Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 10:12, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в анализе понятия конкуренция, конкурентоспособности, а также в практической оценки конкурентоспособности продукции и фирмы.
Задачами курсового исследования является:
• Рассмотрение понятия конкуренция, ее функций и видов;
• Анализ конкурентных преимуществ;
• Рассмотрение теоретических аспектов оценки конкурентоспособности товара и фирмы;
• Анализ методик оценки конкурентоспособности товара;
• Оценка конкурентоспособности товара (продукции), на примере кирпича строительного;
• Расчет показателей конкурентоспособности фирмы (предприятия), на примере кирпичного завода.

Содержание

Введение
Глава 1. Конкуренция и конкурентное преимущество
1.1 Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции
1.2 Силы управляющие конкуренцией в отрасли
1.3 Виды конкурентного преимущества
Глава 2. Теоретические и методические основы оценки конкурентоспособности товара и фирмы
2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы
2.2 Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара
2.3 Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы
Глава 3 Расчет показателей конкурентоспособности товара (продукции) и фирмы (предприятия)
3.1 Оценка конкурентоспособности товара (продукции)
3.2 Расчет показателей конкурентоспособности фирмы (предприятия)
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_Маркетинг.docx

— 119.01 Кб (Скачать документ)

Компании третьего уровня начинают активно воздействовать на свои внутрипроизводственные системы, содействуя их развитию и совершенствованию. Производство в подобных компаниях  становится «поддерживаемым изнутри» всеми другими подразделениями.

Компании, у которых производство становится «поддерживаемым извне», например, идеальным производственным планированием или управлением  качеством выходят на четвертый  уровень конкурентоспособности. Их успех в конкурентной борьбе становится уже не функцией производства, а  скорее, функцией управления. Это обеспечивает фирме перспективный успех на рынке, долговременное превосходство  над конкурентами.

Киперман ГЛ. определяет конкуренцию как процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы изготовителей и поставщиков при реализации продукции, экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями или поставщиками товаров (услуг) за наиболее выгодные условия сбыта.

 
Макконнел К.Р. и Брю С.Л. определяют ее как наличие на рынке большего числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно входить на рынок и покидать его. 

 
Фатхутдинов Р.А. рассматривает конкуренцию как процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.  
Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.  
Конкуренция базируется на двух процессах: 
соперничество; 
удовлетворение потребностей.

 

2.2 Сравнительный анализ методик  оценки конкурентоспособности товара

В мире существует несколько методов  оценки конкурентоспособности фирмы. Самостоятельное направление исследований составляют методы оценки конкурентоспособности  фирмы, базирующиеся на теории равновесия фирмы и отрасли А. Маршалла и теории факторов производства. Под равновесием понимается такое состояние, когда у предпринимателя не существует стимула для перехода в другое состояние, т.е. для изменения объема производства. В условиях равновесия производителя - при достижении максимально возможного объема выпуска и сбыта товара при неизменном характере спроса и уровне развития техники на данном рынке - каждый из факторов производства используется с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. Критерием конкурентоспособности в рамках данного подхода служит наличие у производителей таких факторов производства, которые могут быть использованы с лучшей, чем у других конкурентов производительностью.

Необходимо отметить, что методы оценки конкурентоспособности производителя, основанные на теории равенства и  факторов производства, хотя и могут  использоваться в отношении фирм, все же имеют существенные ограничения  в своем применении.

Во-первых, теория равновесия производителя  была разработана для исследования процессов развития отрасли в  условиях совершенной конкуренции.

Во-вторых, данный метод строится на основе теории, которая, предполагает, что отрасль в результате своего развития должна прийти к состоянию  равновесия.

Одной из существенных особенностей данного подхода является возможность  привязки конкурентоспособности предприятия  к определенным временным промежуткам. Это позволяет рассматривать  динамику реальных рыночных процессов  как функцию или по крайней мере во взаимосвязи с изменениями самой характеристики конкурентоспособности.

