Разработка комплекса маркетинга на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 15:00, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в создании комплекса маркетинга в ООО «Главная дорога».

Задачами данной работы являются:

анализ и оценка маркетинга на предприятии;
разработка проекта системы маркетинговой деятельности;
экономическая оценка эффективности.

Работа состоит из  1 файл

диплом последний.doc

— 278.50 Кб (Скачать документ)
  1. Экономические факторы:

     - Вследствие финансового кризиса растёт платёжеспособный спрос, а вслед за ним и равновесная рыночная цена. Например, если будут расти цены на бензин, то увеличиться стоимость обучения в автошколе. А так как большинство клиентов автошколы имеют уменьшающийся или фиксированный заработок, следовательно, в условиях кризиса на полученные деньги они смогут позволить себе меньшее количество услуг, и тем самым спрос на услуги автошколы снизится.

     При явлении, обратном инфляции, — дефляции — цена снижается, и покупательная способность денежной единицы растёт. Такой фактор окажет положительное влияние на достижение поставленных целей "Главной дороги": многие люди, которые раньше хотели, но не могли воспользоваться услугами автошколы по причине ограниченности в доходах, в такой ситуации реализуют своё желание и тем самым повысят спрос на услуги автошколы.

       «Главная дорога» выплачивает налоги, которые взимаются с начисленной заработной платы:

     - в пенсионный фонд (28%);

     - в фонд обязательного медицинского  страхования (0,2%);

     - фонд социального страхования (5,4%);

     - фонд занятости (1,5%);

     - подоходный налог (3%).

     Если  автошкола получает больше прибыли, она при этом не обязательно использует нераспределённую чистую прибыль на увеличение фонда заработной платы.  В этом случае, учитывая, что налоговые ставки фиксированы, сумма налогов, выплачиваемых автошколой, не изменится. С повышением же заработной платы пропорционально вырастет и величина налогов. Но это не означает, что автошкола при получении достаточно высокой прибыли от реализации своих услуг должна выплачивать фиксированную зарплату. Здесь нужно учитывать такие факторы, как: инфляция, материальное стимулирование работников, улучшение социальной поддержки, повышение корпоративного духа и т. д.

     С ростом безработицы снизится число  потенциальных клиентов «Главной дороги», так как неработающий человек имеет меньше возможности для реализации своих потребностей, в том числе и по обучению вождению транспортного средства и получению водительских прав. С увеличением занятости населения повышается вероятность роста спроса на услуги автошколы.

           Не смотря на то, что средняя  заработная плата осталась на  прежнем уровне, в связи с мировым  финансовым кризисом, который затронул  и РБ, произошло массовое сокращение рабочих мест. И вследствие этого фактора количество потенциальных учеников снизилось.

           «Главная дорога» не осуществляет  внешнеэкономических операций, поэтому  такой фактор, как международный  платёжный баланс, никак не влияет  на её деятельность.

     Курс  доллара также не оказывает влияния  на достижение поставленных целей автошколы, так как автошкола не связана с осуществлением валютных операций и не имеет валютные счета (средства от внешнеэкономической деятельности) в банковских и других кредитных учреждениях.

  1. Рыночные факторы.

     Спрос на услуги автошколы в значительной степени зависит от демографических условий. Известно, что среди желающих обучиться вождению много молодёжи. Следовательно, если население «молодеет», то спрос на услуги автошколы будет расти, если «стареет» — падать.

     Класс в «Инорсе» находится на границе рабочих и спальных районов, количество учеников старшего возраста больше, чем «молодежи».

     Класс на «Кировоградской» находится в  той части города, где находится  основная масса высших и профессиональных учебных заведений, следовательно  больше студентов.

     Класс на кинотеатре «Смена» находится  практически по середине рядом с  основной магистралью города, количество учеников всех возрастов примерно одинаково.

     В связи с тем, что другим автошколам достаточно просто проникнуть на рынок, то число конкурентов «Главной дороги» постепенно увеличивается. Поэтому повысить спрос в условиях растущей конкуренции непросто. Нужно хорошо знать своих конкурентов, чтобы выбрать правильную стратегию и добиться поставленных целей.

