Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:37, реферат

Описание

Первой официальной акцией, направленной на активизацию интеграционных процессов в Северной Америке, стала реализация "плана Эббота", целью которого было стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. Этот план был принят в 1947 г. Позже в 1959 г. США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники. Началом следующего этапа развития двусторонних отношений между США и Канадой послужило заключение в 1965 г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое, в свою очередь, стимулировало интеграцию и многих других отраслей.

Работа состоит из  1 файл

1 Североамериканское соглашение о свободной торговле.doc

— 941.00 Кб (Скачать документ)

24 

32,6 

39,3 

43 

44 

39,9 

43,2 

39,7 

 

Германия 

10 

31 

32 

37,6 

47,9 

47 

45,1 

49,5 

47,4 

 

Франция . 

15 

19 

34,6 

38,9 

46.1 

52,1 

49,8 

53,9 

53,2 

 

Швеция. . 

31,1 

43,8 

60,1 

63,3 

59,1 

66,4 

60,8 

 

 

 

Примечание: Как видно из таблицы, за 118 лет удельный вес государственных расходов в ВВП в Японии возрос в 3,2 раза, Франции - в 3,6 раза, Англии и США - в 4 раза, Германии - в 4,7 раза, в Швеции - в 10 раз; в целом по 24 промышленно развитым странам - членам Организации экономического сотрудничества и развития этот показатель только с 1960 г. вырос в среднем в 1,5 раза.

 

Таким образом, имеет место не отказ  от регулирования, а смена модели регулирования, его преобладающих  методов, перенос части регулирующих функций с федерального на уровень местных властей. В мировой практике в зависимости от преобладания той или иной группы регуляторов различают две модели регулирования, названия которых соответствует лежащим в их основе научным концепциям, рассмотренным выше: кейнсианскую и неоклассическую. "Вариант преобладания финансовых мер принято называть кейнсианской экономической политикой. Политика, в которой упор сделан на кредитно-денежный механизм, получила в экономической науке название "монетаризма". [18]

 

Практика реализации экономического регулирования в западных странах показала, что наиболее рациональным является сочетание обоих направлений. В зависимости от конкретных особенностей того или иного периода и задач, стоящих перед правительством, используются либо преимущественно монетарные (точнее сказать, базирующиеся на монетаризме или других неоклассических теориях), либо кейнсианские методы регулирования. Если экономика находится в затянувшейся депрессии, падение экономического роста сопровождается массовой безработицей и социальными потрясениями, имеет место необходимость структурных изменений в экономике, применяются кейнсианские методы регулирования. Если экономика подвержена инфляции или стагфляции, разбалансированию денежного обращения, нестабильности национальной валюты, хроническому бюджетному дефициту, то господствуют неоклассические методы регулирования.

 

Моделям государственного регулирования  свойственна циклическая взаимозаменяемость. Кризис в экономике всегда приводит к смене модели регулирования. Следовательно, государственное регулирование - это динамичная система, зависимая от конъюнктурных колебаний. Конъюнктурное регулирование - воздействие на совокупный спрос и предложение в зависимости от фазы экономического цикла - более характерно для кейнсианского регулирования, тогда как неоклассические концепции провозглашают борьбу с циклом как единым целым.

 

Государственное воздействие на спрос  и предложение сегодня чаще используется не в макроэономическом регулировании, а для регулирования рынков отдельных  товаров или услуг. При этом регулирование некоторых рынков (таких как денежный рынок, рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.) оказывает заметное макроэкономическое влияние. Поэтому на таких рынках допустимым считается не только регулирование, но и финансовая поддержка или создание специфического правового режима, например протекционизм по отношению к отечественным производителям финансовых услуг, или отраслям промышленности, дающим наибольший вклад в обеспечение занятости.

 

Возвращаясь к классификации регулирования (Схема № 1), рассмотрим следующий критерий деления государственного регулирования - по целям и задачам государства. В зависимости от целей и задач, решаемых в рамках государственной экономической политики, регулирование может быть тактическим и стратегическим Стратегическое соответствует решению глобальных, долгосрочных государственных задач, а тактическое направлено на получение конкретных результатов, необходимых для постепенного продвижения к поставленным стратегическим целям. Поэтому использование одного и того же экономического рычага может иметь различные последствия с точки зрения тактического и стратегического регулирования.

