Особенности принятия покупательского решения в организациях на примере ОАО БелАЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:23, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ процесса принятия покупательского решения на предприятии ОАО «БелАЗ», выявление недостатков и обоснования рекомендации по совершенствованию процесса принятия решения о закупках.
В соответствии с выбранной целью выделим следующие задачи:
Раскрыть теоретические аспекты процесса принятия покупательских решения;
Провести мониторинг и проанализировать процесс принятия покупательского решения в организации ОАО «БелАЗ»;
Предложить пути совершенствования процесса принятия решения о закупках на предприятии ОАО «БелАЗ».

Содержание

Введение 4
1.Сущность процесса принятия покупательского решения и факторы, его определяющие 5
2.Анализ процессов принятия покупательских решений 17
3.Рекомендации по совершенствованию процессов принятия покупательских решений на предприятии 31
Заключение 35
Список использованных источников 36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая .doc

— 335.00 Кб (Скачать документ)

Иногда для оперативного принятия покупательского решения прибегают к опосредованной связи. Опосредованные хозяйственные связи менее экономичны. Они требуют дополнительных затрат на покрытие расходов деятельности посредников между предприятиями-потребителями и предприятиями-изготовителями. Потребность в таких связях объясняется тем, что прямые связи выгодны и целесообразны в условиях потребления материальных ресурсов в крупных масштабах. Если же предприятия потребляют сырье и материалы в незначительных количествах, (опытное производство, индивидуальный заказ потребителя) не достигающих транзитной формы отгрузки, то, чтобы не создавать на предприятиях излишние запасы материальных ценностей, целесообразны связи и через услуги посредников.

Прямые и опосредованные связи могут носить длительный и краткосрочный характер. Длительные хозяйственные связи - предприятия имеют возможность развивать на долгосрочной основе сотрудничество по совершенствованию выпускаемой продукции, снижению ее материалоемкости, доведению до мировых стандартов.

Практически все комплектующие  изделия приобретаются на основании  прямых долгосрочных договоров. На год  заключается порядка двухсот  договоров на их поставку. Исключением  из числа крупных договоров является, например, договор на поставку двигателей производства ОАО «Автодизель», г. Ярославль, на сумму 149,4 млн. рублей РФ в год. Эти двигатели ОАО «БелАЗ» получает через официального дистрибьютора ЗАО «БелАЗкомплект» г. Москва.

Черный и цветной  металлы по прямым договорам поставляются со следующих предприятий:

- СПЗ «Балтийский сталепрокатный  завод» г. Санкт-Петербург;

- «Сталепрокатный завод»  г. Череповец (сварочная проволока);

- «Трубный завод» г.  Череповец (трубы);

- завод «Серп и Молот»  г. Москва (калибровка);

Остальной металл поставляется через следующих официальных дистрибьюторов:

- ЗАО «УралБелсервис»  г. Челябинск;

- ЗАО «БелАЗкомплект»  г. Москва;

- «БелАвтоСиб» г. Горно-Алтайск;

- ГПФК г. Москва 

Поставка вспомогательных  материалов на 80% осуществляется по прямым договорам.

Заказ – предложение  потребителя поставить, продать  ему продукцию определенного  вида и качества или выполнить  работу, оказать услуги. Должен содержать  сведения о количестве, свойствах  товаров, сроках поставки, виде и размере оплаты. Оформляется обычно документально и считается принятым, если подтвержден лицом, которому адресован.  Такое подтверждение называют акцептом.

Благодаря предварительным  заказам выполняющие их фирмы  получают реальную возможность планирования своих действий, а также у покупателя появляется возможность получить скидку при заказе крупных партий товара.

На ОАО «БелАЗ» заказ формируется в форме письма потенциальному поставщику на имя директора предприятия. В данном письме сообщается намерение предприятия сотрудничать с поставщиком, указывается необходимое количество заказываемого товара, сроки.

После акцепта поставщиком, сторонами подписывается типовой  договор поставки, на основании которого ведется сотрудничество между сторонами.

Проект договора подлежит обязательному согласованию с согласовывающими подразделениями предприятия. :

  • Финансовый отдел – соответствие предлагаемых форм расчета, валюту платежа, правильность указания платежных реквизитов предприятия;
  • Планово-экономическое управление – соответствие цены условиям порядка ценообразования;
  • Отдел договоров и анализа Управления экономической безопасности – правильность выбора процедуры закупки и оформление необходимых документов, обоснованность выбора поставщика и его благонадежность;
  • Отдел входного контроля  управления контроля качества – раздел «Качество», где должны быть указаны данные и параметры поставляемой продукции для возможности проведения входного контроля на предприятии, наличие в договоре условий по выполнению требований к закупаемой продукции, критериев и методов приемки, гарантий, сроков и порядка предъявления рекламаций и претензий по количеству и качеству.

Номенклатура, ассортимент  и количество товара согласовываются  сторонами в спецификациях,  которые  является  неотъемлемой частью контракта  на поставку продукции.

После получения проектов договоров от поставщиков экономисты по материально-техническому снабжению проверяют проекты договоров на соответствие  предварительным заявкам по номенклатуре, количеству, требованиям к качеству, срокам поставки, форме расчетов. Договора, соответствующие заявкам,  экономисты по МТС оформляют согласно требованиям, изложенным в СТП 2130.

В случае изменения плана  производства, на основании извещений  об изменении плана, приказов генерального директора, изменений конструкторской  и технологической документации, экономисты по МТС  проводят анализ имеющихся в наличии запасов материалов и комплектующих изделий и при необходимости вносят изменения в заключенные договора.

Договор на поставку продукции  с резидентом Республики Беларусь включает следующие элементы:

  • - предмет договора;
  • - цена и сумма договора;
  • - порядок и условия поставки;
  • - порядок расчетов;
  • - качество товара;
  • - упаковка и маркировка;
  • -сдача-приемка товара, рекламации;
  • - ответственность сторон;
  • - форс-мажор;
  • - арбитраж;
  • - прочие условия;
  • - срок действия;
  • - банковские реквизиты.

Договор на поставку продукции  с нерезидентом Республики Беларусь включает в себя следующие элементы:

  • - предмет договора;
  • - цена и сумма контракта;
  • - порядок и условия поставки;
  • - порядок расчетов;
  • - качество товара;
  • - упаковка и маркировка;
  • - сдача-приемка товара, рекламации;
  • - ответственность сторон;
  • - форс-мажор;
  • - применяемое право по договору, арбитраж;
  • - прочие условия;
  • - срок действия контракта;
  • - банковские реквизиты и адреса сторон.

ОАО «БелАЗ» контролирует ход выполнения заказов с целью:

  • обеспечения своевременности доставки товаров;
  • своевременного заключения новых контрактов с каждым поставщиком;
  • отслеживания процесса транспортировки отдельных видов продукции.

Для этого специалисты УМТСиК сортируют заказы по:

  • времени доставки товаров;
  • фирмам-поставщикам;
  • отдельным видам товаров.

В результате специалисты  отдела закупок владеют  информацией  о том:

  • какие товары должны быть доставлены сегодня или завтра;
  • какие контракты заключены с тем или иным поставщиком и когда заказанные товары будут доставлены;
  • какие виды товаров находятся в пути.

Заключение договора на поставку продукции с нерезидентом Республики Беларусь возлагает на стороны  ответственность:

  • в случае просрочки в оплате полученного товара покупатель оплачивает продавцу пеню в размере 0,5% от стоимости поставленного товара за каждый  день просрочки.
  • в случае просрочки в поставке товара продавец уплачивает покупателю пеню в размере 0,5%  от стоимости не поставленного в срок товара за каждый день  просрочки.
  • за поставку некачественного товара продавец оплачивает покупателю штраф в размере 10% от стоимости некачественного товара.
  • уплата штрафных санкций не освобождает виновную сторону от исполнения принятых на себя по данному контракту обязательств.

