Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:15, курс лекций
Курс лекций по стратегическому маркетингу (5 лекций)
Вопрос 4. Сущность СМК и управления, интегрированность стратегического и операционного маркетинга.
Различают два уровня управления маркетингом:
- стратегический;
- тактический;
Маркетинговая
стратегия заключается в
Инструментами реализации маркетинговой стратегии выступают:
- совершенствование организационной структуры;
- организация
проникновения на новые
- разработка и выведение на рынок нового товара;
- свертывание деловой активности и уход с рынков, не обеспечивающих устойчивых прибылей;
- проникновение
на новые рынки посредством
создания совместных
- кооперация деятельности с предприятиями, обладающими опытом успешной деятельности на интересующих рынках.
В основе маркетинговой стратегии лежат следующие стратегические концепции:
- выбор целевых рынков;
-сегментация рынка;
- выбор методов выхода на них;
- выбор методов и средств маркетинга;
- определение времени выхода на рынок.
Операционный
маркетинг в сравнении –
Операционный
маркетинг – активный процесс
получения заданного объема продаж
путем использования
Инструменты реализации тактического маркетинга – изучение рынков с целью формирования спроса и стимулирования сбыта, анализ ассортимента товаров для максимального удовлетворения рыночных требований, прямые контакты с потребителями, увеличение и обучение персонала структурных подразделений, активное участие в выставках-ярмарках, расширение номенклатуры экспорта, повышение эффективности сервиса, рекламные мероприятия и управление ценами.
Процесс СМК:
Согласно
общепринятому в маркетинговом
управлении подходу в рамках системы
СМК функционирует два
- анализ потребностей потенциальных и реальных покупателей;
- макро-
и микросегментация рынка
- анализ привлекательности выбранных сегментов рынка;
- оценка
конкурентоспособности
- выявление
возможных стратегических
- выбор
оптимальной альтернативы и
- реализация
стратегического
- оценка
и контроль реализованной
Все вышеизложенное составляет процесс стратегического маркетингового планирования.
Этапы операционного маркетинга:
Противопоставив
процессы стратегического и
СМК – это ориентированный на анализ процесс, имеющий долгосрочный горизонт планирования и направленный на использование существующих и создание привлекательных возможностей развития предприятия.
Таблица
«Сравнительная характеристика операционного и стратегического маркетинга»
Характеристика | ОМК | СМК |
Миссия предназначения | Производство
товаров/услуг с целью |
Выживание предприятия в долгосрочной перспективе посредством установления динамического баланса с окружением, позволяющим решать проблемы заинтересованных в деятельности предприятия лиц |
Объект концентрации внимания | Взгляд внутрь предприятия, поиск путей более эффективного использования ресурсов | Взгляд вовне предприятия, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, адаптация к изменениям в окружении и по возможности управление ими |
Учет фактора времени | Ориентация на краткосрочную перспективу | Долгосрочная перспектива |
Основы построения системы управления | Функции и организационные структуры, процедуры, техника и технология | Люди, системы информационного обеспечения и рынок |
Подход к управлению персоналом | Работники – ресурс предприятия, исполнители отдельных работ и функций | Работники – основа предприятия, его главная ценность, источник благополучия |
Характер поведения | Реактивное поведение | Упреждающее поведение |
Орган, осуществляющий данный вид деятельности | Отдел маркетинга | Межфункциональная координация |
Состояние среды | Стабильная | Динамичная |
Использование возможностей | Существующие | Новые |
Контролируемые переменные | Не связанные с продуктом | Связанные с рынком продукта |
Критерий эффективности управления | Прибыльное
и рациональное использование |
Своевременная
и точная реакция предприятия
на новые запросы рынка и |
Вопрос 5. Продукт, объект, субъект, предмет и уровни СМК.
Материальным продуктом СМК является система маркетинговых планов предприятия. Реализация планов позволяет получить конечный продукт стратегического маркетингового управления в виде двух составляющих:
Таким образом, результатом является принятое стратегическое маркетинговое решение.
Объектом СМК является предприятие и его рыночная позиция.
Разработка
МКС не относится к исключительной
компетенции высшего
Уровни СМК:
- корпоративный;
- бизнес-уровень;
- функциональный;
- операционный.
Предмет СМК – проблемы, прямо связанные с генеральными (маркетинговыми) целями предприятия; проблемы и решения, связанные с каким-либо маркетинговым элементом предприятия и проблемы, связанные с неконтролируемыми внешними факторами.
Субъект
СМК – управляющая
Вопрос 6. Процесс осуществления СМК
Процесс стратегического маркетинга:
- это технология; часть процесса разработки и принятия стратегических управленческих решений;
- это
результат; совокупность
Виды обеспечения СМК:
- правовое;
- методическое;
- ресурсное;
- организационное;
- информационное.
Тема 2: Предприятие как объект СМК
План:
Вопрос 1. Стратегический маркетинговый потенциал предприятия. Сущность, составляющие, оценка
Современная
концепция стратегического
Стратегический маркетинговый потенциал предприятия характеризуется как совокупность находящихся в его распоряжении стратегических маркетинговых ресурсов по количеству и качеству имеющих определяющее значение для возможности и границ функционирования предприятия в тех или иных условиях.
Стратегический маркетинговый потенциал , таким образом, - это совокупность имеющихся ресурсов и возможностей (способностей) для разработки и реализации МКС предприятия. Здесь необходимо два уточнения:
- к стратегическим относятся те виды ресурсов, объемы и структура которых могут быть существенно изменены только путем принятия и реализации соответствующих решений;
- для
более детальной формулировки
определение стратегического
Если речь идет о МКД в условиях экономического кризиса, неплатежей, то основным стратегическим маркетинговым ресурсом становятся финансовые ресурсы, высоколиквидные активы.