Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:15, курс лекций
Курс лекций по стратегическому маркетингу (5 лекций)
Синергические стратегические решения возникают при создании новых технологий, развития креативности, при построении операций с известными системами. В качестве инструментов разработки синергического решения рассматривают специальные приемы разработки интенсивных технологий, компоновки и комплексировки.
Интенсивные технологии – технологии, обеспечивающие новое качество известным продуктам и процессам.
Компоновка и комплексирование связаны со свойством эмертжентности или технологии.
Компоновка – объединение (размещение) некоторого количества:
а) действий при синтезе сложного стратегического решения;
б) подсистем при проектировании системы в условиях ограничений на некоторые параметры решения или системы в целом.
Комплексирование
– повышение степени
Вопрос 2. Альтернативы стратегических маркетинговых решений
Разработка стратегических маркетинговых решений включает генерацию альтернативных вариантов с использованием методов логического мышления, синтеза и анализа.
Основой разработки стратегических решений является системный подход. Синтез в большей мере – творческий эвристический процесс, чем анализ, поэтому часто эвристически генерируют вариант решения, а затем, используя формальные методы, анализируют эти эвристические альтернативы. Под творчеством в области предпринимательства понимают некоторую сумму экономических ролей. В более общем виде творчество – это способность интегрировать элементы знаний в новые комбинации, ранее неизвестные. Творческие возможности маркетолога могут проявляться:
- в отыскании
новых, более эффективных
- в использовании глубокого знания законодательства рыночного механизма для извлечения прибыли;
- в композиции
новых комбинаций мотивов, в
т.ч. относящихся к разным
- в разработке
более эффективных схем
Творчество при
генерации вариантов
Процедуры генерирования
альтернативных вариантов могут
предусматривать как
Технологии генерирования альтернатив весьма разнообразны – метод аналогий, способы синтеза решений из определенным образом структурируемых составляющих; а в более сложных случаях – объединение для разработки маркетинговых решений высококвалифицированных специалистов данной области деятельности.
После разработки
альтернативных вариантов маркетинговых
воздействий, представленных в виде идей,
концепций, возможной технологической
последовательности действий, возможных
способов реализации предлагаемых вариантов
должен проводиться их предварительный
анализ с целью отсева заведомо нежизнеспособных,
неконкурентоспособных вариантов, или
вариантов, заведомо уступающих другим.
Вопрос 3. Методы выбора стратегических альтернатив. Сценарный подход к выбору стратегических альтернатив.
Технологии отсева могут быть достаточно разнообразными в условиях привлечения профессионалов, способных отобрать альтернативы, достойные дальнейшей более глубокой проработки и сравнительной оценки. При отборе основных видов маркетинговых воздействий учитывают достаточно высокую сравнительную оценку и отсутствие дублирования, чтобы спектр маркетинговых альтернатив, отобранных для более глубокой проработки был достаточно полным и в то же время неизбыточным. Необходим учет и специфических особенностей ситуации.
Сценарии ожидаемого развития ситуации играют важную роль при принятии маркетинговых решений. Основная задача разработки сценариев – дать ЛПР ключ к пониманию ситуации и наиболее вероятного её развития. При разработке сценариев важно определить факторы количественной и качественной природы, характеризующей ситуацию и тенденции её развития, выявить альтернативы динамики их изменения. Разработка сценариев развития ситуации проводится преимущественно с использованием технологии экспертного оценивания. Анализ нескольких альтернатив развития ситуации оказывается более информативным и способствует выработке более эффективных маркетинговых решений.
Вопрос 4. Разработка стратегических маркетинговых решений в условиях неопределенности и риска.
Часть условий при разработке маркетинговых решений всегда неопределенно, поэтому практически все маркетинговые решения принимаются в условиях некоторой неопределенности. Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации маркетинговых решений, в т.ч. связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность в связи с возможностью возникновения в ходе реализации маркетинговых решений неблагоприятных ситуаций и последствий характеризуется понятием риска. Факторы риска и неопределенности подлежат учету в расчетах эффективности, если при разных возможных условиях реализации маркетинговых решений затраты и результаты различны.
Риском можно
и нужно управлять, что значит
правильно спрогнозировать
Когда речь идет о неопределенности в каком-то смысле ситуации, рекомендации, вытекающей из научного исследования, не могут быть столь четкими и однозначными, как в случаях полной определенности. Количественный анализ ситуации всё же может принести пользу и помочь при выборе маркетингового решения. Разработаны специальные математические методы, предназначенные для обоснования стратегических маркетинговых решений в условиях неопределенности («теория игр», минимаксные, максимильные стратегии).
В некоторых
наиболее простых случаях эти
методы дают возможность найти и
выбрать оптимальное
Тема 4: Целеполагание в системе маркетинга
План:
Вопрос 1. Стратегическое видение и миссия предприятия
Целеполагание представляет собой важнейший этап формирования стратегического маркетингового плана. Определение цели учитывает два момента:
- цель характеризует
направление развития
- цель позиционирует
желаемое состояние через
Именно с двойственных позиций подходят к процессу целеполагания, которое условно разбивается на два этапа:
- определение миссии;
- собственно
процесс определения целей
Для формулировки
генеральной цели в основе лежит
наличие у руководства
Миссия – это отдельное утверждение, являющееся неким кодексом предприятия и определяющая его экономическую, социальную и управленческую философию, экономические критерии прибыльности хозяйственной деятельности, качество товаров и стиля поведения, подбор и расстановку кадров, имидж предприятия.
Примерная структура миссии:
В качестве заинтересованных сторон в миссии предприятия выделяют: акционеров, менеджмент предприятия (наемные управленцы), потребители, наемные работники, кредиторы, местное сообщество.
Процесс выработки миссии:
Цели формулировки миссии:
Требования к формулировке миссии:
- прямой формулировки прибыли как цели деятельности не должно быть;
- краткость и понятность формулировки;
- формулировкой занимается высшее руководство.
Миссия фокусируется на констатацию стратегического видения руководства относительно конкретной позиции предприятия, характеризует положение и взаимодействие предприятия с внешней средой и не содержит конечных показателей.
Вопрос 2. Интегрированность миссии, стратегических установок, целей и задач предприятия.
Стратегические установки, в отличие от миссии, ориентированы вовнутрь предприятия и нацелены на мобилизацию персонала для достижения целей.
Стратегические
установки – формализованное
представление высшего
Цель – образ результата, желаемое состояние объекта в будущем, преобразование видения в специфические цели сопровождается созданием критериев контроля достижения целей в виде конкретно и однозначно определяемых количественных и качественных показателей – индикаторов успешности реализации целей. Следует иметь ввиду, что если не удается найти конкретные критерии достижимости целей, возникает необходимость пересмотра стратегических целей, уточнение их формулировок и интерпретации.
0 уровень: генеральная
цель предприятия (в т.ч.
1 уровень: подцели.
2 уровень: разбивка подцелей на частные цели.
3 уровень: задачи.
Стратегическая задача – проблема, связанная с предстоящим событием, которое может повлиять на способность предприятия достигать поставленных целей. В отличие от цели задачи имеют конкретное измерение, объем ресурсов, временю привязку и ответственность.
План-программа – комплекс мер, направленный на реализацию выбранной стратегии, сбалансированной по срокам, исполнителям и ресурсам.
Вопрос 3. Стратегические маркетинговые цели предприятия, требования к формулировке, методы выработки.
На любом крупном
предприятии, имеющем несколько
разных структурных подразделений
и несколько уровней