Сервис и гарантийное обслуживание в системе маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 02:03, курсовая работа

Описание

Товар занимает основное место в комплексе маркетинга. Именно он должен удовлетворять реальные нужды и потребности человека, а маркетинг призван помочь каждому производителю выявить и обеспечить их удовлетворение лучше, чем это делают конкуренты. Последнее и обеспечивается прежде всего путём реализации товарной политики.

Работа состоит из  1 файл

2.doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)

                                     t                                         t                                        t

    Рис.6. Виды жизненных циклов товара [1] 

    ЭТАП  ВНЕДРЕНИЯ.

    На  этом этапе фирма организует производство товара и выходит с ним на рынок. Она поставляет лишь ограниченное количество ассортиментных позиций, поскольку  рынок не готов к восприятию различных  модификаций товара.

    Потенциальные покупатели ещё недостаточно ознакомлены  с новым товаром, его свойствами и преимуществами по сравнению с  аналогичными товарами конкурентов. Поэтому  фирма большое значение придаёт  политике продвижения товара на рынок, уделяет особое внимание тем группам покупателей, которые уже готовы совершать покупки. Причём фирма исходит из того, что для товара существуют следующие стадии адаптации на рынке:

  • Осознание;
  • Интерес;
  • Оценка;
  • Апробирование;
  • Признание.

    Учитывая  наличие таких стадий, фирма, выходя со своим товаром на рынок, пытается его представить так, будто он соответствует всем запросам потенциальных покупателей. Товар передаётся на их рассмотрение, и если он действительно удовлетворяет определённые потребности покупателей, то в нём появляется необходимость и обеспечивается его продажа. Улучшая качество товара и расширяя число его ассортиментных позиций, а также совершенствуя систему распределения, фирма обеспечивает рост продаж товара. При этом цена товара, как правило, остаётся довольно высокой.

    Фирма несёт убытки или получает незначительную прибыль из-за малых объёмов продаж и больших затрат на осуществление  политики распределения.

    Каждая  фирма заинтересована в том, чтобы  объёмы продаж постоянно росли и  темпы роста были существенными. Для неё важное значение имеет переход к следующему этапу жизненного цикла товара – этапу роста. Чтобы ускорить такой переход, фирма может, например, улучшить качество товара или увеличить затраты на политику продвижения. Она может также несколько снизить цену на товар или увеличить затраты на осуществление политики распределения. Варьируя одновременно несколькими указанными переменными, фирма может обеспечить достижение тех конечных результатов, которые она хотела достичь на этапе выхода на рынок. 

    ЭТАП  РОСТА.

    Если  товар отвечает требованиям покупателей, то он постепенно получает из признание. Многие покупатели совершают повторные  покупки. Благодаря проводимой фирмой информативной рекламе, к этим покупателям  присоединяются новые покупатели. Объемы продаж значительно растут. Наступает этап роста.

    К этому времени на рынке увеличивается  число конкурентов, что приводит к усилению конкурентной борьбы за позиции на рынке. Поэтому товаропроизводитель  должен по-прежнему тратить значительные средства на продвижение товара и одновременно снижать цену на товар. Такие меры могут предпринять лишь финансово самостоятельные фирмы. Другие фирмы разоряются. Их позиции на рынке занимают оставшиеся фирмы. Конкуренция уменьшается, а цены стабилизируются. В результате объем продаж увеличивается и растёт прибыль. Конечно, каждая фирма хочет, чтобы такое положение продолжалось как можно дольше. Для этого она может принять одно или одновременно несколько решений из следующих возможных:

  • Выйти на новые сегменты рынка;
  • Повысит уровень качества товара;
  • Увеличит число ассортиментных позиций товара;
  • Снизить цену на товар;
  • Обеспечить более высокий уровень политики продвижения товара на рынок и прежде всего повысить значимость увещевательной рекламы;
  • Усовершенствовать систему распределения товара.

    Принимая  одно или одновременно несколько  из указанных выше решений, фирма  может рассчитывать на лидирующее положение  на рынке. В то же время, обеспечивая  реализацию принятых решений, фирма  несёт дополнительные затраты, а  следовательно, теряет часть прибыли. Таким образом, фирма должна решить, что для неё важнее на данном этапе: получить наибольшую прибыль или завоевать прочные позиции на рынке. 

    ЭТАПЫ ЗРЕЛОСТИ.

    На  этом этапе объем продаж некоторое  время еще не значительно увеличивается, затем стабилизируется примерно на одном и том же уровне и, наконец, несколько уменьшается. Поэтому иногда выделяют три стадии данного этапа:

  1. Растущую зрелость;
  2. Стабильную зрелость;
  3. Снижающуюся зрелость.

    Этап  зрелости является обычно более продолжительным, чем другие, спрос на товар на этом этапе становится массовым. Многие покупатели приобретают товар повторно и многократно.

    В это время на рынке появляются оригинальные разработки новых товаров  конкурирующих фирм. Часть покупателей  апробируют эти новые товары. Спрос  на прежний товар уменьшается. Фирма ищет пути сохранения своих позиций на рынке. Для этого она может выбрать один из трёх вариантов.

  1. Модифицировать рынок. Модификация рынка может быть обеспечена тремя способами:
  • Путём выхода на новые рынки или сегменты рынка;
  • Благодаря выполнению новых способов использования товара;
  • Путём перепозиционирования товара на рынке.
  1. Модифицировать товар. Модификация товара может быть осуществлена благодаря:
  • Улучшению его качества;
  • Модернизации;
  • Улучшению оформления товара.
  1. Модифицировать комплекс маркетинга. Модификация комплекса маркетинга обеспечивается за счёт совершенствования основных его элементов:
  • Товарной политики;
  • Ценовой политики;
  • Политики распределения и продвижения товара на рынок.
 

