Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 20:13, курсовая работа
В соответствии с темой данной курсовой работы «Управление качеством товара на предприятии.» ее целью является изучение особенностей управления качеством на предприятии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и роль качества в белорусской экономике;
определить основные направления совершенствования управления качеством продукции на предприятии;
проанализировать качество выпускаемой продукции и конкурентоспособность ОАО «Галантэя».
Введение………………………………………………………………………. 4
1 Теоретический аспект управления качеством продукции……………….. 1.1 Суть и значение качества продукции…………………………………... 6
1.2 Главные аспекты и показатели качества продукции………………… 8
2 Анализ реализации управления качеством ОАО «Галантэя»………... 12
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Галантэя»…………………………………………………………………… 12
2.2 Реализация упрвления качеством продукции…………..……………. 20
2.3 Анализ качества продукции и ее конкурентоспособности…............
2.4 Предложения по совершенствованию системы управления качеством продукции ОАО «Галантэя»………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………..
36
Список использованных источников……………………………………….
Обязательным
условием выпуска продукции высокого
качества является совершенствование
производственно-технической
ОАО «Галантэя» - высокомеханизированное предприятие, доля механизированного труда составляет 83%. В 2007 году на ОАО «Галантэя» была разработана программа технического перевооружения производства, предусматривающая как замену морально - устаревшего оборудования, так и внедрение новейших технологий и оборудования.
На
предприятии имеется
Имеющийся парк технологического оборудования и кадровый потенциал службы обеспечивают выпуск продукции в запланированном объеме высокого качества. ОАО «Галантэя» располагает производственными мощностями, позволяющими в ближайшие 5 лет наращивать объемы производства на 10-15 %.
За
годы экономических реформ на предприятии
обновление активной части основных
производственных фондов проводилось
недостаточно, в результате чего в
настоящее время используется значительная
часть физически изношенного
оборудования. Установка в 2006 году новых
машин несколько улучшила возрастную
структуру парка
Таблиц 3 - Возрастная структура основного технологического оборудования ОАО «Галантэя»
№
п/п |
Наименование
Оборудования |
Общее
кол-во шт. |
В том числе | ||||
До 5 лет | от 5 до 10 лет | от 10 до 15 лет | от 15 до 20 лет | Свыше 20 лет | |||
1 | Швейные машины
(плоскостные) |
266 | 22 | 106 | 91 | 40 | 7 |
2 | Швейные машины рукавные | 47 | 19 | 14 | 7 | 5 | 2 |
3 | Прочее технологическое оборудование | 230 | 47 | 19 | 52 | 65 | 47 |
И ТО Г О: | 543 | 88 | 139 | 150 | 110 | 56 |
Замена технологического оборудования обусловлена необходимостью расширения ассортимента продукции, выпуска высококачественных изделий и для обеспечения платежеспособного спроса внутреннего и зарубежного рынков на продукцию предприятия. Немаловажным фактором выбора фирмы поставщика оборудования являются цена машин и близость поставщика.
Источниками информации для анализа качества продукции могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытаний, данные лабораторных исследований, сведения отделов технического контроля, журналы и графики бездефектной сдачи продукции и другие документы.
К обобщающим показателям, характеризующих качество продукции относятся: показатели технического уровня продукции, показатели соответствия ГОСТов, объем и номенклатура продукции на которую получены сертификаты качества, освоение новых видов продукции, объем и номенклатура продукции на экспорт, объем и номенклатура продукции первого сорта и ее удельный вес в общем объеме произведенной продукции.
Важным
показателем работы предприятия
является сортность выпускаемых
изделий. Производитель должен стремиться
увеличивать выпуск продукции первого
и высшего сорта. На ОАО «Галантэя»
продукции первого сорта в
общем объеме производства занимает
доминирующее положение (табл.4)
Таблица 4-Динамика качества продукции
Показатель | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 (9 месяцев) | |||||||||||||
план | факт | план | Факт | план | факт | план | факт | ||||||||||
Выпуск продукции 1-го сорта | 94,6 | 94,8 | 94,6 | 94,7 | 94,9 | 95,0 | 94,9 | 95,1 | |||||||||
Выпуск продукции 2-го сорта | 5,4 | 5,2 | 5,4 | 5,3 | 5,1 | 5,0 | 5,1 | 4,9 |
Из табл. 4 видно, что фактический выпуск продукции 1 сорта на предприятии с 2006 года выше планового. В среднем план по качеству перевыполняется за рассматриваемый период времени на 0,2%. Выпуск продукции первого сорта в общем объеме производства за 9 месяцев 2009 года на 0,3% выше в сравнении с 2006 годом.
