Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 07:02, курсовая работа
Главной целью данной курсовой работы является получение навыков проведения маркетингового исследования, изучения состояния рынка продукции, а также разработка комплекса маркетинга.
Будут рассмотрены следующие моменты:
- основные характеристики товарного рынка по определенному виду продукта;
- проведен анализ факторов маркетинговой среды гипотетической фирмы, влияющих на ее деятельность;
- произведен опрос потенциальных потребителей;
- проведено сегментирование рынка;
- выбраны целевые сегменты рынка;
- сделано позиционирование товаров конкурентов и товаров фирмы.
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава I
Основные характеристики товарного рынка и анализ факторов маркетинговой среды фирмы, влияющих на ее деятельность
1.1. Оценка потенциала товарного рынка консервированных фруктов…………….4
1.2. Анализ факторов маркетинговой макросреды фирмы…………………………..10
1.3. Анализ факторов маркетинговой микросреды фирмы………………………….15
1.4. Основные выводы и рекомендации……………………………………………....19
Глава II
Сегментирование рынка и выбор целевых сегментов
2.1. Планирование и организация сбора первичной маркетинговой информации...20
2.2. Предварительный анализ результатов опроса…………………………………...28
2.3.Сегментирование рынка…………………………………………………………...32
2.4.Выбор целевых сегментов…………………………………………………………37
2.5. Основные выводы и рекомендации………………………………………………39
Глава Ш
Позиционирование товара
3.1.Позиционирование товаров конкурентов на каждом их двух отобранных целевых сегментах рынка. ………………………………………………………………………40
3.2. Позиционирование товаров фирмы на основе комплексного анализа результатов позиционирования товаров конкурентов и потребительских предпочтений…………………………………………………………………………...42
3.3. Разработка маркетинга-микс……..…………………………………………….....42
Список использованной литературы………………………………………………….45
1.2.Анализ основных демографических, экономических, политических, природных, научно-технических и культурных факторов маркетинговой макросреды.
Маркетинговая среда фирмы – совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможность руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.
Маркетинговая среда слагается из макро- и микросреды.
Макросреда создает общие
условия среди нахождения
Макросреда представлена силами широкого социального плана такими, как факторы демографического, экономического, природного, правового, научно-технического и культурного характера.
Демографический фактор
Для петербургских торговых предприятий наиболее существенными демографическими факторами являются рождаемость, изменения в половозрастной структуре населения, старение населения и возрастание доли пенсионеров; увеличение числа разводов, рост неполных семей, перемена ролей и статусов в семье; возросшая миграция населения и связанные с ней изменения в соотношении городского и сельского населения, а также изменения в национальном составе населения.
Численность населения в Санкт-Петербурге
Годы |
2005 |
2006 |
2007 |
Население, тыс.чел. |
4581 |
4571 |
4568 |
Численность мужчин и женщин составляет соответственно 46% и 54% и эта тенденция остается неизменной на протяжении с 2006 по 2008 год. Но количество мужчин с возрастом уменьшается, к достижению 55 лет женщин оказывается почти в 2 раза больше, чем мужчин.
Рождаемость в Санкт-Петербурге
Годы |
2006 |
2007 |
2008 |
Количество родившихся детей, чел |
40079 |
43275 |
47475 |
Превышение смертности над рождаемостью в 1,5 раза.
Основной причиной сокращения численности
постоянного населения Санкт-
Экономический фактор
Экономические факторы не менее важны, чем демографические. Необходимо не только определить количество потенциальных покупателей фирмы, но и определить сколько они могут потратить денег на покупку товаров, т. е. установить платежеспособный спрос населения, на который влияет множество факторов.
Среднемесячная номинальная
Годы |
2006 |
2007 |
2008 |
Доходы (в месяц), руб. |
13033.2 |
17552 |
21438 |
Значение показателя за год
Покупка товаров и услуг в Санкт-Петербурге
Годы |
2005 |
2007 |
Количество, % |
62,9 |
72,3 |
Оборот розничной торговли в Санкт-Петербурге
Годы |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Оборот, млн.руб |
292504 |
357373 |
447928 |
564800 |
Увеличение заработной платы, доходов населения, прожиточного минимума привело к увеличению платежеспособности населения, увеличению объемов продажи товаров с 2006 по 2008 год.
Но сложная экономическая
Социально-культурные факторы
Любое общество состоит из разных социальных групп и слоев, которые также далеко не однородны. Поэтому на принятие торговым предприятием маркетинговых решений сильное влияние оказывают: степень приверженности каждого члена общества, являющегося конечным покупателем к традиционным культурным ценностям, господствующим в обществе; наличие и появление различных субкультур в рамках единой культуры; открытость к восприятию культурных вторичных ценностей.
Можно отметить, что за последние годы улучшилась культура потребления консервированных фруктов, в связи с модной тенденцией ведения здорового образа жизни. Так различные предприятию следует учитывать предпочтения потребителей и предлагать разнообразный ассортимент консервированных фруктов, заменяя сиропы, содержащие большое количество сахара, на натуральные соки , обогащая консервы полезными веществами , при этом сохраняя витамины. В последнее время покупатели стали более притязательно выбирать товар, обращая внимание на его натуральность и калорийность.
