Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ процесса принятия покупательского решения на предприятии ОАО «БелАЗ», выявление недостатков и обоснования рекомендации по совершенствованию процесса принятия решения о закупках.
В соответствии с выбранной целью выделим следующие задачи:
Раскрыть теоретические аспекты процесса принятия покупательских решения;
Провести мониторинг и проанализировать процесс принятия покупательского решения в организации ОАО «БелАЗ»;
Предложить пути совершенствования процесса принятия решения о закупках на предприятии ОАО «БелАЗ».
Введение 4
1.Сущность процесса принятия покупательского решения и факторы, его определяющие 5
2.Анализ процессов принятия покупательских решений 17
3.Рекомендации по совершенствованию процессов принятия покупательских решений на предприятии 31
Заключение 35
Список использованных источников 36
Иногда для оперативного принятия покупательского решения прибегают к опосредованной связи. Опосредованные хозяйственные связи менее экономичны. Они требуют дополнительных затрат на покрытие расходов деятельности посредников между предприятиями-потребителями и предприятиями-изготовителями. Потребность в таких связях объясняется тем, что прямые связи выгодны и целесообразны в условиях потребления материальных ресурсов в крупных масштабах. Если же предприятия потребляют сырье и материалы в незначительных количествах, (опытное производство, индивидуальный заказ потребителя) не достигающих транзитной формы отгрузки, то, чтобы не создавать на предприятиях излишние запасы материальных ценностей, целесообразны связи и через услуги посредников.
Прямые и опосредованные связи могут носить длительный и краткосрочный характер. Длительные хозяйственные связи - предприятия имеют возможность развивать на долгосрочной основе сотрудничество по совершенствованию выпускаемой продукции, снижению ее материалоемкости, доведению до мировых стандартов.
Практически все комплектующие
изделия приобретаются на основании
прямых долгосрочных договоров. На год
заключается порядка двухсот
договоров на их поставку. Исключением
из числа крупных договоров
Черный и цветной металлы по прямым договорам поставляются со следующих предприятий:
- СПЗ «Балтийский
- «Сталепрокатный завод»
г. Череповец (сварочная
- «Трубный завод» г. Череповец (трубы);
- завод «Серп и Молот» г. Москва (калибровка);
Остальной металл поставляется через следующих официальных дистрибьюторов:
- ЗАО «УралБелсервис» г. Челябинск;
- ЗАО «БелАЗкомплект» г. Москва;
- «БелАвтоСиб» г. Горно-Алтайск;
- ГПФК г. Москва
Поставка вспомогательных материалов на 80% осуществляется по прямым договорам.
Заказ – предложение потребителя поставить, продать ему продукцию определенного вида и качества или выполнить работу, оказать услуги. Должен содержать сведения о количестве, свойствах товаров, сроках поставки, виде и размере оплаты. Оформляется обычно документально и считается принятым, если подтвержден лицом, которому адресован. Такое подтверждение называют акцептом.
Благодаря предварительным заказам выполняющие их фирмы получают реальную возможность планирования своих действий, а также у покупателя появляется возможность получить скидку при заказе крупных партий товара.
На ОАО «БелАЗ» заказ формируется в форме письма потенциальному поставщику на имя директора предприятия. В данном письме сообщается намерение предприятия сотрудничать с поставщиком, указывается необходимое количество заказываемого товара, сроки.
После акцепта поставщиком,
сторонами подписывается
Проект договора подлежит обязательному согласованию с согласовывающими подразделениями предприятия. :
Номенклатура, ассортимент и количество товара согласовываются сторонами в спецификациях, которые является неотъемлемой частью контракта на поставку продукции.
После получения проектов договоров от поставщиков экономисты по материально-техническому снабжению проверяют проекты договоров на соответствие предварительным заявкам по номенклатуре, количеству, требованиям к качеству, срокам поставки, форме расчетов. Договора, соответствующие заявкам, экономисты по МТС оформляют согласно требованиям, изложенным в СТП 2130.
В случае изменения плана производства, на основании извещений об изменении плана, приказов генерального директора, изменений конструкторской и технологической документации, экономисты по МТС проводят анализ имеющихся в наличии запасов материалов и комплектующих изделий и при необходимости вносят изменения в заключенные договора.
Договор на поставку продукции с резидентом Республики Беларусь включает следующие элементы:
Договор на поставку продукции с нерезидентом Республики Беларусь включает в себя следующие элементы:
ОАО «БелАЗ» контролирует ход выполнения заказов с целью:
Для этого специалисты УМТСиК сортируют заказы по:
В результате специалисты отдела закупок владеют информацией о том:
Заключение договора на поставку продукции с нерезидентом Республики Беларусь возлагает на стороны ответственность:
Заключение договора на поставку продукции с резидентом Республики Беларусь возлагает на стороны ответственность:
Бальная оценка поставщиков проведена в таблице 2.9.
Таблица 2.9. Выполнение договорных обязательств поставщиками
Полнота договорных обязательств |
ОАО «Резинотехника» |
ОАО «ТРИБО» |
Цена |
5 |
5 |
Количество |
5 |
5 |
Качество |
5 |
3 |
Сроки поставки |
5 |
4 |
Ответственность сторон |
5 |
5 |
Порядок расчетов |
5 |
5 |
Юридические адреса |
5 |
5 |
% выполнения |
100% |
80% |
Примечание - Источник: собственная разработка.
Большое значение в обеспечении
цехов материалами имеет
Рассмотрев процесс принятия покупательского решения в организации ОАО «БелАЗ» можно сделать вывод, что планирование процесса принятия решения о закупках и прогнозирование необходимого объема заказа на предприятии осуществляется традиционными методами, без привлечения дополнительных специализированных сотрудников и средств автоматизации.
Анализ предыдущей главы
показал, что на предприятии ОАО
«БелАЗ» на данный момент существует
налаженная схема принятия решения
о покупках, однако стоит отметить
несколько недочетов связанных
с организационной и
На предприятии в процесс принятия покупательского решения включена только служба материально-технического снабжения. В связи с такими большими масштабами производства отдел материально технического снабжения не силах быть компетентным во всех вопросах, поэтому целесообразно было бы создать на предприятии закупочный центр, в который бы входили должностные лица разных организационных уровней: исполнительный директор, инженеры-разработчики, маркетолог, руководители производства, менеджеры по снабжению, а также персонал, занимающийся эксплуатацией оборудования, которые могут оказать влияние на принятие покупательского решения на предприятии ОАО «БелАЗ».
Практика создания данных закупочных центров на предприятиях Республики Беларусь показала, что в процессе принятия покупательского решения главную роль предоставляется исполнительному директору предприятия, что является не целесообразным в случаях новой покупке либо повторной покупке с изменениями, так как в некоторых вопросах исполнительный директор не обладает должным количеством информации. Создание закупочного центра предусматривает аккумулирование мнений участников и принятие наиболее грамотного покупательского решения для организации. Отдел закупок часто занимает довольно низкое положение в иерархии управления, что не способствует увеличению качества работы специалистов по закупкам. Зарубежный опыт показывает, что многие компании предлагают более высокие жалования работникам отдела закупок, чтобы привлечь высококвалифицированных специалистов.
Следует внедрить на предприятие ОАО «БелАЗ» следующую систему оценки выполнения закупок: установить для менеджеров по закупкам прогрессивную систему поощрения за особо качественное выполнение закупок. В результате чего они стараются усилить давление на поставщиков, чтобы получить наиболее выгодные условия.
Информация о работе Особенности принятия покупательского решения в организациях на примере ОАО БелАЗ