В самостоятельную группу выделяются подходы к оценке конкурентоспособности  предприятия, которые связывают  ее уровень с показателями качества выпускаемой продукции. Объективный подход к оценке качества предполагает сравнение товара рассматриваемого производителя, с аналогичным товаром фирмы-конкурента. Сравнение чаще всего осуществляется на основе сопоставления ряда параметров данных изделий.

Конкуренция качества, используемая рядом зарубежных стран и получившая широкое распространение в западных странах в 60-е года, по своему содержанию близка к понятию «конкурентоспособность товара)», поскольку предполагает сравнение двух товаров по степени удовлетворения ими потребностей покупателя. Основным условием повышения конкурентоспособности в рамках данного подхода является эффективная деятельность в области технологии производства, качества и маркетинга.

Известен также способ оценки конкурентоспособности  предпринимателя по характеристикам  качества продукции, называемой «методом профилей».

Этот подход базируется главным  образом на положениях теории маркетинга и используется консультационными  фирмами Западной Европы. Этот метод  заключается в выявлении различных  критериев удовлетворения запросов потребителей применительно к какому-либо продукту, установление их иерархии и  сравнительной важности в пределах того спектра характеристик, которые  в состоянии заметить и оценить  потребитель, а также в измерении  технико-экономических характеристик  данного продукта и сравнении  их с характеристиками других конкурирующих  продуктов.

Особое место занимают матричные методы оценки конкурентоспособности фирм, основанные на идее рассмотрения процессов конкуренции в динамике. Теоретической базой этих методов служит концепция жизненного цикла товара и технологии. Согласно этой концепции любой товар или технология с момента его появления на рынке и до исчезновения проходит определенные стадии жизненного цикла, который включает в себя внедрение, рост, насыщение и спад. На каждом этапе производитель может реализовать товар или продукт данной технологии в тех или иных масштабах, что объективно отражается в занимаемой доле на рынке и в динамике продаж.

 

2.3 Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы

Конкурентоспособность предприятий  можно определить как способность предпринимателей в настоящем и в будущем производить и продавать на национальном и мировом рынке товары, которые по цене и качеству более привлекательны, чем у иностранных или национальных конкурентов.

Изучение конкурентов и условий  конкуренции в отрасли требуется  предприятию в первую очередь  для того, чтобы определить, в  чем его преимущества и недостатки перед конкурентами, и сделать  выводы для выработки предприятием собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного  преимущества.

В любом случае осуществление оценки конкурентоспособности предприятия  преследует цель: определить положение  предприятия на исследуемом рынке.

Наиболее известные методики оценки конкурентоспособности:

Матричный метод (разработан <Бостонской консалтинговой группой>).

В основе методики - анализ конкурентоспособности  с учетом ЖЦ товара/услуги. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы  координат: по горизонтали-темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали-относительная доля товара/услуги на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.

Преимущества метода: при наличии  достоверной информации об объёмах  реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки.

Недостатки метода: исключает проведение анализа причин происходящего и  осложняет выработку управленческих решений.

 

Метод,  основанный на теории эффективной конкуренции,  дает

представление о конкурентоспособности  предприятия,  охватывая наиболее

важные аспекты его  хозяйственной деятельности.  Согласно этому методу

наиболее конкурентоспособны те предприятия,  где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб.  На эффективность их деятельности влияет множество факторов –  ресурсов предприятия.  Оценка

эффективности работы каждого  подразделения предполагает оценку

эффективности использования  им этих ресурсов.  Метод построен на анализе

четырех групп показателей  конкурентоспособности предприятия:

1)  Показатели,  характеризующие  эффективность производственной

деятельности предприятия;

2) Показатели финансового  положения предприятия; 

3) Показатели эффективности  организации сбыта и продвижения  товара;

4) Показатели конкурентоспособности  товара.

Методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции предприятия. Эта группа методов базируется на суждении о том, что конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. Для определения конкурентоспособности продукции используются различные маркетинговые и квалиметрические методы, в основе большинства которых лежит нахождение соотношения цена-качество.