     Естественно, что наибольшую часть учащихся в автошколе составляет население с высоким и средним уровнями дохода. Люди с уровнем дохода ниже среднего и низким навряд ли  смогут воспользоваться услугами автошколы в силу ограниченности в средствах. Поэтому число клиентов "Главной дороги" напрямую зависит от распределения дохода населения.

  1. Факторы конкуренции. Важнейшими конкурентами «Главной дороги» являются другие автошколы, которые тоже находятся в г. Уфа. Получить информацию об их действиях не представляет трудности.  Так как, если автошкола-конкурент предпринимает определённые шаги для увеличения спроса на её услуги (например, снижение стоимости обучения, введение каких-либо скидок для определённого контингента обучающихся и т. д.), то она отражает это в своей рекламной кампании (объявления в газетах и на улицах, реклама по телевизионному вещанию и т.д.). Руководство автошколы может беспрепятственно следить за такой информацией, что позволяет при необходимости принять ответные меры для того, чтобы удержать свои позиции на рынке.

     На  сегодняшний день в г. Уфе работают 43 автошколы. Лидирующие позиции занимают следующие автошколы:

  1. Башкирский Республиканский Учебно-Курсовой Комбинат (БРУКК);
  2. Автошкола «XXI век»;
  3. Центральная Автошкола г. Уфа;
  4. Автошкола ООО «Союз»;
  5. Автошкола «Лидер Авто».
  6. Автошкола «БРУКК»

         Цены конкурентов:

     1.  Автошкола «XXI век»: стоимость обучения 5000 руб. + 400 руб. вождение; занятие проводятся в утренние, дневное и вечерние время. У автошколы всего 1 класс. Обучение проводятся на категории «А», «В» и «С». Проводятся различные скидки.

     2. Центральная Автошкола г. Уфа:  в автошколе проводится 4 программы  обучения: а) Повышение водительского  мастерства – 2000 рублей + 275 (ГСМ); б) программа «VIP» – 14000 рублей + 20 часов вождения; в) программа «Оптимальная» - 12500 + 20 часов вождения; программа «Экономная» - 4500 рублей + 275 (ГСМ), вождение от 10 до 32 часов.

     3. Автошкола «Союз»: стоимость обучения 4000 руб. + 300 руб. вождение; занятия  проводятся утром, днем, вечером  и в воскресенье. У автошколы всего 3 класса.

     4. Автошкола «Авто Лидер»: стоимость обучения 6000 руб. +  90 руб. вождение; занятия проводятся по вечерам. У автошколы 2 класса. Обучение проводится на категории «В», «ВС», «Д» и «Е».

     5. Автошкола «БРУКК»: Стоимость  обучения 14000 (входит обязательные 20 часов вождения). Обучение проводится в разное время. Категории «В», «С», «Д», «Е».

     6. Автошкола «Главная дорога»: Стоимость  обучения 4500 руб. + 325 руб. вождение; занятия  проводятся в утренние, вечерние  и выходные дни. Автошколой  предоставляются различные скидки. Обучение проводится на категорию «В». Дополнительный курс вождения, вождение для тех, у кого есть ВУ (водительское удостоверение) категории «В». Стоимость 550 руб./час;  Курс теоретического минимума  для водителей такси категории «В». Стоимость курса 2000 рублей; Курс прохождение поворотов на максимальной возможной скорости в управляемом заносе «Дрифт», для водителей у которых есть ВУ категории «В». 15000 рублей в месяц. У автошколы 3 класса.

     Учитывая  все внешние и внутренние факторы, издержки и затраты организации, пропускную способность классов (т.е. реальное количество учеников, которые одновременно могут заниматься в классе), а также среднюю цену на обучение по городу, было установлено, что оптимальная цена на обучение водителей автотранспортных категории «В» составляет 4500 рублей, что так же дает возможность предоставления некоторых скидок (в размере 10-15 %) для поддержания заинтересованности желающих пройти обучение и для сглаживания сезонных колебаний. Но автошкола предоставляет только одну категорию обучения, категорию «В», что является значительным минусом в плане получения прибыли, необходимой для достижения поставленных целей.

        4. Факторы социального поведения. Современное общество меняется, а вместе с ним изменяются нравы. Женщины не хотят отставать от мужчин и конкурируют с ними почти во всех сферах деятельности. Это касается и вождения автомобиля: женщин, стремящихся получить водительские права, становится всё больше и больше. Для автошколы такой факт играет положительную роль, так как растёт число клиентов, желающих окончить курсы по обучению вождению транспортных средств категории «В».

