Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 07:02, курсовая работа
Главной целью данной курсовой работы является получение навыков проведения маркетингового исследования, изучения состояния рынка продукции, а также разработка комплекса маркетинга.
Будут рассмотрены следующие моменты:
- основные характеристики товарного рынка по определенному виду продукта;
- проведен анализ факторов маркетинговой среды гипотетической фирмы, влияющих на ее деятельность;
- произведен опрос потенциальных потребителей;
- проведено сегментирование рынка;
- выбраны целевые сегменты рынка;
- сделано позиционирование товаров конкурентов и товаров фирмы.
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава I
Основные характеристики товарного рынка и анализ факторов маркетинговой среды фирмы, влияющих на ее деятельность
1.1. Оценка потенциала товарного рынка консервированных фруктов…………….4
1.2. Анализ факторов маркетинговой макросреды фирмы…………………………..10
1.3. Анализ факторов маркетинговой микросреды фирмы………………………….15
1.4. Основные выводы и рекомендации……………………………………………....19
Глава II
Сегментирование рынка и выбор целевых сегментов
2.1. Планирование и организация сбора первичной маркетинговой информации...20
2.2. Предварительный анализ результатов опроса…………………………………...28
2.3.Сегментирование рынка…………………………………………………………...32
2.4.Выбор целевых сегментов…………………………………………………………37
2.5. Основные выводы и рекомендации………………………………………………39
Глава Ш
Позиционирование товара
3.1.Позиционирование товаров конкурентов на каждом их двух отобранных целевых сегментах рынка. ………………………………………………………………………40
3.2. Позиционирование товаров фирмы на основе комплексного анализа результатов позиционирования товаров конкурентов и потребительских предпочтений…………………………………………………………………………...42
3.3. Разработка маркетинга-микс……..…………………………………………….....42
Список использованной литературы………………………………………………….45
10.Какой объем консервированных фруктов вы обычно покупаете?
11. .Укажите какая цена за 400г консервированных фруктов для вас наиболее приемлема?
12.Как часто Вы покупаете консервированные фрукты?
13.Где Вы чаще всего покупаете консервированные фрукты?
14. Оцените степень важности для Вас перечисленных характеристик стирального порошка по 5 бальной шкале:
4-очень важно
3-важно
2-скорее важно, чем неважно
1-скорее неважно, чем важно
0-совсем неважно
Характеристики:
15. Ваш пол:
16. К какой возрастной группе Вы относитесь?
17. Род Ваших занятий:
18.Каков Ваш доход?
Опрос был проведен в период с 16.03.2009 по 22.03.2009, в торговых точках «ОКЕЙ» и «Сезон». Выбор места проведения исследования продиктован тем, что в данных магазинах достаточно интенсивный покупательский поток (особенно в выходные дни) и широкий ассортимент различных наименований и марок консервированных фруктов.
Разработка плана выборки.
При проведении маркетинговых исследований обычно используют выборки, т.к. установить контакт с огромным числом объектов невозможно.
Различают 2 вида выборки:
Сделан выбор в пользу детерминированной выборки, так как она наиболее экономична, проста в отношении контакта с респондентами и их доступности, оперативна. Существует 3 вида детерминированной выборки (основанная на соображениях удобства, основанная на мнении исследователя, квотная), из которых чаще используется квотная выборка. Достоинствами квотной выборки является то, что она обладает высокой репрезентативностью, затраты средств меньше чем в вероятностной, исключает субъективность выбора респондента.
После определения типов выборки определяют её объем. По данным вторичной информации в Санкт-Петербурге на 01.01.09. проживает постоянного населения 4568 тыс. человек. На основе имеющихся данных для расчёта генеральной совокупности учитывая тот факт, что 20% населения использует 80% данного товара. Следовательно, генеральная совокупность составляет 20% от 4568 тыс. человек, т. е. 913,6 тыс. человек. Объём выборки составляет 1% от генеральной совокупности, т.е. 9,136 тыс. человек. По согласованию с руководителем сокращаем выборку до 150 человек, что составляет 0,003741% от генеральной совокупности, за которое берется все трудоспособное население Санкт-Петербурга.
2.2 Предварительный анализ результатов опроса.
Первичные данные результатов опроса сведены в таблицу ( Приложение 1)
По результатам опроса выявлено:
Из 170 опрошенных человек:
1. 150 человек покупают консервированные фрукты и 20 человек не покупают консервированные фрукты
2. Предпочтения по производителям распределились следующим образом:
Bul food – 6 человек (4%)
Linyi city Vangfa - 4 человека (2,7%)
Agrofruct – 5 человек (3,3%)
Lorado– 37 человек (24,7%)
Vegda Product– 21 человек (14%)
Vitaland- 22 человека (14,7%)
ITLV – 34 человека (22,7%)
Фрау Марта– 22 человека (14, 7%)
3.Из 150 человек:
ананас- 49 человек (32, 7%)
персик- 28 человек (18,7 %)
абрикос- 13 человек (8,7 %)
слива- 3 человек (3,3%)
клубника- 7 человека (4,7 %)
вишня- 14 человек (9,3%)
груша- 11 человек (7,3%)
манго- 8 человек (5,3%)
чернослив- 4 человека (2,7%)
ассорти-13 человек (8,7%)
малина- никто не выбрал( 0%)
черешня- никто не выбрал ( 0%)
папайя- никто не выбрал ( 0%)
мандарины- никто не выбрал ( 0%)
4.при этом важна форма нарезки консервированных фруктов:
Целые – 43 человека (28,7%)
колечки – 33 человек (22%)
кусочки – 38 человек (24%)
не имеет значения –8 человек (5,3%)
5. при этом важна калорийность продукта:
С добавлением сахара– 37 человек (24,7%)
Без добавления сахара– 50 человек (33,3%)
Не имеет значения с сахаром или без – 63 человека (42%)
6. при этом предпочитают:
Фрукты в фруктовом соке- 57 человек (38%)
Фрукты в сиропе– 53 человек (35,3%)
Компот из фруктов– 25 человек (16,7%)
Не имеет значения- 15 человек (10%)
7.Из 150 опрошенных упаковка оказалась важна для 104 человек (69,3%),и не важна для 46 человек( 30,7%)
8. При выборе упаковки предпочтения покупателей разделились:
В жестяной таре - 75 человек (50 %)
В стеклянной таре- 75 человек (50 %).
9. при этом в зависимости от
наличия специального ключа
Со специальным ключом– 91 человек (60,7%)
Без специального ключа- 59 человек (39,3%)
10. покупают консервированные фрукты объемом:
400 г – 41 человек (27,3%)
500 г - 62 человек (41,3%)
600 г - 21 человек (14%)
800 г - 11 человек (7,3%)
900 г - 15 человек (10%)
11. Частота покупок следующая:
4 раза в месяц- 15 человек (10%)
2 раза в месяц - 37 человек (24,7%)
раз в месяц - 61 человек (40,7%)
раз в полгода - 25 человек (16,7%)
раз в год- 12 человек (8%)
12. местом покупки чаще становится:
универсам- 35 человек (23,3%)
супермаркет - 42 человек (28%)
гипермаркет - 60 человека (40%)
ларек- 13 человек ( 8,7%)
13. готовы отдать за 400 г консервированных фруктов:
20-40 руб - 24 человека (4,67%)
41-60 руб – 79 человек (52,7%)
61-80 руб - 28 человек (18,7%)
81-100 руб - 19 человек (12,7%)
101 и дороже - 0 человек (0%)
14. Степень важности отдельных характеристик товара респонденты оценили следующим образом:
Цена:
4 балла - 53 человек (35,3%)
3 балла - 49 человек (32,7%)
2 балла - 28 человек (18,7%)
1 балл - 10 человек (6,7%)
0 баллов - 10 человек (6,7%)
Объем упаковки:
4 балла - 11 человек (7,3%)
3 балла - 11 человек (7,3%)
2 балла - 28 человек (18,7%)
1 балл - 31 человек (20,7%)
0 баллов - 69 человек (46 %)
Вид упаковки:
4 балла - 7 человек (4,7%)
3 балла - 36 человек (24%)
2 балла - 28 человек (18,7%)
1 балл - 50 человек (33,3%)
0 баллов - 29 человек (19,3%)
Вид фруктов:
4 балла - 75 человек (50%)
3 балла - 35 человек (23,3%)
