Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 07:39, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка конкретных стратегических мероприятий по оптимизации управленческих решений с целью повышения эффективности функционирования организации в целом.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность и классификацию управленческих решений;
- изучить процесс и систему принятия управленческих решений как основу деятельности менеджера;
- исследовать стратегические факторы, повышающие эффективность управленческих решений;
- провести анализ конкурентных позиций исследуемого предприятия и дать оценку эффективности действующей системы принятия управленческих решений;
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы разработки и принятия управленческих решений 7
1.1. Сущность и классификация управленческих решений 7
1.2. Стадии процесса принятия управленческих решений 17
1.3. Стратегические возможности по усовершенствованию управленческих решений в организации 23
Глава 2. Комплексный анализ конкурентных позиций предприятия
на рынке 28
2.1. Общая характеристика деятельности малого предприятия 28
2.2. Анализ внутренней и внешней среды ООО «СТЭМ» 34
2.3. Анализ показателей экономической деятельности предприятия 51
2.4. Оценка эффективности коммерческой и управленческой деятельности ООО «СТЭМ» 57
Глава 3. Разработка основных стратегических направлений по оптимизации управленческих решений в ООО «СТЭМ» 68
3.1. Анализ стратегических возможностей малого предприятия 68
3.2. Выбор и реализация стратегии по повышению эффективности управленческих решений в ООО «СТЭМ» 76
3.3. Оценка эффективности предлагаемой стратегии 95
Заключение 101
Список используемой литературы
Выбор и практическое использование той или иной классификации определяется конкретными условиями принятия решений.
По характеру процесса принятия решения выделяют:
- интуитивные решения – выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации;
- решения, основанные на суждениях, - выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации;
- рациональные решения.
Главное различие между
По количеству альтернатив выделяют:
- стандартные решения
– однозначный выбор, но он
не имеет характер
- бинарные решения
– выбор из двух диаметрально
противоположных альтернатив.
- многоальтернативные решения. Многовариантная разновидность решений встречается не так часто;
- инновационные решения
– выбор при отсутствии
По частоте принятия решений выделяют:
- единовременные решения – решения крупных проблем. Примером таких решений может быть решение о создании или ликвидации предприятия;
- циклические решения
– решения проблем, имеющих
известный цикл. Пример менеджмента
циклических решений: один раз
в год принимаются решения
по исполнению бюджета
- частые решения – решения, необходимость в принятии которых возникает в случайные моменты времени по несвязанным между собой проблемам настолько часто, что процесс можно считать непрерывным.
По времени наступления
последствий для объекта
- стратегические решения – решения относительно набора действий, направленных на достижение целей организации посредством ее приспособления (адаптации) к изменениям внешней среды. Стратегическое решение реализуется через распределение ресурсов, адаптацию к внешней среде, внутреннюю координацию и организационное предвидение;
- перспективные решения – решения, направленные на принятие и реализацию перспективных планов;
- текущие решения,
развивающие и уточняющие
- оперативные решения
– решения, охватывающие
- стабилизационные решения – решения, принимающиеся для обеспечения нахождения системы и ее подсистем в области управляемых или допустимых состояний14.
По числу субъектов, влияющих на принятие решения, выделяют:
- определяющие решения – решения, принимаемые одним специалистом или руководителем;
- конкурентные решения – решения, принимаемые двумя специалистами;
- адаптирующие решения
– решения, принимаемые
По технологии разработки решения выделяют организационные решения, цель которых – обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением становится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.
Организационные решения
можно квалифицировать как
- запрограммированные
решения – результат
- незапрограммированные
решения – принимаются в
По прогнозной эффективности выделяют:
- ординарные решения
– решения, при которых
- синергетические решения – решения, при которых эффективность расходования ресурсов на единицу полученного эффекта резко возрастает, т.е. эффект носит явно выраженный непропорционально возрастающий характер;
- асинергетические решения – это решения, приводящие к непропорциональному снижению эффективности системы и (или) операции.
Среди ординарных могут быть выделены следующие типы решений:
- неэффективные – не позволяющие решить проблему;
- рациональные – позволяющие решить проблему;
- оптимальные – позволяющие решить проблему наилучшим в определенном критерием смысле образом или построить наилучшую систему в определенном критерием смысле.
В числе наиболее частых причин таких решений можно назвать: запаздывание решения, отсутствие необходимых ресурсов, низкий уровень организации, мотивации и др16.
По степени важности учета временных ограничений выделяют:
- решения в реальном
масштабе времени – решения,
принимаемые и реализуемые
- решения, принимаемые в течении одного из этапов;
- решения, ограниченные по времени рамками определенного этапа;
- решения, не имеющие явных ограничений по времени их принятия,- это прежде всего решения относительно начала какого-либо процесса или единичного действия;
По составу и сложности реализации решения выделяют:
- простые решения –
решения, реализуемые при
- процессные решения – решения, реализуемые при выполнении некоторой совокупности взаимосвязанных действий17.
По характеру учета изменения условий реализации решения выделяют:
- гибкие решения – решения, алгоритмы реализации которых предусматривают различные варианты действий в зависимости от возникающих условий;
- жесткие решения – имеют единственный вариант реализации при любых условиях и состоянии субъектов и объектов управления18.
Знание и использование
классификационных признаков
Наибольший интерес представляет процесс принятия и реализации решений как последовательная смена взаимоувязанных стадий, этапов различных действий руководителя, вскрывающая технологию мыслительных действий, поисков истины и анализа заблуждений, путей движения к цели и средств её достижения. Только такой подход позволяет понять зафиксированный акт управленческого решения, источники его происхождения.
Требования к процессу принятия управленческих решений можно свести к следующим:
Основным элементом каждого процесса принятия управленческих решений является проблема, под которой понимается несоответствие фактического состояния управляемого объекта (например, в сфере оказания услуг) желаемому или заданному, т. е. цели или результату деятельности. Выработка плана действий по устранению проблемы составляет сущность процесса принятия решений.
Общая схема принятия решений, представленная на рисунке 2, предполагает, что процесс представляет собой прямоточное движение от одного этапа к другому; после выявления проблемы и установления условий и факторов, приведших к ее возникновению, производится разработка решений, из которых выбирается лучшее.
Рисунок 2 - Этапы процесса принятия решений20
Основу для постановки задачи принятия решений составляет возникновение ситуации, которая вызывает появление проблемы. Описание проблемной ситуации дает представление о факторах, которые необходимо тщательно проанализировать и рассмотреть при решении. Прежде всего, требуется установить, являются ли они внутренними или внешними по отношению к данной организации, так как возможности воздействия на эти две группы факторов различные.
К внутренним факторам среды розничных компаний, в наибольшей мере, относят: цели и стратегию развития, структуру производства и управления, финансовые и трудовые ресурсы, закупка и поиск источников, маркетинг, управление запасами. Они формируют предприятие как систему, взаимосвязь и взаимодействие элементов которой обеспечивает достижение стоящих перед ней целей. Поэтому изменение одного или нескольких факторов одновременно вызывает необходимость принятия мер управленческого воздействия, направленных на сохранение свойств системы как целостного образования.
Первая группа внешних факторов практически неуправляема со стороны менеджеров организации, но оказывает на ее деятельность косвенное (опосредованное) влияние, которое необходимо учитывать. К ней относят состояние макроэкономической среды, в которой действует конкретная отрасль. Обычно это – экономические, социально- демографические, политические, юридические и технологические факторы. Например, экономическое состояние страны (региона) воздействует на работу организации через такие параметры среды, как наличие капитала и рабочей силы, уровни цен и инфляции, производительность труда, доходы покупателей, правительственная финансовая и налоговая политика и др21.
Учет многочисленных
и разнообразных факторов среды,
выбор главных среди них и
предвидение возможных
Вторая группа внешних факторов в меньшей мере поддаются воздействию со стороны менеджеров организации. К ней относят состояние микроэкономической среды, которая обозначает аспекты внешней среды, непосредственно воздействующие на организацию в силу своего близкого взаимодействия с внутренними структурами организации. В такой деловой среде действуют конкуренты, поставщики, потребители, к ней относятся рынки труда и финансовые институты, которые изначально формируют планы и деятельность компании.
Необходимым элементом (и параметром) процесса принятия управленческих решений является оценка тех действий, которые предпринимаются на его различных стадиях.
Управленческим называется решение, принятое в торговой системе и направленное на:
Таким образом, процесс принятия решений в розничной торговли должен осуществляться с учетом особенностей этой области экономики, а также влияния внутренних и внешних факторов и ограничений. Это поможет повысить качество и обоснованность решений на всех уровнях управления.
На первой стадии в качестве критерия распознавания проблемы чаще всего используется целевая установка, по отклонению от которой и судят о возникновении проблемы.
Стадия разработки решений начинается со сбора и обработки информации, необходимой для выработки курса действий.
На стадии выбора и
реализации решения проблемы, применяются
различные критерии, позволяющие
из множества проектных
Информация о работе Стратегия повышения эффективности управленческих решений (на примере ООО «СТЭМ»)