Особенности принятия покупательского решения в организациях на примере ОАО БелАЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:23, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ процесса принятия покупательского решения на предприятии ОАО «БелАЗ», выявление недостатков и обоснования рекомендации по совершенствованию процесса принятия решения о закупках.
В соответствии с выбранной целью выделим следующие задачи:
Раскрыть теоретические аспекты процесса принятия покупательских решения;
Провести мониторинг и проанализировать процесс принятия покупательского решения в организации ОАО «БелАЗ»;
Предложить пути совершенствования процесса принятия решения о закупках на предприятии ОАО «БелАЗ».

Содержание

Введение 4
1.Сущность процесса принятия покупательского решения и факторы, его определяющие 5
2.Анализ процессов принятия покупательских решений 17
3.Рекомендации по совершенствованию процессов принятия покупательских решений на предприятии 31
Заключение 35
Список использованных источников 36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая .doc

— 335.00 Кб (Скачать документ)



Таблица 2.2. Сводный план обеспечения на 2010 г.

 Примечание-Источник: собственная разработка

 

Для расчета потребности  в запасных частях используется метод  прямого счета, т.е. исходя из программы  производства изделий и нормы  расхода на одно изделие.

Пример расчета потребности  в запасных частях представлен в  таблице 2.3.

Таблица 2.3. Расчет потребности на 2011 г.

Наименование детали

Ед.

изм.

Наименование продукции

Норма расхода

План производства

Потребность

накладка

7521-3577060-20

шт

75302

24

33

792

75304

12

-

-

75305

24

-

-

75306

24

70

1680

Итого:

       

2472


Примечание-Источник: собственная разработка

 

Согласно сводному плану  обеспечения составляется баланс материально-технического обеспечения предприятия (таблица 2.4.)

Таблица 2.4. Баланс МТО, 2010г.

Наименование

материальных ресурсов

Единицы измерения

Потребность на планируемый  год

Источники удовлетворения потребности

Всего

в т. ч. по направлениям

Остатки на начало планового  периода

Мобилизация внутренних ресурсов

Объем закупки в плановом периоде, год

Основное

производство

Капитальное.

строительство

Мероприятия технологического развития

РЭН

Обменные

операции

Прочие

ОМАПП

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1.Прокат

черных металлов

тн.

37232

30044

1144

315

2518

1920

1291

20788

-

32384

2.Профили стальные

тн.

1220

1126

-

-

94

-

-

415

-

1175

3. Сталь сортовая

тн.

1549

1410

-

-

23

29

87

520

-

1454

4. Трубы стальные

тн.

6635

6443

20

-

34

71

57

3962

-

5041

5. Прокат цветных металлов

тн.

581

555

-

8

7

11

-

106

-

557


Примечание-Источник: собственная разработка

 

 Необходимый объем  закупки рассчитывается по формуле:

 Vзак = Окон +  Vпост.- Онач., где:

Vпост – объем поставки в плановом периоде;

Ок – остатки на конец планового периода;

Он – остатки на начало планового периода;

Результаты расчета  представлены в таблице 2.5.

Таблица 2.5. Объем закупки металла на плановый период, год.

Наименование

материальных ресурсов

Единицы измерения

объем поставки в плановом периоде

Остатки на начало планового периода

остатки на конец планового  периода

Объем закупки в плановом периоде, год

1.Прокат

черных металлов

тн.

37232

20788

15940

32384

2.Профили стальные

тн.

1220

415

370

1175

3. Сталь сортовая

тн.

1549

520

425

1454

4. Трубы стальные

тн.

6635

3962

2368

5041

5. Прокат цветных металлов

тн.

581

106

82

557


Примечание-Источник: собственная разработка

 

Основные поступления продукции на ОАО «БелАЗ» происходят по транзитной форме: материальные ресурсы перемещаются от поставщика к потребителю прямо, минуя промежуточные базы и склады посреднических организаций. Кроме того, предприятие, получая материал непосредственно от поставщика, ускоряет доставку и сокращает транспортно-заготовительные расходы. Однако ее использование ограничено транзитными нормами отпуска, меньше которых поставщик не принимает к исполнению. Использование этой формы снабжения для материалов с небольшой потребностью приводит к увеличению запасов и связанных с этим расходов. При складской форме материальные ресурсы завозятся на склады и базы посреднических организаций, а затем с них отгружаются непосредственно потребителям.

Транзитную форму целесообразно  применять в тех случаях, когда  потребителям требуются материальные ресурсы в больших количествах, что дает возможность отгружать их полногрузными вагонами или другими средствами транспорта.

При транзитной форме  завоза значительно снижаются издержки и повышается скорость обращения, улучшается использование транспортных средств.

Складская форма играет большую роль в обеспечении тех самых опытных и единичных производств. Она позволяет заказывать необходимые материалы в количествах меньше установленной транзитной нормы, под которой понимается минимально допустимое общее количество продукции, отгружаемое предприятием изготовителем потребителю по одному заказу.

Структура поставок представлена в таблице 2.6.

Таблица 2.6. Структура поставок

Наименование материала

Удельный вес в общем  объеме поставки, %

Транзитная

Складская

1

2

3

1.Основные материалы

90

10

2.Вспомогательные материалы

80

20


Примечание-Источник: собственная разработка

 

Специалистами службы снабжения  постоянно осуществляется поиск  наиболее выгодных поставщиков, а также  совместно с планово-экономическим  управлением предприятия осуществляется контроль за недопущением завышения  цен на сырье, материалы и комплектующие изделия как на стадии заключения договоров, так и в процессе их исполнения.

 Конструкторско-технологические  службы на стадии проектирования  и согласования технической документации  на изделия устанавливают требования  по комплектности и качеству необходимых для производства продукции исходных материалов и комплектующих.

При введении новых для  предприятия материалов и комплектующих  подразделение-разработчик проводит маркетинговое исследование рынка  закупок, включающее в себя поиск потенциальных поставщиков, предварительное согласование возможности поставки, согласование технических характеристик и нормативной документации на эту продукцию.

Вся информация, полученная в результате маркетинговых исследований, вносится в базы данных, копии документов передаются в службы обеспечения.

Основными поставщиками материалов являлись:

- ОАО «Северсталь»  г. Череповец

- ОАО ММЗ «Серп и  Молот», г. Москва

- РУП «БМЗ» г. Жлобин

- ОАО «Межгосметиз-Мценск»,  г. Мценск

- ЗАО « Завод металлов  и сплавов»

Основными поставщиками комплектующих изделий являлись:

-ОАО « Автоприбор»  г. Владимир

- ОАО «Автосвет»  г.Киржач

- РУПП «МАЗ» г. Минск

- ОАО «Белшина» г.  Бобруйск

- ОАО «Белорусьрезинотехника»  г. Бобруйск

- РУПП «Автогидроусилитель»  г. Борисов

- РУП «КЗТШ» г. Жодино

- УПП «Универсал-Лит»  г. Солигорск

- «Электроаппаратный  завод» г. Чебоксоры

-ОАО «Белкард» г.  Гродно

-ООО Торговый дом  «Автодизель» г. Ярославль

- ОАО «Уралэлектротяжмаш»  г. Екатеринбург

Этапы проведения работ  по выбору и оценке поставщиков:

  • поиск заводов-изготовителей, осуществляющих производство необходимых предприятию материалов и комплектующих изделий;
  • выбор и оценка поставщиков при заключении договоров на поставку материалов и комплектующих изделий;
  • оценка поставщиков по результатам выполнения договоров за календарный период;
  • ежегодное информирование поставщиков о результатах оценки их работы по выполнению договорных обязательств, в том числе по качеству поставляемых материалов и комплектующих изделий.

Основными критериями выбора и оценки поставщиков являются:

    • качество закупаемых материалов и комплектующих изделий;
    • цена материалов и комплектующих изделий;
    • форма расчета;
    • условия поставок;
    • статус поставщика: завод-изготовитель, официальный представитель завода-изготовителя, посредник;

Оценка поставщиков производится с использованием системы баллов указанных в таблице 2.7.

 

 

 

 

Таблица 2.7. Критерии оценки поставщиков

 

Критерии

Балл

5

4

3

Качество закупаемых материалов и комплектующих изделий

Нет претензий

Брак до 3 %

Брак более 3 %

Цена материалов и комплектующих изделий

Зафиксирована на срок действия договора

Рост до 10%

Рост более 10%

Форма расчета 

Оплата по факту поставки

Предоплата 50%, оплата по факту поставки 50% 

Предоплата 100%

Условия поставок

Транспортом поставщика

Транспортом поставщика/ транспортом покупателя

Транспортом покупателя

Статус поставщика

Завод – изготовитель

Официальный представитель (дилер) завода - изготовителя

 

Посредник

Наличие у завода-изготовителя сертификата СМК

Сертификат СМК есть

Ведется работа по сертификации

Сертификата СМК нет


Примечание-Источник: СТП 1.2129-2008

 

Исходя  из общей оценки, поставщикам присваивается категория  в соответствии с которой и осуществляется выбор наиболее выгодного для предприятия поставщика.

Транспортно-заготовительные  расходы включают в себя следующие статьи затрат:

  • комиссионные вознаграждения и наценки, уплаченные снабженческо-сбытовым и внешнеторговым организациям в соответствии с заключенными соглашениями
  • провозную плату по условиям договора поставки (стоимость перевозок до станции назначения со всеми дополнительными сборами, а также стоимость погрузочно-разгрузочных работ, производимых сторонними организациями)
  • расходы по доставке материальных ресурсов собственным транспортом (включая погрузочно-разгрузочные работы)
  • затраты на содержание складских помещений
  • командировочные расходы работников, обеспечивающих доставку продукции на склады предприятия
  • суммы потерь сырья и материалов в пути в пределах норм естественной убыли

Учет транспортно-заготовительных  расходов осуществляется по следующим принципам. При расшифровке по экономическим элементам транспортно-заготовительные расходы, носящие характер услуг сторонних организаций, а также суммы потерь материальных ресурсов в пути относятся к соответствующим материальным издержкам. Расходы, связанные с доставкой товаров собственным транспортом, погрузкой и разгрузкой силами персонала предприятия, а также ремонтом тары и упаковки, включаются в смету затрат на производство.

Поставки материальных ресурсов на предприятие осуществляются через хозяйственные связи. Хозяйственные связи - совокупность экономических, организационных и правовых взаимоотношений, которые возникают между поставщиками и потребителями средств производства. Рациональная система хозяйственных связей предполагает минимизацию издержек производства и обращения, полное соответствие количества, качества и ассортимента поставляемой продукции потребностям производства, своевременность и комплектность ее поступления.

Хозяйственные связи  между предприятиями могут быть прямыми и опосредованными (косвенными), длительными и краткосрочными.

В виду того, что прямые хозяйственные связи для предприятий  наиболее экономичны и прогрессивны по сравнению с косвенными, т.к. они, исключая посредников, уменьшают издержки обращения, документооборот, укрепляют взаимоотношения между поставщиками и потребителями на ОАО «БелАЗ» отдаётся предпочтение именно такому виду хозяйственных связей. Один из критериев выбора поставщика это то, что он должен являться заводом изготовителем или официальным представителем завода.

Информация о работе Особенности принятия покупательского решения в организациях на примере ОАО БелАЗ