Совершенствование структуры маркетинга ЗАО «Хохломская роспись»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:26, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию структуры и деятельности службы маркетинга на ЗАО «Хохломская роспись».
Основными задачами написания данной дипломной работы являются подробное изучение содержания, сущности, направлений маркетинговой деятельности на предприятии; рассмотрение типов организационных структур маркетинговой службы, а также тщательный анализ существующей структуры маркетинговой деятельности на ЗАО «Хохломская роспись».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... 6
Глава 1. Теоретические основы деятельности маркетинговой службы на предприятии .....................................................9
1.1. Сущность и содержание деятельности маркетинговой службы
на предприятии……………………………………………………………..9
Типы структур маркетинговой службы……………………………..14
Направления деятельности маркетинговой службы………………..22
Глава 2. Анализ деятельности маркетинговой службы на ЗАО «Хохломская роспись», .……………..39
Краткая характеристика ЗАО «Хохломская роспись»,.. …....39
Анализ структуры маркетинговой службы и ее места в системе управления предприятием ………………………………..43
Анализ деятельности маркетинговой службы на ЗАО «Хохломская роспись», .…...52
Глава 3. Совершенствование структуры и деятельности маркетинговой
службы на ЗАО «Хохломская роспись»,………………………………..….…..68
3.1. Рекомендации по совершенствованию структуры и
деятельности маркетинговой службы на ЗАО «Хохломская роспись», ………………………………………………………………………...68
3.2. Оценка эффективности предложенных рекомендаций …..86
Заключение………………………………………………………………………90
Библиографический список…………………………………………………….95

Работа состоит из  1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 68.72 Кб (Скачать документ)

 

 привлечение молодых  специалистов;

 

 обеспечение конкурентоспособной  заработной платы работникам;

 

 постоянное улучшение  качества выпускаемой продукции,  для обеспечения ее соответствия  существующим государственным стандартам  и международным требованиям;

 

 расширение ассортимента  продукции;

 

 разработка новых  товаров;

 

 расширение рынков  сбыта.

 

 ЗАО Хохломская  роспись - современное многопрофильное  предприятие, обладающее широким  спектром производств и применяемых  технологий.

 

 Технологическая  база ЗАО «Хохломская роспись»  позволяет производить электронные  приборы, соответствующие мировому  уровню развития. Все процессы  проектирования и производства  на предприятии сертифицированы  в соответствии с международным  стандартом ИСО-9001.

 

 Наличие и развитие  собственных современных технологий  заготовления материала, вытачивание  и изготовление изделий на  электронном оборудовании, производства  специального инструмента, регулировки  и испытаний электронной аппаратуры  позволяет предприятию производить  широкую номенклатуру изделий  от массовых до уникальных, пользующихся  спросом на различных сегментах  рынка, как Российской Федерации,  так и стран ближнего и дальнего  зарубежья. Для поддержания мирового  уровня указанных технологий  предприятие постоянно модернизирует  и развивает:

 

 ■ гибкое автоматизированное деревообрабатывающее производство для изготовления образцов и серийного производства народно-художественных изделий;

 

 лако-красрчное производство;

 

 специализированное  гибкое высокоавтоматизированное  производство инструмента и технологической  оснастки;

 

 производство одно- и двухсторонних печатных этикеток;

 

 подготовительное  производство;

 

 сборочно-монтажное  производство изделий народного  промысла;

 

 собственную испытательную  базу.

 

 Все выпускаемые  изделия проходят многократную  проверку качества на каждом  технологическом этапе производства.

 

 Для повышения  конкурентоспособности, потребительских  свойств выпускаемой продукции,  для более полного удовлетворения  требований потребителей и повышения  объемов продаж на предприятии  была создана и постоянно совершенствуется  структура и деятельность маркетинговой  службы.

 

 Создание маркетинговой  службы на ЗАО Хохломская роспись  началось с 1991 года, после конверсии  и структурной перестройки производства.

 

 Как и на большинстве  российских предприятий, базой  для создания маркетинговой службы  на ЗАО Хохломская роспись  послужило родственное подразделение,  а именно служба сбыта. Однако  работники службы сбыта не  владели методической основой  осуществления маркетинговой деятельности. Поэтому маркетинговая служба  предприятия претерпела с момента  своего образования значительные  кадровые и структурные преобразования.

 

 Существующий на  сегодняшний день вариант маркетинговой  службы на ЗАО Хохломская роспись  был создан к 2002 году, однако  руководство предприятия и по  сегодняшний день находится в  постоянном поиске оптимальной  организации маркетинговой деятельности.

