Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:15, курс лекций
Курс лекций по стратегическому маркетингу (5 лекций)
Тема 1: Концепции и сущность стратегического маркетинга
План:
Вопрос 1. Принципы новой управленческой парадигмы. Развитие СМК как области исследования
Понятие «научная парадигма» охватывает совокупность базовых положений, ценностей и убеждений, принятых в научной среде в некий момент времени, т.е. парадигма – преобладающая точка зрения на проблему отрасли знаний, которой придерживается подавляющее большинство ученых и специалистов с опорой на результаты фундаментальных исследований и общепризнанных публикаций.
Парадигма управления маркетингом – это система концепций, методологий и методов, образующая модель постановки и решения проблем стратегического маркетингового управления, принятую в конкретной социально-экономической системе.
Основные постулаты новой рыночной парадигмы:
СМК – это процесс принятия и реализации стратегических маркетинговых решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует.
СМК, по Ж. Ж. Ламбену, - это маркетинг, заключающийся в анализе потребностей целевой аудитории. Он прослеживает эволюцию заданного рынка и выявляет различия существующих и потенциальных рынков, их сегментов на основе анализа потребностей, нуждающихся в удовлетворении. Роль СМК – слежение за эволюцией заданного рынка, выявление различных потенциальных рынков и их сегментов на основе анализа потребностей, нуждающихся в удовлетворении.
Представляя собой постоянный анализ потребностей рынка, СМК предшествует разработке эффективных товаров, предназначенных для конкретных потребителей и обладающими особыми свойствами, отличающими их от товаров-конкурентов.
Стратегию можно рассматривать как связующее звено между тем, что предприятие хочет достичь (его целями) и меняет линию поведения, выбранную для достижения этих целей.
Анализ специальной литературы убеждает в том, что в настоящее время отсутствует единое определение понятие СМК.
Дефиниция СМК должна включать аспекты:
Принципы стратегического маркетингового управления:
Вопрос 2. Природа и историческая ретроспектива развития стратегического маркетинга
История развития экономической и управленческой мысли в конце 19-ого – начале 20 века была связана с задачей найти способы преодоления спонтанно возникающих промышленных кризисов и реакции предприятия на возникающие изменения во внешней среде.
Расширение горизонта планирования в 60-е гг. 20 века, безальтернативность директивных плановых заданий, отсутствие релевантной информации и методической базы привело к тому, что идея долгосрочного планирования к началу 80-х гг. оказалась скомпрометированной. Практика показала несостоятельность, сформированную на основе экстраполяции и аппроксимации.
Разработка стратегий
получила развитие на стыке 60-70 гг., которая
впоследствии трансформировалась в
концепцию стратегического
В середине 70-х, после мирового экономического кризиса динамизм и неопределенность деловой окружающей среды ещё более усилились. Для более четкого понимания природы возникновения СМК выделим основные эпохи экономического развития общества:
Эти факторы в совокупности обусловили усложнение управления предприятием. Современная концепция СМК сформирована на базе теоретических исследований и практического опыта в области стратегического маркетингового планирования. Однако её отличительной чертой является ориентация в будущее, первичность стратегических установок при достаточной адаптивности к складывающейся стратегической ситуации.
Идеология СМК базируется на предположении о невозможности с достаточной степенью точности предсказывать долгосрочные тенденции, поэтому характерно для постиндустриальной эпохи.
СМК – технология управления в условиях повышенной нестабильности факторов внешней среды и их неопределенности во времени.
Наибольшую известность в научном мире получили десять школ стратегического управления, обладающих собственными подходами и принципами формирования систем СУ:
Дополнительно
также выделяется «китайская стратегическая
школа».
Вопрос 3. Подходы к процессу разработки стратегических направлений развития предприятия (по материалам учебника «Стратегического менеджмента» под редакцией Петрова А.Н., СПб, Питер, 2005)
Корпоративное планирование
Представители:
И. Ансофф, А. Чандлер, К. Эндрюс и др.
Суть данного подхода – определение логических предписаний об организации самого процесса, который представляется как линейно-последовательная процедура принятия решений, включающая высшее руководство в поиск по использованию необходимой информации для генерирования, оценки и выбора путей будущего развития предприятия. Таким образом, стратегический анализ ведет к стратегическому выбору, а тот, в свою очередь, к исполнению стратегических действий.
Главная
концепция данного подхода
Итеративное планирование
Представители:
Дж. В. Квин
Итеративное
планирование определяется как процесс
выработки стратегии, реализуемой
на предприятии в
Корпоративное и итеративное планирование считаются базовыми подходами к разработке стратегических направлений развития предприятия. Данные подходы требуют достаточно высокой культуры стратегического мышления как у высшего руководства, так и у руководителей более низкого уровня.
Интуитивное планирование
Высшее
руководство устанавливает
Сторонники данного подхода утверждают, что он основан на опыте и интуиции высшего руководства, а направленность на небольшие шаги по достижению глобальной цели делает его более рациональным и менее дорогостоящим, чем корпоративное планирование. Кроме того, если на предприятии отсутствуют профессионалы в области стратегического планирования в «верхнем эшелоне власти», то первый и второй подходы просто обречены на неудачу. С другой стороны, критики данного подхода к стратегическому планированию доказывают на исторических примерах, что в условиях «стратегического дрейфа», который инициирует интуитивное планирование, предприятие не в состоянии быстро и адекватно реагировать на меняющиеся условия среды, а также не способно перестраивать свою деятельность качественно, что очень важно в условиях конкурентной борьбы.
Хаотическое планирование
Данная
позиция противопоставляется
Специфика отечественных предприятий
Выработка
и реализация стратегии возможны в
условиях, когда на предприятии у работников
развито стратегическое мышление, что
обеспечивается не краткосрочным обучением,
а многолетней практической деятельностью,
поэтому в настоящее время распространенным
для крупных российских фирм является
интуитивное планирование, а попытки перейти
на корпоративное планирование имеют
формальный характер и не приносят реальной
пользы. При стабилизации экономической
обстановки в нашей стране, по мере накопления
потенциала предприятиями различных организационно-правовых
форм, развития рыночной инфраструктуры
и повышения профессионализма отечественных
предпринимателей можно ожидать следующую
последовательность использования на
предприятиях существующих подходов к
стратегическому планированию: хаотическое
планирование – интуитивное планирование
– корпоративное планирование – итеративное
планирование.