Комплексные методы. Оценка конкурентоспособности предприятия в рамках подобных методов ведется на основании выделения текущей и потенциальной конкурентоспособности предприятия. В большинстве случаев текущая конкурентоспособность определяется на основании оценки конкурентоспособности продукции предприятия, потенциальная – по аналогии с методами, основанными на теории эффективной конкуренции.

Таблица 1.

Характеристика  методов оценки конкурентоспособности.

Метод

Сущность метода

Преимущества

Недостатки

Матричный

Анализ матрицы: по горизонтали – темпы роста (сокращения) объема продаж; по вертикали – относительная доля предприятия на рынке.

Наличие информации об объемах  реализации и относительных долях  рынка конкурентов метод позволяет обеспечить высокую адекватность оценки.

Исключает проведение анализа  причин происходящего и осложняет  выработку управленческих решений, а также требует наличия достоверной маркетинговой информации.

Метод, основанный на теории эффективной конкуренции

Наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим  образом организована работа всех подразделений  и служб.

Учет весьма разносторонних аспектов деятельности предприятия. 

Сумма отдельных элементов  сложной системы, каковой является любое предприятие, не дает того же результата, что и вся система  в целом.

Метод, основанный на оценке конкурентоспособности продукции

Конкурентоспособность предприятия  тем выше, чем выше конкурентоспособность  его продукции.

Учитывает одну из наиболее важных составляющих конкурентоспособности  предприятия – конкурентоспособность его продукции.

Конкурентоспособность предприятия  принимает вид конкурентоспособности  продукции и не затрагивает другие аспекты его деятельности.

Комплексные

Конкурентоспособность предприятия  есть интегральная величина по отношению  к текущей конкурентоспособности  и конкурентному потенциалу.

Учитывает не только достигнутый  уровень конкурентоспособности  предприятия, но и его возможную  динамику в будущем. 

Конкретные способы и  приемы, используемые при определении  текущей и потенциальной конкурентоспособности в конечном счете воспроизводят методы, используемые в рассмотренных ранее подходах.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Расчет показателей конкурентоспособности  товара (продукции) и фирмы (предприятия)

3.1 Оценка  конкурентоспособности товара (продукции)

 

Важнейшей характеристикой  продукции является ее качество. Произвести оценку конкурентоспособности продукции  можно по коэффициенту, учитывающему соотношение основных качественных характеристик продукции (потребительских  свойств) и цен реализации по формуле:

 

, (2.1)

 

где Kij - коэффициент конкурентоспособности;

Тi и Тj - основные качественные характеристики продукции соответственно i-й и j-й фирм;

Цi и Цj - цены реализации продукции i-й и j-й фирм.

Очевидно, что если Kij> 1, то продукция i-й фирмы по выбранному критерию качества более конкурентоспособна. Показателей качества может быть несколько. Поэтому делаем расчет максимально возможного количества коэффициентов (К). Если для i-й фирмы более 50 % значений К> 1, то продукция этой фирмы более конкурентоспособна.

 

Результаты расчетов можно  представить в матричном виде:

№ п/п

Коэффициенты (Кij)

Фирмы

1

Ki1

K11

K12

K1j

K1m

2

Ki2

K21

K22

K2j

K2m

n

Kin

Kn1

Kn2

Kij

Knm


 

В этой таблице все коэффициенты приводятся в двух возможных вариантах:

сравнение показателей j-й  фирмы и всех остальных фирм;

за основу сравнения (j) берутся  стандарты качества и сложившиеся  рыночные цены на анализируемую продукцию.

В курсовой работе должна быть произведена оценка конкурентоспособности  продукции четырех фирм-производителей строительного кирпича. В качестве значений j принимаются стандарты  по ГОСТ 530-95 для марок кирпича 100, 125, 150.

 

Показатели

Марки

100

125

150

Прочность, МПа

10,0

12,5

15,0

Водопоглощение, %

должно  быть меньше 6 %

Масса, кг

должно  быть не более 4,3 кг

Средняя рыночная цена, р. /1000 шт.

2500,0

2600,0

2700,0

Информация о работе Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы