издержками, чем у конкурентов, основанная на внутренних конкурентных преимуществах  торгового предприятия.

В курсовой работе были рассмотрены:

  • Понятие конкуренции и ее функции;
  • Виды конкурентного преимущества;
  • Методы оценки конкурентоспособности товара;
  • Сделаны расчеты оценки конкурентоспособности товара и фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

11.

 
Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1999;

 
2.

 
Власова В.М. Основы предпринимательской  деятельности. М., «Финансы и статистика», 2007;

 
3.

 
Гараев И.М. Анализ понятий конкуренция и конкурентоспособность. Камск, 2007;

 
4.

 
Глухов А.Н. Оценка конкурентоспособности  товара и способы ее обеспечения. Журнал: Маркетинг. 2004, № 2;

 
5.

 
Дурович А.П. Конкурентоспособность товаров в системе маркетинга. Минск, 2005;

 
6.

 
Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. М., 2001;

 
7.

 
Дурович А.П. Обеспечение конкурентоспособности товаров. Минск, 1995;

 
8.

 
Завьялов П.С. Конкурентоспособность  и маркетинг. Российский экономический  журнал. 2002, №12.

 
9.

 
Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1999;

 
10.

 
Коробов Ю. И. Теория и практика конкуренции. Саратов, 1996;

 
11.

 
Киперман Г.Я. Рыночная экономика: Словарь. М.: Республика, 1993;

 
12.

 
Ковалев А. И., Войленко В. В. Маркетинг в системе управления предприятием; Развитие предприятия и конкурентоспособность: Сб. МДНТП. М., 1990;

 
13.

 
Мартынов С.А. Статья: Создание системы  безопасности бизнеса компании. Журнал: «Безопасность бизнеса», 2009, N 1;

 
14.

 
Перцовский Н.И., Спиридонов И.А., Барсукова С.В. Международный маркетинг: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2001;

 
15.

 
Роман М.И. Научные основы управления конкурентоспособностью. Учеб.-метод. пособие. Владимир, 2001;

 
16.

 
Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М., 2002;

 
17.

 
Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. М.: Дело, 2001;

 
18.

 
Чайникова Л.Н., Чайников В.Н. Конкурентоспособность предприятия. Учеб. пособие. Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007;

 
19.

 
Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и  практика. Учебно-практическое пособие. М., 2008;

Информация о работе Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы