Стратегия повышения эффективности управленческих решений (на примере ООО «СТЭМ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 07:39, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является разработка конкретных стратегических мероприятий по оптимизации управленческих решений с целью повышения эффективности функционирования организации в целом.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность и классификацию управленческих решений;
- изучить процесс и систему принятия управленческих решений как основу деятельности менеджера;
- исследовать стратегические факторы, повышающие эффективность управленческих решений;
- провести анализ конкурентных позиций исследуемого предприятия и дать оценку эффективности действующей системы принятия управленческих решений;

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы разработки и принятия управленческих решений 7
1.1. Сущность и классификация управленческих решений 7
1.2. Стадии процесса принятия управленческих решений 17
1.3. Стратегические возможности по усовершенствованию управленческих решений в организации 23
Глава 2. Комплексный анализ конкурентных позиций предприятия
на рынке 28
2.1. Общая характеристика деятельности малого предприятия 28
2.2. Анализ внутренней и внешней среды ООО «СТЭМ» 34
2.3. Анализ показателей экономической деятельности предприятия 51
2.4. Оценка эффективности коммерческой и управленческой деятельности ООО «СТЭМ» 57
Глава 3. Разработка основных стратегических направлений по оптимизации управленческих решений в ООО «СТЭМ» 68
3.1. Анализ стратегических возможностей малого предприятия 68
3.2. Выбор и реализация стратегии по повышению эффективности управленческих решений в ООО «СТЭМ» 76
3.3. Оценка эффективности предлагаемой стратегии 95
Заключение 101
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

диплом 1.doc

— 905.50 Кб (Скачать документ)

Лица, принимающие решения, называются субъектами решения. Это могут быть индивидуумы или группы менеджеров, которые имеют полномочия для принятия решений. Кроме того, к процессу разработки и принятия решений на всех его этапах могут быть привлечены эксперты - специалисты по конкретным проблемам, процедурам, этапам. Эксперты могут оказать существенную помощь в постановке задачи, в разработке возможных ситуаций; они могут сформировать цели и установить ограничения, разработать варианты решений и дать оценку их последствий.

Управленческие решения, разрабатываемые и принимаемые  в организациях, затрагивают интересы многих людей. Руководитель должен уметь  объяснить исполнителям, высшему  руководству, почему он принял то или  иное решение. К управленческому  решению предъявляется ряд требований таблица 1.

 

Таблица 1 - Требования к управленческим решениям и условия достижения23

 

Требования к УР и  условиям их подготовки и реализации

Условия достижения требований

1. Соответствие УР действующему  законодательству и уставным  документам компании

1.Самоконтроль

2.Контроль со стороны юриста, референта

2. Наличие у руководителей должностных  полномочий (прав и ответственности) для УР

1.Внедрение должностных инструкций

2.Наличие полной и достоверной  информации об отделах и службах

3. Наличие в тексте УР четкой целевой направленности и адресности (исполнителям должно быть ясно, на что направлено разрабатываемое решение и какие средства будут использоваться)

1.доведение до каждого исполнителя  его роли в управленческих  решениях

2.Формулировка для каждого цели, сроков, ресурсов.

4. Соответствие формы УР его  содержанию

Контроль со стороны юриста, референта

5. Достижение своевременности (нельзя  спешить или опаздывать)

1.Знания и интуиция руководителя 2.Реальная оценка ситуации

6. Отсутствие в тексте решения противоречий самому себе или ранее реализованным решениям

1.Самоконтроль

2.Контроль со стороны юриста, референта

7. Возможность технической, экономической  и организационной выполнимости  УР

1.Заключение специалистов понимающих  проблему

2. Заключение экспертов компании

8. Наличие параметров для внешнего  или внутреннего контроля выполнения  УР

1. Оперативный контроль

2.Профессиональный аудит

9. Учет возможных отрицательных  последствий при реализации УР  в экономической, социальной, экологической и других областях

1.Заключение внешних экспертов

2.Оценка рисков

10. Наличие возможности обоснованного  положительного результата

1. Набор (комплекс) расчетов по рискованным событиям

2.Оценка истиной стоимости этого управленческого решения

3.Стратегические прогнозы развития компании при реализации этого решения


 

Итак, представленная схема  процесса принятия решений отображает логику управленческой деятельности, а не ее сложность. На практике этот процесс более сложен и допускает  не только последовательность, но и  параллельность ряда процедур, что  позволяет значительно сократить время принятия решений. Он помогает выявлять важные проблемы конкретной компании, а также степень неопределенности, в которой она действует Эффективность же этого процесса во многом зависит от методов, которыми оперируют менеджеры и руководители при выполнении всех необходимых видов управленческих работ24.

