Проведение исследования маркетинговой деятельности организации и поиск путей ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 10:48, курсовая работа

Описание

Итак, в соответствии с изложенным определим цели выполнения данной работы.
В первую очередь это закрепление теоретических знаний по по дисциплине - маркетинг.
Второй целью работы является формирование практических навыков анализа маркетинговой деятельности фирмы и навыков формирования направлений совершенствования маркетингового инструментария.
В третьих в ходе выполнения работы необходимо определить основные терминологические категории маркетинга.

Работа состоит из  1 файл

Анализинг2.doc

— 1,005.00 Кб (Скачать документ)

проводят  исследовательскую работу по сбору  информации, необходимой для планирования распределения продукции и услуг;

стимулируют сбыт путем создания и распространения информации о товарах;

устанавливают контакты с потенциальными покупателями;

приспосабливают товар к требованиям покупателей;

проводят  переговоры с потенциальными потребителями  продукции;

организуют  товародвижение (транспортировка и складирование);

финансируют движение товаров по каналу распределения;

принимают на себя риски, связанные с функционированием  канала.

     Все или часть этих функций может  быть взята на себя производителем либо реализатором. При этом издержки производителя (реализотора) возрастают. Из-за специализации посреднических организаций они нередко выполняют перечисленные функции каналов распределения товаров эффективнее. Для покрытия своих издержек посредники взимают с производителя дополнительную плату. Таким образом, вопрос о том, кому следует выполнять различные функции канала распределения, — это вопрос относительной эффективности. При появлении возможности более результативно выполнять функции канал перестраивается.

Каналы распределения  товаров разных уровней

      В нашем случае думаю, подходит схема  двухуровневого канала. Исследуемая фирма ООО «Бриз» является оптовым посредником, который в свою очередь доставку товара берет на себя.

    Для выявления степени и качества влияния системы распределения  на результативные показатели деятельности фирмы рассчитаем показатели структуры распределения (Sij) и сопоставим их динамику с динамикой рентабельности продаж.

      где  Sij – удельный вес продаж по j каналу распределения в период i

      Bij – объём продаж по j каналу в период i

     Bi – общий объём продаж в период i.

     В нашем  случае поскольку канал распределения  один, то удельный вес продаж по каналу распределения в каждый из периодов будет равен – 1.

      3.4. Исследование  эффективности действий фирмы  по продвижению продукции.

    Задачи  современного маркетинга не ограничиваются разработкой необходимых потребителям продуктов, установлением цен и  распределением товаров по торговым точкам. Компании обязаны постоянно  взаимодействовать с реальными  и потенциальными заинтересованными группами и общественностью. Каждая компания плохо или хорошо, но играет роль коммуникатора и продвигающего на рынок свои товары агента. Для большинства фирм проблема коммуникаций состоит не в том, стоит ли устанавливать их, но в том, какую информацию необходимо донести, кому и как часто, и сколько средств тратить на коммуникации.

    Для исследования эффективности коммуникативных  действий следует обратить внимание на взаимосвязь между изменениями  структуры затрат на продвижение  продукции и сбытом произведенной продукции (или рентабельностью продаж).

    При наличии информации о рекламных  носителях целесообразно оценить  эффективность рекламных носителей.

    Для выявления влияния коммуникационного  бюджета на эффективность продаж сопоставим динамику удельных затрат на продвижение продукции (di) с динамикой рентабельности продаж.

                  (1.15.)

где  Зпрод i – затраты на продвижение в период i;

      Вырi – выручка от реализации продукции в период i.

    d (1 квартал) = 66972/266110 = 0,251

    d (2 квартал) = 906471/5413304 = 0,167

    d (3 квартал) = 1522043/3479057 = 0,437

    d (4 квартал) =2343817/3838565 = 0,611

    Сопоставим  удельные затраты на продвижение  продукции с рентабельностью  продаж.

