Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 10:48, курсовая работа
Итак, в соответствии с изложенным определим цели выполнения данной работы.
В первую очередь это закрепление теоретических знаний по по дисциплине - маркетинг.
Второй целью работы является формирование практических навыков анализа маркетинговой деятельности фирмы и навыков формирования направлений совершенствования маркетингового инструментария.
В третьих в ходе выполнения работы необходимо определить основные терминологические категории маркетинга.
проводят
исследовательскую работу по сбору
информации, необходимой для планирования
распределения продукции и
стимулируют сбыт путем создания и распространения информации о товарах;
устанавливают контакты с потенциальными покупателями;
приспосабливают
товар к требованиям
проводят переговоры с потенциальными потребителями продукции;
организуют товародвижение (транспортировка и складирование);
финансируют движение товаров по каналу распределения;
принимают на себя риски, связанные с функционированием канала.
Все или часть этих функций может быть взята на себя производителем либо реализатором. При этом издержки производителя (реализотора) возрастают. Из-за специализации посреднических организаций они нередко выполняют перечисленные функции каналов распределения товаров эффективнее. Для покрытия своих издержек посредники взимают с производителя дополнительную плату. Таким образом, вопрос о том, кому следует выполнять различные функции канала распределения, — это вопрос относительной эффективности. При появлении возможности более результативно выполнять функции канал перестраивается.
Каналы распределения товаров разных уровней
В нашем случае думаю, подходит схема двухуровневого канала. Исследуемая фирма ООО «Бриз» является оптовым посредником, который в свою очередь доставку товара берет на себя.
Для выявления степени и качества влияния системы распределения на результативные показатели деятельности фирмы рассчитаем показатели структуры распределения (Sij) и сопоставим их динамику с динамикой рентабельности продаж.
где Sij – удельный вес продаж по j каналу распределения в период i
Bij – объём продаж по j каналу в период i
Bi – общий объём продаж в период i.
В нашем случае поскольку канал распределения один, то удельный вес продаж по каналу распределения в каждый из периодов будет равен – 1.
3.4. Исследование эффективности действий фирмы по продвижению продукции.
Задачи
современного маркетинга не ограничиваются
разработкой необходимых
Для исследования эффективности коммуникативных действий следует обратить внимание на взаимосвязь между изменениями структуры затрат на продвижение продукции и сбытом произведенной продукции (или рентабельностью продаж).
При
наличии информации о рекламных
носителях целесообразно
Для
выявления влияния
(1.15.)
где Зпрод i – затраты на продвижение в период i;
Вырi – выручка от реализации продукции в период i.
d (1 квартал) = 66972/266110 = 0,251
d (2 квартал) = 906471/5413304 = 0,167
d (3 квартал) = 1522043/3479057 = 0,437
d (4 квартал) =2343817/3838565 = 0,611
Сопоставим удельные затраты на продвижение продукции с рентабельностью продаж.
Итак, в соответствии с вышеуказанными данными, делаем вывод, что затраты на продвижение товаров являются обоснованными, поскольку с увеличением затрат на продвижение товара увеличивается и рентабельность. Незначительное снижение рентабельности продаж в третьем квартале связано с тем, что в летний период основная масса жителей г.Лабытнанги и г.Салехард находится в отпуске за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа. В данном случае маркетинговой службой организации этот факт не учтем, к бессмысленной трате денежных средств фирмы.
4. Анализ рынка
В системе маркетинга фирма, действующая на рынке, рассматривается не сама по себе, а с учетом всей совокупности отношений и информационных потоков, связывающих ее с другими субъектами рынка. Условия окружающей среды, в которой действует фирма, принято называть маркетинговой средой фирмы. Классически маркетинговую среду фирмы определяют как совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.
Маркетинговая среда фирмы слагается из микросреды и макросреды. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду (факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера). Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т. е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями.
Таким образом, конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке.
Изучение
конкурентов и условий
Для начала определим конкурентную структуру рынка. Для этого, необходимо рассчитать рыночную долю (a) каждого конкурента, чтобы посмотреть их динамику, и сделать выводы об изменении рыночной позиции объекта исследования.
где Вырконкil – объем продаж l-го конкурента в период i;
Ерынкаi – емкость отраслевого рынка в период i.
Емкость отраслевого рынка г.Лабытнанги составила:
-в первом квартале – 8740256 руб.
-во втором квартале – 14296544 руб.
-в третьем квартале – 13697873 руб.
