Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:33, отчет по практике
При прохождении практики необходимо решить следующие задачи:
- Закрепить, углубить и систематизировать знания, полученные при изучении специальных дисциплин;
- Ознакомиться с торгово-хозяйственной деятельностью предприятия;
- Ознакомиться с действующей организационно-управленческой структурой предприятия;
- Изучить и провести анализ основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия.
Введение
1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
1.1 Организационно-правовая форма предприятия
1.2 Основные направления торгово-хозяйственной деятельности предприятия
1.3 Основные нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятия
1.4 История развития предприятия
1.5. Структура управления предприятием
1.6 Состояние кадрового потенциала
2. Материально-техническая база предприятия
2.1 Оснащение предприятия технологическим оборудованием
2.2 Организация технологического процесса изготовления минеральной воды
2.3 Состояние складских помещений
2.4. Анализ использования производственных мощностей
2.5. Сырье
2.6. Минеральная вода
2.7. Питьевая вода
2.8. Напитки
2.9 Реклама и стимулирование продажи товаров на предприятии
3. Основные экономические показатели хозяйственной деятельности предприятия СООО «Дарида»
3.1. Основные финансовые показатели деятельности предприятия
3.2 Анализ объёмов выпуска и реализации продукции
4. Организация изучения покупательского спроса
5 Формирование ассортимента товаров
6.Структура хозяйственных связей предприятия СООО «Дарида»
7.Технология реализации (продажи) товаров
7.1 Стратегия маркетинговых исследований
7.2 Анализ рынков сбыта
7.3 Анализ конкурентов
7.4. Глоток без минералов
7.5. Подводные камни
7.6. Награды и сертификаты
8. Повышение качества производства продукции
Заключение 54
Во-вторых, обилие новых марко и исчезновение знакомых, привело к тому, что пенсионеры, не имеющие привычки экспериментировать с товарами-новинками, просто теряются и не могут сделать выбор. Влияние рекламы в этой группе очень низко. При выборе товара пенсионеры руководствуются советами врача, которые могут идти вразрез с денежными возможностями данной группы клиентов.
Производители на данный момент вряд ли заинтересованы в работе на столь малодоходном секторе рынка, однако им можно посоветовать хотя бы в качестве рекламной кампании проводить льготную продажу лечебно-столовых вод пенсионерам, а также изыскать средства для того, чтобы информировать данную группу покупателей об основных свойствах вод, имеющихся на данный момент в продаже.
Как видно из приведенных выше результатов исследования, ответы на поставленные в начале работы вопросы могут звучать так:
Основными потребителями товара являются молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет с высоким уровнем дохода. Прочие группы населения слабо вовлечены в рынок минеральных вод.
Поскольку основными потребителями товара являются молодые люди и подростки, то основным атрибутом товара для них является вкус. Решающее влияние на принятие решения о покупке, как правило, оказывают не рекомендации врачей и специалистов, а реклама и советы друзей.
Наивысшей популярностью у покупателей пользуются газированные разновидности столовых минеральных вод, таких, как «Дарида» и «Aqua Minerale». Данный товар приобретается не в качестве профилактического или лечебного средства, а как средство для утоления жажды или поднятия статуса.
Исходя из результатов опроса можно также сделать следующие выводы. Даже среди людей, приобретающих минеральную воду с одинаковой целью, наблюдаются закономерные зависимости между типом личности и предпочитаемой маркой. Так, например, жизнелюбы, эстеты и консерваторы, принадлежащие к одной возрастной группе (от 20 до 25), приобретают на улице минеральную воду для утоления жажды. Однако первый предпочитает «Aqua Minerale», второй – «Дарида», а третий – «Нарзан». Это объясняется тем, что первая марка ассоциируется с новизной, необычностью; вторая – со здоровьем, третья же стабильна и проверена временем.
Следует также учесть жалобы, предложения и пожелания, высказанные респондентами в ходе исследования. Эти высказывания носили самый разнообразный характер – от предложения сдавать пластиковые бутылки между прочим, дельное предложение. Пластик – очень стойкий материал и, если его оставить в земле, он будет разлагаться годы и годы, засоряя окружающую среду) до просьбы начать выпуск минеральной воды с содержанием алкоголя. Однако, подытоживая результаты исследования, можно сформулировать следующие рекомендации производителям минеральной воды, работающим на белорусском рынке.
1. Вернуть на рынок уже зарекомендовавшие себя марки лечебной воды
2. Модернизировать дизайн упаковки
3. Разнообразить ассортимент столовых вод. Возможны такие модификации, как вода с витаминами и добавками
4. Разнообразить ассортимент и размеров упаковок
5. Регулярно извещать потребителейчерез СМИ о свойствах продукта, проводить рекламные акции, распродажи и конкурсы, способствующие привлечению интереса к продукту
Данные меры будут способствовать вовлечению в процесс продаж новых клиентов и поможет удержать нынешних приверженцев товара.