    Итак, в соответствии с вышеуказанными данными, делаем вывод, что затраты  на продвижение товаров являются обоснованными, поскольку с увеличением  затрат на продвижение товара увеличивается и рентабельность. Незначительное снижение рентабельности продаж в третьем квартале связано с тем, что в летний период основная масса жителей г.Лабытнанги и г.Салехард находится в отпуске за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа. В данном случае маркетинговой службой организации этот факт не учтем, к бессмысленной трате денежных средств фирмы.

    4. Анализ  рынка

    1. Анализ конкурентов

    В системе маркетинга фирма, действующая  на рынке, рассматривается не сама по себе, а с учетом всей совокупности отношений и информационных потоков, связывающих ее с другими субъектами рынка. Условия окружающей среды, в которой действует фирма, принято называть маркетинговой средой фирмы. Классически маркетинговую среду фирмы определяют как совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.

    Маркетинговая среда фирмы слагается из микросреды и макросреды. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду (факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера). Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т. е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями.

    Таким образом, конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке.

    Изучение  конкурентов и условий конкуренции  в отрасли требуется фирме в первую очередь для того, чтобы определить в чём её преимущества и недостатки по отношению к конкурентам, и сделать выводы для выработки фирмой собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества.

    Для начала определим конкурентную структуру рынка. Для этого, необходимо рассчитать рыночную долю (a) каждого конкурента, чтобы посмотреть их динамику, и сделать выводы об изменении рыночной позиции объекта исследования.

,

где  Вырконкil – объем продаж l-го конкурента в период i;

      Ерынкаi – емкость отраслевого рынка  в период i.

Емкость отраслевого  рынка г.Лабытнанги составила:

-в первом  квартале – 8740256 руб.

-во втором  квартале – 14296544 руб.

-в третьем  квартале – 13697873 руб.

-в четвертном  квартале – 11776161 руб.

Объем продаж:

Конкурент 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
ООО «Ямалпродторг» 4089324 3987341 4189087 3897654
ООО «Гольштейн»  3694884 3975644 3876400 4009812
 

      Итак, произведем расчеты рыночной доли ООО «Ямалпродторг»:

а (1 квартал) = 4089324/8740256 = 0,468

а (2 квартал) = 3987341/14296544 = 0,279

а (3 квартал) = 4189087/13697873 = 0,306

а (4 квартал) = 3897654/11776161 = 0,331

      Произведем  расчеты рыночной доли ООО «Гольштейн»:

а (1 квартал) = 3694884/8740256 = 0,423

а (2 квартал) = 3975644/14296544 = 0,278

а (3 квартал) = 3876400/13697873 = 0,283

а (4 квартал) = 4009812/11776161 = 0,341

      И произведем расчеты рыночной доли по нашей фирме ООО «Бриз»:

а (1 квартал) = 956048/8740256 = 0,109

а (2 квартал) = 6333559/14296544 = 0,443

а (3 квартал) = 5632386/13697873 = 0,411

а (4 квартал) = 3868695/11776161 = 0,329

      Построим  графики.

 

      Сопоставляя графики видно, что рыночная доля нашей фирмы ООО «Бриз» выше конкурентов. Низкий уровень рыночной доли в 1 квартале объясняется тем, что фирма образована в конце 2008 года.

    Далее дадим  оценку действиям конкурентов в области товарной политики.

     Изучение товарной политики фирмы проводим поэтапно:
ООО «Ямалпродторг» ООО «Гольштейн»
1.На  первом этапе опишем товарную  номенклатуру с точки зрения  ее широты, насыщенности, глубины  и гармоничности. Для этого данные представим ее в виде таблицы.
Товарная  номенклатура фирмы
Товарная  группа 1 Товарная группа 2 Товарная группа 3
Мясная  продукция Овощи, фрукты Мука, крупы
 
2.На  втором этапе выполним 3х уровневый анализ товара (замысел – сущность товара, товар в реальном исполнении – фактический товар, товар с подкреплением – добавленный товар)
Сущность товара состоит в том, что мясная продукция, овощи и фрукты, мука и крупы являются продуктами широкого потребления и будут востребованы всегда, поскольку удовлетворяют естественные потребности организма человека в пище.