 

Одно и то же государственное  решение может иметь разный экономический  смысл в текущем и перспективном  планировании. Например, понижение ставки налога на прибыль: тактическое регулирование имеет, на первый взгляд, отрицательный результат - снижение поступлений в бюджет, однако понижение налога стимулирует активизацию предпринимательства, а следовательно, рост налогооблагаемой базы и общей массы поступлений в бюджет, что и является целью стратегического регулирования. [19]

 

Еще один критерий классификации - по уровням государственной власти, на которых осуществляется принятие регулирующих решений. В рамках национальной экономики, государственное регулирование может осуществляться как на центральном, так и на региональном уровне. Два уровня регулирования имеют место в унитарных государствах, притом центральный уровень имеет, безусловно, приоритетное значение, а на региональном уровне регулируются узкие направления, имеющие "местное" значение.

 

В отличие от унитарных государств, в государствах с федеративным устройством, к которым относится РФ, разделение регулирующих функций по 3-м уровням (федеральный, субъектов федерации, местных властей) более ярко выражено и имеет более важное значение. Особенность, например, американской системы государственного регулирования - передача части функций федерального уровня на уровень субъектов федерации (включая механизм государственных расходов, часть налогов и сборов, муниципальные займы, страховой надзор и пр.) К тому же законодательство штатов может ставить экономических субъектов иногда в принципиально разные условия в разных штатах. На федеральном уровне регулируется денежное обращение, внешнеэкономическая деятельность, федеральные налоги, расходы на государственный аппарат, оборону и т.п., то есть решается ограниченный круг задач, имеющих общенациональное значение. Проблемы федерализма в использовании финансово-кредитных регуляторов народного хозяйства считаются сейчас одними из наиболее актуальных не только для нашей страны, но и для Германии (особенно в свете последствий объединения двух германий и интеграции в европейский рынок), США, Канады.

 

Для современной экономической  жизни важное значение имеет  и еще один уровень регулирования, исторически появившийся последним, - межгосударственное экономическое регулирование. Международное разделение труда и интернационализация производства вызвали необходимость участия национальных экономик в мировой экономической системе, которая регулируется на уровне межгосударственных экономических организаций при приоритете экономических, а не административных регуляторов. Поэтому процессы глобализации затронули не только сами регулируемые экономические отношения, но и инструменты государственного воздействия на них.

 

Увеличение роли негосударственных  финансов в глобальной экономике (как  механизма саморегулирования) потребовало  роста масштабов и многообразия способов их использования и в  государственном регулировании, поскольку, как мы уже говорили выше, финансовый капитал - это "невольный" носитель государственных регулирующих воздействий. На характер таких воздействий в финансово-кредитной системе в последние годы оказала влияние гармонизация законодательств и развитие международных регулирующих институтов в первую очередь (наиболее быстрыми темпами) - в рамках ЕС. Однако такая тенденция является не только европейской, но и общемировой - в рамках формирующейся системы межгосударственного регулирования глобальной экономики закладываются основы постепенного сближения экономических законодательств и либерализации режимов доступа на внутренние рынки стран.

 

К числу современных тенденций  в регулировании финансового  сектора и использования его  как инструмента других отраслей экономики следует отнести появление т.н. "интегрированного надзора" на рынках финансовых услуг. Он возник из-за появления, например, "банкассюранс" и подобных ему типов комплексного финансового обслуживания населения и корпораций.

 

Потребитель финансовых услуг, как известно, сегодня весьма требователен, и его не устраивает просто страхование, просто банковское обслуживание, просто накопление пенсии и т.п., ему нужна комплексная финансовая услуга, дающая и накопление средств, и доходность инвестиций, и рост капитала, и безопасность имущества и защиту финансовых интересов. Поэтому финансовые предприятия различных отраслей вынуждены интегрироваться между собой, обмениваться пакетами или объединять сбытовые сети. Такой финансово-банковско-инвестиционно-страховой "монстр" регулироваться и контролироваться государством должен с той степенью же комплексности, с какой он сам ведет свою деятельность. Государство ведь должно защищать потребителя финансовых услуг независимо от того, в какой форме они ему реализуются. Например, предоставление услуг "банкассюранс" [20] - кто должен защищать интересы потребителя Центробанк или страховой надзор? В то же время и самому государству необходимо сохранить контроль над состоянием финансовых рынков, чтобы не только гарантировать соблюдение "правил игры" их участниками, но и иметь возможность реализовывать на них собственные интересы и использовать их как инструменты государственного регулирования других отраслей. Поэтому и возник интегрированный надзор. На наш взгляд, это новое направление будет в ближайшие годы весьма активно развиваться по мере того, как будет расти рынок комплексного финансового обслуживания.

 

4. Смешанная экономика

 

Идеи смешанной экономики, появившиеся  на рубеже двух последних веков и  получившие затем широкое распространение, отражали реальные изменения в социально-экономической жизни, особенно усилившиеся в послевоенный период. Эти изменения проявились в усложнении форм взаимодействия рынка и государственного регулирования экономики, частного предпринимательства и процесса социализации, а также во все более заметном проникновении в структуру общественных систем постиндустриальных (постэкономических) начал. Сам термин «смешанная экономика» не имеет однозначного толкования. Его первоначальная и наиболее распространенная трактовка делает упор на сочетании различных секторов экономики (частного и государственного), на разнообразии форм собственности. Вторая позиция, получившая импульс от кейнсианства, выдвигает на первый план проблему сочетания рынка, рыночного механизма и государственного регулирования. Третья позиция, инициированная разнообразными социал-реформистскими течениями, основывается на сочетании капитала частного предпринимательства и общественных социальных гарантий. Наконец, еще одна позиция, вытекающая из цивилизованного подхода, нацеливает на проблему соотношения экономических и неэкономических начал в структуре современного общества. Указанные трактовки смешанной экономики в современных условиях не противоречат друг другу: они лишь отражают наличие нескольких линий формообразования современного типа развитой экономики и их единство.

 

Смешанная экономика представляет собой одновременное сочетание  указанных параметров, а именно: сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал. Параметры смешанной экономики обладают относительной самостоятельностью. Однако, возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп параметров в условиях различных стран. Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных структурных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частногосударственные акционерные предприятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д. Сегодня смешанная экономика является целостной системой, выступающей адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, частнохозяйственной инициативы - социальными гарантиями, а также включения в экономическую структуру общества постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя и уступает «чистым» системам в степени однородности составляющих ее элементов [13].

 

Реально в разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими преобладающими формами собственности, рынка и степени участия государственного регулирования, капитала и социальности. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п.

 

Американская модель - это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации. Американские экономисты исходят из того, что лишь экономическая свобода как антитеза регулирования способна обеспечить устойчивый рост. Индекс экономической свободы, исчисляемый канадским институтом по методологии М. Фридмана, учитывает пять факторов:

 

1) размер государственного сектора  экономики, бюджетных расходов и правительственного участия;

 

2) структура правовой системы,  защита прав собственности; 

 

3) доступ компаний к инвестиционным  ресурсам;

 

4) степень открытости экономики; 

 

5) развитие хозяйственного, банковского  и трудового права. Шакуров  И.Г. Институциональная концепция соотношения рыночного и государственного регулирования экономики.

 

Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая создает социальную инфраструктуру, смягчающую недостатки рынка и капитала. Государство создает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью [15]. Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного вмешательства, характеризуется следующими чертами:

 

1) индивидуальная свобода как  условие функционирования рыночных  механизмов и децентрализованного  принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;

 

2) социальное равенство - рыночное  распределение доходов обусловлено  объемом вложенного капитала  или количеством индивидуальных  усилий, в то время как достижение  относительного равенства требует энергичной социальной политики.

Информация о работе Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)