Пищевая ценность алкогольных напитков и культура их потребления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 21:53, курсовая работа

Описание

Алкогольные напитки — жидкие пищевые продукты, содержащие не менее 1,5 % этилового спирта, образующегося при сбраживании сахаров, которые извлекаются из углеводсодержащего пищевого сырья.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1



1.1. Обоснование и актуальность выбранной темы. . . . . . . . . . . 1



Основная часть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4



Обзор рынка алкогольных напитков. . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Требования к качеству. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Упаковка и маркировка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Хранение (условия и сроки). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15


2.5. Пищевая ценность алкогольных напитков. . . . . . . . . . . . . .17

2.6. Культура потребления алкогольных напитков. . . . . . . . . . .25



Вывод. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30






Список использованной литературы . . . . .

Работа состоит из  1 файл

Пищевая ценность алкогольных напитков и культура потребления алкогольных напитков.doc

— 202.50 Кб (Скачать документ)
n="justify">     По  данным Госдумы, доходы бюджета от акцизов  на алкоголь составляют 12-14 млрд. руб. в год, а убытки от нелегальной или некачественной продукции - 70 млрд. руб., из которых 50 млрд. - неуплаченные акцизы. При этом ущерб, наносимый смертностью от алкоголя- всего 15 млрд. руб. в год (жизнь каждого умершего оценивается в 50 тыс. руб.).

     Вот общая статистика: по итогам 250 рейдов налоговых инспекторов по предприятиям розничной торговли снята с реализации продукция на сумму 45,2 млн. руб. но все  же прирост производства легальной  водки, акцизные сборы, увеличились  на 2,8%.

     Продолжаются поставки в нашу страну недоброкачественного этилового спирта и алкогольной продукции из стран СНГ, но таможенники и пограничники не дремлют.

     На  границе с Грузией, Осетией, Кабардино-Балкарией  и другими республиками Северного  Кавказа и Закавказья за 2001 год пограничниками и таможенниками было задержано 32 тыс. машин, перевозивших более 6 тыс. т. низкокачественного спирта. Фактически вся подпольная ликероводочная отрасль Кавказа работает на этом спирте. Но в последнее время обозначилась явная нехватка сырья. Благодаря совместным усилиям силовых ведомств России перевозка спирта стала гораздо менее рентабельной, несмотря на "государственную поддержку" со стороны правительства Грузии, снизившего с 30% до 15% таможенные пошлины на ввоз спирта на свою территорию. Это привело к снижению закупочных цен на спирт с 95 до 70 центов за литр.

     По  данным таможенного комитета, за последние  три месяца прошлого года импорт алкогольных  напитков значительно уменьшился. В октябре 2001 года (по сравнению с октябрем 2000 годом) падение составило 60%, в ноябре - 80%, а в декабре - 85%. Таможенники прогнозируют, что вскоре официальный импорт алкоголя прекратится полностью. Основной причиной является нестабильность курса рубля. Например, банка законно ввезенного пива, должна стоить в розничной торговле не менее 70 рублей. По сравнению с российским пивом стоимостью от восьми рублей импортные напитки становятся неконкурентоспособными. 
 
 
 
 

2.2. Требования к качеству. 
 

     Качество  крепких алкогольных напитков и  ликеро-наливочных изделий оценивают по показателям потребительских свойств, предусмотренным действующими стандартами (ГОСТами, ОСТами) и техническими условиями,  а  по безопасности — на соответствие Медико-биологическим требованиям и нормам.

     Показатели  потребительских свойств подразделяются на две группы:

    • органолептические — цвет, вкус, аромат (или букет), прозрачность, отсутствие мути и осадка;
    • физико-химические — полнота налива, массовая доля спирта (крепость), сахара, вредных примесей и др.
 

     Органолептические показатели – цвет, вкус и аромат алкогольных напитков должны быть свойственными определенному наименованию изделий.

     Водки и ликеро-наливочные изделия оцениваются по десятибалльной системе.

     Высшие  баллы получают водки безукоризненной  прозрачности, с характерным для  них ароматом при отсутствии выделяющегося аромата спирта и других посторонних веществ, с однородным вкусом без жгучего, горьковатого или сладковатого привкуса.

     Ликеро-наливочные изделия оцениваются высшими баллами, если о  ни имеют безукоризненную прозрачность и цвет, соответствующие эталону, гармоничный аромат, характерный для аромата плодово-ягодного или ароматического сырья, из которого приготовлен напиток, приятный характерный вкус при превалирующем вкусе основных видов сырья и если в них отсутствуют запах и вкус жгучести спирта.

     Физико-химические показатели. Полноту налива проверяют с помощью сухого градуированного цилиндра, в который осторожно переливают содержимое бутылки. При этом напиток должен иметь температуру 20 о С.

     Крепость — показатель массовой доли этилового спирта. Выражается в объемных процентах или градусах (количество мл спирта на 100 мл напитка). Этот показатель является определяющем для всех алкогольных напитков. В стандартах нормируются значения крепости и допустимые значения крепости и допустимые отклонения.

     Массовая  концентрация сивушных масел, альдегидов и сложных эфиров в стандартах предусматривается лишь для спирта питьевого и водки.

     Массовая  концентрация общего экстракта  (в г/дм3) предусматривается для всех ликеро-наливочных изделий и колеблется в пределах от 0 до 60 г\дм3.

     Массовая  концентрация сахара и кислот  (в г/дм3) нормируется для всех ликеро-наливочных изделий, кроме бальзамов. Кислотность устанавливается в пересчете на лимонную кислоту. Допускаемые отклонения по массовой концентрации экстракта и сахара составляют (в г/дм3) для ликеро-наливочных изделий с содержанием общего экстракта (в г\дм3) до 32 и более —0,8; от 16 до 32 — 6,0; до 16 — 3,0.

     Виноградные вина и коньяки должны быть разливостойкими, прозрачными, без осадка и посторонних включений. В коллекционных винах может быть осадок на дне и стенках бутылок. В молодых винах допускается опалесценция. Каждое наименование вина и коньяка должно иметь цвет, букет и вкус, соответствующие требованиям технологических инструкций.

     Органолептические показатели — в винах определяют прозрачность, цвет, вкус, букет и типичность, а в игристых винах вместо типичности — мусс. Под «типичностью» вина понимают соответствие внешнего вида, аромата и вкуса сложившемуся образу органолептических свойств, характеризующих сорт, место и способ приготовления вина.

     Коньяки должны иметь цвет от светло-золотистого, сложный, развитый букет с цветочно-эфирно-ванильными оттенками, вкус мягкий, полный, гармоничный, маслянистый, без посторонних привкусов и запахов.

     Физико-химические показатели — качество винодельческой продукции характеризуется такими  показателями, как объемная доля этилового спирта, массовая концентрация сахаров, титруемая кислотность, приведенный экстракт, давление двуокиси углерода в бутылках (для игристых вин). Кроме того, нормируется содержание серной кислоты, тяжелых металлов, массовая концентрация летучих кислот и др.

     Массовая  концентрация титруемых  кислот в винах должна находиться в пределах от 3 до 8 г/дм3. Массовая концентрация летучих кислот характеризуется состояние здоровья вина, она находится в пределах от 1,0 до 1,5 г/дм3 (в пересчете на уксусную кислоту).

     Массовая  концентрация общей  сернистой кислоты не должна превышать 250 мг/дм3 — для полусухих и полусладких вин и 200 мг/дм3 — для всех остальных вин, в том числе свободной — соответственно не более 30 и 20 мг/дм3.

     Из  тяжелых металлов нормируется массовая концентрация железа, которая должна находится в пределах от 3 до 20 мг/дм3 для вин и не более 1,5 мг/дм3 для коньяков. Массовая концентрация меди в винах не должна превышать 5 мг/дм3, свинца — 0,3мг/дм3.

     К показателям безопасности, подлежащем подтверждению при обязательной сертификации, кроме токсичных элементов, относится упомянутая выше свободная  и общая сернистая кислота.

     Давление  двуокиси углерода в бутылках с игристыми винами должно быть не менее 350 кПа при t = 20 0С, с шипучими винами — не менее 200 кПа при t = 20 0С. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Упаковка и маркировка. 
 

      Водки упаковывают в прозрачные бутылки  типа XIII вместимостью 0,75 л; типа III — 0,50; 0,25; 0,10; 0,05; типа IV — 0,50; 0,25; типа VI — 0,50 л (по ГОСТ  10117-80), а также в бутылки с винтовой резьбой на венчике вместимостью от 0,05 до 1,0 л; матовые бутылки — 1,0; 0,5 л; в стеклянные, хрустальные, фарфоровые графины.