      Фактический товар (то, что мы продаем):

  • мясная продукция;
  • овощи, фрукты;
  • мука, крупы.

      Добавленным товаром мы называем все, что мы можем предложить нашим покупателям, помимо основного товара.

  • услуги грузчика;
  • доставка продуктов;

      Чтобы подчеркнуть отличие уникальных достоинств нашего товара от товара конкурентов  необходимо отметить следующее:

  • продукция по трем имеющимся товарным группам представлена в большом ассортименте;
  • все продукты хранятся в соответствии с требованиями ГОСТ;
  • услуги грузчика на предприятии предоставляются бесплатно;
  • предприятие может предоставить услуги по транспортировке продуктов.
Сущность товара состоит в том, что мясная продукция, овощи и фрукты, мука и крупы являются продуктами широкого потребления и будут востребованы всегда, поскольку удовлетворяют естественные потребности организма человека в пище.

      Фактический товар (то, что мы продаем):

  • мясная продукция;
  • овощи, фрукты;
  • мука, крупы.

      Добавленным товаром мы называем все, что мы можем предложить нашим покупателям, помимо основного товара.

  • услуги грузчика;
  • доставка продуктов;

      Чтобы подчеркнуть отличие уникальных достоинств нашего товара от товара конкурентов  необходимо отметить следующее:

  • продукция по трем имеющимся товарным группам представлена в большом ассортименте;
  • все продукты хранятся в соответствии с требованиями ГОСТ;
  • услуги грузчика на предприятии предоставляются бесплатно;
  • предприятие может предоставить услуги по транспортировке продуктов.
3.Для  поиска направлений оптимизации  товарной номенклатуры выполните  совместный анализ динамики показателей  структуры ассортимента и показателей  эффективности приобретения и  продаж.

     Анализ  потребует расчета показателей  структуры товарной номенклатуры:

где  Si - удельный вес i - номенклатурной группы

     Тi- объем приобретения i-продукции

     Т - общий объем произведенной продукции

Объем продукции в ООО «Ямалпродторг» по группам №№ 1, 2, 3 в первом квартале 2009 года:

Товарная группа № 1 = 2453594

Товарная группа № 2 = 1431263

Товарная группа № 3 = 204467

      Второй  квартал 2009 года:

Товарная группа № 1 = 2392405

Товарная группа № 2 = 1395569

Товарная группа № 3 = 199367

      Третий  квартал 2009 года:

Товарная группа № 1 = 2513452

Товарная группа № 2 = 1466180

Товарная группа № 3 = 209455

Четвертый квартал 2009 года:

Товарная группа № 1 = 2338592

Товарная группа № 2 = 1364179

Товарная  группа № 3 = 194833

Объем продукции  в ООО «Гольштейн» по группам  №№ 1, 2, 3 в первом квартале 2009 года:

Товарная группа № 1 = 1847422

Товарная группа № 2 = 1108462

Товарная группа № 3 = 738980

      Второй  квартал 2009 года:

Товарная группа № 1 = 1987822

товарная группа № 2 = 1192693

Товарная группа № 3 = 795129

      Третий  квартал 2009 года:

Товарная группа № 1 = 1938200

Товарная группа № 2 = 1162920

Товарная группа № 3 = 775280

Четвертый квартал 2009 года:

Товарная группа № 1 = 2004906

Товарная группа № 2 = 1202944

Товарная  группа № 3 = 801962

Определим удельный вес товарных групп №№ 1, 2, 3 в первом квартале 2009 года:

S (товарной группы № 1) = 2453594/ 4089324 = 0,6

S (товарной группы № 2) = 1431263/ 4089324 = 0,35

S (товарной группы № 3) = 204467/ 4089324 = 0,05

      Второй  квартал 2009 года:

