Рекламный
слоган – краткая, броская, легко запоминающаяся
фраза, выражающая в концентрированном
виде суть рекламного сообщения с целью
возбуждения интереса и идентификации
товара и фирмы.
Рекламный
процесс – совокупность фраз движения
рекламной информации от рекламодателя
к рекламополучателю. [3]
Подготовка
и проведение рекламной кампании
(комплекса рекламных мероприятий,
объединенных одной целью и направленных
на какой-либо сегмент рынка) включает
ряд последовательных этапов, охватывающих
определенный период времени.
- Исследования
– изучение объекта, на который направлено
рекламное воздействие; использование
материалов маркетингового исследования.
- Стратегическое
планирование - формирование основных
идей и целей рекламной кампании, выдвижение
гипотез ее конечных результатов; планирование
бюджета рекламной кампании; творческие
разработки форм и видов рекламной информации;
разработка планов использования рекламных
средств.
- Тактические
решения – составление сметы расходов;
выбор конкретных СМИ и других средств
распространения рекламы; определение
сроков и длительности рекламных мероприятий;
организация системы текущего контроля
за проведением рекламной кампании в рамках
маркетингового контроллинга.
- Производство
рекламной продукции и проведение рекламной
кампании – подготовка макетов, художественного
оформления, написания текстов и т.д.; публикация,
трансляция, тиражирование, распространение
рекламной информации; осуществление
контроля за ходом рекламных мероприятий
и расходовании средств.
- Подведение
итогов рекламной кампании – комплексная
оценка выполнения плана рекламной кампании;
анализ правильности выбора референтных
(целевых) групп; оценка экономической
эффективности рекламной кампании.
Рекламная
кампания классифицируется по следующим
признакам:
- по
интенсивности рекламного
воздействия – если интенсивность рекламного
воздействия не меняется, то рекламная
кампания считается ровной, если она
растет (например, увеличивается объем
вложений в рекламу), то рекламная кампания
считается нарастающей, если уменьшается
– нисходящей.
- по
направленности – когда реклама рассчитана
на определенную группу потребителей,
рекламная кампания считается целевой;
когда потенциальными рекламополучателями
могут быть практически все свои слои
населения, рекламная кампания называется
общественно-направленной;
- по
срокам проведения – если рекламная
кампания рассчитана на период меньше
года, то она считается краткосрочной,
если более года – долгосрочной;
- по
территориально-географическим
признакам – рекламная кампания, проводимая
на территории одного населенного пункта
(города, района), называется местной,
на территории отдельного региона –
региональной, на территории всей страны
– национальной, выходящей за рамки
страны – международной;
- по
степени охвата рынка
– при охвате одного сегмента рекламная
кампания считается сегментированной,
двух и более – агрегированной и всех
сегментов – тотальной;
- по
диапазону использования
различных видов рекламной
деятельности – если рекламодатель
использует лишь один вид рекламной деятельности,
то рекламная кампания является специализированной,
если два и более – комбинированной,
а если все виды – комплексной. [4]
Для
определения оптимальной стратегии
разработки рекламы применительно
к различным средствам массовой
коммуникации строится матрица Россинтер-Перси,
которая состоит их шести секторов,
дифференцирующих приемы исполнения рекламы.
Рекламная
кампания конкретной марки преследует
две коммуникационные цели:
- достичь одной
из двух форм осведомленности о марке
– ее узнавания или припоминания (иногда
и того, и другого);
- реализовать
одну из четырех стратегий формирования
отношения к марке, которые зависят от
типа вовлеченности (низкая/высокая) и
мотивации покупателя (информационная/трансинформационная).
Таким
образом, матрица дает сетку с
шестью «секторами», два из которых
соответствуют осведомленности
о марке и четыре – отношению
к ней. Поскольку осведомленность
о марке и отношение к ней
рассматриваются в совокупности,
получается восемь потенциальных коммуникационных
моделей: 2 формы осведомленности
×4 формы отношения.
Большинство
людей не видит особой разницы
между понятием «реклама» (коммерческая
пропаганда) и более широким понятием
«пропаганда». Это происходит потому,
что арсеналы средств пропаганды
и рекламы во многом совпадают.
Тем
не менее, принципиальная разница между
ними заключается в том, что конечной
целью рекламы является увеличение
сбыта каких-либо товаров или
услуг, в то время как пропагандистские
мероприятия не только не преследуют
коммерческих целей, но в ряде случаев
направлены против использования отдельных
видов товаров.
Реклама
эффективна лишь тогда, когда она
удовлетворяет следующим требованиям.
- Четко формулирует
рыночную позицию товара, т.е. содержит
информацию о специфике его использования,
отличиях от товаров конкурентов.
- Обещает потребителю
существенные выгоды при приобретении
товара, для чего показываются его достоинства,
создается положительный образ, формируются
другие предпосылки предпочтения и в заголовке
рекламного обращения, и в его иллюстрировании,
и в стилистике подачи текстового и графического
материалов.
- Содержит
удачную рекламную идею – оригинальную
и в то же время легкую для восприятия.
- Создает и
внедряет в сознание ясный, продуманный
в деталях образ товара – стереотип, увеличивающий
его ценность в глазах потребителей.
- Подчеркивает
высокое качество предлагаемого товара
и в то же время сама уровнем исполнения
ассоциируется с этим высоким качеством.
- Оригинальна
и потому не скучна, не повторяет известные,
надоевшие решения.
- Имеет точную
целевую направленность, отражая разные
запросы, желания, интересы конкретных
потребителей и информирую их таким образом,
что бы учитывались различия потребительского
спроса в определенной рекламной аудитории.
- Привлекает
внимание, что достигается удачными художественными
и текстовыми решениями, размещением рекламного
объявления в средствах массовой информации,
пользующихся высокой репутацией, которые
читают, слушают, смотрят те, на кого реклама
рассчитана.
- Делает акцент
на новых уникальных чертах и свойствах
товара, что является предпосылкой его
успеха на рынке и наиболее действующей
рекламной аргументации.
- Концентрирует
внимание на главном, не усложняя, предлагает
лишь то, что важно для потребителя, и обращается
непосредственно к нему.
Правовое
обеспечение рекламной
деятельности в РФ
Основным
законодательным актом, который
регулирует отношения, возникающие
в процессе производства, размещения
и распространения рекламы, является
Федеральный закон от 18 июля 1995 г.
№108-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон
о рекламе). До введения в действие
этого Закона нормы, регулирующие рекламные
отношения, были рассредоточены в различных
законодательных и подзаконных
актах которые зачастую противоречили
друг другу. Фрагментарность, отсутствие
системы в правовом регулировании
данного вида отношений, множество
пробелов, в первую очередь по вопросам
ответственности, – все это отрицательно
влияло на этот вид предпринимательской
деятельности и требовало принятия
специального законодательного акта.
Действующий
Закон о рекламе ставит перед
собой цели защитить субъектов от
недобросовестной конкуренции в
области рекламы, предотвратить
появление ненадлежащей рекламы
или предотвратить негативные последствия,
которые могут быть ею вызваны.
Данный
акт является комплексным, поскольку
регулирует совокупность отношений, связанных
с рекламной деятельностью. Так,
Закон о рекламе определяет само
понятие рекламы; понятие, права
и обязанности субъектов рекламных
отношений; требования, предъявляемые
к рекламе, и ряд других вопросов.
Комплексность
Закона о рекламе проявляется
и в том, что он регулирует отношения,
возникающие на товарном и финансовом
рынках, а также при оказании таких
специфических услуг, как банковские,
страховые и т. п.
Действие
рассматриваемого Закона о рекламе
не распространяется на политическую
рекламу.
В
соответствии со ст. 3 Закона о рекламе,
законодательство РФ о рекламе состоит
из данного Федерального закона и
принятых в соответствии с ним
иных федеральных законов. Отношения,
возникающие в процессе производства,
размещения и распространения рек ламы,
могут регулироваться также указами Президента
РФ, нормативными правовыми актами Правительства
РФ и нормативными правовыми актами федеральных
органов исполнительной власти, издаваемыми
в соответствии с данным Федеральным законом.
Помимо
Закона о рекламе, правила производства,
размещения, распространения рекламы
отдельных видов товаров и
услуг закреп лены в соответствующих
специальных законодательных актах.
В качестве примера приведем Федеральные
законы «О лекарственных средствах»,
«О государственном регулировании
производства и оборота этилового
спирта и алкогольной продукции
«О наркотических средствах и
психотропных веществах», «О безопасном
обращении с пестицидами и
агрохимикатами», «О рынке ценных бумаг»
и др.
Среди
подзаконных актов нужно отметить
Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. З 1183
«О защите потребителей от недобросовестной
рекламы». Данный акт содержит требования
к рекламе финансовых организаций,
привлекающих средства граждан и
юридических лиц (банков, страховых
и инвестиционных организаций).
Определенную
роль в регулировании рекламных
отношений играют акты федеральных
органов исполнительной власти. В
качестве примера назовем Приказ
Министерства путей сообщения РФ
от 15 мая 1999 г. З 26Ц которым установлены
требования к наружной рекламе, размещаемой
на объектах федерального железнодорожного
транспорта.
Следует
отметить, что содержащееся в ст.
З Закона о рекламе положение
о федеральном уровне регулирования
отношений в сфере рек ламы
рассматривалось в Конституционном
Суде РФ. Поводом к рассмотрению
дела явились запросы Законодательного
Собрания Омской области и Московской
городской думы. В своих запросах
стороны исходили из того, что законодательство
о рекламе не упомянуто ни в ст. 71 Конституции
РФ (предметы ведения РФ), ни в ст. 72 (предметы
совместного ведения РФ и ее субъектов)
и, следовательно, рекламная деятельность
может регулироваться нормативными актами
субъектов РФ, а это не предусмотрено ст.
3 Закона о рекламе. В Постановлении от
4 марта 1997 г. 4-П Конституционный Суд РФ
указал, что рекламная деятельность является
объектом комплексного нормативного правового
регулирования. Если те или иные вопросы
рекламы выходят за рамки гражданско-правовых
отношений, не относятся к основам единого
рынка, т. е. не являются предметом ведения
Российской Федерации, субъекты РФ могут
осуществлять их законодательное регулирование
в рамках, определенных Конституцией РФ,
в том числе ее статьями 72, 73, 76 (части 2,
4—6). В силу положений ст. 130, 132 и 133 Конституции
РФ органы местного самоуправления вправе
самостоятельно решать вопросы местного
значения, связанные с особенностями распространения
наружной рекламы, поскольку они затрагивают
правомочия пользования, владения и распоряжения
муниципальной собственностью.
Следует
отметить, что нормативными правовыми
актами субъектов РФ в основном регулируются
вопросы наружной рекламы и рек
ламы на транспортных средствах. Приведем
некоторые из этих актов:
—
Постановление Правительства Москвы
от 22 января 2002 г. № 41-ПП «О перспективах
развития и правилах размещения средств
наружной рекламы, информации и оформления
города», которым утверждены Правила
размещения средств наружной рекламы
и информации в Москве;
—
Постановление Правительства Москвы
от 21 мая 2002 г. № 378-ПП «О проведении конкурсов
на право размещения средств рекламы
в Московском метрополитене» которым
утверждено Положение о порядке
подготовки конкурсов на право размещения
средств рекламы в Московском
метрополитене.
Международной
торговой палатой в 1937 г. был принят
Международный кодекс рекламной
практики. Он пересматривался в 1949,
1955, 1966 и 1973 гг. Последняя редакция принята
2 декабря 1986 г. 47-й сессией Исполнительного
совета Международной торговой палаты.
В соответствии с положениями, указанными
во введении Кодекса, он является в
первую очередь средством самодисциплины,
однако он также предназначен для
использования судами в качестве
справочного документа в рамках
соответствующего законодательства.
Реклама
– это один из видов информации,
поэтому не случайно действующий
Закон о рекламе термины «реклама»
и «рекламная информация» использует
как синонимы. Вместе с тем, рекламу
от других видов информации отличает
ряд признаков, которые должны присутствовать
в совокупности.
Реклама
– распространяемая в любой форме,
с помощью любых средств информация
о физическом или юридическом
лице, товарах, идеях, начинаниях, которая
предназначена для неопределенного
круга лиц и призвана формировать
или поддерживать интерес к этим
физическому, юридическому лицу, товарам,
идеям и начинаниям и способствовать
реализации товаров, идей, начинаний (Ст.
2 Федерального закона «О рекламе»).
Исходя
из данного легального определения,
реклама может распространяться
в устной или письменной форме, с
помощью рисунков, графиков и т.п.
В качестве средств распространения
рекламной информации применяются
средства массового распространения,
транспортные средства, средства стационарного
территориального размещения (стенды,
световые табло) и др. Целями распространения
рекламы являются формирование и
поддержание интереса к ней, что
ведет к возникновению повышенного
интереса к товарам, идеям, начинаниям
и способствует их реализации.
Государственное
регулирование рекламной
деятельности
Государственное
регулирование рекламной деятельности
можно подразделить на нормативное
и организационное.
Нормативное
регулирование реализуется посредством
установления в актах компетентных
государственных органов правил
осуществления рекламной деятельности
и ответственности за нарушение
этих правил.