 

2.2. Анализ структуры  маркетинговой службы и ее  места в системе управления  предприятием

 

 Схема построения  организационной структуры маркетинговой  службы на ЗАО «Хохломская  роспись» представлена на рис. 2.1.

 

 

 

 

Начальник отдела продаж по РИА

 

 

Начальник отд. продаж по Центральному региону

 

Начальник отд. продаж по Дальневосточному региону

 

Начальник отд. продаж по Уральскому региону

 

Начальник отд. продаж по Сибирскому региону

 

Начальник отд. продаж по Южному региону

 

 

 

 

 

 

 

Менеджеры по продажам

 

Менеджеры по продажам

 

 

Менеджеры по продажам

 

 

Менеджеры по продажам

 

 

Менеджеры по продажам

 

Начальник отд. продаж по Приволжскому региону

 

Начальник отд. продаж по Северо-Западному региону

 

 

Начальник департамента по работе с VIP-клиентами

 

 

 

Зам. начальника по Н.Новгороду

 

Менеджеры по продажам

 

 

Менеджеры по продажам

 

 

 

 

Р

Менеджеры по продажам

 

ис. 2.1. Структура маркетинговой службы на ЗАО «Хохломская роспись».

 

 На рис. 2.1. видно,  что структура маркетинговой  службы ЗАО «Хохломская роспись»  относится к функционально-региональному  типу структур. Так как в ней  наряду с подразделениями, выполняющими  общие функции маркетинга, присутствуют  подразделения, в которых уделяется  большое внимание работе предприятия  в конкретных регионах. Организация  работы со всеми видами продукции  осуществляется по товарному  принципу. В приведенной выше  схеме видно, что в составе  структуры маркетинговой службы  ЗАО «Хохломская роспись» выделяются  подразделения по продажам семёновской матрёшки для ОАО РЖД. То есть в рассматриваемой структуре маркетинговой службы присутствуют так же элементы организации маркетинговой деятельности по товарному принципу.

 

 Дадим краткую  характеристику функций, выполняемых  подразделениями, которые работают  в рамках маркетинговой службы  ЗАО «Хохломская роспись».

 

 Группа внешнеэкономической  деятельности отвечает за работу  предприятия в странах ближнего  зарубежья: Казахстан, Украина,  Белоруссия, Узбекистан, Киргизия.

 

 Бюро сбыта выполняет  комплекс работ по доставке  продукции к конечному потребителю.

 

 Отдел маркетинга  проводит маркетинговые исследования  рынка, разрабатывает краткосрочную,  среднесрочную и долгосрочную  стратегию маркетинговой деятельности  и вносит предложения, которые  ориентируют разработчиков и  производство на выполнение требований  потребителей к выпускаемой продукции.

 

 Информационно - аналитический  отдел проводит мониторинг внешней  и внутренней среды предприятия,  с целью получения информации, которая необходима для эффективной  работы маркетинговой службы  предприятия. То есть выполняет  чисто информативную функцию.

 

 Бюро рекламы и  выставочной деятельности составляет  планы и графики участия в  выставках и семинарах, разрабатывает  стратегию и тактику предприятии  в области рекламы, организует  проведение рекламных мероприятий.

 

 Изучив особенности  организационной структуры маркетинговой  службы ЗАО «Хохломская роспись»  сделаем выводы по ее достоинствам  и недостаткам.

 

 К достоинствам  данной структуры, по нашему  мнению, можно отнести:

 

 соблюдение принципа  единоначалия;

 

 специализацию продаж  части продукции на конкретных  регионах, которая позволяет более  полно учесть их особенности,  составить достоверный прогноз  рынка с учетом его специфики  и действовать соответствующим  образом;

 

3) организация работы  по товарному принципу, способствующая

повышению компетентности менеджеров в области технических

характеристик, качества, функционального назначения, особенностей

конкретных видов  продукции;

 

 группа внешнеэкономической  деятельности функционирует в  рамках маркетинговой службы  как самостоятельное подразделение  и подчиняется заместителю генерального  директора по маркетингу;

 

 возможность ликвидировать  устаревшие звенья и ввести  новые, исходя из требований  внешней среды и целей предприятия.

 

 К недостаткам  можно отнести следующие особенности  данной структуры:

 

 наличие 4-х иерархических  уровней управления, которое снижает  эффективность работы структуры,  так как порождает проблемы  при передаче информации «сверху  вниз» и наоборот, и, следовательно,  замедляет скорость реагирования  структуры на изменяющиеся требования  рынка;

 

 специализация подразделений  маркетинговой службы на работе  в отдельных регионах приводит  к усложнению ее структуры,  а так же к дублированию  функций, выполняемых региональными  подразделениями;

 

3) сбытовая ориентация  деятельности маркетинговой службы, так как из рис. 2.1. видно, что  в ее структуре существует  очень большое количество

подразделений, выполняющих  исключительно функцию продаж производимой

продукции;

 

4) отсутствие в структуре  маркетинговой службы подразделений,

выполняющих маркетинговые  функции, которым должно придаваться

первостепенное значение в условиях жесткой конкуренции  и ужесточения

потребительских требований: разработка новых и усовершенствование

существующих продуктов, планирование их качества, планирование товарного

ассортимента и цен  на продукцию, а так же сервисное  обслуживание и

маркетинговые коммуникации;

 

5) неоправданно большое  количество управленческих звеньев,

обуславливающее затратность данной структуры;

 

 наличие дублирующих  должностей: начальник управления  маркетинг* выполняет те же  функции, что и начальник отдела  маркетинга;

 

 отсутствие соблюдения  принципа оптимальной загрузки  руководителей любого уровня (5-9 подчиненных): у начальника управления  маркетинга в подчинении находиться 13 руководителей третьего уровня.

 

 В целом можно  отметить, что структура маркетинговой  службы ЗАО «Хохломская роспись»  не отвечает требованиям:

 

 оптимальности, так  как при высоких затратах на  свое содержание не достигает  максимальных результатов маркетинговой  деятельности, то есть не оправдывает  себя;

 

 экономичности из-за  дублирования функций и должностей;

 

 оперативности, так  как большое количество управленческих  уровней тормозит прохождение  информационных потоков между  подразделениями маркетинговой  структуры.

 

 Предметом труда  работников маркетинговой службы  является маркетинговая информация  о внутренней и внешней среде  предприятия.

 

 Маркетинговая информация - важнейший фактор повышения  эффективности системы управления  маркетингом на предприятии.

 

 Для оперативности  получения, обработки и обмена  необходимой

информацией, а так  же в целях повышения автоматизации  труда работников

маркетинговой службы применяются  современные технические средства: ПК,

принтеры, модемы, факсы, копировальные устройства, электронная  почта,

телекоммуникационная  связь и т.д.

 

 Очень важно, чтобы  на предприятии деятельность  маркетинговой службы осуществлялась  в тесном сотрудничестве и  взаимодействии с другими подразделениями,  только так можно обеспечить  переход от производственной  ориентации предприятия к маркетинговой  ориентации.

 

 Далее рассмотрим, как происходит взаимодействие  маркетинговой службы ЗАО «Хохломская  роспись» с другими подразделениями  предприятия.

 

 В своей деятельности  маркетинговая служба активно  взаимодействует с подразделениями  предприятия, участвующими в достижении  его производственно-коммерческих  целей (Рис. 2.2.).

 

 

 

 Рис. 2.2. Схема взаимодействия  маркетинговой службы с подразделениями  ЗАО «Хохломская роспись».

 

 Маркетинговая служба  ЗАО «Хохломская роспись» занимает  важное место в системе управления  предприятием. Она подчиняется заместителю  генерального директора по маркетингу, что обеспечивает независимость  ее положения по отношению  к другим подразделениям и  объективную оценку возможностей  предприятия при разработке его  маркетинговой политики.

 

 Для наглядности  представим взаимодействие маркетинговой  службы с

подразделениями предприятия  в форме таблицы.

 

 Таблица № 2.

 

Информационное взаимодействие маркетинговой службы с подразделениями  предприятия.

 

 

Маркетинговая служба 

Маркетинговая служба

 

Получает 

Предоставляет

 

Отдел главного 

Конструктора

 

 ■ Сведения о реальном состоянии и 

 ■ Количественные и качественные

 

 возможностях предприятия  в 

 требования потенциальных  и

 

 области конструирования  новой 

 существующих потребителей  к

 

 техники и технологии. 

 Новой продукции.

 

 ■ Предложения по изменению 

 ■ Анализ конкурентоспособности

 

 характеристик и  конструкции 

 продукции предприятия  на

 

 выпускаемой продукции  с целью 

 основании сопоставления

 

 улучшения ее потребительских 

 потребительских  свойств

 

 свойств. 

 конкурирующей продукции.

 

 

 

 

 ■ План мероприятий по

 

 

 

 

 коммерческой реализации  и

 

 

 

 

 техническому обслуживанию

 

 

 

 

 продукции.

 

Планово – экономический отдел

 

 ■ Планы выпуска хохломы и матрёшок. 

■ Предложения и рекомендации к

 

 ■ Цены на хохлому и матрёшки. 

 плану производства  продукции

 

 

Информация о работе Совершенствование структуры маркетинга ЗАО «Хохломская роспись»