    ЭТАП  РОСТА.

    Как бы долго не продолжался этап зрелости, приходит время, когда существенно сокращаются объёмы продаж и уменьшается прибыль от реализации данного товара. Это является свидетельством того, что для товара наступает этап спада. Относительно товара, находящегося на данном этапе жизненного цикла, фирма может принять самые различные решения, например:

  • Постепенно уменьшить производство товара, не меняя затраты на маркетинг;
  • Сократить производство товара при существенном уменьшении затрат на маркетинг;
  • Прекратить производство товара и распродать имеющиеся его запасы, в большинстве своём, по низким ценам;
  • Организовать производство вместо вместо устаревшего нового товара.

    Какое из указанных выше решений в каждом конкретном случае будет принято, зависит  от высшего руководства фирмы. Принимая окончательное решение, ему следует учитывать прежде всего запросы потребителей товара и сделать всё возможное для того, чтобы они были удовлетворены и был сохранён имидж фирмы. 
 

3.1  Жизненный  цикл товара и матрица “Бостон  Консалтинг Групп 

    Каждая  фирма продаёт самые разнообразные  товары, которые могут находиться на различных этапах жизненного цикла. Следовательно, торговля одними может  быть успешной, а продажа других может создавать определённые проблемы.

    Поскольку фирмы продают свои товары на разных рынках, то может оказаться, что один и тот же товар находиться на различных  этапах жизненного цикла в зависимости  от рынка, на котором он продаётся. Поэтому  необходимо определить, сколько и каких товаров на каждом из этапов жизненного цикла следует иметь, чтобы обеспечить эффективную предпринимательскую деятельность фирмы как в рассматриваемый период, так и в перспективе. Для решения такой проблемы может быть использована матрица «бостон колсантинг групп» (рис.7). в этой матрице имеется четыре ячейки, в которых указываются товары фирмы с учётом темпов роста объёмов продаж всех аналогичных товаров конкурирущих фирм и относительной доли на рынке отдельных товаров фирмы. Соответственно выделяются четыре группы товаров: «Звёзды», «трудные дети», «Дойные коровы» и «Собаки». 

                Отностительная доля на рынке  

                  Высокая                    Низкая

           Высокие                 

                               “Звёзды”               “Трудные дети”        

Темпы роста

объёмов продаж

                             “Дойные коровы”        “Собаки”

            Низкие 

               Рис.7. Матрица “Бостон  консалтинг групп” [7] 

    “Звёзды”  занимают значительную долю на рынке  и для них характерен высокий  темп роста продаж. Они обеспечивают существенную прибыль фирме, но и требуют определённых затрат на поддержание темпов роста и продаж. При уменьшении последних “Звёзды” превращаются в “Дойные коровы”.

    “Дойные коровы” имеют высокую долю на рынке и низкие темпы роста продаж. Такие товары имеют свих постоянных покупателей. Их трудно склонить к покупке аналогичных товаров конкурентов. Поэтому фирма может обеспечить значительные объёмы продаж данных товаров без существенных затрат на маркетинг. Следовательно, она получает значительную прибыль, часть которой можно использовать на компенсацию затрат, обусловленных производством и реализацией товаров других групп, в частности товаров “Трудные дети”.

    “Трудные  дети” имеют низкую долю на рынке  и высокие темпы продаж. В данном случае доминирующее положение занимают товары конкурентов. Поэтому для сохранения или усиления позиций на рынке фирме требуется значительные средства. Прежде чем эти средства вкладывать, фирма должна определить, стоит ей участвовать в конкурентной борьбе или нет.

    Определённые  проблемы имеет фирма и с товарами “Собаки”. Не смотря на то что товары этой группы длительное время находятся  на рынке, объём их продаж невелик. Для  них перспективы существенного  роста продаж, а фирма несёт  значительные издержки, обусловленные производством и реализацией таких товаров. поэтому она должна решить относительно каждого такого товара, следует ей обеспечивать его продажу на данном рынке или лучше уйти с рынка.

    Таким образом, проходя отдельные этапы  жизненного цикла, товары фирмы проходят путь от “Трудных детей” к “Звёздам”. В период зрелости они становятся “Дойными коровами”, и полученная от их продаж прибыль является источником финансирования следующих поколений “Звёзд” и отдельных выбранных товаров из “Трудных детей”.

    Чтобы товарная номенклатура фирмы была оптимальной, она должна содержать товары, находящиеся на разных этапах жизненного цикла, т.е. в разных ячейках матрици “Бостон колсалтинг групп”. Используя эту матрицу, фирма может как определить ведущую роль отдельных товаров по сравнению с аналогичными товарами конкурентов, так и выявить динамику развития ее рынков. [1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ТОВАРНЫЙ  ЗНАК
 

    Товарный  знак и знак обслуживания – это  обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.

    Товарный  знак является необходимым элементом  рыночных отношений, и его очень  часто в странах с развитой рыночной экономикой называют «безмолвным  продавцом». В мировой практике товарный знак стал почти таким же атрибутом рынка, как страховой полис или акция.

    Появление первых товарных знаков было зарегистрировано ещё в середине века, когда гильдии  ремесленников и торговцев обязывали  каждого изготовителя товара делать соответствующие метки на продукции. Здесь преследовалось сразу несколько целей:

Информация о работе Сервис и гарантийное обслуживание в системе маркетинга