Разработка стратегий маркетинговой деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:47, курсовая работа

Описание

Молоко и молочные продукты традиционно являются жизненно важным звеном в рационе россиян. Они являются важнейшей составляющей рациона граждан нашей страны. Это связано с привычками потребителей, а также с относительно невысокой стоимостью продуктов питания данной категории. Ежедневно они присутствуют на столе подавляющего большинства россиян. Среди всех пищевых продуктов молоко - самый полноценный, наиболее сбалансированный по незаменимым веществам продукт, рекомендуемый для питания людей всех возрастных категорий. Эффективная система управления качеством и особая технология производства, исключающая использование консервантов и высокотемпературных режимов, - гарантия вкусной и полезной для здоровья молочной продукции.

Содержание

Стр.
Введение………………………………………………………………....……….3
1.Теоретические основы организации маркетинговых исследований ………5
1.1 Понятие и сущность маркетинговых исследований……………………....5
1.2 Принципы и методология маркетингового исследования ……………….8
1.3 Система маркетингового исследования …………………………………..11
2.1 Организационная характеристика ЗАО «Лактис».………………………14
2.2 Анализ финансово-экономической деятельности ЗАО «Лактис»……….17
2.3 Анализ маркетинговой деятельности ЗАО «Лактис»…………………….20
3.1 Анализ разработки конкурентных стратегий ЗАО «Лактис»……………25
3.2 Стратегия недифференцированного маркетинга…………………………28
3.3 Разработка мероприятий направленных на повышение конкурентоспособности ЗАО «Лактис»……………………………………….33
Заключение…………………………………………………………………...….39
Список литературы………………………………………………….………......41

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_rabota_po_marketingu.doc

— 227.00 Кб (Скачать документ)



 

Анализируя таблицу 1 можно сделать вывод, что в 2011 г. предприятие работало менее эффективно, была получена чистая прибыль в размере 69 млн. руб., что на 38 млн. руб. или на 35,5% меньше, чем за аналогичный период 2010г., это было связано с тем, что предприятие хотя и увеличило объем продаж продукции и выручка от продаж увеличилась на 2521 млн. руб. или на 11,5%, а прочие доходы выросли на 29 млн. руб. или на 18%, кроме того, коммерческие расходы уменьшились на 963 млн. руб. или на 23,4%, а прочие расходы уменьшились на 212 млн. руб. или на 57,3%, однако, в тоже время увеличилась себестоимость на 3854 млн. руб. или на 22,3%.

        Фондоотдача увеличилась на 17,6 млн. руб. или на 37,8%, это произошло в связи с уменьшением стоимости основных средств на 90 млн. руб. или на 19,1%, в то время как выручка увеличилась на 2521 млн. руб. или на 11,5%. Фондоотдача показывает выход продукции на 1 руб. основных средств.

Фондоемкость уменьшилась  на 0,6 млн. руб. или на 27,3%, это произошло  в связи с уменьшением стоимости  основных средств на 90 млн. руб. или  на 19,1%, выручка увеличилась на 2521 млн. руб. или на 11,5%.

Фондоемкость показывает сколько основных средств используется для производства 1 рубля продукции.

Фондовооруженность уменьшилась  на 16,6 млн. руб. или на 28,2%, это произошло  в связи с тем, что стоимость  основных средств уменьшилась на 90 млн. руб. или на 19,1 %, а численность  работников увеличилась на 51 чел. или на 6,0%.

Показатели финансовой устойчивости характеризуют долгосрочную платежеспособность организации, возможность  покрытия всех долговых обязательств, способность нести некоторые  убытки без риска полной потери собственных  средств. Показатели рыночной устойчивости определяются на основании данных баланса. Они рассчитываются на определенную дату составления балансов и рассматриваются в динамике.

Для расчета финансовой устойчивости предприятия рассчитаем коэффициенты, представленные в таблице 2.

Таблица 2 – Анализ коэффициентов  ликвидности финансового положения  ЗАО «Лактис» за 2010-2011 гг.

Показатель

2010 г.

2011 г.

2011 г. к 2010 г.

(+,-)

Коэффициент абсолютной ликвидности

1,93

0,07

-1,86

Коэффициент быстрой  ликвидности

1,93

0,07

-1,86

Коэффициент текущей  ликвидности

1,4

1,3

-0,1


 

Из таблицы 2 видно, что  по сравнению с 2010 г. в 2011 г. произошли следующие изменения.

Коэффициент абсолютной ликвидности уменьшился на 1,86 (норма  более 0,2). Он показывает, какая часть  краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. Показатель не соответствует норме, что свидетельствует о нерациональной структуре капитала, о слишком малой доле наличных денег и слишком высокой доле краткосрочных обязательств.

Коэффициент быстрой ликвидности уменьшился на 1,86 (норма более 0,8)

В данном случае показатель также не соответствует норме, что  обусловлено тем, что вся дебиторская  задолженность является долгосрочной.

Коэффициент текущей  ликвидности уменьшился на 0,1 (норма  более 2) Показатель также не соответствует норме, это может быть связано с замедлением оборачиваемости средств, вложенных в запасы, неоправданным ростом дебиторской задолженности.

Можно сказать о том, что предприятие финансово неустойчиво, все коэффициенты не соответствуют норме, причем в 2011 г. наметилась тенденция к еще более неэффективному использованию имеющихся  оборотных активов.

 

 

2.3 Анализ маркетинговой  деятельности ЗАО «Лактис».

Согласно данных Министерства сельского хозяйства и Росстата основная группа молочных продуктов представлена цельным молоком, кисломолочными продуктами, йогуртами, сметаной, творогом и сливками. При этом  цельное молоко занимает более 80% в количественном выражении, далее следует сыр, занимаеет порядка 8%, за ним масло с 5%. Однако, согласно исследованиям, что за последние пять лет употребление сыра в России выросло в три раза. С учетом роста общего объема молочного рынка и значительного роста потребления сыра, сегмент масла и цельного молока приростает значительно медленнее, порядка  6-8% в год. На рынке, представленном цельномолочной продукцией, рост в натуральном выражении на 8% в год. Наибольшая доля представлена стерилизованным и пастеризованным молоком, занимающим порядка 60% от всего рынка молочной продукции. После него идут кисломолочные продукты, составляющими более 25%, сметана 7%, творог 5%, а другие продукты из молока 3% (данные представлены в таблице 3).

 

Таблица 3 - Сегментация  рынка по видам продукции из молока

 

Сегментация рынка  по видам продукции из молока

 

%

Стерилизованное и пастеризованное молоко

60

Кисломолочные продукты и йогурты

25

Сметана

7

Творог

5

Другие продукты из молока

3


 

Приход в Россию западных компаний был достаточно активным в 1990-х годах, однако в последние годы они заняли выжидательную позицию. Эксперты отрасли полагают, что это связано с тем, что при всей инвестиционной привлекательности ситуация в молочной отрасли довольно рискованная. Крупным мировым молочным производителям принять решение об открытии в России собственных производств в числе прочих причин мешает крайне слабая техническая оснащенность молочного животноводства. При этом доля западных компаний, присутствующих на российском рынке, мала. Однако за счет грамотного маркетинга их продукция хорошо представлена на рынке.

Главная тенденция рынка на сегодняшний  день это продолжающаяся концентрация собственности и расширение сферы  влияния крупных игроков. Однако, по мнению экспертов, с учетом того, что территория России значительна, а население сильно рассредоточено, мелкие заводы будут существовать всегда. Дело в том, что коровье молоко - продукт скоропортящийся. Его нельзя перевозить на большие расстояния.

Вторая тенденция рынка - продолжающаяся техническая модернизация производства, появление новых технологий и продуктов. На сегодня можно говорить о том, что мы освоили западный ассортимент. Конкурентоспособность помогли в значительной мере сформировать западные компании, такие как Danon и Campina, построившие современные заводы, - считает исполнительный директор Молочного союза России Владимир Лабинов. По его словам, молочная промышленность постепенно уходит от выпуска нефасованной продукции. Однако в регионах такой товар скорее всего будет по-прежнему пользоваться спросом из-за дешевизны.

Немаловажную роль в развитии отрасли сегодня играет упаковка. Современные покупатели уже сделали выбор в пользу надежной и безопасной упаковки и теперь ожидают от нее все большего удобства. Например, современный молочный пакет должен иметь не только привлекательный дизайн, но и завинчивающуюся крышку, чтобы такой капризный продукт, как молоко, был надежно защищен от проникновения посторонних запахов даже после первичного открывания, герметично закрывался и не проливался. По данным Tetra Pak, потребитель готов платить на 1,5–2 рубля больше за упаковку, чтобы получить возможность удобно ее открывать и закрывать.

Можно также отметить, что молочный рынок сейчас стремится  отойти от "натурального" продукта в сторону продукции с большим  содержанием биологических добавок, и эти тенденции диктуют сами потребители.

Основная проблема рынка, по мнению экспертов, заключается в  том, что молочные продукты сегодня  стали менее доступными населению  из-за падения покупательной способности  людей. Основная масса населения  бедноватая, поэтому продажи ограничены и возможности молочной промышленности в полной мере не реализуются

Вторая серьезная проблема - деградация сельскохозяйственного  производства. Молодежь уезжает из деревни в город, а те, кто остаются, - все-таки потенциально слабее с точки  зрения профессионализма. В частности, поэтому ухудшается качество сырья, снижается продуктивность коров.

Третья проблема состоит  в то, что в любой развитой стране распространенной формой опосредованной поддержки молочного бизнеса  со стороны государства являются социальные программы - например организация питания инвалидов, раздача молока школьникам. В нашей стране таких программ нет.