Заключение договора на поставку продукции с резидентом Республики Беларусь возлагает на стороны  ответственность:

  • В случае просрочки в оплате полученного товара покупатель оплачивает поставщику пеню в размере 0,1% от стоимости поставленного товара за каждый  день просрочки.
  • В случае просрочки в поставке товара поставщик уплачивает покупателю пеню в размере 0,1%  от стоимости не поставленного в срок товара за каждый день  просрочки.
  • За поставку некачественного товара поставщик оплачивает покупателю штраф в размере 10% от стоимости некачественного товара.
  • Уплата штрафных санкций не освобождает виновную сторону от исполнения принятых на себя по данному договору обязательств.

Бальная оценка поставщиков  проведена в таблице 2.9.

Таблица 2.9. Выполнение договорных обязательств поставщиками

Полнота договорных обязательств

ОАО «Резинотехника»

ОАО «ТРИБО»

Цена

5

5

Количество 

5

5

Качество

5

3

Сроки поставки

5

4

Ответственность сторон

5

5

Порядок расчетов

5

5

Юридические адреса

5

5

% выполнения

100%

80%


Примечание - Источник: собственная разработка.

 

Большое значение в обеспечении  цехов материалами имеет рациональная организация доставки материальных ресурсов к месту их производственного потребления. Аналитический учет материалов на складах осуществляется материально-ответственными лицами в соответствии с порядком хранения материалов. Сортовой количественный учет ведется на карточках складского учета материалов, открываемых на каждый номенклатурный номер по мере поступления приходный документов. Материально-ответственные лица заполняют титульную часть карточек, присваивают им порядковые номера. На складе карточки складского учета хранятся в картотеке в специальном ящике. На основании оформленных в установленном порядке первичных документов делаются записи по приходам, по отпуску материалов и ежедневно выводятся в них остатки материалов.

Рассмотрев процесс  принятия покупательского решения  в организации ОАО «БелАЗ»  можно сделать вывод, что планирование процесса принятия решения о закупках и прогнозирование необходимого объема заказа на предприятии осуществляется традиционными методами, без привлечения дополнительных специализированных сотрудников и средств автоматизации.

 

3.Рекомендации по совершенствованию  процессов принятия покупательских  решений на предприятии ОАО «БелАЗ»

 

Анализ предыдущей главы  показал, что на предприятии ОАО  «БелАЗ» на данный момент существует налаженная схема принятия решения  о покупках, однако стоит отметить несколько недочетов связанных  с организационной и производственной структурами.

На предприятии в процесс принятия покупательского решения включена только служба материально-технического снабжения. В связи с такими большими масштабами производства отдел материально технического снабжения не  силах быть компетентным во всех вопросах, поэтому целесообразно было бы создать на предприятии закупочный центр, в который бы входили должностные лица разных организационных уровней: исполнительный директор, инженеры-разработчики, маркетолог, руководители производства, менеджеры по снабжению, а также персонал, занимающийся эксплуатацией оборудования, которые могут оказать влияние на принятие покупательского решения на предприятии ОАО «БелАЗ».

Практика создания данных закупочных центров на предприятиях Республики Беларусь показала, что  в процессе принятия покупательского решения главную роль предоставляется исполнительному директору предприятия, что является не целесообразным в случаях новой покупке либо повторной покупке с изменениями, так как в некоторых вопросах исполнительный директор не обладает должным количеством информации.  Создание закупочного центра предусматривает аккумулирование мнений участников и принятие наиболее грамотного покупательского решения для организации.  Отдел закупок часто занимает довольно низкое положение в иерархии управления, что не способствует увеличению качества работы специалистов по закупкам. Зарубежный опыт показывает, что многие компании предлагают более высокие жалования работникам отдела закупок, чтобы привлечь высококвалифицированных специалистов.

Следует внедрить на предприятие ОАО «БелАЗ» следующую систему оценки выполнения закупок: установить для менеджеров по закупкам прогрессивную систему поощрения за особо качественное выполнение закупок. В результате чего они стараются усилить давление на поставщиков, чтобы получить наиболее выгодные условия.

Информация о работе Особенности принятия покупательского решения в организациях на примере ОАО БелАЗ