Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 19:15, контрольная работа
В 1978 г. калифорнийский Стэндфордский исследовательский институт (Stanford Research Institute International, SRI) разработал мо¬дель VALS (values and lifestyles — ценности и жизненные стили), ос¬новываясь в значительной степени на теории иерархии потребностей Маслоу (Maslow). Модель делила американских потребителей на 9 сегментов, объединив их в 3 основные группы: ведомые нуждой (11%), направ¬ляемые извне (67%) и внутренне-направляемые (22%). [2,с. 457] Каждый сегмент характеризовался собственными цен¬ностями и жизненным стилем, демографическими характеристиками и образцами покупочного поведения.
1 Модели VALS и VALS 2......................................................................................... 3
2 Законодательство Республики Беларусь о защите прав потребителей............ 11
Задача 14.................................................................................................................... 18
Приведите пример использования правила решения «элиминирование по аспектам» (оценочные критерии ранжируются по значимости и устанавливаются точки отсечения – минимум допустимых значений оценок – по каждому из критериев. Выбирается альтернатива, удовлетворяющая требования по наиболее важным критериями) в табличной форме для выбора одной из четырех альтернатив(покупки, обретения) по четырем критериям.
Индивидуальное задание......................................................................................... 20
Список использованных источников...................................................................... 33
Закон РБ от 19.11.1993 № 2572-ХII «О защите прав потребителей» впервые был принят 19.11.1993 и вступил в силу 1 января 1994 г. До этого времени на территории Республики Беларусь действовало законодательство СССР о защите прав потребителей.
Общие положения
Новая редакция Закона отличается от предыдущей количеством статей (вместо 51 статьи теперь 47) и появлением норм, регулирующих отношения в сфере прав потребителей.
Новая редакция Закона вводит ответственность перед потребителем более широкого круга субъектов потребительских отношений, в частности: поставщика (импортера), представителя, изготовителя, продавца, физического лица, осуществляющего ремесленную деятельность или разовую реализацию на торговых местах на рынках и (или) иных местах, на которых может осуществляться торговля.
Новацией рассматриваемого законодательного акта является и расширение его сферы действия. Так, в частности, новой редакцией Закона теперь регулируются отношения, вытекающие из договоров создания объектов долевого строительства с учетом тех ограничений, которые устанавливают нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь.
Вместе с тем следует отметить, что новая редакция Закона не разрешила противоречия, сложившиеся в судебной практике, по применению законодательства о защите прав потребителей в сфере банковских услуг. Постановлением Пленума Верховного Суда РБ от 25.09.2003 № 10 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» судам разъяснено, что Законом регулируются отношения, вытекающие из договоров на оказание банковских услуг (открытие и ведение счетов, предоставление им кредитов, услуг по приему и хранению денежных средств, ценных бумаг и других ценностей, а также документов). Однако договор банковского вклада (депозита), несмотря на то, что одной из его основных составляющих является обеспечение сохранности денежных средств, по сложившейся судебной практике не регулируется данным Законом. Прием денежных средств в банковский вклад (депозит) и хранение денежных средств, ценных бумаг и других ценностей посредством предоставления специальных помещений или находящихся в них сейфов – самостоятельные банковские операции (ст.14 Банковского кодекса РБ).
Новацией также является конкретизация понятия существенного недостатка товара (работы, услуги). В Законе определен и размер несоразмерных расходов при устранении недостатка товара (работы, услуги) – это 30 % и более от стоимости товара (работы, услуги).
Изменено понятие
Информирование потребителей
Внесены изменения в статьи, регулирующие вопросы предоставления информации потребителям. В обязательном порядке до потребителя должна доводиться информация об импортере, представителе. Кроме того, если изготовителем, продавцом, исполнителем, импортером, ремонтной организацией является индивидуальный предприниматель, то должны указываться его фамилия, имя, отчество и место жительства.