Процесс оценки технического уровня продукции включает выбор показателей, характеризующих свойства продукции, и методов расчета их количественной оценки.
Одна из главных задач анализа качества продукции является изучение динамики обобщающих, индивидуальных и косвенных показателей подробно выполнение плана по их уровню, причины их изменений и оценка выполнения плана по уровню качества продукции.
Показатели качества продукции анализируются путем сравнения фактических данных с предыдущими отчетными периодам, планом.
ОАО «Галантэя» – ведущий производитель кожгалантерейных изделий в области качества. Сортность продукции из года в год растет и составляет 94,4%. За высокие качественные показатели изделий награждена Почетной грамотой Госкомитета Республики Беларусь по стандартизации, метрологии и сертификации. С 1996 года на ОАО «Галантэя» функционировала комплексная система управления качеством продукции (КС УКП), на базе которой в 2002 году была разработана и внедрена система менеджмента качества в соответствии с требованиями СТБ ИСО 9001 – 2001.
ОАО
«Галантэя» является лауреатом конкурса
«100 лучших товаров Республики Беларусь
на рынках Российской Федерации». За стабильное
наращивание объемов экспорта признана
победителем конкурса «Лучшее предприятие-экспортер
концерна «Беллегпром». С предприятием
имеют постоянные клиентские связи
свыше 150 зарубежных покупателей, среди
которых фирмы оптовой и
2.4 Предложения по совершенствованию
системы управления
качеством продукции
на ОАО «Галантэя».
Планирование повышения качества продукции на предприятии ОАО «Галантэя» должно быть основано, прежде всего, на тщательном изучении текущего и перспективного спроса на его продукцию, анализе отзывов потребителей о продукции в эксплуатации, проработке договоров с заказчиками. Планы повышения качества должны учитывать также результаты сертификации продукции, прогрессивные требования действующих стандартов и технических условий, результаты научный исследований, патентные материалы, лицензии, данные научно-технической информации, требования потребителей.Предприятие ОАО "Галантэя" имеющее собственные научно-исследовательские подразделения, осуществляет не только текущее, но и перспективное планирование качества своей продукции, а также его прогнозирование. При этом источниками информации служат фактические показатели качества и эффективности продукции, нормативно-техническая документация, патенты, научные разработки и материалы экспертных оценок. В зависимости от временного периода, стоящих задач и типа продукции могут применяться различные методы прогнозирования: моделирование, экспертные оценки, математическая статистика, экстраполяция и др.
Планируемые задания и обязательства по повышению качества продукции на предприятии ОАО "Галантэя" должны быть согласованы с другими разделами планов предприятия, а также обеспечены необходимыми материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. Планируемые изменения себестоимости продукции, прибыли, рентабельности производства, численности работников, их заработной платы, суммы капитальных вложений и т.д., связанные с проведением мероприятий по повышению качества продукции, должны быть подтверждены соответствующими расчетами. Для того чтобы обеспечить предусмотренное в планах улучшение качества собственной продукции, ОАО "Галантэя" должны требовать от своих поставщиков соответствующего улучшения качества поставляемого сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, узлов, запасных частей и других компонентов конечной продукции. Необходимо также оказывать разнообразную помощь предприятиям-поставщикам по улучшению качества их продукции. Формы подобной помощи, а также расходы на ее оказание должны быть предметом планирования повышения качества на предприятии. В состав плана ОАО "Галантэя" по повышению качества продукции могут входить как отдельные показатели, так и целые комплексы мероприятий, направленных на улучшение качества. Основу плана повышения качества продукции на ОАО "Галантэя" составляет бережливое производство.