1.3. Стратегические  возможности по усовершенствованию  управленческих решений в организации

 

Стратегия всей организации  неразрывно связана с управленческими  решениями. В стратегии определяется, как и когда нужно выполнить задачи организации, при этом выполнение задач, естественно, осуществляется через управленческие решения. Следовательно, стратегия является неотъемлемой частью управленческих решений.

Стратегическое управление как процесс представляет собой совокупность нескольких процедур, постоянно осуществляющихся в организации. Одна из функций стратегического управления связана с принятием стратегических решений, которые имеют в основе определенную технологию: совокупность последовательно применяемых приемов и способов достижения целей25.

Под стратегическими  решениями понимаются решения высшего  уровня управления, определяющие главные  направления деятельности.

Стратегические решения  – решения относительно набора действий, направленных на достижение целей организации посредством ее приспособления (адаптации) к изменениям внешней среды. Стратегическое решение реализуется через распределение ресурсов, адаптацию к внешней среде, внутреннюю координацию и организационное стратегическое предвидение. Стратегические решения обычно касаются коренных проблем. Они принимаются в масштабе объекта управления и выше, рассчитаны на длительный отрезок времени, на решение перспективных задач26.

Стратегические решения  являются наиболее важными решениями. Они особенно значимы для конкурентоспособности и имеют высокую цену последствий. Такие решения связаны с существенными преобразованиями организации (смена технологии, смена целей, обновление персонала).

Стратегические решения  принимаются и реализуются в  несколько этапов: постановка задачи, формирование альтернативных решений, выбор (принятие) решения, его реализация.

Организация этого процесса требует четкой технологии, предусматривающей  постановку и изучение среды (это  суть стратегического анализа), разработку, принятие и реализацию стратегии.

Важные организационные  стратегические решения, то есть те, которые  затрагивают всю организацию  или значительную ее часть, имеют  определенное количество конкретных характеристик, в частности, следующих:

  • как правило, не принимаются единолично одним управляющим;
  • включают много подразделений, множество точек зрения и ожиданий, которые лежат за пределами отдельного принимающего решения лица;
  • включают большой объем информации, который не вписывается в области компетентности и профессиональной подготовки отдельных менеджеров;
  • подразумевают значительную активность и создание коалиций27.

Существует несколько  основных характеристик стратегических решений, которые:

  • отражают точку зрения руководства - на что должна быть похожа организация и чем она должна заниматься;
  • призваны оказать содействие организации в обеспечении взаимодействия с постоянно изменяющейся внешней средой;
  • содействуют обеспечению точных соответствий между деловой активностью и имеющимися ресурсами;
  • включают представление о значительном изменении в системе работы организации;
  • включают различные степени неопределенности; они подразумевают;
  • требуют всестороннего подхода к управлению предприятием;
  • подразумевают длительные перспективы и имеют долгосрочное значение;
  • причастны к оценкам и ожиданиям ключевых участников компании внутри организации: стратегия организации является отражением отношений и мнений влиятельных внутренних участников компании;
  • серьезно воздействуют на ресурсы и оперативную деятельность предприятия28.

Разработка стратегического решения включает ряд этапов, рассмотрим их подробнее.

Разработка целей связана  с объективными закономерностями функционирования предприятия. Цели могут быть определены в количественных и качественных показателях. Залогом эффективного целеполагания является применение научных методов принятия решений, зрелость суждений и дальновидность, а также умение применять аналитические и математические методы и модели. Эффективности целеполагания на предприятии способствует механизм стратегического управления, который позволяет не просто сформулировать главную цель организации, но также составить комплекс целей функционирования и развития всех ее сфер деятельности. В рамках стратегического управления осуществляются стратегическое планирование, организация выполнения стратегий и стратегический контроль29.

Выработка альтернативных решений характеризуется тем, что  при принятии стратегических решений  следует искать как можно больше альтернативных вариантов. Зачастую некоторые  менеджеры, принимающие решения, недооценивают значение альтернативы, однако в данном случае возможный эффективный результат ограничивается количеством вариантов. Если состав выявленных альтернативных решений недостаточно широк, то трудно принять правильное решение, так как возможно не все аспекты изучаемой проблемы охвачены анализом. Важно чтобы выявленные возможные решения были четко сформулированы - в таком случае можно будет утверждать, что решаемая проблема действительно имеет материальный аспект. Время и количество альтернативных решений, как правило, взаимосвязаны: чем больше времени имеет лицо, принимающее решение, тем большее количество альтернативных вариантов оно выявит, и наоборот.

Анализ факторов, рассматриваемых  при принятии стратегических решений, под которыми в данном контексте понимают время, денежные средства и производственные возможности. Под производственными возможностями имеются в виду разнообразные вещи, например, наличие материалов, деталей, техническое и научное мастерство, организационные возможности. Эти факторы необходимо анализировать с помощью специального инструментария, иначе недостаточная проработка может привести к негативным результатам управления. В составе анализируемых факторов могут быть технические, человеческие и другие факторы30.

Разработка рационального порядка принятия стратегических решений, которая подразумевает, что при принятии стратегического решения необходимо рассмотреть большое число факторов и исключить многие альтернативные варианты. До этого момента стратегическое решение можно принимать либо субъективно, либо путем угадывания; необходимо также обладать информацией об обстоятельствах, в которых происходит принятие решений. На предприятиях спектр принимаемых стратегических решений достаточно широк, поэтому для обеспечения большей эффективности принимаемых решений необходимо регламентировать алгоритмы их принятия. Так, внутренние регламенты позволяют скоординировать работу отдельных служб и подразделений в процессе принятия стратегического решения. Основными параметрами данного вида регламентов являются время, место, обязанности, права, участники, методики.

Разработка стратегических решений позволяет предприятию  определить направление и способ ее движения к целям, реализация стратегических решений создает условия для  того, чтобы предприятие могло достичь своих целей. Может показаться, что если стратегическое решение было разработано правильно, и были созданы необходимые условия для его исполнения, то дальше на стадии его реализации не должно возникать серьезных трудностей и проблем. Однако, это было бы так, если бы внешняя и внутренняя среда организации были неизменны или полностью предсказуемы, но на самом деле бизнес протекает в очень изменчивой среде. Таким образом, перед управлением стоит весьма серьезная задача осуществления контроля за тем, насколько успешно движется предприятие к своим целям, а также определения того, сумеет ли она их достичь, и если нет, то что она должна изменить в своем поведении31.

Стратегический контроль не направлен на определение того, правильно или неправильно осуществляется реализация стратегического решения. Его основной задачей является выяснение того, приведет ли реализация стратегии к достижению поставленных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Комплексный  анализ конкурентных позиций предприятия     на рынке

2.1. Общая характеристика деятельности малого предприятия

 

Петербургская фирма  «СТЭМ» специализируется на торговле мужской одеждой, а именно мужскими сорочками, трикотажем и брюками  под собственной торговой маркой «COTLAND», а также мужским бельем, галстуками, брюками, сорочками и сопутствующими товарами под другими торговыми марками.

Продукция под собственной торговой маркой производится на различных российских и иностранных фабриках, с которыми заключены соответствующие договоры. В настоящее время в сезон  фирма предлагает своим клиентам около 40-50 моделей трикотажа, 140-150 моделей сорочек  в широкой цветовой гамме и 5 моделей брюк (рис. 3).

 

Рисунок 3 - Структура ассортимента продукции ООО «СТЭМ»

Минимальное количество заказа продукции- 24 штуки, т.е. одна коробка со стандартной размерной сеткой: все размеры в определенном соотношении. Размеры продукции соответствуют требованиям ГОСТа.

Ассортимент продукции постоянно  обновляется. Постоянный товарный запас  на складе фирмы составляет около 30000 единиц продукции. Мужская сорочка производится из тканей с составом 60% хлопок и 40% п/э, 80% хлопок и 20% п/э, 100% хлопок. Представлены как однотонные ткани, так и ткани с различными рисунками и структурами. Трикотаж отвязывается из пряжи с составом 20% шерсть и 80% акрил, производятся модели как классического покроя, так и молодежные. Брюки представлены свободного стиля из 100% льна или 100% хлопка. Выбор данных видов продукции обусловлен постоянным стабильным спросом, отсутствием глобальных изменений в технологии производства и неограниченным сроком продажи товара.

Основными покупателями продукции являются крупные сети гипермаркетов Санкт-Петербурга и  Москвы, такие как «Лента», «Карусель», «METRO», «Ашан», «Мосмарт», «Plato». Также клиентами фирмы являются «Большой Гостиный двор», «Сезон», «Real», «Глобус», «7 континент», «Гранд Отель «Европа» и другие магазины и торговые фирмы Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

ООО «СТЭМ» является малым предприятием. Общая численность персонала в настоящее время составляет 14 человек.

Фирма основана в 2000 году двумя учредителями, один из которых  является генеральным директором и  главным бухгалтером компании.

Информация о работе Стратегия повышения эффективности управленческих решений (на примере ООО «СТЭМ»)