Что касается потребления  молока и молочных продуктов, то до 1990 года оно находилось на уровне, близком  к установленным медицинским  нормам, - 386 кг на человека в год.  Молочная промышленность в СССР была хорошо развита, однако даже тогда спрос на молочные продукты не был полностью удовлетворен, они были дефицитными. После развала СССР потребление молочных продуктов начало неуклонными темпами снижаться и достигло своего минимума в 1999 году - 215 кг на душу населения. С 2001 года наметился небольшой рост потребления молочных продуктов.

В настоящее время  мы ежегодно потребляем около 230 кг молочных продуктов на душу населения, - отмечает Лабинов. - При этом по культуре потребления  молока Россия может быть сравнима со странами Северной Европы, где норма  составляет примерно 370-380 кг на душу населения. В Скандинавии, например, потребление молочных продуктов зашкаливает за 500 кг на душу населения, среднестатистический француз съедает 440 кг.

В настоящее время  абсолютным лидером потребления  в России является питьевое молоко (23 кг на человека в год), на втором месте - кисломолочные продукты (8,6 кг), на третьем - сыры (3,3 кг), четвертую строчку занимает сливочное масло (2,4 кг). При этом самый продаваемый продукт - кефир. Ежегодно на 40-50% растет спрос на йогурты с кусочками фруктов, так же активно завоевывают позиции молочно-соковые коктейли. Из традиционных сегментов хороший рост показывают сыры (твердые и плавленые) - на 15% в год, творожные продукты - на 10-12% в год. Что касается моды на обезжиренные продукты, то она в России закончилась ничем: их продажи остаются на очень низком уровне.

Главной проблемой проводимого  исследования является выбор потребителей при покупке молочной продукции.

Целью проведенной работы является изучение потребительских  предпочтений на рынке молочной продукции города Великого Новгорода и выявление уровня осведомленности потребителей о молочной продукции.

Метод исследования используется кабинетный, т.к.  представлен анализ вторичной информации, т.е. анализ информации, которая ранее уже была собрана. При этом время и затраты, требуемые на получение нужной информации, как правило, относительно невелики по сравнению с первичной информацией. Это исследование применяется для предварительного анализа имеющих данных с целью ознакомления с ситуацией (выбор молочной продукции). Также применяется метод письменного опроса (количественный метод), т.к. опрашивалось большое количество людей, задавались сложные вопросы и у респондентов было достаточно времени на обдумывание вопросов.

Форма сбора данных является анкетной. Этот метод требуют некоторой стандартизации процесса сбора данных. Для того чтобы изучить    потребительские предпочтения на рынке молочной продукции была составлена анкета.

Для начала был задан  вопрос (как часто вы покупаете  молочную продукцию?) для того чтобы  выявить, как часто и для кого респонденты покупают молочную продукцию. После чего мы задали вопрос (для кого вы покупаете молочную продукцию?) для того чтобы получить информацию о регулярной покупке молочной продукции. Затем мы узнали из вопроса (в случае не хватки денежных средств, вы готовы отказаться от молочных продуктов?) как поведут себя покупатели при не хватки денег. Следующее, что мы сделали - это задали вопрос с целью получения информации о том, какой жирности предпочитает потребитель молоко. Мы предложили респондентам написать, на что в первую очередь они обращают внимание при покупке молочной продукции, и мы выявили, что большинство опрашиваемых обращают внимание при покупке молочной продукции на качество и производителя. Следующий вопрос был задан с целью узнать какое молоко, пастеризованное и стерилизованное предпочитают покупатели и видят ли они разницу между двумя этими понятиями. После чего  нам интересно было выяснить о качестве и полноте ассортиментах в магазинах. В конце нашей анкеты мы задали вопрос, покупают ли наши респонденты какие-либо другие молочные продукты.

Следует добавить, что  объем выборки исследования равен 100, т.к. было опрошено 100 респондентов.

 

 

 

 

 

 

3 Анализ разработки конкурентных стратегий ЗАО «Лактис»

 

3.1 Молоко и молочные продукты являются важнейшей составляющей рациона граждан нашей страны. Это связано с привычками потребителей, а также с относительно невысокой стоимостью продуктов питания данной категории. Ежедневно они присутствуют на столе подавляющего большинства россиян.

Среди всех пищевых продуктов  молоко - самый полноценный, наиболее сбалансированный по незаменимым веществам  продукт, рекомендуемый для питания  людей всех возрастных категорий. Эффективная  система управления качеством и  особая технология производства, исключающая использование консервантов и высокотемпературных режимов, - гарантия вкусной и полезной для здоровья молочной продукции.

Молочная промышленность является одной из отраслей пищевой  промышленности, объединяющей предприятия  по выработке различных молочных продуктов. Данная отрасль включает в себя предприятия по производству цельномолочной продукции, сухого молока, сыра, животного масла, молочных консервов, мороженого и других видов молочной продукции. [19].

Информация о работе Разработка стратегий маркетинговой деятельности предприятия