Благодаря использованию современного оборудования СООО «Дарида» может производить самый широкий ассортимент продукции, а также быстро реагировать на изменение покупательского спроса. На данный момент ассортимент предприятия насчитывает более 50 различных наименований. Минеральная вода, питьевая вода, газированные и негазированные напитки - все это выпускает СООО «Дарида».
Наибольшей популярностью пользуются - минеральная вода "Дарида", а также "Аква Дарида", газированные безалкогольные напитки "Снежок", "Экстра ситро", "Крем-сода", серия "Любимая Дарида", негазированные и сокосодержащие безалкогольные напитки "Аква фруктовая", серия "Чайная коллекция", "Холодный кофе", "Луми". Мощности предприятия позволяют производить более 15 миллионов бутылок в месяц. Воды и напитки разливаются в ПЭТ-бутылки номинальным объемом 250 мл, 0,5 л, 0,75 л, 1 л, 1,5 л и 5 л.
По данным Всемирной организации здравоохранения, в зоне риска йодной недостаточности находится более миллиарда человек на планете, в том числе и проживающие на территории Беларуси. СООО «Дарида» включилось в борьбу с этим недостатком очень продуктивно. Специалистами предприятия создана «Йодная Дарида», оптимально сочетающая чистую артезианскую воду и природный чешский йод, добытый из скважины недалеко от Карловых Вар. Добавление йодного концентрата в питьевую воду восполняет недостающее количество йода в подземных водах Беларуси. Содержание йода в воде «Йодная Дарида» сохраняется в течение всего срока годности и не разрушается даже при кипячении. Вода обладает превосходными вкусовыми качествами и дает организму ровно столько йода, сколько ему необходимо, исключая вероятность перенасыщения.
«Йодная Дарида» необходима взрослым и детям, чтобы повысить иммунитет, улучшить общее физическое и умственное состояние, предотвратить заболевания щитовидной железы.
Питьевая вода «Дарида» с селеном - еще один уникальный продукт предприятия. Селен - это элемент долголетия, мощный антиоксидант, необходимый для укрепления иммунной системы, нормальной работы щитовидной железы, предупреждения раковых заболеваний.
Селен способствует поддержанию и продлению половой активности, помогает организму справиться с избыточным весом.
Методы введения селена в пищу достаточно сложны. И наиболее естественным его источником является питьевая вода «Дарида» с селеном. Чистая, натуральная, обладающая мягким и приятным вкусом, она значительно упростила устранение дефицита селена в организме человека.
В ассортименте компании представлена продукция для детей. Это питьевая вода для малышей с одного года, а также питьевая вода "Йодная "Дарида", рекомендованная для малышей с трехлетнего возраста. Содержание полезного микроэлемента в такой воде рассчитано в допустимом для детского организма количестве. Оба вида продукции расфасованы в потребительскую тару объемом 0,75 л. Ассортимент продукции ежегодно совершенствуется и расширяется: новинки 2007 года – негазированный безалкогольный напиток "Холодный кофе" и негазированные сокосодержащие напитки серии "Луми"; новинка 2008 г - сокосодержащий негазированный напиток «МегаФрут» «Вкус черники». Кроме того, в прошлом году освоен выпуск оригинальной тары объемом 250 мл. Вся продукция производится под торговой маркой "Дарида".
Таблица 6 Поставщики сырья и объемы поставок в 2010г.
Поставщики | Объем поставок, млн. руб. | Уд. вес, % |
Полимерные гранулы (для производства колпачков и ПЭТ-преформы пластиковых бутылок) (Россия) | 4 358 | 50,2 |
Концентрат йода (добывается из глубинного источника в Остравско-Карвинском бассейне в Чехии) | 2 365 | 27,3 |
Селен (Германия) | 1950 | 22,5 |
Сырье, которое использует “Дарида”, находится под неусыпным оком многочисленных контролирующих структур и отслеживается более чем по 35 показателям. Центральная химико-аналитическая лаборатория предприятия “Белгеология” дала заключение, что питьевая вода “Дарида” является одной из лучших в стране и отнесена к высшей категории по российским стандартам.
Несмотря на появившиеся свободные ниши, отвоевать место под солнцем крайне сложно. Фактическое банкротство «Вейнянского родника» служит тому наглядным свидетельством. Новый игрок должен подойти к организации дела очень серьезно. Просто пробурить скважину и разливать минералку в бутылки в нынешних реалиях бесперспективно. Обстоятельный подход требует организации крупного производства, достаточных оборотных средств, развитой дилерской сети.
