Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 10:12, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в анализе понятия конкуренция, конкурентоспособности, а также в практической оценки конкурентоспособности продукции и фирмы.
Задачами курсового исследования является:
• Рассмотрение понятия конкуренция, ее функций и видов;
• Анализ конкурентных преимуществ;
• Рассмотрение теоретических аспектов оценки конкурентоспособности товара и фирмы;
• Анализ методик оценки конкурентоспособности товара;
• Оценка конкурентоспособности товара (продукции), на примере кирпича строительного;
• Расчет показателей конкурентоспособности фирмы (предприятия), на примере кирпичного завода.
Введение
Глава 1. Конкуренция и конкурентное преимущество
1.1 Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции
1.2 Силы управляющие конкуренцией в отрасли
1.3 Виды конкурентного преимущества
Глава 2. Теоретические и методические основы оценки конкурентоспособности товара и фирмы
2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы
2.2 Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара
2.3 Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы
Глава 3 Расчет показателей конкурентоспособности товара (продукции) и фирмы (предприятия)
3.1 Оценка конкурентоспособности товара (продукции)
3.2 Расчет показателей конкурентоспособности фирмы (предприятия)
Заключение
Список литературы
Компании третьего уровня начинают активно воздействовать на свои внутрипроизводственные системы, содействуя их развитию и совершенствованию. Производство в подобных компаниях становится «поддерживаемым изнутри» всеми другими подразделениями.
Компании, у которых производство становится «поддерживаемым извне», например, идеальным производственным планированием или управлением качеством выходят на четвертый уровень конкурентоспособности. Их успех в конкурентной борьбе становится уже не функцией производства, а скорее, функцией управления. Это обеспечивает фирме перспективный успех на рынке, долговременное превосходство над конкурентами.
Киперман ГЛ. определяет конкуренцию как процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы изготовителей и поставщиков при реализации продукции, экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями или поставщиками товаров (услуг) за наиболее выгодные условия сбыта.
Макконнел К.Р. и Брю С.Л. определяют ее
как наличие на рынке большего числа независимых
покупателей и продавцов и возможность
для покупателей и продавцов свободно
входить на рынок и покидать его.
Фатхутдинов Р.А. рассматривает конкуренцию
как процесс управления субъектом своими
конкурентными преимуществами для достижения
победы или других целей в борьбе с конкурентами
за удовлетворение объективных или субъективных
потребностей в рамках законодательства
либо в естественных условиях.
Следствием конкуренции является, с одной
стороны, обострение производственных
и рыночных отношений, а с другой - повышение
эффективности хозяйственной деятельности,
ускорение НТП.
Конкуренция базируется на двух процессах:
соперничество;
удовлетворение потребностей.
2.2
Сравнительный анализ методик
оценки конкурентоспособности
В мире существует несколько методов
оценки конкурентоспособности фирмы.
Самостоятельное направление
Необходимо отметить, что методы
оценки конкурентоспособности
Во-первых, теория равновесия производителя была разработана для исследования процессов развития отрасли в условиях совершенной конкуренции.
Во-вторых, данный метод строится на основе теории, которая, предполагает, что отрасль в результате своего развития должна прийти к состоянию равновесия.
Одной из существенных особенностей
данного подхода является возможность
привязки конкурентоспособности
В самостоятельную группу выделяются подходы к оценке конкурентоспособности предприятия, которые связывают ее уровень с показателями качества выпускаемой продукции. Объективный подход к оценке качества предполагает сравнение товара рассматриваемого производителя, с аналогичным товаром фирмы-конкурента. Сравнение чаще всего осуществляется на основе сопоставления ряда параметров данных изделий.
Конкуренция качества, используемая рядом зарубежных стран и получившая широкое распространение в западных странах в 60-е года, по своему содержанию близка к понятию «конкурентоспособность товара)», поскольку предполагает сравнение двух товаров по степени удовлетворения ими потребностей покупателя. Основным условием повышения конкурентоспособности в рамках данного подхода является эффективная деятельность в области технологии производства, качества и маркетинга.
Известен также способ оценки конкурентоспособности предпринимателя по характеристикам качества продукции, называемой «методом профилей».
Этот подход базируется главным
образом на положениях теории маркетинга
и используется консультационными
фирмами Западной Европы. Этот метод
заключается в выявлении
Особое место занимают матричные методы оценки конкурентоспособности фирм, основанные на идее рассмотрения процессов конкуренции в динамике. Теоретической базой этих методов служит концепция жизненного цикла товара и технологии. Согласно этой концепции любой товар или технология с момента его появления на рынке и до исчезновения проходит определенные стадии жизненного цикла, который включает в себя внедрение, рост, насыщение и спад. На каждом этапе производитель может реализовать товар или продукт данной технологии в тех или иных масштабах, что объективно отражается в занимаемой доле на рынке и в динамике продаж.