S (товарной группы № 1) = 2392405/  3987341 = 0,6

S (товарной группы № 2) = 1395569/ 3987341 = 0,35

S (товарной группы № 3) = 199367/ 3987341 = 0,05

      Третий  квартал 2009 года:

S (товарной группы № 1) = 2513452/ 4189087 = 0,6

S (товарной группы № 2) = 1466180/ 4189087 = 0,35

S (товарной группы № 3) = 209455/ 4189087= 0,05

Четвертый квартал 2009 года:

S (товарной группы № 1) = 2338592/ 3897654 = 0,6

S (товарной группы № 2) = 1364179/ 3897654 = 0,35

S (товарной группы № 3) = 194833/ 3897654 = 0,05

Определим удельный вес товарных групп №№ 1, 2, 3 в первом квартале 2009 года:

S (товарной группы № 1) = 1847422/ 3694884 = 0,5

S (товарной группы № 2) = 1108462/ 3694884 = 0,3

S (товарной группы № 3) = 738980/ 3694884 = 0,2

      Второй  квартал 2009 года:

S (товарной группы № 1) = 1987822/ 3975644 = 0,5

S (товарной группы № 2) = 1192693/ 3975644 = 0,3

S (товарной группы № 3) = 795129/ 3975644 = 0,2

      Третий  квартал 2009 года:

S (товарной группы № 1) = 1938200/ 3876400 = 0,5

S (товарной группы № 2) = 1162920/ 3876400 = 0,3

S (товарной группы № 3) = 775280/ 3876400 = 0,2

Четвертый квартал 2009 года:

S (товарной группы № 1) = 2004906/ 4009812 = 0,5

S (товарной группы № 2) = 1202944/ 4009812 = 0,3

S (товарной группы № 3) = 801962/ 4009812 = 0,2

Исходя  из приведенных выше расчетов следует, что ООО «Ямалпродторг» стабильно  закупает и реализует продукцию  товарных групп в следующем эквиваленте:

Товарная группа № 1 – 60 % от общего объема продукции.

Товарная группа № 2 – 35 %.

Товарная группа № 3 – 5 %.

Исходя  из приведенных выше расчетов следует, что ООО «Гольштейн» стабильно  закупает и реализует продукцию  товарных групп в следующем эквиваленте:

Товарная группа № 1 – 50 % от общего объема продукции.

Товарная группа № 2 – 30 %.

Товарная группа № 3 – 20 %.

    

При сравнении конкурентов  по широте предложений (товарной номенклатуры) воспользуемся бальной оценкой. При этом 5-ю баллами будет оцениваться конкурент, имеющий значение хуже нашей фирмы; 10-ю баллами - на уровне нашей фирмы; 15-ю баллами – лучше нашей фирмы.

Объем продукции  ООО «Бриз»

ПОКАЗАТЕЛИ Всего за год
Товарная  группа № 1 - Мясная продукция 11753482
Товарная  группа № 2 - Овощи, фрукты 3358138
Товарная  группа № 3 - Мука, крупы 1679068

      

Сравнительная характеристика конкурентов

      

по товарному ассортименту

Товарные  группы ООО «Ямалпродторг» ООО «Гольштейн»
Объем продукции Количество  баллов Объем продукции Количество  баллов
Товарная  группа № 1 – Мясная продукция 9698043 5 7778370 5
Товарная  группа № 2 – Овощи  и фрукты 5657191 15 4667019 15
Товарная  группа № 3 – Мука и купы 808172 5 3111351 15
Средний балл   8,33   11,67

    

Таким образом, широта предложений ООО «Гольштейн»  незначительной выше нашей фирмы, а  ООО «Ямалпродторг» - незначительно ниже.

    

Сравнивая системы распределения продукции конкурентами, хотелось бы обратить особое внимание на то что обеими фирмами используется с

Информация о работе Проведение исследования маркетинговой деятельности организации и поиск путей ее совершенствования