Всего для создания структуры, подобной «Дариде» (с 60 наименованиями продукции удерживает 30% белорусского рынка), понадобится порядка 20 млн. EUR. Одна линия розлива обойдется минимум в 1 млн. EUR (у предприятия 5 подобных линий). Дополнительные расходы повлекут затраты на вспомогательные работы и оборудование (бурение, выдув бутылок, организация цехов). Только вложив значительные средства, можно реально рассчитывать на успешную конкуренцию с нынешними лидерами белорусского рынка. Работать за рубежом еще сложнее. Стоимость входа в крупные российские торговые сети колеблется в районе 100-200 тыс. EUR.
Умение выбирать верные ориентиры - это и есть лидерство. Стратегия предприятия «Дарида» подчиняется именно этому принципу. К настоящему моменту компания уверенно лидирует в своей области, занимая более 30% рынка минеральных, питьевых вод и безалкогольных напитков Республики Беларусь. Предприятие является единственным производителем этой отрасли в Беларуси, чья продукция отмечена сертификатом качества Евросоюза.
Пока страны Прибалтики были независимыми государствами, особых проблем с поставками не возникало. Ситуация изменилась с вступлением соседей в Евросоюз - требования к качеству воды из-под Минска существенно возросли. Потребовалось срочно пройти процедуру признания соответствия своего продукта требованиям европейского сообщества. В 2005 году высокое качество минеральной воды «Дарида» было признано в Европе. Предприятие получило разрешение на экспорт продукции в эти страны. Минеральная вода "Дарида" (газированная и нет) получила т.н. протокол признания из Литовской Республики. А это значит, что документом подтверждается соответствие напитка требованиям, предъявляемым к этой группе товаров в странах Евросоюза.
Компания «Дарида» регулярно проводит маркетинговые исследования потребительских предпочтений, на базе которых происходит расширение ассортимента продукции. Так, в 2007 году стартовало новое направление по производству негазированных безалкогольных напитков, а также был освоен выпуск продукции в уникальной по форме таре объемом 0,25 литра.
Ежегодно «Дарида» принимает участие в международных и республиканских конкурсах, среди которых – «Брэнд года», «Продукт года», «Лучшие товары РБ», где неоднократно становилась победительницей в номинациях «Самый предпочитаемый брэнд», «Самый известный брэнд», «Признание потребителей».
Выпуск питьевой воды - дело перспективное. Ежегодно количество потребителей питьевой воды в Беларуси увеличивается. За 2007 г. рост составил около 20%. Положительная для нас тенденция должна сохраниться и в будущем. По мнению аналитиков, в мире возникнет дефицит качественной воды, что повлечет рост цен в течение 10 лет приблизительно в 5-6 раз. Оптимизм основан на том, что в западных странах объем потребления бутилированной воды и минералки составляет порядка 100 л в год, в нашей стране он равняется всего 5 л.
Доля экспорта продукции «Дарида» составляет 18% от общего объема реализации. За 2009 г. «Дарида» произвела более 100 млн. бутылок (60% пришлось на минералку и бутилированную воду). Т.е. где-то по 1 л воды на каждого жителя в месяц.
Первую партию «живой» (сохраняющей природный состав минеральных элементов и естественную природную чистоту) воды предприятие отправило в Литву 8 лет назад. Сегодня на его долю приходится от 15 до 20% прибалтийского (Литва и Латвия) рынка. Предприятие, отгружая 14% выпускаемой продукции в Прибалтику, занимает 6% тамошнего рынка. Уже в нынешнем году ее доля на прибалтийском рынке должна возрасти до 30% - теперь ее здесь можно будет увидеть даже в аптеках.
Продукция предприятия поставляется в страны Евросоюза (Литву, Латвию, Эстонию), а также в Россию, Молдову и Казахстан.
Поставляется «Дарида» и в другие страны, например в Канаду, Казахстан, но главным ее потребителем остается все же Россия. Суммарный годовой объем экспорта составляет 2 млн. USD, или 16-18% от общего производства. В 2010 г. темп роста экспорта на «Дариде» по отношению к предшествующему году оказался равным 163%, нынче планируют прибавить еще на четверть.
Таблица 7.1. Группировка покупателей по территориальному признаку в 2010г.
Покупатели | Объем поставок, млн. руб. | Уд. вес, % |
1. Местные | 10 048 | 43 |
2. Областные | 9 113 | 39 |
3. Зарубежные | 4 206 | 18 |
В том числе - ближнего зарубежья - дальнего зарубежья |
935 3 271 |
4 14 |
ИТОГО | 23 367 | 100 |