2 балла - 16 человек (10,7%)
1 балл - 12 человек (8%)
0 баллов - 12 человек (8%)
Содержание сахара:
4 балла - 5 человек (3,3%)
3 балла - 21 человек (14%)
2 балла - 48 человек (32%)
1 балл - 46 человек (30,7%)
0 баллов – 20 человек (13,3%)
18. Из ответивших 150 человек:
87 человек (58 %) женщины и 63 человека (42 %) мужчины
19. 21 человек (14 %) – люди до 22 лет
26 человек (17,3 %) – 23-32 года
30 человек (20 %) – 33-44 лет
47 человек (31,3 %) – 45-60 лет
26 человек (17,3 %) – 61 и старше
21. Нет опрошенных уровень доходов, которых до 5000 руб
у 30 человек (20 %) - от 5001 до 10000руб
у 51 человек (34 % )- от 10001-20000 руб
у 52 человек (34,7 %) – от 20001до 30000руб
у 17 человек (11,3 %) – 30001 и больше
22.Из 150 опрошенных:
Студенты – 14 человек (9,3%)
Рабочие - 25 человек (16,7%)
Служащие - 44 человека (29,3%)
Предприниматели - 14 человек (9,3%)
Домохозяйки - 25 человек (16,7%)
Иное - 23 человека (15,3%)
Сегментация рынка заключается в разделении рынка на четкие группы показателей (рыночные сегменты), которые могут требовать разные продукты и к которым необходимо прилагать разные маркетинговые усилия.
В ходе анализа основной части анкеты были выбраны 2 наиболее важных характеристик консервированных фруктов с точки зрения потребителей - это вид фруктов и вид упаковки. После этого сформированы группы потребителей, со схожими запросами к основным характеристиками товара, которые представлены в таблице - «Группировка предпочтений потребителей » (приложении 3).
Выбор переменных сегментирования:
1.Пол
Q max-Qmin /Qmax =86-64/86 =0,26
2. Возраст
Q max-Qmin /Qmax =46-21 /46=0,54
3. Доход
Q max-Qmin /Qmax = 52-17/52=0,67
4.Род занятий
Q max-Qmin /Qmax = 46-14/46=0,7
При рассмотрении нами 2 методов выбора переменных сегментирования (по максимальному значению и по логическому методу)была выявлена четкая зависимость социально-демографических переменных – возраста и дохода человека в месяц – и поведения покупателей на рынке.
Метод сегментирования при выборе двух переменных называется многопараметрическим. Многопараметрический метод имеет два подхода: когда переменные сегментирования используются последовательно одна за другой и когда одновременно используются 2 переменные. Предпочтение было отдано 2 подходу, для чего была составлена сетка сегментирования.
Сетка сегментирования
До 5000 руб. |
5001-10000 руб. |
10001-20000 руб. |
20001-30000 руб. |
30000 руб. и более | |
До22 |
№1 |
2,27,28,29,30,31,34,35,36,37, 12 чел 8% №2 |
25,32,39,41,44,46,73,89
8 чел 5,3% №3 |
60
1 чел 0,67% №4 |
№5 |
23-32 |
№6 |
111
1 чел 0,67% №7 |
21,22,78,84,90,134
6 чел 4% №8 |
1,17,18,40,42,56,57,61,72,82,
15 чел 10% №9 |
45,124, 131
3 чел 2% №10 |
33-44 |
№11 |
63,104
2 чел 1,33% №12 |
14,54,71,79,80,83,85,110,120,
10 чел 6,7% №13 |
9,10,16,23,24,51,52,55,65,67, 14 чел 9,3% №14 |
33,43,147
3 чел 2% №15 |
45-60 |
№16 |
2,58,59,109, 119
5 чел 3,3% №17 |
11,12,13,53,76,77,88,91,92,93, 126,127, 129 18 чел 12% №18 |
3,62,64,69,70,81,86,87,98,100, 121,125,133,138140 15 чел 10% №19 |
19,20,48,66,68,113, 122,142, 146,149 10 чел 6,7% №20 |
61 и Стар-ше |
№21 |
8,47,96,101,103,106,112,115, 135,150 10 чел 6,7% №22 |
50,99,105,114,141,144,148
7чел 4,7% №23 |
4,6
2 чел 1,33% №24 |
7
1 чел 0,67% №25 |