В системе общественного питания по требованию потребителя должна предоставляться информация о составе пищевых продуктов, блюд, кулинарных изделий, указанных в меню, способах их кулинарной обработки. Введено требование к шрифту, с помощью которого информация доводится потребителю: он должен быть четким и разборчивым.
Закон также содержит указания на возможность предоставления информации в устной форме (до момента заключения договора с потребителем) о наименовании товара, цене и условиях оплаты, гарантийном сроке, если таковой установлен, а также данных об изготовителе, продавце, исполнителе, импортере, ремонтной организации.
Гарантийные сроки
Новшеством Закона является и указание на то, что товары, произведенные за пределами Республики Беларусь, должны иметь гарантийный срок не менее гарантийного срока на аналогичный товар, производимый в Республике Беларусь. В том случае, если изготовитель установил меньший гарантийный срок, поставщик обязан установить на товар гарантийный срок, предусмотренный законодательством для белорусских товаров.
Не распространяется требование об установлении срока годности, хранения и гарантийного срока на продавцов, изготовителей, исполнителей, которыми являются физические лица, осуществляющие реализацию товара в рамках ремесленной деятельности или разовую реализацию товаров на рынке (производящие товары, выполняющие работы, оказывающие услуги).
Возврат некачественного товара
В Законе закрепляется норма о том, что потребитель вправе возвратить изготовителю некачественный товар без потребительской тары (упаковки).
Возможность предъявления требований по замене недоброкачественного товара, соразмерному уменьшению покупной цены, безвозмездному устранению недостатков, возмещению расходов по устранению недостатков к поставщику (импортеру), представителю предоставляется в случае банкротства продавца (изготовителя), приостановления или прекращения их деятельности, при отсутствии у потребителя достоверных сведений о месте нахождения продавца (изготовителя) либо при нахождении (месте жительства) изготовителя за пределами Республики Беларусь. Лишь при неудовлетворении одного из заявленных требований, предусмотренных п.1 ст.20 новой редакции Закона, поставщиком (импортером), представителем потребитель вправе предъявить к ним требование о возврате уплаченной за товар денежной суммы с учетом изменения его цены.
Проведение экспертизы товара (работ, услуг)
Новой редакцией Закона потребителю
предоставлено право
Необходимо отметить, что согласно нормам новой редакции Закона экспертиза проводится при наличии спора как о достоверности информации о товаре, так и о качестве товара. Порядок проведения экспертизы согласно Закону должно определить Правительство Республики Беларусь. В связи с этим возникают вопросы: Правительством РБ будет разработан комплексный нормативный правовой акт, регламентирующий порядок производства экспертизы, либо документ, содержащий лишь перечень субъектов, которым предоставляется право производства экспертиз и процедура извещения сторон? будут в этом документе содержаться указания, касающиеся методики самой экспертизы? Пока ответить на эти вопросы невозможно. Однако следует отметить, что на сегодняшний день стандартами на соответствующие виды товаров, работ, услуг определены методы исследований по многим видам товаров, которые не всегда являются приемлемыми для потребителя, поскольку некоторыми стандартами предусматриваются разрушающие методы контроля либо изъятие товара для проведения стендовых испытаний. В таком случае непонятно, что делать потребителю, например, для определения качества окон, входных дверей?
Остается
открытым вопрос и о проведении экспертиз
на предмет достоверности
В данных стандартах, например, не прописаны требования по размеру используемых шрифтов на упаковке товара с учетом того, что размеры упаковок бывают различными.
Требования потребителей и ответственность за их невыполнение
Закон дополнен нормой о возможности предъявления претензий по производственным, конструктивным, рецептурным недостаткам товаров по истечении 2 лет с момента передачи товара потребителю, а в отношении недвижимого имущества – 3 лет. Однако такие претензии должны быть заявлены в течение срока службы товара, а если таковой не установлен – в течение 10 лет, и при этом потребитель должен доказать, что недостатки возникли до реализации товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Законом введена
норма, устанавливающая
В новой редакции Закона более четко прописана ответственность за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя и определены сроки исполнения таких требований. Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара ненадлежащего качества, возмещении расходов на устранение недостатков товара потребителем или третьим лицом, расторжении договора розничной купли-продажи и (или) возврате уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем) незамедлительно. В случае если удовлетворить требования потребителя незамедлительно не представляется возможным, максимальный срок для удовлетворения требований потребителя не может превышать 7 дней со дня предъявления соответствующего требования, а при необходимости проведения экспертизы – 14 дней.
Требования потребителя о
За нарушение этих сроков установлена ответственность в виде неустойки в размере 1 % цены товара за каждый день просрочки.
Устранен в новой редакции Закона и пробел об определении максимальных сроков выполнения ремонта гарантийных товаров. Срок для ремонта гарантийных товаров установлен не более 14 дней. За нарушение данного срока установлена ответственность в размере 1 % цены товара за каждый день просрочки.
Новшеством является и то, что потребителю предоставляется право в течение 14 дней не только заявить требование о замене доброкачественного товара, если он не подошел по размеру, форме, габаритам, но и вернуть его продавцу и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. В действующей редакции Закона возможность потребовать денежные средства у потребителя возникает в том случае, если на момент обращения потребителя у продавца отсутствует аналогичный товар по цвету, размеру, фасону. Однако потребитель не вправе обменять либо вернуть товар, если он приобрел его у лица, осуществляющего ремесленную деятельность или разовую реализацию товаров на рынке.
Рассмотрение исков о защите прав потребителей
В новой редакции Закона изменен
порядок определения суммы штра
Из Закона исключены нормы о распределении штрафа по искам, предъявляемым местными исполнительными и распорядительными органами. Если согласно действующей редакции 50 % штрафа зачисляется местному органу власти, предъявившему иск, а остальная сумма идет в доход местного бюджета того района, где рассмотрено дело, то в силу новой редакции Закона 100 % суммы штрафа будет зачисляться в доход местного бюджета.
Несколько изменены и полномочия общественных
объединений потребителей. В новой
редакции Закона общественным объединениям
предоставлено право
Недостатки новой редакции Закона
Новая редакция Закона содержит много отсылочных норм. В развитие данного нормативного правового акта Правительству РБ и другим государственным органам необходимо принять значительное количество нормативных правовых актов.
Недостатком Закона является объединение прав потребителя на надлежащее качество товара и на безопасность товара в одно право – на надлежащее качество товара, в т.ч. и его безопасность. Таким образом, новая редакция Закона безопасность товара делает составляющей качества, что не совсем правильно, поскольку качественный товар не всегда может являться безопасным. Самый яркий пример тому – сигареты и алкогольная продукция. Данные товары могут являться качественными, однако они опасны для здоровья потребителя.
ЗАДАЧА 14
Приведите пример использования правила решения «элиминирование по аспектам» (оценочные критерии ранжируются по значимости и устанавливаются точки отсечения – минимум допустимых значений оценок – по каждому из критериев. Выбирается альтернатива, удовлетворяющая требования по наиболее важным критериями) в табличной форме для выбора одной из четырех альтернатив (покупки, обретения) по четырем критериям.
Решение:
Правило решения «элиминирование по аспектам» предполагает ранжирование оценочных критериев по их значимости и установление точек отсечения (минимально допустимых значений оценок) по каждому из критериев. Выбирается модель, удовлетворяющая требования по наиболее важным критериям. Все модели сначала рассматриваются по самому важному критерию. Если только одна модель проходит точку отсечения по наиболее значимому атрибуту, то она и выбирается. Если по наиболее значимому критерию проходит несколько моделей, то далее они проходят оценку по второму по значимости критерию и так далее — до выбора одной модели. Если ни одна из моделей не выбирается, то пересматриваются точки отсечения, или используется другое правило решения, или выбор откладывается.