2.3 Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы
Конкурентоспособность предприятий можно определить как способность предпринимателей в настоящем и в будущем производить и продавать на национальном и мировом рынке товары, которые по цене и качеству более привлекательны, чем у иностранных или национальных конкурентов.
Изучение конкурентов и
В любом случае осуществление оценки
конкурентоспособности
Наиболее известные методики оценки конкурентоспособности:
Матричный метод (разработан <Бостонской консалтинговой группой>).
В основе методики - анализ конкурентоспособности
с учетом ЖЦ товара/услуги. Сущность
оценки состоит в анализе матрицы,
построенной по принципу системы
координат: по горизонтали-темпы роста/
Преимущества метода: при наличии достоверной информации об объёмах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки.
Недостатки метода: исключает проведение
анализа причин происходящего и
осложняет выработку
Метод, основанный на теории эффективной конкуренции, дает
представление о конкурентоспособности предприятия, охватывая наиболее
важные аспекты его хозяйственной деятельности. Согласно этому методу
наиболее конкурентоспособны те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность их деятельности влияет множество факторов – ресурсов предприятия. Оценка
эффективности работы каждого подразделения предполагает оценку
эффективности использования им этих ресурсов. Метод построен на анализе
четырех групп показателей конкурентоспособности предприятия:
1) Показатели, характеризующие эффективность производственной
деятельности предприятия;
2) Показатели финансового положения предприятия;
3) Показатели эффективности
организации сбыта и
4) Показатели
Методы, основанные
на оценке конкурентоспособности
Комплексные методы. Оценка конкурентоспособности предприятия в рамках подобных методов ведется на основании выделения текущей и потенциальной конкурентоспособности предприятия. В большинстве случаев текущая конкурентоспособность определяется на основании оценки конкурентоспособности продукции предприятия, потенциальная – по аналогии с методами, основанными на теории эффективной конкуренции.
Таблица 1.
Характеристика методов оценки конкурентоспособности.
Метод |
Сущность метода |
Преимущества |
Недостатки |
Матричный |
Анализ матрицы: по горизонтали – темпы роста (сокращения) объема продаж; по вертикали – относительная доля предприятия на рынке. |
Наличие информации об объемах
реализации и относительных долях
рынка конкурентов метод |
Исключает проведение анализа причин происходящего и осложняет выработку управленческих решений, а также требует наличия достоверной маркетинговой информации. |
Метод, основанный на теории эффективной конкуренции |
Наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. |
Учет весьма разносторонних аспектов деятельности предприятия. |
Сумма отдельных элементов сложной системы, каковой является любое предприятие, не дает того же результата, что и вся система в целом. |
Метод, основанный на оценке
конкурентоспособности |
Конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. |
Учитывает одну из наиболее важных составляющих конкурентоспособности предприятия – конкурентоспособность его продукции. |
Конкурентоспособность предприятия
принимает вид |
Комплексные |
Конкурентоспособность предприятия
есть интегральная величина по отношению
к текущей |
Учитывает не только достигнутый уровень конкурентоспособности предприятия, но и его возможную динамику в будущем. |
Конкретные способы и
приемы, используемые при определении
текущей и потенциальной |
Глава
3 Расчет показателей
3.1 Оценка конкурентоспособности товара (продукции)
Важнейшей характеристикой
продукции является ее качество. Произвести
оценку конкурентоспособности
, (2.1)
где Kij - коэффициент конкурентоспособности;
Тi и Тj - основные качественные характеристики продукции соответственно i-й и j-й фирм;
Цi и Цj - цены реализации продукции i-й и j-й фирм.
Очевидно, что если Kij> 1, то продукция i-й фирмы по выбранному критерию качества более конкурентоспособна. Показателей качества может быть несколько. Поэтому делаем расчет максимально возможного количества коэффициентов (К). Если для i-й фирмы более 50 % значений К> 1, то продукция этой фирмы более конкурентоспособна.
Результаты расчетов можно представить в матричном виде:
№ п/п |
Коэффициенты (Кij) |
Фирмы | |||||
1 |
Ki1 |
K11 |
K12 |
… |
K1j |
… |
K1m |
2 |
Ki2 |
K21 |
K22 |
… |
K2j |
… |
K2m |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
n |
Kin |
Kn1 |
Kn2 |
… |
Kij |
… |
Knm |
В этой таблице все коэффициенты приводятся в двух возможных вариантах:
сравнение показателей j-й фирмы и всех остальных фирм;
за основу сравнения (j) берутся стандарты качества и сложившиеся рыночные цены на анализируемую продукцию.
В курсовой работе должна быть
произведена оценка конкурентоспособности
продукции четырех фирм-
Показатели |
Марки | ||
100 |
125 |
150 | |
Прочность, МПа |
10,0 |
12,5 |
15,0 |
Водопоглощение, % |
должно быть меньше 6 % | ||
Масса, кг |
должно быть не более 4,3 кг | ||
Средняя рыночная цена, р. /1000 шт. |
2500,0 |
2600,0 |
2700,0 |
Информация о работе Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы