Теоретические аспекты системы развития персонала в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:02, дипломная работа

Описание

Цель исследования – на основе состояния и перспектив кадрового роста персонала в организации разработать комплекс мер повышения эффективно-сти кадровой политики.
Задачи:
1. Раскрыть сущность и задачи управления профессиональным ростом персонала;
2. Проанализировать особенности системы профессионального роста на современных российских предприятиях;
3. Выявить перспективы кадрового роста персонала в ООО СМП «Лен-строй»;

Работа состоит из  1 файл

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ.doc

— 490.50 Кб (Скачать документ)

Способ 2. Оценка индивидуального вклада. Позволяет установить качество, сложность и результативность труда конкретного сотрудника, и его соответствие занимаемому месту с помощью специальных методик.

Способ 3. Аттестация кадров. Она является своеобразной комплексной оценкой, учитывающей потенциал и индивидуальный вклад работника в конечный результат.

Исходными данными для оценки персонала являются:

-         модели рабочих мест персонала;

-         положение об аттестации кадров;

-         методика рейтинговой оценки кадров;

-         правила внутреннего трудового распорядка;

-         штатное расписание;

-         личные дела сотрудников;

-         приказы по кадрам;

-         социологические анкеты.

Существуют различные методы оценки персонала (Табл.2.1).

 

Табл.2.1

Методы оценки персонала

 

Название метода

Краткое описание метода

Результат

Источниковедческий (биографический)

Анализ кадровых данных, листок учета кадров, личные заявления, автобиография, документы об образовании, характеристика

Логические заключения о семье, образовании, карьере, чертах характера

Интервьюирование (собеседование)

Беседа с работником в режиме «вопрос-ответ» по заранее составленной или произвольной схеме для получения дополнительных данных о человеке

Вопросник с ответами

Анкетирование (самооценка)

Опрос человека с помощью специальной анкеты для самооценки качеств личности и их последующего анализа

Анкета «Вакансия»

Социологический опрос

Анкетный опрос работников разных категорий, хорошо знающих оцениваемого человека (руководители, коллеги, подчиненные) и построение диаграммы качеств личности

Анкета социологической оценки, диаграмма качеств

 

 

 

 

Продолжение таблицы 2.1

 

 

Наблюдение

Наблюдение за оцениваемым работником в неформальной обстановке (на отдыхе, в быту) и в рабочей обстановке методами моментных наблюдений и фотографии рабочего дня

Отчет о наблюдении

Тестирование

Определение профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов, психологии личности с помощью специальных тестов с последующей их расшифровкой с помощью «ключей»

Психологический портрет

Экспертные оценки

Формирование группы экспертов, определение совокупности качеств и получение экспертных оценок идеального и реального работника

Модель рабочего места

Критический инцидент

Создание критической ситуации и наблюдение за поведением человека в процессе ее разрешения (конфликт, принятие сложного решения, поведение в беде и т.д.)

Отчет об инциденте и поведении человека

Деловая игра

Проведение организационно-деятельностной игры, анализ знаний и умений, ранжирование игроков по их ролям («организатор», «критик», «эксперт», «наблюдатель») и оценка способности работы в малой группе

Отчет об игре. Оценка игра ков и их ролей

Анализ конкретных ситуаций

Передача работнику конкретной производственной ситуации с заданием проведения анализа и подготовки предложений по ее разрешению в форме доклада

Доклад с альтернативами решения ситуации

Ранжирование

Сравнение оцениваемых работников между собой другими методами и расположение по выбранному критерию в порядке убывания или возрастания рангов (мест в группе)

Ранжированный список работников (кандидатов)

Программированный контроль

Оценка профессиональных знаний и умений, уровня интеллекта, опыта и работоспособности с помощью контрольных вопросов

Карта программированного контроля, оценка знаний

Экзамен (зачет, защита, бизнес-план)

Контроль профессиональных знаний и умений, предусматривающий предварительную подготовку оцениваемого по определенной дисциплине (кругу проблем) и выступление перед экзаменационной комиссией

Экзаменационный лист с оценками, бизнес-план

Самоотчет (выступление)

Письменный отчет или устное выступление руководителей или специалиста перед трудовым коллективом с анализом выполнения плана работы и личных обязательств

Письменный отчет

Комплексная оценка труда

Определение совокупности оценочных показателей качеств, сложности и результативности труда и сравнение их с предыдущим периодом или нормативом с помощью весовых коэффициентов 

Таблица оценки труда

Аттестация персонала

Комплексный метод оценки персонала, использующий другие методы для определения аттестационной комиссии соответствия кандидата вакантной или занимаемой должности, и последующего анализа ответов для определения потенциала человека

Анкета «Аттестация», протокол аттестационной комиссии, приказ директора

 

 

Задача комплексной оценки кадров имеет множество альтернативных вариантов, как с точки зрения применяемых методов исследования характеристик работников, так и с точки зрения формирования интегрального показателя. Для этих целей был разработан и экспериментально опробован метод комплексной  оценки управленческого профессионализма кадров.

На первом этапе используется тестирование: критериально-ориентированные тесты и тесты достижений.

Критериально-ориентированные тесты - определяют наличие у испы­туемого определённых знаний, умений, сформированности умственных дей­ствий, операций, необходимых для выполнения определённых заданий, реше­ний конкретного класса задач.

Тесты достижений - тесты, основанные на изучении и проверке зна­ний и умений, а также выявление творческих возможностей, способностей.

На втором этапе использовалась авторская методика оценки профессионального уровня кандидатов.

Исходя из этого был:

1) подобран ряд тестов, оценивающих личностно-деловые качества сотрудников организации;

2) сформирована социологическая анкета, в которую отдельным пунктом вошли результаты тестирования, а также характеристики профессионального уровня работников.

Психологическое тестирование личностно-деловых качеств основывалось на следующем.

Испытуемым раздавались следующие тесты (Прил. 1).

1. «Как вы относитесь к критике?».

2. «Способны ли вы быть руководителем?».

3. «Есть ли у вас деловая хватка?».

4. «Решительны ли вы?».

Социальное изучение управленческого персонала показало, что:

-         данное исследование проходило в ООО СМП «Ленстрой» первый раз,

-         большинству сотрудников данное исследование было, не смотря на занятость, интересно и ответы были максимально правдивыми;

-         именно такой набор тестов позволяет выяснить наличие деловой хватки и управленческого потенциала сотрудников, занимающих одинаковый ранг в иерархической вертикали власти.

Методика  оценки профессионального уровня представляет собой набор критериев, определяющих уровень профессионализма сотрудника (Табл. 2.2).                                                                     

 

Табл. 2.2

Критерии профессионального уровня служащих

и их оценка

 

Критерии

 

Оценка в баллах

 

Минимальное кол-во баллов.

Максимальное кол-во баллов

1

Кадровые данные

10

40

2

Опыт работника

15

40

3

Профессиональные знания

15

40

4

Профессиональные умения

15

40

5

Личностно-деловые качества

25

50

6

Здоровье и работоспособность

5

20

7

Уровень квалификации

15

40

8

Служебная карьера

15

40

9

Хобби (увлечения)

5

25

10

Вредные привычки и недостатки

10

25

11

Организация труда

15

40

12

Оплата труда

15

25

13

Социальные гарантии

15

25

 

 

Итого

175

400

 

Каждый критерий имеет минимальную и максимальную сумму баллов, измеряющую потенциал работника на определенный период времени, в зависимости от сочетания качественных и количественных характеристик, а также подразделяется на отдельные составляющие варианты (Табл 2.3.).

 

 

 

Табл. 2.3.

Бальное оценивание критериев

Пол:

 

а) мужской

10

б) женский

4

 

Возраст:

 

а) до 20 лет

7

б) от 20 до 35 лет

15

в) от 35 до 45 лет

8

г) старше 45 лет

3

 

Социальное положение:

 

а) замужем/женат

15

б) не замужем/холост

10

в) в разводе

10

г) в разводе, имею ребенка

3

 

Опыт работы составляет:

 

а) около года

15

б) от года до трех лет

20

в) от трех до пяти лет

30

г) больше пяти лет

40

Информация о работе Теоретические аспекты системы развития персонала в организации