      Ликеро-наливочные изделия разливают в бутылки  из обесцвеченного, полубелого или зеленого стекла вместимостью 0,75; 0,50; 0,25; 0,10; 0,05 л и бутылки с винтовой резьбой на венчике вместимостью от 0,05 до 1,0 л, а также в фигурные бутылки, стеклянные, хрустальные и керамические графины.

      Бутылки с изделиями укупоривают колпачками под обкатку из алюминиевой фольги или навинчивающимися колпачками с перфорацией. С внутренней стороны колпачки должны иметь прокладку из картона с целлофаном или из пластмасс. Допускается укупоривание бутылок с ликеро-наливочными изделиями пробкой из полиэтилена высокого давления.

      Для розлива виноградных вин и  коньяка используют бутылки из бесцветного  и окрашенного стекла (темно-зеленого, коричневого). Цветное стекло предотвращает отрицательное воздействие света на качество марочных и коллекционных вин. Вина разливают в бутылки вместимостью 0,25; 0,5; 0,7; 0,75; 0,8; и 1,0 л; коньяк — в бутылки по 0,05; 0,1; 0,25 и 0,5 л, а также фасонные стеклянные сосуды по 0,25 и 0,38 л.

      Для укупорки бутылок с винами и коньяком применяют пробки корковые, из различных  полимеров, кронен-пробки, навинчивающиеся металлические колпачки. Поверх корковой или полиэтиленовой пробки надевают металлические, ,пластмассовой или вискозные колпачки. Для бутылок с игристыми и шипучими винами используют корковые или полиэтиленовые пробки. Они фиксируются в горлышках бутылок специальной проволочной уздечкой, затем горлышко покрывают фольгой, по нижнему краю которой наклеивают кольеретку.

        Бутылки с алкогольными напитками должны быть плотно укупорены, при переворачивании их не должно быть течи. Их упаковывают в транспортную тару: открытые многооборотные деревянные или пластмассовые ящики, ящики из гофрированного картона, заполненные прокладочным материалом

     Маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенный на упаковку либо товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях, количественных и качественных характеристик товаров.

      В настоящее время действуют ПРАВИЛА  МАРКИРОВКИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ, ПРОИЗВОДИМОЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

1. Настоящие  Правила распространяются на  алкогольную продукцию с содержанием  этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 9 процентов объема готовой продукции, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт.

2. Алкогольная  продукция, упаковка которой не  позволяет осуществлять маркировку  специальными марками, освобождается от их нанесения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Маркировка  алкогольной продукции осуществляется  специальными марками нового  вида (далее именуются - марки)  следующих размеров: 160 х 20 мм, 90 х  20 мм, 65 х 16 мм.

Марки имеют степень защиты на уровне ценных бумаг, должны хорошо просматриваться и быть доступными для контроля. Запрещается располагать поверх марки элементы оформления в любой форме, а также другие виды маркировки.

4. Марка  с надписью "Алкогольная продукция" наклеивается на бутылки (емкости) с алкогольной продукцией с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, до 28 процентов (включительно) объема готовой продукции.

При этом марка размером 65 х 16 мм наклеивается на бутылки (емкости) вместимостью до 0,1 л включительно, марки размером 160 х 20 мм и 90 х 20 мм - на все остальные независимо от объема используемой бутылки (емкости).

5. Марка  с надписью "Крепкие алкогольные  напитки" наклеивается на бутылки  (емкости) с алкогольной продукцией  с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 28 процентов объема готовой продукции.

На марках с надписью "Крепкие алкогольные  напитки" указываются следующие  пределы объема используемой бутылки (емкости):

На марке  размером:

65 х  16 мм до 0,1 л включительно.

65 х  16 мм от 0,11 л до 0,17 л

65 х  16 мм от 0,18 л до 0,24 л

160 х  20 мм, 90 х 20 мм от 0,25 л до 0,36 л

160 х  20 мм, 90 х 20 мм от 0,37 л до 0,49 л

160 х  20 мм, 90 х 20 мм от 0,5 л до 0,69 л

160 х  20 мм, 90 х 20 мм от 0,7 л до 0,99 л

Информация о работе Пищевая ценность алкогольных напитков и культура их потребления