Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:02, реферат
Целью данной работы является раскрытие на основе теоретико-методологических подходов сущности аутсорсинга в финансовой сфере, выявление степени его использования и определения потенциальных возможностей его дальнейшего развития в деятельности российских субъектов хозяйствования финансовой сферы как эффективного экономического инструмента.
Введение……..……………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУТСОРСИНГА СФЕР ЭКОНОМИКИ
1.1 Аутсорсинг как стратегия развития бизнеса………………………………...
1.2 Методика выбора поставщика аутсорсинговых услуг……………………...
1.3 Развитие международных аутсорсинговых отношений…………………….
АУТСОРСИНГ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ
2.1 Финансовый аутсорсинг, как инструмент финансовой стратегии
2.2 Банковский аутсорсинг
3. ПЕРСПЕКТИВЫ АУТСОРСИНГА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БАНКЕ
Большие потенциальные преимущества приносит концентрация компании на ключевых компетенциях. Передача на аутсорсинг второстепенных функций и процессов позволяет сосредоточить внимание руководства на основном производстве привлекать наиболее квалифицированных специалистов, перенаправить на производство основной продукции инвестиционные ресурсы, применять к подрядчикам эффективные финансовые санкции (при невыполнении ими обязательств). Такие меры способствуют повышению качества продукции, росту ее конкурентоспособности и усилению рыночных позиций компании.6
Несмотря на явные выгоды аутсорсинга, необходимость его применения конкретной компанией требует тщательного технического и экономического обоснования, специфического для конкретной отрасти хозяйствования и компании. Однако прежде чем положительно оценить эти преимущества, необходимо рассмотреть, насколько весомыми являются основания для применения аутсорсинга (табл. 1.2).Очевидно, что аутсорсинг применяется в случае возникновения определенных проблем в деятельности компании, которым могут быть отнесены вопросы дальнейшего повышения эффективности интегрированной корпоративной структуры или увеличения акционерной стоимости.7
Таблица 1.2 – Основания для применения аутсорсинга
Основания для применения аутсорсинга: |
1. Неудовлетворительные
показатели деятельности
2. Высокая доля
непрофильных и избыточных 3. Низкая прозрачность деятельности компании 4. Изменение требований государственных органов 5. Изменение рыночных условий |
Так, по мнению Жданова А. Ю. определение и осознание предпосылок для применения механизма аутсорсинга позволяют сформулировать цели передачи функции сторонним исполнителям. С точки зрения реструктуризации компании целями аутсорсинга могут быть:
– повышение прибыльности и акционерной стоимости компании;
– снижение издержек производства;
– повышение инвестиционной привлекательности;
– повышение эффективности и качества выполнения работ по обслуживанию основного производства;
– стандартизация бизнес-процессов и повышение их прозрачности;
– оптимизация численности персонала компании;
– перераспределение рисков и ряд др.
Несмотря на то, что аутсорсинг несет с собой ряд неоспоримых преимуществ, необходимо отметить ограничения, способные негативно повлиять на потенциальную эффективность проекта реструктуризации компании. До начала выполнения технико-экономического обоснование рекомендуется провести анализ целей факторов, влияющих на решение о переводе функций на аутсорсинг (табл. 1.3). 8
Рудая И.Л. утверждает, что анализ практики использования и развития межфирменных взаимоотношений в различных сферах и направлениях деятельности российских и зарубежных организациях позволяет выделить несколько этапов развития базовой концепции аутсорсинга (табл. 1.4).9
Таблица 1.3 – Проверка намеченных целей аутсорсинга
Требования к целям аутсорсинга: |
1. Реальность
2. Достижимость 3. Измеримость 4. Определенность во времени |
Таблица 1.4 – Характеристика основных этапов развития базовой концепции аутсорсинга
Этапы развития базовой концепции | Степень интеграции процессов | Стратегическая направленность | Специализация и виды услуг |
Простой аутсорсинг | Низкая | Концентрация на основной деятельности. Снижение затрат. связанных с непрофильной деятельностью. Сокращение непрофильных активов. | Аутсорсинг вспомогательного производства. Аутсорсинг функций инфраструктуры: логистических функций (внешняя логистика); обслуживания IТ; бухгалтерского учета; систем безопасности, жизнеобеспечения офиса и.т.д. |
Реструктуризационный аутсорсинг | Высокая | Концентрация на основной деятельности. Реструктуризация. Снижение постоянных затрат. | Аутсорсинг вспомогательного производства и промышленный сервис. Производственный аутсорсинг. |
Аутсорсинг бизнес-процессов | В зависимости от характера и степени интеграции процессов: от низкой до высокой | Концентрация на основной деятельности. Реинжиниринг и сокращение уровней управления. Снижение затрат на управление. Внедрение IТ, переход к стандартным процессам управления на основе IТ. | Аутсорсинг
вспомогательных бизнес- |
Трансформационный аутсорсинг | Очень высокая | Создание стратегических альянсов. Диверсификация. Поддержка стратегий онновационного развития. Реорганизация и выход на е-рынки. Реализация модели В2В. | Аутсорсинг основных и инфраструктурных процессов. |
Источник: Рудая И.Л. Методология управления в экономических системах на основе аутсорсинга // Автореферат на соискание ученой степени доктора экономических наук. – 2009 г.
Отсутствие общепринятой классификации форм и видов аутсорсинга является препятствием на пути совершенствования правового и организационно-экономического механизма реализации данной методологии управления. Форма аутсорсинга определяет специфическую форму и условия организации совместной деятельности заказчика и исполнителя. Обобщение данных работ Рудой И.Л. и Жданова А.Ю., позволило сформировать следующие определяющие формы аутсорсинга (рис. 1).
Аутсорсинг | |||||||||||
По степени координации и контроля деятельности исполнителя | По степени разделения ответственности и рисков | ||||||||||
Внешний | Внутренний | Полный | Частичный | ||||||||
Использование услуг внешней организации | Перераспределение функций внутри бизнес-системы | Передача функций или бизнес-процессов целиком, с возложением на аутсорсера полной ответственности за их выполнение | Передача аутсорсеру части взаимосвязанных функций или бизнес-процессов заказчика (разделение ответственности и рисков) | ||||||||
Централизация функций в аппарате управления | Создание отдельного филиала компании | ||||||||||
100% дочернее общество | Независимая организация, созданная на базе активов компании | Стороннняя специализированная компания | |||||||||
Рисунок 1 – Классификация видов аутсорсинга
Источник: Составлено авторами, используя материалы Рудой И.Л. и Жданова А.Ю.
В работе Жданова А.Ю. приводится мнение Гольцовой Т. А. о том, что внутрикорпоративный аутсорсинг предусматривает централизацию функций (или отдельных элементов) в одном из подразделений холдинга: головной или иной компании интегрированной корпоративной структуры, дочернем обществе, в том числе в управляющей компании корпорации. При этом участники корпорации перестают выполнять эту функцию, или её выполняют лишь отдельные элементы структуры. 10
Жданов А.Ю. добавляет, что внутренний аутсорсинг наиболее эффективен в отношении вспомогательных, обеспечивающих основное производство функций, которые невозможно или нецелесообразно выделять в самостоятельный бизнес. В российских корпорациях наибольшее распространение получила передача на основании договора функций единоличного исполнительного органа акционерного общества отдельной специальной управляющей компании, которая является дочерним обществом головной компании холдинга. Такая передача осуществляется ведущими компаниями или всеми участниками интеграции. Внутренний аутсорсинг позволяет не только повысить эффективность реализации централизованных функций, но и сохранить жесткий контроль над деятельностью участников интеграции, а также решить ряд внутрикорпоративных политических проблем.11
Внутренний аутсорсинг прост в исполнении и в реализации контроля, требует незначительных финансовых затрат. Однако он считается менее эффективным в сравнении с внешним аутсорсингом. В России внешний аутсорсинг применяется лишь в ограниченных масштабах, поскольку он ассоциируется с высокими рисками, такими как уход квалифицированного персонала, потеря управляемости компанией, утечка конфиденциальной информации. Такая форма трансформации эффективна тогда, когда имеется возможность оказания услуг сторонним заказчикам и формирования самостоятельной бизнес-единицы.
Так же в работе Жданова А.Ю. приводится мнение Гохана П.А., который в свою очередь утверждает, что внешний аутсорсинг позволяет компании получать добавочную прибыль, повышать качестве оказания конкретной услуги. К его недостаткам относятся сложность и высокая стоимость мероприятий, риски снижения качества предоставляемой услуги и потери квалифицированного персонала (табл. 1.5).
Выбор вариантов внешнего аутсорсинга определяется степенью готовности компании и персонала к работе в рыночных условиях, наличием и величиной внешнего спроса на выделяемые услуги, степенью зависимости основной деятельности компании от передаваемой исполнителям функции, наличием стороннего специализированного предприятия, готового и способного выполнить заказ с должным качеством, личными интересами акционеров компании.
Таблица 1.5 – Оценка вариантов внешнего аутсорсинга
Форма реализации | Преимущества | Недостатки |
Дочернее общество | Сохранение контроля над уникальными видами работ. Снижение риска увеличения стоимости и потери качества. Низкий риск банкротства выделенного предприятия. Снижение социальной напряженности. Возможность поддержки со стороны компании. | Возрастает нагрузка на руководство и персонал компании. |
Независимая организация, созданная на базе активов компании | Получение дополнительной прибыли. Высвобождение ресурсов компании для их концентрации на приоритетных направлениях развития | Риск увеличения стоимости работ и снижения качества. Риск потери управляемости процессом. Сложность и высокая стоимость. |
Сторонняя специализированная компания | Низкие затраты на реализацию. Простота исполнения. Полное высвобождение ресурсов компании. Аутсорсер может иметь большой опыт работы на специализированном рынке | Риск потери управляемости процессом. Риск утечки конфиденциальной информации. |
Источник:
Гохан П.А. Слияние, поглощение и
реструктуризация компаний / Пер. с
англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
По мнению Жданова А.Ю. принятие решения о передаче функций на аутсорсинг и выбор его вида являются первым шагом реструктуризации интегрированной корпоративной структуры. На втором этапе необходимо разработать механизмы взаимодействия компании с аутсорсерами и программу проведения реструктуризации.12
В соответствии с предложенным подходом, вид аутсорсинга может быть определен в соответствии с теми конкретными видами деятельности и услугами, в которых специализируется аутсорсер (рис. 2).
Рисунок 2 – Классификация видов услуг аутсорсинга
Источник:
Рудая И.Л. Методология управления в экономических
системах на основе аутсорсинга // Автореферат
на соискание ученой степени доктора экономических
наук. – 2009 г.