Бережливое производство - концепция менеджмента, основанная на неуклонном стремлении к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя. Целями бережливого производства являются:
сокращение трудозатрат,
сокращение сроков разработки новой продукции,
сокращение сроков создания продукции,
сокращение производственных и складских площадей,
гарантия поставки продукции заказчику,
максимальное качество при минимальной стоимости.
Концепция бережливого мышления и производства - это одно из модных направлений развития менеджмента, которое явилось еще одним каналом проникновения западных консультантов на российский рынок. Системное изложение этой концепции в русском переводе книги Вумека и Джонса "Бережливое производство" появилось на российских книжных прилавках только в 2004 году . Все дело в том, что эта концепция, как и множество других, наводнивших наш бизнес идей, таких, как "шесть сигм", "пять С", TQM (всеобщая система управления качеством), TPM (всеобщая система обеспечения деятельности производства), JIT (точно в срок), КАНБАН и других подобных, являются компонентами огромной цельной системы японского менеджмента Кайдзен (постоянные улучшения), основанной на идеях Деминга, Джурана, Фейгенбаума и их японских коллег Исикавы, Тагути и Сингу. Внимательное изучение других концепций, выдаваемых за новое последнее слово в построении эффективного менеджмента, изложенных во многих книгах, заполнивших отечественные прилавки, таких, как BSC (система сбалансированных показателей), ABC (учет, основанный на процессном подходе), BPR (реинжиниринг бизнес-процессов), Agile Manufacturing System (быстрореагирующая система производства), Synchronous Manufacturing System (система синхронного производства), оказываются менее эффективным воплощением тех же идей. То есть это всего лишь системы, облегчающие переход от централизованного жесткого управления бизнесом к бизнесу, основанному на вовлечении работников и превалировании горизонтальных подходов к управлению над вертикальными. С этой точки зрения и различные классические варианты MRP и ERP также обеспечивают поддержку уходящим в прошлое неэффективным концепциям бизнеса. На смену им приходят различные варианты представления Кайдзен, одним из важнейших компонентов которого является Lean Production.
В основе
концепции лежит оптимизация
процессов путем их ранжирования
по признакам, определяемым понятиями
Муда. Под этими понятиями
Все начинается с наведения порядка и наглядной демонстрации неудобств, вызванных большими запасами. Для этого необходимо внедрить концепцию 5С (S), чтобы каждый работающий смог понять и прочувствовать необходимость самоорганизации и исключения превышения некоторого разумного минимума.Параллельно необходимо провести огромную работу по делегированию полномочий и доведению стратегических целей от высшего уровня вплоть до рабочих, в соответствии с их квалификациями и способностями. Эта работа сочетается с постановкой маркетинга и выстраиванием цепочек внутренних потребителей и поставщиков, ориентированных на потребителей.Цепочки внутренних потребителей и поставщиков необходимо превратить в последовательности процессов. Это даст возможность сформировать потоки создания ценностей, как для внутренних, так и для внешних потребителей. Эти потоки нужно распространить на поставщиков, что позволит минимизировать дискретности и разовые объемы поставок с максимальным приближением их к реальным потребностям процессов. Фактически речь идет о подготовке к внедрению бережливого производства по всем предприятиям и сетям поставщиков. Превращение сетей поставок в потоки означает также непрерывность движения перерабатываемых в процессах ресурсов в ритме, задаваемом потребителями (еще одна модная концепция - Supply Chain Management) по принципу вытягивания. Таким образом, автоматически получается система "точно в срок". Все это приводит к созданию тотальной системы вовлечения работников в процессы создания ценностей в соответствии с целями предприятия.Следующие шаги по созданию бережливого производства осуществляются уже фактически с помощью и на основе тотальных инициатив по повышению качества и уменьшению издержек. Искусное направление этих инициатив в сторону поддержания непрерывного движения потока с помощью инфраструктуры (оборудования и оптимально планируемых помещений) приводит нас к технологии TPM (Total Productive Maintenance).
Информация о работе Управление качеством товара на предприятии