Научно-технические факторы
Наиболее
существенными научно-
Политические факторы
Среди политико-правовых, которые способны оказывать влияние на деятельность торговых предприятий, следует отметить политические институты в стране и их развитость, состояние законодательства, регулирующего экономическую и хозяйственную деятельность предприятии, последствия влияния внешней политики за конкуренцию и спрос на внутреннем рынке, также законы и подзаконные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, антимонопольное законодательство, влияние некоторых общественных организаций.
За последние 2 года наблюдалась тенденция к стабилизации политических и, вследствие, экономических взаимоотношений как внутри страны, так и за её пределами. Таким образом, благодаря постепенному ускорению негативного отношения к России, все больше компаний вкладывают деньги в экономику страны.
Каждый потребитель обладает неотъемлемым правом – правом на свободный выбор и приобретение полноценного подлинного продукта. Данное право и его обеспечение гарантировано Законом «О защите прав потребителей». Качество и безопасность продукции гарантируются, в первую очередь, изготовителем и подтверждаются сертификатом соответствия и санитарно-эпидемиологическим заключением. Данные документы или их заверенные копии должны находиться в любой торговой точке.
Деятельность производителей консервированных фруктов регламентируется ГОСТ 13799-81 «Продукция плодовая, ягодная консервированная. Общие технические условия».
Показатели безопасности консервированных фруктов ( качество укупоривания консервов, рН, микробиологические показатели, массовая долю консервантов, тяжелых металлов, пестицидов, микотоксина , патулина, герметичность консервов, микробиологическая стабильность, пищевая безвредность (доброкачественность), промышленная стерильность) должны соответствовать нормам регламентированных значений, установленных Гостом.
Природно-Экологические факторы
К числу природно-экологических факторов, которые в значительной степени определяют структуру товарного ассортимента торговых предприятий, относятся: природные ресурсы страны и региона, степень обеспеченности национального производства основными видами сырья и топлива, дефицит некоторых видов сырья, удорожание энергии, рост загрязнений окружающей среды. В последнее время большинство покупателей все больше обращает внимание на приобретение товаров менее сильно загрязняющих окружающую среду. Например, многие компании перестают использовать жестяную тару при производстве консервов, отдавая предпочтение стеклянным банкам, которые в дальнейшем используются потребителями (например, для домашних заготовок).
1.3Анализ факторов маркетинговой микросреды.
Микросреда торгового
Основные составляющие непосредственной внешней среды маркетинга: поставщики, посредники, конкуренты, контактные аудитории, покупатели.
Поставщики - это деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие компанию и ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров и услуг. При подборе поставщиков необходимо выяснить их надежность, а также их мобильность и гибкость в работе, сопоставив это с уровнем качества и цен поставляемых ими товаров. События в «среде поставщиков» могут серьезно повлиять на маркетинговую деятельность фирмы. Управляющие по маркетингу должны внимательно следить за ценами на предмет снабжения, поскольку рост цен на закупаемые материалы может заставить поднять цены и на их товар.[3]
Посредники – тоже важная составная часть микросреды торгового предприятия. Так как трудно преуменьшить их роль в продвижении товаров к конечному потребителю. В роли посредников могут выступать торговые посредники, фирмы – специалисты по организации товародвижения, агентства по организации маркетинговых услуг, кредитно – финансовые учреждения.
1) торговые посредники – деловые фирмы, помогающие компании подыскивать клиентов и/или непосредственно продавать им ее товары. Они могут обеспечить удобства места, времени процедуры приобретения товара заказчиком с меньшими издержками, чем смогла бы это сделать фирма самостоятельно.
2) специалисты по организации товародвижения. Они помогают компании создавать запасы своего товара и продвигать их от места производства к месту назначения. Склады – это предприятия обеспечивающие накопления и сохранность товара на пути к их очередному местоназначению. Фирме необходимо выбрать самые экономные методы отгрузки, сбалансировать такие факторы, как стоимость, объём, скорость поставок сохранность грузов.
3) агентства по оказанию маркетинговых услуг. К ним относятся: фирмы маркетинговых исследований, рекламные агентства, консультационные фирмы по маркетингу. Они помогают компании точнее наценивать и продвигать ее товары на подходящие для нее рынки. Компании должна решать будет ли она пользоваться услугами этих организаций или выполнять все работы самостоятельно.
4) кредитно-финансовые учреждения. К их числу относят банки, кредитные компании, страховые компании и прочие организации, помогающие фирме финансировать сделки и страховать себя от риска в связи с покупкой или продажей товаров.
Контактные аудитории - любая группа, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к организации или оказывает влияние на ее способность достигать поставленных целей. Свои стратегии торговое предприятие должно выстраивать с учетом отношений со следующими контактными аудиториями: