Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:15, курс лекций
Курс лекций по стратегическому маркетингу (5 лекций)
В условиях нормального функционирования экономики к стратегическому маркетинговому потенциалу могут быть отнесены все ресурсы, которые обеспечивают достижение высокой долговременной конкурентоспособности предприятия.
Маркетинговый потенциал предприятия не является константой. Также, как и другие элементы производства и реализации продуктов, он подвержен изменениям. Однако, по сравнению с другими характеристиками предприятия в нормальных условиях он проявляет более высокую степень стабильности, демонстрирует замедленную и ослабленную реакцию на положительные воздействия. Но при этом разрушительные воздействия могут иметь достаточно быстрый эффект.
Оценка стратегического маркетингового потенциала позволяет определить эффективность маркетингового управления с позиции оптимального использования рыночных шансов в условиях изменчивости экономической среды.
Анализ маркетингового потенциала рассмотрен не примере показателей, отраженных в таблице.
Маркетинговый потенциал дополняет структуру стратегического потенциала предприятия, отражает аналитическую, производственную и коммуникационную деятельность его персонала, для анализа и оценки уровня использования маркетингового потенциала предприятия проводится соцопрос ведущих специалистов предприятия.
Таблица «Показатели, характеризующие потенциал маркетинговой деятельности предприятия»
Показатели | Величина | |
Филиал 1 | Филиал 2 | |
Доля управленческих решений, принимаемых на основе выводов маркетингового анализа в общем объеме управленческих решений (%) | 17,46 | 29,18 |
Коэффициент разрыва между среднегодовыми темпами роста, рыночной доли и среднегодовыми темпами роста рынка (%) | 16,89 | 22,36 |
Удельный вес товаров, ЖЦ которых находится в стадии спада спроса | 3,94 | 5,39 |
Соответствие цены и качества товаров, доля опрошенных, давших положительные оценки | 79,55 | 85,11 |
Соотношение прироста выручки, полученной вследствие размещения рекламных объявлений и расходов на рекламу | 2,194/ 4,250 | 5,452/5,900 |
Средний балл удовлетворенных потребителей сервисом (количество положительных отзывов на качество обслуживания и наличия дополнительных услуг за вычетом жалоб) (балл) | 2,98 | 3,68 |
Имидж
предприятия и уровень |
3,67 | 4,83 |
Дифференциация товаров (баллы) | 4,26 | 4,97 |
Комментарии к таблице:
Доля УР, принимаемых на основе выводов маркетингового анализа в общем объеме управленческих решений выявлено по данным опроса персонала предприятия.
Оценка второго коэффициента произведена экспериментально.
Оценка 6-ого показателя произведена по данным опроса потребителей. Максимальная оценка – 5 баллов (100%).
7-ой
показатель получен на основе
опроса потребителей и
8-ой
показатель рассчитан
Оценка степени соответствия текущих параметров нормативным осуществляется, исходя из того, что:
В – коэффициент соответствия текущих параметров и параметров нормативного потенциала, 1 ≥ β ≥ 0
P - параметр, характеризующий нормативный потенциал предприятия, соответствующий оптимальному взаимодействию с рынком.
Определение уровня возможностей использования маркетинговых ресурсов предприятия проводится следующим образом:
Среднее значение Bi для каждого предприятия со структурными подразделениями определяется по формуле 2, где n – число параметров, определяющих маркетинговый потенциал; m – количество структурных подразделений, подвергающихся исследованию.
Уровень развития МКД представлен в таблице 2.
«Оценка уровня возможностей маркетинговой деятельности предприятия»
Показатели | Величина | |
Филиал 1 | Филиал 2 | |
Доля управленческих решений, принимаемых на основе выводов маркетингового анализа в общем объеме управленческих решений (%) | ||
Коэффициент разрыва между среднегодовыми темпами роста, рыночной доли и среднегодовыми темпами роста рынка (%) | 16,89 | |
Удельный вес товаров, ЖЦ которых находится в стадии спада спроса | 0,9696 | 0,9461 |
Соответствие цены и качества товаров, доля опрошенных, давших положительные оценки | 0,7955 | 0,8511 |
Соотношение прироста выручки, полученной вследствие размещения рекламных объявлений и расходов на рекламу | 0,5162 | 0,9241 |
Средний балл удовлетворенных потребителей сервисом (количество положительных отзывов на качество обслуживания и наличия дополнительных услуг за вычетом жалоб) (балл) | 0,5960 | 0,7960 |
Имидж
предприятия и уровень |
0,7340 | 0,9660 |
Дифференциация товаров (баллы) | 0,8520 | 0,9940 |
Среднее значение B | 0,6837 | 0,8182 |
Уровень возможностей | 0,7510 |
В качестве
сильных сторон можно отметить высокий
уровень известности
Вопрос 2. Конкурентная позиция, конкурентный статус и конкурентное преимущество предприятия, сущность и методы оценки
Для каждого предприятия имеет важное значение оценка конкурентной позиции и статуса.
Конкурентная
позиция – место предприятия
в соответствующем секторе
Конкурентная позиция может быть названа ролевой функцией предприятия. Подобное название сопряжено с пониманием процесса конкурентного взаимодействия хозяйствующего субъекта во внешней среде как некоторого подобия игрового действия, в котором каждому из участников отведена определенная роль.
Ролевая функция – это позиция, которое занимает предприятие в коммуникациях со своими конкурентами. Выбранная позиция предприятия не является константой в системе конкурентных коммуникаций. Объективно предприятие выбирает ролевую функцию с помощью: аналитических данных об уровне конкурентоспособности и масштабах конкурентного потенциала самого предприятия в данной отрасли; та же информация по конкурентам, о доле рынка одноименных продуктов, контролируемый данным предприятием и конкурентами, по степени перспективности разрабатываемых рыночных ниш, по степени целесообразности и возможности диверсификации деятельности самого предприятия и конкурентов. Субъективной предпосылкой выбора ролевой функции является уровень компетентности и профессиональной подготовленности менеджмента предприятия, наличие реальных бизнес-идей и способность менеджмента к реализации данных идей. Под влиянием ролевой функции, выбранной предприятием, реализуются стратегические установки, методы, типы и формы конкурентного поведения.
Типы конкурентов по ролевой функции согласно классификации Ф. Котлера:
- лидер;
- претендент;
- последователь;
- обслуживающий рынок.
В данной классификации автор опирается на один критерий: рыночную долю каждого из указанных типов конкурентов. Однако оценка конкурентных позиций может производиться с учетом выделения стратегических групп.
В значительной степени на формирование, удержание и наращивание конкурентной позиции оказывает влияние избрание менеджментом предприятия своего конкурентного статуса.
Под конкурентным статусом предприятия понимается относительный объем фактической совокупности содержательных функций, выполняемых им в избранном виде бизнеса.
Типы конкурентного статуса:
Формы,
методы и приемы конкурентной борьбы
обладателей разного
Конкурентное преимущество – это какая-либо ценность, которой обладает предприятие (товар, услуга) и которая дает ему превосходство перед конкурентами, т.е. это выгодное отличие торгового предложения одного предприятия от предложений конкурентов, благодаря чему потребители целевых рынков преодолевают точку безразличия услугодателя и продавца и делают выбор в ползу данного предприятия. Именно конкурентные преимущества лежат в основе обеспечения конкурентоспособности предприятия в условиях рыночной экономики. В свою очередь, в агрессивной среде прочность конкурентной позиции предприятия зависит от обладания долговременным устойчивым конкурентным преимуществом, длительность которого определяется способностью предприятия сохранять и обеспечивать защиту имеющихся конкурентных преимуществ на фоне монетарной генерации новых более быстрых и эффективных конкурентов. При этом последние приобретают всё большее значение в условиях насыщения рынков и значительного превышения предложения над спросом. Конкурентные преимущества предприятия – это уникальные осязаемые и неосязаемые ресурсы, которыми владеет предприятие, а также стратегически важные для данного предприятия сферы бизнеса, позволяющие побеждать в конкурентной борьбе.
ЖЦ конкурентного преимущества:
Период А – происходит формирование конкурентного преимущества;
Период
В – конкуренты действуют с
позиции прежних имеющихся
Период С – конкуренты начинают разрушать конкурентное преимущество;
Д – величина конкурентного преимущества, которое может быть выражено в виде показателя.
В условиях
жесткой конкуренции
Ориентация
на этот вид конкурентных преимуществ
требует серьезных
Классификация конкурентных преимуществ предприятия:
Критерии устойчивости КП:
Вопрос 3. Стратегические бизнес-единицы