Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 07:39, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка конкретных стратегических мероприятий по оптимизации управленческих решений с целью повышения эффективности функционирования организации в целом.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность и классификацию управленческих решений;
- изучить процесс и систему принятия управленческих решений как основу деятельности менеджера;
- исследовать стратегические факторы, повышающие эффективность управленческих решений;
- провести анализ конкурентных позиций исследуемого предприятия и дать оценку эффективности действующей системы принятия управленческих решений;
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы разработки и принятия управленческих решений 7
1.1. Сущность и классификация управленческих решений 7
1.2. Стадии процесса принятия управленческих решений 17
1.3. Стратегические возможности по усовершенствованию управленческих решений в организации 23
Глава 2. Комплексный анализ конкурентных позиций предприятия
на рынке 28
2.1. Общая характеристика деятельности малого предприятия 28
2.2. Анализ внутренней и внешней среды ООО «СТЭМ» 34
2.3. Анализ показателей экономической деятельности предприятия 51
2.4. Оценка эффективности коммерческой и управленческой деятельности ООО «СТЭМ» 57
Глава 3. Разработка основных стратегических направлений по оптимизации управленческих решений в ООО «СТЭМ» 68
3.1. Анализ стратегических возможностей малого предприятия 68
3.2. Выбор и реализация стратегии по повышению эффективности управленческих решений в ООО «СТЭМ» 76
3.3. Оценка эффективности предлагаемой стратегии 95
Заключение 101
Список используемой литературы
Графически динамика отгрузки продукции представлена на рис. 10.
Рисунок 10 - Динамика отгрузки продукции за 2008-2010 гг. в сети «Лента» и «METRO»
Исходя из приведенных
выше данных, а также используя
Приложение 1 и информацию об условиях
и перспективах работы с данными
клиентами можно сделать
Рост объема закупок
компанией «Лента» является
В отношении компании «METRO» нельзя сделать таких однозначных выводов, т.к. ее доля в общем объеме отгрузок и темпы прироста существенно отличаются от периода к периоду. Принимая во внимание, что в 2010 году данные показатели имели отрицательную динамику, а также тот факт, что в 2011 году в сети планируется открытие 5 новых магазинов, т.е. сеть увеличится только на 15%, то можно сделать предположении о дальнейшем снижении доли закупки «METRO» в общем объеме отгрузок.
Условия сотрудничества с этими сетями также различны:
Для определения экономической эффективности сотрудничества с данными организациями определим рентабельность продаж для каждой из них. Расчет представлен в табл. 8.
Таблица 8 - Расчет рентабельности продаж по сетям «Лента» и «METRO» за 2010 год
Показатель |
"Лента" |
"METRO" |
Отгрузка, руб. |
11 782 694,00 |
7 681 336,27 |
Сумма вычетов, руб. |
2 948 913,18 |
2 818 992,76 |
Отгрузка минус вычеты, руб |
8 833 780,82 |
4 862 343,51 |
Отгрузка, шт. |
51 229,10 |
33 397,11 |
Средняя цена отгрузки по прайсу, руб |
230,00 |
230,00 |
Средняя цена отгрузки фактическая, руб |
172,44 |
145,59 |
Средние переменные издержки, руб. |
120,00 |
120,00 |
Условно-постоянные издержки на 1 ед., руб. |
24,00 |
24,00 |
Прибыль с 1 ед. продукции, руб. |
28,44 |
1,59 |
Прибыль за 2010 год, руб. |
1 456 789,79 |
53 159,06 |
Рентабельность продаж, % |
12,36 |
0,69 |
Доля в общем объеме прибыли, % |
23,12 |
0,84 |
По результатам расчетов становится очевидно, что сотрудничество с компанией «Лента» является экономически выгодным и приносит нашей компании одну четверть от общего объема прибыли. Эффективность и необходимость работы с компанией «METRO» по данным расчетам ставиться под большое сомнение, т.к. компания, в которую отгружается 20% всей продукции, приносит меньше 1% прибыли. Конечно, необходимо сделать поправку на погрешность, т.к. расчет был сделан по усредненным значениям цены отгрузки и себестоимости продукции, однако порядок полученных значений даже в этом случае отражает реальную картину. Для полноты анализа проведем аналогичные расчеты для других клиентов (табл. 9).
Таблица 9 - Расчет рентабельности продаж по магазинам за 2010 год
Покупатель |
Показатель | ||||
Средняя цена отгрузки фактическая, руб |
Прибыль с 1 ед. продукции, руб. |
Прибыль за 2010 год, руб. |
Рентабельность продаж, % |
Доля в общем объеме прибыли, % | |
Карусель |
126.55 |
-17.45 |
-164 875.57 |
-7.59 |
-2.62 |
Мосмарт |
176.27 |
32.27 |
351 110.45 |
14.03 |
5.57 |
Маркткауф |
192.04 |
48.04 |
499 278.92 |
20.89 |
7.92 |
Ашан |
216.20 |
72.20 |
540 247.32 |
31.39 |
8.57 |
7 континент |
185.58 |
41.58 |
63 253.85 |
18.08 |
1.00 |
Гиперглобус |
205.87 |
61.87 |
179 456.28 |
26.90 |
2.85 |
Plato |
188.43 |
44.43 |
686 677.49 |
19.32 |
10.90 |
Другие |
224.18 |
80.18 |
1 001 122.39 |
30.31 |
15.89 |
По итогам расчетов, в результате сотрудничества с сетью «Карусель» наша компания понесла убыток. Причинами этого можно назвать закрытие двух торговых комплексов, которое повлекло очень большой возврат продукции, а также существенное снижение продаж нашей продукции в данной сети за 2 полугодие 2010 года. Наиболее высокими показателями рентабельности обладают компании «Ашан» и «Гиперглобус», однако такой высокий показатель связан в первую очередь с тем, что сотрудничество с ними началось во второй половине 2010 года, поэтому в отчетном периоде не было возвратов продукции из данных сетей. Также высокая рентабельность и у небольших розничных магазинов, что объясняется более высокими отпускными ценами на продукцию и отсутствием бонусных платежей.
Существенным недостатком в системе управления ООО «СТЭМ» можно назвать отсутствие какой-либо логически обоснованной и просчитанной системы ценоообразования в компании, отсутствия учета и контроля объемов поставок, сумм вычетов, корректирования отпускных цен в зависимости от условий договора. Все цены назначаются генеральным директором практически «из головы», основным фактором для сотрудничества является приход какого-то количества денег на расчетный счет фирмы, фактическая эффективность сотрудничества не анализируется им в принципе.
Можно сделать следующий вывод: рентабельность работы с различными покупателями варьируется очень сильно и зависит от большого количества факторов. Для повышения эффективности деятельности в ООО «СТЭМ» необходимо постоянно проводить детальный анализ эффективности работы с каждым из крупных клиентов, разработать такую политику ценообразования, которая бы позволила получать приемлемый размер прибыли от сотрудничества с клиентами.
Одним из важнейших факторов долгосрочного развития и процветания компании является ее сотрудники, их работа и вклад в достижение целей компании. В качестве факторов, влияющих на качество работы персонала, можно выделить: нацеленность работника на повышение результатов своей деятельности для достижения целей фирмы, достойную заработную плату, наличие морального и материального стимулирования труда, вовлеченность в корпоративную культуры предприятия. В течение последних 3-4 лет все эти факторы отсутствуют в ООО «СТЭМ», и ее руководитель не принимает усилий по изменению данной ситуации, а, наоборот, своими словами и поступками только усугубляет ее. В результате все работники чувствуют неудовлетворенность своим положением в фирме, саботируют требования генерального директора, постоянно думают о смене места работы, существует постоянная текучесть среди мерчендайзеров и рабочих-грузчиков, которые меняются почти каждые 2-3 месяца. При этом у ключевых сотрудников организации есть опыт, знания, возможности для эффективной работы на благо компании, которые они согласны реализовать при изменении политики руководителя в области целей деятельности фирмы и отношениях с персоналом.
Для анализа работы персонала предприятия рассмотрим занятость сотрудников отдела продаж (табл. 10), с учетов того, что в месяце 168 рабочих часов.
Таблица 10 - Функции сотрудников отдела продаж и фактическое время их выполнения в месяц
Должность |
Выполняемые в течение месяца функции |
Фактическое время выполнения функций, ч |
% от рабочего времени |
Начальник отдела продаж |
получение и обработка заказов от всех крупных гипермаркетов и магазинов |
18 |
10,71 |
заключение договоров с |
16 |
9,52 | |
презентации новых моделей для покупателей |
10 |
5,95 | |
решение спорных вопросов с покупателями |
17 |
10,12 | |
контроль оплаты поставленного товара |
12 |
7,14 | |
анализ финансового положения фирмы |
4 |
2,38 | |
анализ складских остатков |
2 |
1,19 | |
формирование заказов на поставку продукции |
11 |
6,55 | |
Итого |
88 |
52,38 | |
Офис-менеджер |
выписка накладных и счет-фактур на отгрузку продукции |
34,5 |
20,54 |
отприходование полученного от поставщиков товара |
6 |
3,57 | |
составление графика доставки продукции в магазины |
2 |
1,19 | |
найм персонала ( при необходимости) |
4,5 |
2,68 | |
руководство обслуживающим персоналом ( повар, уборщица,ремонтные службы) |
1,5 |
0,89 | |
заполнение договоров и других документов |
12 |
7,14 | |
выполнение заданий |
8 |
4,76 | |
Итого |
68,5 |
40,77 | |
Менеджер |
получение и обработка заказов от небольших магазинов |
24 |
14,29 |
контроль оплаты поставленного товара |
4 |
2,38 | |
Итого |
28 |
16,67 | |
Помощник менеджера (количество рабочих часов в месяц - 128) |
Координация работы мерчендайзеров |
5 |
3,91 |
Контроль выкладки продукции в ТК |
8 |
6,25 | |
Составление документов для бухгалтера |
8 |
6,25 | |
Получение и обработка заказов от небольших магазинов |
8 |
6,25 | |
Заполнение различной документации по поручению начальника отдела |
18 |
14,06 | |
Расчет суммы отгрузки по наиболее крупным клиентам |
8 |
6,25 | |
Итого |
55 |
42,97 |
Из таблицы 10 видно, что сотрудники выполняют все свои обязанности примерно за половину рабочего времени. Исключение составляет менеджер, фактическое время работы которого составляет чуть более 15%, причина этого - низкая загрузка, т.к. в его ведении находится примерно 20 небольших магазинов, из которых 15 расположены в Ленинградской области, соответственно, заказы от них приходят не чаще 1 раза в 2 месяца. Конечно, данная загрузка свидетельствует о неэффективной работе сотрудников. Это объясняется тем, что у работников нет стимула к повышению качества своей работы или просто нет работы, которую нужно выполнить, так как:
Таким образом, должна быть разработана стратегия ООО «СТЭМ», которая позволит устранить существующие проблемы и повысить эффективность управленческих решений на предприятии.
У любой организации, в том числе и у малого предприятия, должна быть цель или цели, ради которой она существует и развивается. В соответствии с этой целью руководители компании выстраивают всю ее деятельность, используя ту или иную стратегию, на нее ориентируются при оценке эффективности. Термин «стратегия» в данной работе будет трактоваться как:
Стратегия – это способ использования ресурсов экономического субъекта для достижения целей, существенно влияющих на его существование или параметры ее функционирования.
Под стратегией также понимается генеральная программа действий организации, устанавливающая приоритеты проблем, ресурсы и последовательность шагов для достижения стратегических целей36.
На основе анализа, проведенного во второй главе, а также информации от начальника отдела продаж, можно выделить следующие предпосылки для дальнейшего определения целей, которые ставит перед собой руководитель фирмы, и о стратегии, которой он придерживается:
Информация о работе Стратегия повышения эффективности управленческих решений (на примере ООО «СТЭМ»)