Стратегия повышения эффективности управленческих решений (на примере ООО «СТЭМ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 07:39, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является разработка конкретных стратегических мероприятий по оптимизации управленческих решений с целью повышения эффективности функционирования организации в целом.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность и классификацию управленческих решений;
- изучить процесс и систему принятия управленческих решений как основу деятельности менеджера;
- исследовать стратегические факторы, повышающие эффективность управленческих решений;
- провести анализ конкурентных позиций исследуемого предприятия и дать оценку эффективности действующей системы принятия управленческих решений;

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы разработки и принятия управленческих решений 7
1.1. Сущность и классификация управленческих решений 7
1.2. Стадии процесса принятия управленческих решений 17
1.3. Стратегические возможности по усовершенствованию управленческих решений в организации 23
Глава 2. Комплексный анализ конкурентных позиций предприятия
на рынке 28
2.1. Общая характеристика деятельности малого предприятия 28
2.2. Анализ внутренней и внешней среды ООО «СТЭМ» 34
2.3. Анализ показателей экономической деятельности предприятия 51
2.4. Оценка эффективности коммерческой и управленческой деятельности ООО «СТЭМ» 57
Глава 3. Разработка основных стратегических направлений по оптимизации управленческих решений в ООО «СТЭМ» 68
3.1. Анализ стратегических возможностей малого предприятия 68
3.2. Выбор и реализация стратегии по повышению эффективности управленческих решений в ООО «СТЭМ» 76
3.3. Оценка эффективности предлагаемой стратегии 95
Заключение 101
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

диплом 1.doc

— 905.50 Кб (Скачать документ)

 

Графически динамика отгрузки продукции представлена на рис. 10.

 

 

Рисунок 10 - Динамика отгрузки продукции за 2008-2010 гг. в сети «Лента» и «METRO»

Исходя из приведенных  выше данных, а также используя  Приложение 1 и информацию об условиях и перспективах работы с данными  клиентами можно сделать следующие  выводы.

 Рост объема закупок  компанией «Лента» является стабильным, темпы его прироста в целом совпадают с темпом прироста всего рынка сбыта. В результате «Лента» сохраняет стабильную долю рынка в размере 30-40%. За счет заключения договоров с новыми покупателями, ее доля немного снижается, но, с большой степенью вероятности можно сказать, что в течение ближайших пары лет она будет сохранять за собой позиции основного покупателя для ООО «СТЭМ». К тому же перспектива развития сети в 2011 году составляет 12 новых торговых комплексов, из них 9 – в регионах России, т.е. общее количество торговых комплексов увеличится почти в 2 раза, что также является предпосылкой для увеличения объема закупок.

В отношении компании «METRO» нельзя сделать таких однозначных выводов, т.к. ее доля в общем объеме отгрузок и темпы прироста существенно отличаются от периода к периоду. Принимая во внимание, что в 2010 году данные показатели имели отрицательную динамику, а также тот факт, что в 2011 году в сети планируется открытие 5 новых магазинов, т.е. сеть увеличится только на 15%, то можно сделать предположении о дальнейшем снижении доли закупки «METRO» в общем объеме отгрузок.

Условия сотрудничества с этими  сетями также различны:

  • Размер бонусов для сети «METRO» является максимальным и постоянно увеличивается  (в 2010 году – 9% от оборота, в 2011 – 12%  от оборота), размер бонусов для «Ленты» составляет 6%  и в ближайший год останется на этом же уровне.
  • Возврат непроданной продукции в 2010 году составил 15,5% у «Ленты» и 18,3% у «METRO», однако «Лента» также возвращала возвраты за 2008-2009 год.
  • Несмотря на то, что в «METRO» отгрузки продукции на 35% меньше, чем в «Ленту», сумма вычетов за 2010 год у этих компаний практически одинакова – 2,8 млн. руб. и 2,95 млн. руб. соответственно.

Для определения экономической  эффективности сотрудничества с  данными организациями определим рентабельность продаж для каждой из них. Расчет представлен в табл. 8.

Таблица 8 - Расчет рентабельности продаж по сетям «Лента» и «METRO» за 2010 год

Показатель

"Лента"

"METRO"

Отгрузка, руб.

11 782 694,00

7 681 336,27

Сумма вычетов, руб.

2 948 913,18

2 818 992,76

Отгрузка минус вычеты, руб

8 833 780,82

4 862 343,51

Отгрузка, шт.

51 229,10

33 397,11

Средняя цена отгрузки по прайсу, руб

230,00

230,00

Средняя цена отгрузки фактическая, руб

172,44

145,59

Средние переменные издержки, руб.

120,00

120,00

Условно-постоянные издержки на 1 ед., руб.

24,00

24,00

Прибыль с 1 ед. продукции, руб.

28,44

1,59

Прибыль за 2010 год, руб.

1 456 789,79

53 159,06

Рентабельность продаж, %

12,36

0,69

Доля в общем объеме прибыли, %

23,12

0,84


 

По результатам расчетов становится очевидно, что сотрудничество с компанией «Лента» является экономически выгодным и приносит нашей  компании одну четверть от общего объема прибыли. Эффективность и необходимость  работы с компанией «METRO» по данным расчетам ставиться под большое сомнение, т.к. компания, в которую отгружается 20% всей продукции, приносит меньше 1% прибыли. Конечно, необходимо сделать поправку на погрешность, т.к. расчет был сделан по усредненным значениям цены отгрузки и себестоимости продукции, однако порядок полученных значений  даже в этом случае отражает реальную картину. Для полноты анализа проведем аналогичные расчеты для других клиентов (табл. 9).

 

Таблица 9 - Расчет рентабельности продаж по магазинам за 2010 год

Покупатель

Показатель

Средняя цена отгрузки фактическая, руб

Прибыль с 1 ед. продукции, руб.

Прибыль за 2010 год, руб.

Рентабельность продаж, %

Доля в общем объеме прибыли, %

Карусель

126.55

-17.45

-164 875.57

-7.59

-2.62

Мосмарт

176.27

32.27

351 110.45

14.03

5.57

Маркткауф

192.04

48.04

499 278.92

20.89

7.92

Ашан

216.20

72.20

540 247.32

31.39

8.57

7 континент

185.58

41.58

63 253.85

18.08

1.00

Гиперглобус

205.87

61.87

179 456.28

26.90

2.85

Plato

188.43

44.43

686 677.49

19.32

10.90

Другие

224.18

80.18

1 001 122.39

30.31

15.89


 

По итогам расчетов, в  результате сотрудничества с сетью  «Карусель» наша компания понесла убыток. Причинами этого можно назвать  закрытие двух торговых комплексов, которое  повлекло очень большой возврат  продукции, а также существенное снижение продаж нашей продукции в данной сети за 2 полугодие 2010 года. Наиболее высокими показателями рентабельности обладают компании «Ашан» и «Гиперглобус», однако такой высокий показатель связан в первую очередь с тем, что сотрудничество с ними началось во второй половине 2010 года, поэтому в отчетном периоде не было возвратов продукции из данных сетей. Также высокая рентабельность и у небольших розничных магазинов, что объясняется более высокими отпускными ценами на продукцию и отсутствием бонусных платежей.

Существенным недостатком в системе управления ООО «СТЭМ» можно назвать отсутствие какой-либо логически обоснованной и просчитанной системы ценоообразования в компании, отсутствия учета и контроля объемов поставок, сумм вычетов, корректирования отпускных цен в зависимости от условий договора. Все цены назначаются генеральным директором практически «из головы», основным фактором для сотрудничества является приход какого-то количества денег на расчетный счет фирмы, фактическая эффективность сотрудничества не анализируется им в принципе.

Можно сделать следующий  вывод: рентабельность работы с различными покупателями варьируется  очень  сильно и зависит от большого количества факторов. Для повышения эффективности  деятельности в ООО «СТЭМ» необходимо постоянно проводить детальный анализ эффективности работы с каждым из крупных клиентов, разработать такую политику ценообразования, которая бы позволила получать приемлемый размер прибыли от сотрудничества с клиентами.

Одним из важнейших факторов долгосрочного развития и процветания компании является ее сотрудники, их работа и вклад в достижение целей компании. В качестве факторов, влияющих на качество работы персонала, можно выделить: нацеленность работника на повышение результатов своей деятельности для достижения целей фирмы, достойную заработную плату,  наличие морального и материального стимулирования труда, вовлеченность в корпоративную культуры предприятия. В течение последних 3-4 лет все эти факторы отсутствуют в ООО «СТЭМ», и ее руководитель не принимает усилий по изменению данной ситуации, а, наоборот, своими словами и поступками только усугубляет ее. В результате все работники чувствуют неудовлетворенность своим положением в фирме, саботируют требования генерального директора, постоянно думают о смене места работы, существует постоянная текучесть среди мерчендайзеров и рабочих-грузчиков, которые меняются почти каждые 2-3 месяца. При этом у ключевых сотрудников организации есть опыт, знания, возможности для эффективной работы на благо компании, которые они согласны реализовать при изменении политики руководителя в области целей деятельности фирмы и отношениях с персоналом.

Для анализа работы персонала  предприятия рассмотрим занятость  сотрудников отдела продаж (табл. 10), с учетов того, что в месяце 168 рабочих часов.

 

Таблица 10 - Функции сотрудников отдела продаж и фактическое время их выполнения в месяц

Должность

Выполняемые в течение  месяца функции

Фактическое время выполнения функций, ч

% от рабочего времени

Начальник отдела продаж

получение  и обработка заказов  от всех крупных гипермаркетов и магазинов

18

10,71

 

заключение договоров с покупателями

16

9,52

 

презентации новых моделей для  покупателей

10

5,95

 

решение спорных вопросов с покупателями

17

10,12

 

контроль оплаты поставленного  товара

12

7,14

 

анализ финансового положения  фирмы

4

2,38

 

анализ складских остатков

2

1,19

 

формирование заказов на поставку продукции

11

6,55

Итого

 

88

52,38

Офис-менеджер

выписка накладных и счет-фактур на отгрузку продукции

34,5

20,54

 

отприходование полученного от поставщиков товара

6

3,57

 

составление графика доставки продукции  в магазины

2

1,19

 

найм персонала ( при необходимости)

4,5

2,68

 

руководство обслуживающим персоналом ( повар, уборщица,ремонтные службы)

1,5

0,89

 

заполнение договоров и других документов

12

7,14

 

выполнение заданий Генерального директора ( звонки, письма и т.д.)

8

4,76

Итого

 

68,5

40,77

Менеджер

получение и обработка заказов  от небольших магазинов

24

14,29

 

контроль оплаты поставленного  товара

4

2,38

Итого

 

28

16,67

Помощник менеджера (количество рабочих часов в месяц - 128)

Координация работы мерчендайзеров

5

3,91

 

Контроль выкладки продукции в  ТК

8

6,25

 

Составление документов для бухгалтера

8

6,25

 

Получение и обработка заказов  от небольших магазинов

8

6,25

 

Заполнение различной документации по поручению начальника отдела

18

14,06

 

Расчет суммы отгрузки по наиболее крупным клиентам

8

6,25

Итого

 

55

42,97


 

Из таблицы 10 видно, что сотрудники выполняют все свои обязанности примерно за половину рабочего времени. Исключение составляет менеджер, фактическое время работы которого составляет чуть более 15%, причина этого - низкая загрузка, т.к. в его ведении находится примерно 20 небольших магазинов, из которых 15 расположены в Ленинградской области, соответственно, заказы от них приходят не чаще 1 раза в 2 месяца. Конечно, данная загрузка свидетельствует о неэффективной работе сотрудников. Это объясняется тем, что у работников нет стимула к повышению качества своей работы или просто нет работы, которую нужно выполнить, так как:

  1. Отсутствует отрегулированная организационная структура предприятия;
  2. Отсутствует должностные инструкции и, следовательно, четкое распределение ответственности работников за результат их деятельности, их обязанностей и прав;
  3. Отсутствует критерии оценки эффективности деятельности работников, и, следовательно, материальное стимулирование работников (премии по результатам деятельности);
  4. Отсутствует информация о текущем положении компании, конкретных целях и приоритетах ее деятельности.

Таким образом, должна быть разработана стратегия ООО «СТЭМ», которая позволит устранить существующие проблемы и повысить эффективность управленческих решений на предприятии.

Глава 3. Разработка основных стратегических направлений  по оптимизации управленческих решений  в ООО «СТЭМ»

3.1. Анализ стратегических возможностей малого предприятия

У любой организации, в том числе и у малого предприятия, должна быть цель или цели, ради которой  она существует и развивается. В  соответствии с этой целью руководители компании выстраивают всю ее деятельность, используя ту или иную стратегию, на нее ориентируются при оценке эффективности. Термин «стратегия» в данной работе будет трактоваться как:

Стратегия – это способ использования ресурсов экономического субъекта для достижения целей, существенно  влияющих на его существование или параметры ее функционирования.

Под стратегией также понимается генеральная программа действий организации, устанавливающая приоритеты проблем, ресурсы и последовательность шагов для достижения стратегических целей36.

На основе анализа, проведенного во второй главе, а также информации от начальника отдела продаж, можно выделить следующие предпосылки для дальнейшего определения целей, которые ставит перед собой руководитель фирмы, и о стратегии, которой он придерживается:

Информация о работе Стратегия повышения эффективности управленческих решений (на примере ООО «СТЭМ»)