SWOT-анализ

     Приведенный ниже SWOT-анализ ООО «Главная дорога» составлен в виде таблицы 2.1 и содержит не только перечень возможностей и угроз, а также перечень сильных и слабых сторон компании. Составленная матрица SWOT-анализа позволяет сформулировать перечень первоочередных мероприятий, которые должна провести компания для совершенствования системы управления маркетингом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2.1.

Матрица SWOT – анализа ООО «Главная дорога»

 
 
 
ВНЕШНЯЯ

  СРЕДА

Сильные стороны Слабые  стороны
Возможности Угрозы
- новый  вид услуг («Дрифт») - большое количество  конкурентов на данном рынке
- увеличение  рекламы - активность  конкурентов
- Снижение цен на услуги рекламных агентств - сезонный спад
- экономический  спад
 
 
ВНУТРЕННЯ

СРЕДА

Преимущества Недостатки
- высокий  уровень клиентского сервиса - отсутствие  четкой системы маркетинга на  предприятие
- предоставление  рассрочки на обучение - отсутствие свободных ниш на рынке
- большой  опыт работы в данной сфере
- наличие  высококвалифицированного персонала
- известность  предприятия
- удовлетворенность  клиентов
- отработанные 

бизнес -процессы

- сплоченный  коллектив
- обученный персонал
 
 
 
 
SO - стратегии WO - стратегии
- заимствование  интересных идей у других автошкол, в том числе и из других  городов (в частности расширение  номенклатуры услуг) - участие в  выставках

- аренда рекламных  площадей в ключевых точках  скопления потенциальных потребителей

ST - стратегии WT – стратегии
- вытеснение  конкурентов за счет снижения  цен - организация  маркетинговых исследований с  целью определения альтернативного  развития
- снижение  затрат
 
 
 
 
 

Сильные стороны внешней  среды:

  1. Автошкола занимает 5 % на рынке автоуслуг г. Уфы. Но даже при такой небольшой доле автошкола является прибыльной и конкурентоспособной, т.к. автомобиль – это одно из популярных средств передвижения, и спрос на услуги по обучению вождению транспортных средств будет всегда;
  2. На сегодняшний день исходя из данных исследований и постоянного мониторинга поведения основных конкурентов можно сделать вывод, что «Главная дорога» занимает среднюю позицию на рынке предоставляемых услуг.

Слабые  стороны внешней  среды:

  1. Доходы населения в среднем остались прежними и даже несколько возросли, но при этом увеличилось количество безработных граждан и тех, кого отправили в неоплачиваемые административные отпуска, тем самым количество учеников снизилось;
  2. В течение нескольких лет правительство страны и республики планирует (и вводит постепенно) изменения в программе подготовки водителей автотранспортных средств (более длительное обучение, увеличение количества часов вождения, ужесточение приема сдачи экзамена на получения ВУ). Частое изменение требований к подготовке водителей автотранспортных средств, требующих оперативно реагировать на всех уровнях работы автошколы. Так же «муссирование» данной информации в СМИ, что привело в конце 2006 г. к резкому увеличению количества учеников во всех автошколах, а затем наступил длительный спад желающих проходить обучение на ВУ, т.к. очень большое количество жителей города уже прошли обучение;
  3. Ученики автошкол с каждым годом все «молодеют», все больше студентов желают пройти обучение. Эта тенденция положительна. Но, в силу того, что основная масса молодежи не имеет собственных источников  дохода, то в условиях кризиса количество молодежи в автошколах снижается.

    Исходя  из анализа состояния предприятия,  можно сделать вывод, что организации требуется разработка комплекса маркетинга.

ГЛАВА 3. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГА В АВТОШКОЛЕ «ГЛАВНАЯ ДОРОГА» 

    1. Разработка  плана маркетинговой  деятельности в организации
 

     При планировании первым и одним из самых  существенных решений является выбор  целей организации.

  Основная  общая цель организации — чётко  выраженная причина её существования  — обозначается как её миссия. Для осуществления этой миссии вырабатываются цели.

Информация о работе Разработка комплекса маркетинга на предприятии