-в четвертном квартале – 11776161 руб.
Объем продаж:
Конкурент | 1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. |
ООО «Ямалпродторг» | 4089324 | 3987341 | 4189087 | 3897654 |
ООО «Гольштейн» | 3694884 | 3975644 | 3876400 | 4009812 |
Итак, произведем расчеты рыночной доли ООО «Ямалпродторг»:
а (1 квартал) = 4089324/8740256 = 0,468
а (2 квартал) = 3987341/14296544 = 0,279
а (3 квартал) = 4189087/13697873 = 0,306
а (4 квартал) = 3897654/11776161 = 0,331
Произведем расчеты рыночной доли ООО «Гольштейн»:
а (1 квартал) = 3694884/8740256 = 0,423
а (2 квартал) = 3975644/14296544 = 0,278
а (3 квартал) = 3876400/13697873 = 0,283
а (4 квартал) = 4009812/11776161 = 0,341
И произведем расчеты рыночной доли по нашей фирме ООО «Бриз»:
а (1 квартал) = 956048/8740256 = 0,109
а (2 квартал) = 6333559/14296544 = 0,443
а (3 квартал) = 5632386/13697873 = 0,411
а (4 квартал) = 3868695/11776161 = 0,329
Построим графики.
Сопоставляя графики видно, что рыночная доля нашей фирмы ООО «Бриз» выше конкурентов. Низкий уровень рыночной доли в 1 квартале объясняется тем, что фирма образована в конце 2008 года.
Далее дадим оценку действиям конкурентов в области товарной политики.
Изучение товарной политики фирмы проводим поэтапно: | ||||||||
ООО «Ямалпродторг» | ООО «Гольштейн» | |||||||
1.На первом этапе опишем товарную номенклатуру с точки зрения ее широты, насыщенности, глубины и гармоничности. Для этого данные представим ее в виде таблицы. | ||||||||
Товарная
номенклатура фирмы
| ||||||||
2.На втором этапе выполним 3х уровневый анализ товара (замысел – сущность товара, товар в реальном исполнении – фактический товар, товар с подкреплением – добавленный товар) | ||||||||
Сущность
товара состоит в том, что мясная продукция,
овощи и фрукты, мука и крупы являются
продуктами широкого потребления и будут
востребованы всегда, поскольку удовлетворяют
естественные потребности организма человека
в пище.
Фактический товар (то, что мы продаем):
Добавленным товаром мы называем все, что мы можем предложить нашим покупателям, помимо основного товара.
Чтобы подчеркнуть отличие уникальных достоинств нашего товара от товара конкурентов необходимо отметить следующее:
|
Сущность
товара состоит в том, что мясная продукция,
овощи и фрукты, мука и крупы являются
продуктами широкого потребления и будут
востребованы всегда, поскольку удовлетворяют
естественные потребности организма человека
в пище.
Фактический товар (то, что мы продаем):
Добавленным товаром мы называем все, что мы можем предложить нашим покупателям, помимо основного товара.
Чтобы подчеркнуть отличие уникальных достоинств нашего товара от товара конкурентов необходимо отметить следующее:
| |||||||
3.Для
поиска направлений Анализ потребует расчета показателей структуры товарной номенклатуры: где Si - удельный вес i - номенклатурной группы Тi- объем приобретения i-продукции Т
- общий объем произведенной | ||||||||
Объем
продукции в ООО «Ямалпродторг»
по группам №№ 1, 2, 3 в первом квартале
2009 года:
Товарная группа № 1 = 2453594 Товарная группа № 2 = 1431263 Товарная группа № 3 = 204467 Второй квартал 2009 года: Товарная группа № 1 = 2392405 Товарная группа № 2 = 1395569 Товарная группа № 3 = 199367 Третий квартал 2009 года: Товарная группа № 1 = 2513452 Товарная группа № 2 = 1466180 Товарная группа № 3 = 209455 Четвертый квартал 2009 года: Товарная группа № 1 = 2338592 Товарная группа № 2 = 1364179 Товарная группа № 3 = 194833 |
Объем продукции
в ООО «Гольштейн» по группам
№№ 1, 2, 3 в первом квартале 2009 года:
Товарная группа № 1 = 1847422 Товарная группа № 2 = 1108462 Товарная группа № 3 = 738980 Второй квартал 2009 года: Товарная группа № 1 = 1987822 товарная группа № 2 = 1192693 Товарная группа № 3 = 795129 Третий квартал 2009 года: Товарная группа № 1 = 1938200 Товарная группа № 2 = 1162920 Товарная группа № 3 = 775280 Четвертый квартал 2009 года: Товарная группа № 1 = 2004906 Товарная группа № 2 = 1202944 Товарная группа № 3 = 801962 | |||||||
Определим
удельный вес товарных групп №№
1, 2, 3 в первом квартале 2009 года:
S (товарной группы № 1) = 2453594/ 4089324 = 0,6 S (товарной группы № 2) = 1431263/ 4089324 = 0,35 S (товарной группы № 3) = 204467/ 4089324 = 0,05 Второй квартал 2009 года: S (товарной группы № 1) = 2392405/ 3987341 = 0,6 S (товарной группы № 2) = 1395569/ 3987341 = 0,35 S (товарной группы № 3) = 199367/ 3987341 = 0,05 Третий квартал 2009 года: S (товарной группы № 1) = 2513452/ 4189087 = 0,6 S (товарной группы № 2) = 1466180/ 4189087 = 0,35 S (товарной группы № 3) = 209455/ 4189087= 0,05 Четвертый квартал 2009 года: S (товарной группы № 1) = 2338592/ 3897654 = 0,6 S (товарной группы № 2) = 1364179/ 3897654 = 0,35 S (товарной группы № 3) = 194833/ 3897654 = 0,05 |
Определим
удельный вес товарных групп №№
1, 2, 3 в первом квартале 2009 года:
S (товарной группы № 1) = 1847422/ 3694884 = 0,5 S (товарной группы № 2) = 1108462/ 3694884 = 0,3 S (товарной группы № 3) = 738980/ 3694884 = 0,2 Второй квартал 2009 года: S (товарной группы № 1) = 1987822/ 3975644 = 0,5 S (товарной группы № 2) = 1192693/ 3975644 = 0,3 S (товарной группы № 3) = 795129/ 3975644 = 0,2 Третий квартал 2009 года: S (товарной группы № 1) = 1938200/ 3876400 = 0,5 S (товарной группы № 2) = 1162920/ 3876400 = 0,3 S (товарной группы № 3) = 775280/ 3876400 = 0,2 Четвертый квартал 2009 года: S (товарной группы № 1) = 2004906/ 4009812 = 0,5 S (товарной группы № 2) = 1202944/ 4009812 = 0,3 S (товарной группы № 3) = 801962/ 4009812 = 0,2 | |||||||
Исходя
из приведенных выше расчетов следует,
что ООО «Ямалпродторг» стабильно
закупает и реализует продукцию
товарных групп в следующем эквиваленте:
Товарная группа № 1 – 60 % от общего объема продукции. Товарная группа № 2 – 35 %. Товарная группа № 3 – 5 %. |
Исходя
из приведенных выше расчетов следует,
что ООО «Гольштейн» стабильно
закупает и реализует продукцию
товарных групп в следующем эквиваленте:
Товарная группа № 1 – 50 % от общего объема продукции. Товарная группа № 2 – 30 %. Товарная группа № 3 – 20 %. |
При сравнении конкурентов по широте предложений (товарной номенклатуры) воспользуемся бальной оценкой. При этом 5-ю баллами будет оцениваться конкурент, имеющий значение хуже нашей фирмы; 10-ю баллами - на уровне нашей фирмы; 15-ю баллами – лучше нашей фирмы.
Объем продукции ООО «Бриз»
ПОКАЗАТЕЛИ | Всего за год |
Товарная группа № 1 - Мясная продукция | 11753482 |
Товарная группа № 2 - Овощи, фрукты | 3358138 |
Товарная группа № 3 - Мука, крупы | 1679068 |
Сравнительная характеристика конкурентов
по товарному ассортименту
Товарные группы | ООО «Ямалпродторг» | ООО «Гольштейн» | ||
Объем продукции | Количество баллов | Объем продукции | Количество баллов | |
Товарная группа № 1 – Мясная продукция | 9698043 | 5 | 7778370 | 5 |
Товарная группа № 2 – Овощи и фрукты | 5657191 | 15 | 4667019 | 15 |
Товарная группа № 3 – Мука и купы | 808172 | 5 | 3111351 | 15 |
Средний балл | 8,33 | 11,67 |
Таким образом, широта предложений ООО «Гольштейн» незначительной выше нашей фирмы, а ООО «Ямалпродторг» - незначительно ниже.
Сравнивая системы распределения продукции конкурентами, хотелось бы обратить особое внимание на то что обеими фирмами используется с