Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 09:29, шпаргалка
1.Сущность маркетинга как науки и вида деятельности. Причины возникновения и этапы развития. Становление маркетинга как основы экономического поведения фирмы следует отнести к периоду, последующему за "великой депрессией", охватившей Запад в 1929—1933 годах. В это время шел активный поиск средств антикризисного регулирования как на государственном уровне, так и на уровне отдельных фирм и компаний.
1. Нормативное влияние-это подчинение, групповым нормам мышления и поведения для получения вознаграждения или избижания санкций.
2. Ценностно-ориентированое влияние - добровольное использование групповых норм и ценностей в качестве ориентира поведения.
3. Информационное влияние – используется информация которую использует группа(СМИ, продавец)
Домохозяйство(самая влиятельная референдная группа)- совокупность людей, которые живут совместно и ведет общее хозяйство. Маркетологов интересуют роли домохозяйства и стадии жизненного цикла домохозяйства.
Типы ролей членов домохозяйства в процессе принятия решений о покупке:
1.инициатор-собирает информацию о товаре и заинтересован в его покупке;
2.оказывающий влияние - влияющий на выбор оценочных критериев и альтернатив товара;
3.принимающий решение
4.покупатель-тот, кто покупает
5.пользователь-тот,кто будет товар использовать
Факторы внутреннего влияния включают в себя:
1.процесс обработки информации и обучение потребителей;
2.мотивы и мотивация потребителей;
3.личность потребителя;
4.личные ценности;
5.стиль жизни
Обработка информации - это процесс получения стимула (информации), их интерпретация, сохранение в памяти и воспроизведение. Понимание процесса обработки информации потребителем используется в маркетинге при разработке рекламных компаний и продвижений торговых марок.
Этапы процесса обработки информации:
1.контакт-происходит при физическом приближении к стимулу.
2.внимание-направление познавательных ресурсов на обработку стимула;
3.понимание-придание стимулу определенного значения;
4.принятие-убеждающее влияние(значение)стимула на знание или поведение человека;
5.Запоминание-это передача понимания стимула в долгосрочную память
Обучение потребителей - организация заинтересована в том, чтобы обучать потребителей пользованию своими товарами, поскольку поведение потребителей это в основном приобретенное и усвоенное поведение. Поэтому через рекламу, демонстрацию, презентацию своих товаров производители обучают потребителей как использовать их товары.
Мотивация является движущей силой. Мотив-это невидимая внутренняя сила, которая стимулирует поведенческую реакцию человека. Потребность становиться мотивом, когда заставляет человека действовать, а её удовлетворение приводит к снижению психологического напряжения человека.
Личность-это устойчивая реакция человека на различные внешние раздражители. Личностные характеристики используются в маркетинге при формировании рыночных сегментов, а также при позиционировании и продвижении товаров
Личные ценности (персональные) это убеждение людей о жизни и приемлемом поведении. В маркетинге используются личные ценности при разработке торговых марок и сегментации рынка.
Стиль жизни - это образ жизни потребителя и образ использования ресурсов.(времени, денег, информации)
9.Сегментирование рынка: понятие, признаки и критерии сегментации.
Сегментация рынка - классификация групп потенциальных потребителей на основе различий в их нуждах, вкусах и/или поведении. В основе сегментации рынка лежит учет индивидуальных предпочтений различных категорий потребителей. Она позволяет из общего числа потенциальных потребителей выбирать определенные группы (рыночные сегменты), предъявляющие более или менее однородные требования к товару. Сегментация рынка производится по критериям и признакам.
Критерий - способ оценки выбора того или иного сегмента рынка для продуктов или предприятия (конкурента).
Наиболее распространенными критериями сегментации являются:
1.емкость сегмента, по которой определяется число потенциальных потребителей и, соответственно, необходимые производственные мощности;
2.каналы распространения и сбыта продукции, позволяющие решить вопросы о формировании сети сбыта;
3.устойчивость рынка, позволяющая сделать выбор о целесообразности загрузки мощностей предприятия;
4.прибыльность, показывающая уровень рентабельности предприятия на данном сегменте рынка;
5.совместимость сегмента рынка с рынком основных конкурентов, позволяющая оценить силу или слабость конкурентов и принять решение о целесообразности и готовности внесения дополнительных затрат при ориентации на таком сегменте;
6.оценка опыта работы конкретного персонала предприятия (инженерного, производственного или сбытового) на выбранном сегменте рынка и принятие соответствующих мер;
7.защищенность выбранного сегмента от конкуренции.
Признак - это способ выделения данного сегмента на рынке.
При формировании сегмента рынка используют следующие признаки:
1.Различия между потребителями, позволяющие объединить их в сегменты.
2.Сходство между потребителями, формирующие устойчивость предпочтений данной группы потребителей к данному товару.
3.Наличие показателей, позволяющих измерить характеристики и требования потребителей и определить емкость рынка.
4.Достаточность объема продаж для обеспечения комплексных расходов и получения прибыли.
5.Доступность сегмента для предприятий, то есть наличие каналов сбыта и транспортировки.
Cегментация рынка – это деятельность по выявлению потенциальных
групп потребителей конкретного товара предприятия.
Сегментация проводится на основе определенных признаков. Для рынка
потребительских товаров можно выделить такие признаки, сгруппированные в
факторы:
1) Демографический фактор. Признаки: возраст, пол,
количество детей в семье, стаж семьи.
2) Экономический фактор. Признаки: доход, стоимость
имущества, сбережения, уровень потребления, наличие подсобного хозяйства,
уровень потребления товаров и т.д.
3) Социальный фактор (или психографический фактор).
Признаки: образование, профессия, национальность, культурные запросы.
4) Психологический (поведенческий) фактор. Признаки:
отношение к новому товару, здоровью, рекламе, стиль жизни и т.д.
5) Географический фактор. Признаки:
природно-климатические зоны, город/село, географическое расположение, страна и
регион.
6) Потребительский фактор. Признаки: цены, качество,
свойства товара, сервис.
Для товаров производственного назначения сегментацию целесообразно
проводить по другим критериям, например: отрасли, формы собственности, сферы
деятельности, размер предприятия, географическое положение и т.д.
Все вышеназванные признаки являются объективными, однако, они не всегда полно
отражают картину потребителей для какого-то специфического товара. Например,
один и тот же человек может купить дешевый телевизор, но курить дорогие
сигареты. Для таких рынков используются субъективные специфические критерии
сегментации.
10.Позиционирование: понятие, значение, этапы.
Позиционирование товара представляет собой комплекс мер и приемов, с помощью которых в сознании целевых потребителей данный товар занимает по отношению к конкурирующим товарам собственное, отличное от других место, включая формирование конкурентоспособной позиции и комплекс детализированного маркетинга.
Позиционирование в теории рассматривается в двух аспектах.
1. С помощью стремления максимально приблизить товар к потребителю, найти наиболее оптимальное размещение товара на рынке.
2. Выбор самой выгодной позиции товара в товарной выкладке.
Основная стратегия позиционирования заключается в выявлении такой группы потребителей, у которых фирма сможет пользоваться преимуществом, а в дальнейшем и позиционировать себя на этом рынке.
Первый шаг позиционирования представляет собой дифференциацию маркетингового предложения фирмы, т. е. данный товар фирмы должен быть более ценным для потребителя, чем товар конкурентов.
Конкурентное преимущество – это предложение товара большей ценности или по более низким ценам, либо выгод, компенсирующих более высокие цены. Таким образом, с помощью методов позиционирования потребителям необходимо внушить, что этот товар создан специально для них и чтобы он идентифицировался с идеалом последних.
Методы позиционирования:
1) на базе определенных преимуществ товара, на базе удовлетворения определенных (специфических) потребностей;
2) с помощью устойчивых представлений о товаре.
Стратегии позиционирования:
1) укрепление торговой марки в сознании потребителей;
2) изыскание новой незанятой позиции;
3) репозиционирование, т. е. потеснение или вытеснение из сознания потребителей конкурентов.
Отличительные особенности, которые фирме желательно учитывать при позиционировании товара:
1) значимость (ценность);
2) характерность (специфичность);
3) превосходство (преимущества);
4) наглядность (очевидность);
5) защищенность от подделок;
6) доступность;
7) прибыльность.
Можно выделить пять основных этапов разработки позиционирования:
1. определение конкурентоспособного (выгодного) позиционирования с учетом целевых сегментов и целевых аудиторий (наиболее привлекательны те рыночные позиции, которые комбинируют привлекательные рыночные сегменты с действительными и потенциальными преимуществами компании);
2. формулирование доказательств, аргументов, доводов, известность которых делает любое оспаривание позиционирования неразумным;
3. разработка элементов комплекса маркетинга с учетом выбранного позиционирования, целевых сегментов и целевых аудиторий;
4. разработка единой методики проведения сбора и регистрации информации о мнениях представителей целевых сегментов и целевых аудиторий о позиционировании и изменения в отношении к конкурентным преимуществам и набору приоритетных атрибутов;
5. мониторинг позиционирования и внесение изменений (корректировка).
11.Маркетинговые исследования: понятие, значение, процесс маркетинговых исследований.
Маркетинговые исследования- это систематическое выявление, сбор, обработка, анализ, распространение и использование информации для повышения эффективности определения и решения маркетинговых проблем фирмы и использование её маркетинговых возможностей. Необходимость проведения маркетинговых исследований связанно с принятием решений по основным направлениям маркетинговой деятельности.
Направление маркетинговых исследований:
1.анализ потребителей
2.анализ конкурентов
3.исследование товара
4.исследование сбытовой деятельности
5.исследование цен
6.исследование маркетинговых коммуникаций, и определение их эффективности
7.реакция потребителей на маркетинговые действия фирмы
Этапы процесса маркетинговых исследований
I. Определение маркетинговой проблемы и цели исследования
II. Определение объектов исследования
III. Разработка плана исследования(кто, когда, каким методом)
IV. Сбор и анализ вторичной информации
V. Сбор, обработка и анализ первичной информации
VI. Оформление отчета по маркетинговым исследованиям, где содержатся выводы и рекомендации направленные на решение маркетинговых проблем фирмы.